Рабочая программа
рабочая программа по астрономии (10 класс)

Рабочая программа по астрономии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_astronomii.docx51.58 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:

1.  Федеральный Закон «Об образовании»№273-ФЗ от 29.12.2012 г(п.2 ст 28, п.3 ст 28, п.6 ст 28, п.9 ст.2) «Об образовании в Российской Федерации);

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденный  приказом Министерства образования Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897)

3. Приказ Минобрнауки №15 от 26.01.2017 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования (с изменениями 2017);

4. Основной образовательной программы основного общего образования  МБОУ «Ябоганская  СОШ»,

5.   Положения о рабочей программе МБОУ «Ябоганская СОШ».

6.   Учебного   плана МБОУ «Ябоганская СОШ» на 2019- 2020 учебный год.

Программа для 10 класса разработана на основе авторской программы В.М. Чаругина «Астрономия. Методическое пособие 10-11 классы. Базовый уровень: учеб пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017. — 32 с. — (Сферы 1-11). — ISBN 978-5-09-053966-1.  Примерная программа по учебному предмету  - Астрономия. Методическое пособие10–11классы. Базовый уровень: учебное пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М. : Просвещение, 2017..

Предмет «Астрономия» относится к предметной области «Естественно-научные предметы».  Реализуется за счет часов учебного плана, составляющих обязательную часть. Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

Изучение астрономии в 10 классе на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

− осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формирования естественнонаучной картины мира;

− приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

− овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

− развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

− формирование научного мировоззрения;

− формирование навыков использования естественнонаучных и физико-математических знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Задача астрономии, как и любого естественнонаучного предмета, изучаемого в основной школе или на базовом уровне в старшей школе, – формирование естественнонаучной грамотности. Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, а также его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, это не синоним естественнонаучных знаний и умений, а знания и умения – в действии, и не просто в действии, а в действии применительно к реальным задачам. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

− научно объяснять явления;

− понимать основные особенности естественнонаучного исследования;

− интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Учебно-методический комплект

1.  В.М. Астрономия 10-11 класс (базовый уровень), М. Просвещение, 2017.

2. http://www.astronet.ru/ астрономические новости  и лучшие научные статьи;

3. / www.sai.msu.su/toplOO/ сведения об астрономических сайтах ;

4. http://citadel.pioner-samara.ru/distance/3.html  инфомация о планетах Солнечной Системы, звездах, Галактике;

5. (http://antwrp.gsfc.nasa.gov/ apod/astropix.html)   — лучшие астрономические иллюстрации на разные темы;

6. (http://fargalaxy.al.ru/)  — мир астрономии.

Требования к уровню подготовки учащихся

знать/понимать:

-  смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

- смысл физического закона Хаббла;

- основные этапы освоения космического пространства;

-  гипотезы происхождения Солнечной системы;

-  основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь

- приводить примеры: роли астрономии в раз­витии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

-  описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера

-  характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

-  находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

-  использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

-  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Содержание курса астрономии

Введение(1ч)

Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется. Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.

Астрометрия(5ч)

Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение. Небесные координаты. Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат. Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике.

Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений. Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования Юлианский и григорианский календари.

Небесная механика(3ч)

Представления о строении Солнечной системы в античные времена ив средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек.

Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.1Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов.

Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.

Строение солнечной системы(7ч)

Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы.

Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли.

Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса.

Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов.

Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов.

Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.

Астрофизика и звездная астрономия(7ч)

Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.

Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу.

Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца.

Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звёзд и её физические основы. Диаграмма «спектральный класс» — светимость звёзд, связь между массой и светимостью звёзд.

Строение звезды главной последовательности. Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов.

Строение звёзд белых карликов и предел на их массу — предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры.

Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды — маяки во Вселенной, по которым определяют расстояния до далёких скоплений и галактик.

Новые и сверхновые звёзды Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика

с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышка сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции — взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд. Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной

последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная эволюция мало массивных звёзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции

звёзд.

Млечный Путь(3ч)

Как образуются отражательные туманности. Почему светятся диффузные туманности

Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике.

Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры.

Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд.

Галактики (3ч)

Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них.

Вращение галактик и тёмная материя в них.

Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактики активностью чёрных дыр в них.

Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик.

Строение и эволюция Вселенной(2ч)

Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней.

Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения. Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции

Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной.

Современные проблемы астрономии(2ч)

Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного отталкивания.

Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них.

Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высоко развитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

Введение. (9ч)

Введение в астрономию.

07.09

Астрометрия (5)

Звёздное небо.

14.09

Небесные координаты.

21.09

Видимое движение планет и Солнца.

28.09

Движение Луны и затмения.

05.10

Время и календарь.

12.10

Небесная механика(3ч)

Система мира.

19.10

Законы Кеплера движения планет.

26.10

Космические скорости и межпланетные перелёты.

09.11

Строение солнечной системы (7ч)

Современные представления о строении и составе Солнечной системы.

16.11

Планета Земля.

23.11

Луна и её влияние на Землю.

30.11

Планеты земной группы.

07.12

Планеты-гиганты. Планеты-карлики.

14.12

Малые тела Солнечной системы.

21.12

Современные представления о происхождении Солнечной системы.

28.12

Астрофизика и звёздная астрономия (7ч)

Методы астрофизических исследований.

