Разработка урока астрономии " Планеты земной группы"
методическая разработка по астрономии (11 класс)
Данная работа содержит технологическую карту урока по астрономии с приложениями по теме: " Планеты земной группы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок астрономии по теме "Планенты земной группы" | 292.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Название методической разработки: Технологическая карта к уроку астрономии
Автор разработки: Витько Наталья Петровна Общая часть | ||||||||||
Предмет | Класс | Тема урока | ||||||||
Астрономия | 11 | Планеты земной группы | ||||||||
Используемый учебник | ||||||||||
Название | Класс | Авторы | ||||||||
Астрономия | 11 | Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. | ||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
Научатся:
| Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
| ||||||||
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) | |||||||||
Компьютер, проектор, экран. | Презентация «Планеты земной группы» https://docs.google.com/presentation/d/1WxtnruTycoQP371nQiSzkmZhtb27324CmxZ0Qn5cZmI/edit?usp=sharing | |||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||
Этап урока | Образовательные задачи (планируемые результаты) | Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | длит. этапа (мин) | |||||
| Создание условий для осознанного восприятия нового материала. | Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку астрономии | Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | 1 мин | ||||||
2. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание. | Включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне. Формулирование темы и цели урока. | Слайд №1 презентации к уроку астрономии «Планеты земной группы» | Читает стихотворение Тверитиновой Татьяны Юрьевны о планетах. Приложение 1 | Объясняют какие эмоции вызвали эти стихи Озвучивают тему и цель урока. | 2 мин | |||||
| Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | Слайды №2, №3 презентации к уроку астрономии «Планеты земной группы» | Организует проверку выполнения домашнего задания в форме «Интеллектуальной разминки». Обсуждает с учащимися ранее изученное | Готовят ответы на вопросы «Интеллектуальной разминки». Представители групп дают ответы (по карточкам-заданиям с набором вопросов). Приложение 2. | 4 мин | |||||
Постановка учебной задачи. | Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»). | Учебник «Астрономия-11» Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Стр. 241- 245. | Делает акцент на основных моментах. | Высказываются о внешнем виде планет земной группы. | 3 мин | |||||
«Открытие нового знания» | Самостоятельное изучение новых знаний и способов действий. | Слайды №4- №18 презентации к уроку астрономии «Планеты земной группы» | Знакомит с фотографиями планет. Формулирует задание. | Выполняют задания в группах. Изучают самостоятельно §18 . Выделяют главное. Высказываются, делятся мнением. | 10 мин | |||||
Первичное осмысление и закрепление | Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. | Контролирует выполнение работы. | Выполняют задание «Закончи предложение» Приложение 3 | 2 мин | ||||||
Практическая работа | Применение знаний и способов действий. | Учебник «Астрономия-11» Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Стр.98 , 217, 219. | Организует практическую работу | Находят сведения о планетах. Заполняют таблицу. Приложение 4 | 10 мин | |||||
Самоанализ и самоконтроль | Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | Слайды №4- №18 презентации к уроку астрономии «Планеты земной группы» | Подведение учеников к самопроверке | Самопроверка по вопросам теста Приложение 5 | 5 мин | |||||
Рефлексия. | Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Подводит итоги урока | Осуществляют самооценку работы групп, используя лист оценивания. | 3 мин | ||||||
Задание на дом: §18. | Включение новых знаний в систему изученного материала. | Информирует учащихся о домашнем задании Приложение 6 | Записывают домашнее задание, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить. | 2 мин |
Приложение 1
На небе есть звёзды, но странные очень.
Гуляют по небу они между прочих
Других, настоящих, мерцающих звёзд.
И звёзды ль они? — Нас волнует вопрос.
По небу блуждающий странник-звезда —
Совсем не звезда, а планета она!
Планеты, в отличье от звёзд, холодны —
Не светят, лишь свет отражают, увы!
И свет этот ярок, но разных оттенков.
Они отличаются чем-то, наверно.
Различны поверхности — вот в чём секрет.
Изучим планеты — поищем ответ. Тверитинова Т.Ю.
Приложение 2
Вопросы «Интеллектуальной разминки» на этапе актуализации знаний.
Карточка-задание №1. (Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономии. - М.: Дрофа, 2017. - Стр.)
1. Каков возраст планет Солнечной системы?
2. Какие процессы происходили в ходе формирования планет?
3. Почему в тропосфере Земли температура с увеличением высоты падает?
4. Почему при ясной погоде ночью происходит наиболее сильное похолодание?
Карточка-задание №2.
1. Видны ли с Луны те же созвездия (видны ли они так же), что и с Земли?
2. Назовите основные формы рельефа Луны.
3. Каковы физические условия на поверхности Луны? Чем и по каким причинам они отличаются от земных?
4. В чем специфика астрономии (по объектам и методам исследования) по сравнению с другими науками о природе?
Карточка-задание №3.
1. Какова роль наблюдений в астрономии? С помощью каких инструментов они выполняются?
2. Почему современная астрономия является всеволновой?
3. Зачем нужен телескоп при наблюдении Луны, звезд и планет?
4. Какие мифы и легенды, связанные с названиями планет вам известны?
Приложение 3
Вставьте пропущенные слова (по группам):
IV. Характеристики атмосфер планет
земной группы
IV. Характеристики атмосфер планет
земной группы
- ……… — ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
Повернута к Солнцу одной стороной,
С другой — страшный холод и мертвый покой.
В честь бога торговли имеет названье,
Да нет атмосферы — вот наказанье!
