Рабочая программа
рабочая программа по астрономии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:
1. Федеральный Закон «Об образовании»№273-ФЗ от 29.12.2012 г(п.2 ст 28, п.3 ст 28, п.6 ст 28, п.9 ст.2) «Об образовании в Российской Федерации);
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897)
3. Приказ Минобрнауки №15 от 26.01.2017 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования (с изменениями 2017);
4. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Ябоганская СОШ»,
5. Положения о рабочей программе МБОУ «Ябоганская СОШ».
6. Учебного плана МБОУ «Ябоганская СОШ» на 2019- 2020 учебный год.
Программа для 10 класса разработана на основе авторской программы В.М. Чаругина «Астрономия. Методическое пособие 10-11 классы. Базовый уровень: учеб пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017. — 32 с. — (Сферы 1-11). — ISBN 978-5-09-053966-1. Примерная программа по учебному предмету - Астрономия. Методическое пособие10–11классы. Базовый уровень: учебное пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М. : Просвещение, 2017..
Предмет «Астрономия» относится к предметной области «Естественно-научные предметы». Реализуется за счет часов учебного плана, составляющих обязательную часть. Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Изучение астрономии в 10 классе на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
− осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формирования естественнонаучной картины мира;
− приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
− овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
− развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
− формирование научного мировоззрения;
− формирование навыков использования естественнонаучных и физико-математических знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Задача астрономии, как и любого естественнонаучного предмета, изучаемого в основной школе или на базовом уровне в старшей школе, – формирование естественнонаучной грамотности. Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, а также его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, это не синоним естественнонаучных знаний и умений, а знания и умения – в действии, и не просто в действии, а в действии применительно к реальным задачам. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
− научно объяснять явления;
− понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
− интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Учебно-методический комплект
1. В.М. Астрономия 10-11 класс (базовый уровень), М. Просвещение, 2017.
2. http://www.astronet.ru/ астрономические новости и лучшие научные статьи;
3. / www.sai.msu.su/toplOO/ сведения об астрономических сайтах ;
4. http://citadel.pioner-samara.ru/distance/3.html инфомация о планетах Солнечной Системы, звездах, Галактике;
5. (http://antwrp.gsfc.nasa.gov/ apod/astropix.html) — лучшие астрономические иллюстрации на разные темы;
6. (http://fargalaxy.al.ru/) — мир астрономии.
Требования к уровню подготовки учащихся
знать/понимать:
- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
- смысл физического закона Хаббла;
- основные этапы освоения космического пространства;
- гипотезы происхождения Солнечной системы;
- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь
- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера
- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Содержание курса астрономии
Введение(1ч)
Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется. Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.
Астрометрия(5ч)
Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение. Небесные координаты. Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат. Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике.
Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений. Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования Юлианский и григорианский календари.
Небесная механика(3ч)
Представления о строении Солнечной системы в античные времена ив средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек.
Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.1Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов.
Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.
Строение солнечной системы(7ч)
Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы.
Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли.
Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса.
Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов.
Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов.
Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.
Астрофизика и звездная астрономия(7ч)
Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.
Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу.
Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца.
Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звёзд и её физические основы. Диаграмма «спектральный класс» — светимость звёзд, связь между массой и светимостью звёзд.
Строение звезды главной последовательности. Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов.
Строение звёзд белых карликов и предел на их массу — предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры.
Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды — маяки во Вселенной, по которым определяют расстояния до далёких скоплений и галактик.
Новые и сверхновые звёзды Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика
с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышка сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции — взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд. Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной
последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная эволюция мало массивных звёзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции
звёзд.
Млечный Путь(3ч)
Как образуются отражательные туманности. Почему светятся диффузные туманности
Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике.
Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры.
Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд.
Галактики (3ч)
Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них.
Вращение галактик и тёмная материя в них.
Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактики активностью чёрных дыр в них.
Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик.
Строение и эволюция Вселенной(2ч)
Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней.
Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения. Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции
Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной.
Современные проблемы астрономии(2ч)
Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного отталкивания.
Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них.
Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высоко развитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
Введение. (9ч) | |||
Введение в астрономию. | 07.09 | ||
Астрометрия (5) | |||
Звёздное небо. | 14.09 | ||
Небесные координаты. | 21.09 | ||
Видимое движение планет и Солнца. | 28.09 | ||
Движение Луны и затмения. | 05.10 | ||
Время и календарь. | 12.10 | ||
Небесная механика(3ч) | |||
Система мира. | 19.10 | ||
Законы Кеплера движения планет. | 26.10 | ||
Космические скорости и межпланетные перелёты. | 09.11 | ||
Строение солнечной системы (7ч) | |||
Современные представления о строении и составе Солнечной системы. | 16.11 | ||
Планета Земля. | 23.11 | ||
Луна и её влияние на Землю. | 30.11 | ||
Планеты земной группы. | 07.12 | ||
Планеты-гиганты. Планеты-карлики. | 14.12 | ||
Малые тела Солнечной системы. | 21.12 | ||
Современные представления о происхождении Солнечной системы. | 28.12 | ||
Астрофизика и звёздная астрономия (7ч) | |||
Методы астрофизических исследований. | 18.01 | ||
Солнце. | 25.01 | ||
Внутреннее строение и источник энергии Солнца. | 01.02 | ||
Основные характеристики и внутреннее строение звёзд. | 08.02 | ||
Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды. | 15.02 | ||
Новые и сверхновые Звёзды. | 22.02 | ||
Эволюция звёзд. | 29.02 | ||
Млечный путь (3ч) | |||
Газ и пыль в Галактике. | 07.03 | ||
Рассеянные и шаровые звёздные скопления. | 14.03 | ||
Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути. | 21.03 | ||
Галактики(3ч) | |||
Классификация Галактик. | 04.04 | ||
Активные галактики и квазары. | 11.04 | ||
Скопления галактик. | 18.04 | ||
Строение и эволюция Вселенной (2ч) | |||
Конечность и бесконечность Вселенной. Модель «горячей Вселенной». | 25.04 | ||
Модель «горячей Вселенной». | 02.05 | ||
Современные проблемы астрономии (3ч) | |||
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия | 09.05 | ||
Обнаружение планет возле других звёзд. | 16.05 | ||
Поиск жизни и разума во Вселенной. | 23.05 | ||
Урок- конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» | 30.05 |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Ишминой А.Г.
по астрономии в 10 классе
на 2019- 2020 уч. год
№ урока по тематическому планированию | Причина корректировки | До корректировки | Способ корректировки | После корректировки | ||
Тема | Кол-во часов | Тема | Кол-во часов | |||
№ урока | Раздел Тема урока | Количество часов | Практическая часть | Дата проведения урока | |
по плану | по факту | ||||
Глава I. Введение в астрономию | 2ч. | ||||
1/1 | Что изучает Астрономия | 1 | 11.01 | ||
2/2 | Наблюдения – основа астрономии | 1 | 18.01 | ||
Глава 2. Астрометрия | 5ч | ||||
3/1 | Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты | 25.01 | |||
4/2 | Видимое движение звезд на различных географических широтах | 1 | 1.02 | ||
5/3 | Годичное движение Солнца. Эклиптика | 1 | 8.02 | ||
6/4 | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны | 1 | 15.02 | ||
7/5 | Время и календарь | 1 | 22.02 | ||
Глава 3. Строение солнечной системы | 2ч | ||||
8/1 | Развитие представлений о строении мира | 1 | 1.03 | ||
9/2 | Конфигурации планет. Синодический период | 1 | 8.03 | ||
Глава 4. Законы движения небесных тел | 5ч | ||||
10/1 | Законы движения планет Солнечной системы | 1 | 15.03 | ||
11/2 | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | 1 | 22.03 | ||
12/3 | Практическая работа с планом Солнечной системы | 1 | 5.04 | ||
13/4 | Открытие и применение закона всемирного тяготения | 1 | 12.04 | ||