18.01

Солнце.

25.01

Внутреннее строение и источник энергии Солнца.

01.02

Основные характеристики и внутреннее строение звёзд.

08.02

Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды.

15.02

Новые и сверхновые Звёзды.

22.02

Эволюция звёзд.

29.02

Млечный путь (3ч)

Газ и пыль в Галактике.

07.03

Рассеянные и шаровые звёздные скопления.

14.03

Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути.

21.03

Галактики(3ч)

Классификация Галактик.

04.04

Активные галактики и квазары.

11.04

Скопления галактик.

18.04

Строение и эволюция Вселенной (2ч)

Конечность и бесконечность Вселенной. Модель «горячей Вселенной».

25.04

Модель «горячей Вселенной».

02.05

Современные проблемы астрономии (3ч)

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия

09.05

Обнаружение планет возле других звёзд.  

16.05

Поиск жизни и разума во Вселенной.

23.05

Урок- конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

30.05

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Ишминой А.Г.
по астрономии  в 10 классе

на 2019- 2020  уч. год

№ урока по тематическому планированию

Причина корректировки

До корректировки

Способ корректировки

После корректировки

       Тема

Кол-во часов

      Тема

Кол-во часов

№ урока

Раздел

Тема урока

Количество часов

Практическая часть

Дата проведения урока

по плану

по факту

Глава I.  Введение в астрономию

2ч.

1/1

Что изучает Астрономия

1

11.01

2/2

Наблюдения – основа астрономии

1

18.01

Глава 2. Астрометрия

3/1

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты

25.01

4/2

Видимое движение звезд на различных географических широтах

1

1.02

5/3

Годичное движение Солнца. Эклиптика

1

8.02

6/4

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны

1

15.02

7/5

Время и календарь

1

22.02

Глава 3. Строение солнечной системы

8/1

Развитие представлений о строении мира

1

1.03

9/2

Конфигурации планет. Синодический период

1

8.03

Глава 4. Законы движения небесных тел

10/1

Законы движения планет Солнечной системы

1

15.03

11/2

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

1

22.03

12/3

Практическая работа с планом Солнечной системы

1

5.04

13/4

Открытие и применение закона всемирного тяготения

1

12.04

14/5

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе

1

19.04

Глава 5. Природа тел Солнечной системы

15/1

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

1

26.04

16/2

Земля и Луна — двойная планета

1

3.05

17/3

Две группы планет

1

10.05

18/4

Природа планет земной группы

1

17.05

19/5

Урок-дискуссия «Парниковый эффект — польза или вред?»

1

24.05

11 класс (1полугодие) 2018-2019 учебный год.

20/6

Планеты-гиганты, их спутники и кольца

1

8.09.18

21/7

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы)

1

15.09

22/8

Метеоры, болиды, метеориты

1

22.09

Глава 6. Солнце и звезды

23/1

Солнце, состав и внутреннее строение

1

29.09

24/2

Солнечная активность и ее влияние на Землю

1

6.10

25/3

Физическая природа звезд

1

13.10

26/4

Переменные и нестационарные звезды

1

20.10

27/5

Эволюция звезд

1

27.10

28/6

Проверочная работа

1

10.11

Глава 7. Наша Галактика – Млечный Путь

29/1

Наша Галактика

1

17.11

Глава 8.  Строение и эволюция Вселенной

30/1

Другие звездные системы — галактики

1

24.11

31/2

Космология начала ХХ в.

1

1.12

32/3

Основы современной космологии

1

8.12

Глава 9. Жизнь и разум во Вселенной

33/1

Есть ли разум во Вселенной?

1

15.12

34/2

Урок- конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

1

22.12

35

Резерв

29.12

ИТОГО:

35

Повторение курса астрономии

36/1

Решение задач. Небесные координаты. Звездные карты

1

19.01.19

37/2

Видимое движение звезд на различных географических широтах

1

26.01.19

38/3

Годичное движение Солнца. Эклиптика

1

2.02

39/4

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны

1

9.02

40/5

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

1

16.02

41/6

Конфигурации планет. Синодический период

1

2.03

42/7

Законы движения планет Солнечной системы

1

9.03

43/8

Решение  задач на закон всемирного тяготения

1

16.03

44/9

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

1

23.03

45/10

Природа планет земной группы

1

1

1

1

1

1

19/5

Урок-дискуссия «Парниковый эффект — польза или вред?»

1

24.05

20/6

Планеты-гиганты, их спутники и кольца

1

8.09.18

21/7

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы)

1

15.09

22/8

Метеоры, болиды, метеориты

1

22.09

23/1

Солнце, состав и внутреннее строение

1

29.09

24/2

Солнечная активность и ее влияние на Землю

1

6.10

25/3

Физическая природа звезд

1

13.10

26/4

Переменные и нестационарные звезды

1

20.10

27/5

Эволюция звезд

1

27.10

28/6

Проверочная работа

1

10.11

Глава 7. Наша Галактика – Млечный Путь

29/1

Наша Галактика

1

17.11

Глава 8.  Строение и эволюция Вселенной

30/1

Другие звездные системы — галактики

1

24.11

31/2

Космология начала ХХ в.

1

1.12

32/3

Основы современной космологии

1

8.12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...