Поверхность избили метеориты,
И жизни там нет — все были убиты!
_________________________________
- …….прекрасна! За тонкой вуалью
Богиню любви различите едва ли!
Закрыта она пеленой облаков.
А что же под ними? Климат каков?
Климат имеет огромный дефект.
Причиной тому парниковый эффект.
Газ ядовит в атмосфере …….
Дышать невозможно! Жарища без меры!
Солнца не видно сквозь облака.
Жизнь невозможна! Но, может, пока?
Мерцает по курсу ракеты Земля!
На ней мы живем. И, как видно, не зря!
__________________________________
- …….красноватый на Землю глядит,
Многих смущает его внешний вид.
Имя имеет в честь бога войны,
И охранять его вроде должны
……. и …… (как ужас и страх).
Эти названья у всех на устах.
Спутники это родные его —
Камни большие и только всего!
В здешних «морях» нет ни капли воды.
Может, помогут полярные льды?
Шапки полярные есть изо льда,
Только из них не струится вода.
Лед это, видно, совсем не простой.
Нет в нем воды, говорят, лед сухой.
«Каналы» на ……. — пропасти, рвы.
Если упасть, не сносить головы!
Может, то русло высохших рек?
Вряд ли их создал простой человек!
Приложение 4
Используя параграф учебника № 18 , приложение IV и VI на стр. 217 - 219 заполните таблицу:
Меркурий | Земля | Венера | Марс | |
| ||||
2. Суточные колебания температур на поверхности: | ||||
| ||||
4. Расстояние до Солнца: |
Дайте ответ на вопросы по группам:
- Определите схожесть и различие состава.
- Объясните, в чём причина существующих различий.
- Объясните особенности температурного режима.
- Дайте общую характеристику физическим условиям на планетах.
Важнейшие события
в астрономии
Важнейшие события
в астрономии
В приложении Важнейшие события
в астрономии
Важнейшие события
в астрономии
Приложение 5
Тест для самопроверки:
Задание 1
Вопрос: Укажите планеты, относящиеся к земной группе
Выберите несколько из 8 вариантов ответа:
1) Марс
2) Меркурий
3) Сатурн
4) Нептун
5) Уран
6) Земля
7) Юпитер
8) Венера
Задание 2
Вопрос: На рисунке изображена планета
Изображение:
Составьте слово из букв:
РМСА - __________________________________________
Задание 3
Вопрос: Как называется высочайшая гора Солнечной системы?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Олимп
2) горы Максвелла
3) Борозды Пантеон
4) Эверест
Задание 4
Вопрос: Каково общее количество всех спутников планет земной группы?
Запишите число:
___________________________
Задание 5
Вопрос: Укажите какая (-ие) планета (-ы) вращается (-ются) ретроградно.
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ Марс
__ Венера
__ Земля
__ Меркурий
Задание 6
Вопрос: Сопоставьте планету с её описанием
Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
1) Меркурий
2) Венера
3) Земля
4) Марс
__ первая планета от Солнца и самая маленькая по размерам планета в Солнечной системе.
__ четвёртая планета от Солнца.
__ планета, на которой обнаружена жизнь.
__ планета, на которой есть лед.
__ атмосфера состоит из сернистого газа и капель серной кислоты.
Задание 7
Вопрос: Какие физические характеристики планеты необходимо знать, чтобы вычислить её среднюю плотность?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Ускорение свободного падения вблизи её поверхности
2) Значение атмосферного давления
3) Радиус
4) Массу
Задание 8
Вопрос: Какая планета земной группы обладает самым слабым магнитным полем?
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание 9
Вопрос: Укажите планеты земной группы в порядке удаления их от Солнца.
Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
__ Марс
__ Меркурий
__ Земля
__ Венера
Задание 10
Вопрос: Укажите, какие элементы строения планет характерны для планет земной группы
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Ядро
2) Кора
3) Силикатная мантия
4) Атмосфера
Приложение 6
Домашнее задание :
1. Повторить материал параграфа №18.
2. В приложении VII - VIII к учебнику найти важнейшие события касающиеся исследования планет земной группы.
3. Подготовить сообщение на тему: « Исследование поверхности Венеры и Марса»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Солнечная система. Планеты земной группы».
Данная разработка урока составлена с помощью программы MicrosoftPowerPoint, которая позволяет провести урок с богатым набором иллюстративного материала, что необходимо для учащихся средней школы...
Презентация на тему: "Планеты земной группы" к открытому уроку :"Планеты земной группы".
Урок способствует хорошей подготовке учащихся к олимпиаде по астрономии и расширению знаний по астрономии....
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты - гиганты и маленький Плутон.Природоведение 5 класс (к учебнику А.А.Плешакова.Н.И.Сонина).
Уроки по теме: " Соседи Солнца" ( Планеты земной группы и Планеты гиганты и маленький Плутон).Тест: "Соседи Солнца"Презентация к урокам: "Соседи Солнца"...
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты - гиганты.Природоведение 5 класс (к учебнику А.А.Плешакова.Н.И.Сонина). Тест
Тест к урокам по природоведению "Соседи Солнца"...
урок по биологии «Солнечная система. Планеты земной группы»
урок по биологии «Солнечная система. Планеты земной группы»...
ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ (МЕРКУРИЙ, ВЕНЕРА)
Презентация для урока природоведения в 5 классе....
ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ (ЗЕМЛЯ, МАРС)
Презентация по природоведению в 5 классе...