14/5 | Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе | 1 | 19.04 | ||
Глава 5. Природа тел Солнечной системы | 8ч | ||||
15/1 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | 1 | 26.04 | ||
16/2 | Земля и Луна — двойная планета | 1 | 3.05 | ||
17/3 | Две группы планет | 1 | 10.05 | ||
18/4 | Природа планет земной группы | 1 | 17.05 | ||
19/5 | Урок-дискуссия «Парниковый эффект — польза или вред?» | 1 | 24.05 | ||
11 класс (1полугодие) 2018-2019 учебный год. | |||||
20/6 | Планеты-гиганты, их спутники и кольца | 1 | 8.09.18 | ||
21/7 | Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы) | 1 | 15.09 | ||
22/8 | Метеоры, болиды, метеориты | 1 | 22.09 | ||
Глава 6. Солнце и звезды | 6ч | ||||
23/1 | Солнце, состав и внутреннее строение | 1 | 29.09 | ||
24/2 | Солнечная активность и ее влияние на Землю | 1 | 6.10 | ||
25/3 | Физическая природа звезд | 1 | 13.10 | ||
26/4 | Переменные и нестационарные звезды | 1 | 20.10 | ||
27/5 | Эволюция звезд | 1 | 27.10 | ||
28/6 | Проверочная работа | 1 | 10.11 | ||
Глава 7. Наша Галактика – Млечный Путь | 1ч | ||||
29/1 | Наша Галактика | 1 | 17.11 | ||
Глава 8. Строение и эволюция Вселенной | 3ч | ||||
30/1 | Другие звездные системы — галактики | 1 | 24.11 | ||
31/2 | Космология начала ХХ в. | 1 | 1.12 | ||
32/3 | Основы современной космологии | 1 | 8.12 | ||
Глава 9. Жизнь и разум во Вселенной | 2ч | ||||
33/1 | Есть ли разум во Вселенной? | 1 | 15.12 | ||
34/2 | Урок- конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» | 1 | 22.12 | ||
35 | Резерв | 1ч | 29.12 | ||
ИТОГО: | 35 |
Повторение курса астрономии
36/1 | Решение задач. Небесные координаты. Звездные карты | 1 | 19.01.19 | ||||||||
37/2 | Видимое движение звезд на различных географических широтах | 1 | 26.01.19 | ||||||||
38/3 | Годичное движение Солнца. Эклиптика | 1 | 2.02 | ||||||||
39/4 | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны | 1 | 9.02 | ||||||||
40/5 | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | 1 | 16.02 | ||||||||
41/6 | Конфигурации планет. Синодический период | 1 | 2.03 | ||||||||
42/7 | Законы движения планет Солнечной системы | 1 | 9.03 | ||||||||
43/8 | Решение задач на закон всемирного тяготения | 1 | 16.03 | ||||||||
44/9 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | 1 | 23.03 | ||||||||
45/10 | Природа планет земной группы | 1 | |||||||||
1 | |||||||||||
1 | |||||||||||
1 | |||||||||||
1 | |||||||||||
1 | |||||||||||
19/5 | Урок-дискуссия «Парниковый эффект — польза или вред?» | 1 | 24.05 | ||||||||
20/6 | Планеты-гиганты, их спутники и кольца | 1 | 8.09.18 | ||||||||
21/7 | Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы) | 1 | 15.09 | ||||||||
22/8 | Метеоры, болиды, метеориты | 1 | 22.09 | ||||||||
23/1 | Солнце, состав и внутреннее строение | 1 | 29.09 | ||||||||
24/2 | Солнечная активность и ее влияние на Землю | 1 | 6.10 | ||||||||
25/3 | Физическая природа звезд | 1 | 13.10 | ||||||||
26/4 | Переменные и нестационарные звезды | 1 | 20.10 | ||||||||
27/5 | Эволюция звезд | 1 | 27.10 | ||||||||
28/6 | Проверочная работа | 1 | 10.11 | ||||||||
Глава 7. Наша Галактика – Млечный Путь | 1ч | ||||||||||
29/1 | Наша Галактика | 1 | 17.11 | ||||||||
Глава 8. Строение и эволюция Вселенной | 3ч | ||||||||||
30/1 | Другие звездные системы — галактики | 1 | 24.11 | ||||||||
31/2 | Космология начала ХХ в. | 1 | 1.12 | ||||||||
32/3 | Основы современной космологии | 1 | 8.12 | ||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...