рабочая программа по астраномии
рабочая программа по астрономии (10 класс)
Предварительный просмотр:
х. Второй Киевский Кашарский район Ростовская область
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Киевская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
Тимонов Ю.А.
____________
Приказ от _______ № _____
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного курса «Астрономия»
Класс: 10
Уровень образования: среднее общее образование
Срок реализации программы: 2019-2020 г.
Количество часов по учебному плану: всего – 35 ч/год; 1 ч/неделю
Планирование составлено на основе:
Примерной программы по учебному предмету «Астраномия». Москва. Просвещение, 2018 г.
Учебник под редакцией Б.А. Воронцова – Вельяминова, Е.К. Страут «Астраномия» 11 класс. Москва. Дрофа, 2018 г
Рабочую программу составила Кебелеш Ольга Владимировна,
учитель физики первой категории
2019-2020 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
- смысл физического закона Хаббла;
- основные этапы освоения космического пространства;
- гипотезы происхождения Солнечной системы;
- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
Метапредметные результаты
- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Оценка ответов учащихся
Количественные отметки за уровень освоения курса, предмета выставляются в соответствии бальной системой оценивания: «2» - неудовлетворительно, «3» -
удовлетворительно, «4» - хорошо и «5» - отлично.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Основное содержание 35 часов
ПРЕДМЕТ АСТРОНОМИИ (2 ч)
Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ АСТРОНОМИИ (5 ч)
Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.
СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 ч)
Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.
ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (8 ч)
Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.
СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (6 ч)
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (7 ч)
Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ п/п | Дата план/факт | Тема | Кол-во часов | |
Введение(2ч) | ||||
1. | 4.09 | Что изучает астрономия. Наблюдения – основа астрономии | 1 | |
2. | 11.09 | Тест «Введение в астрономию» | 1 | |
Практические основы астрономии (5ч) | ||||
3. | 18.09 | Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты | 1 | |
4. | 25.09 | Видимое движение звезд на различных географических широтах | 1 | |
5. | 2.10 | Годичное движение Солнца. Эклиптика | 1 | |
6. | 9.10 | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь | 1 | |
7. | 16.10 | Контрольная работа №1 «Практические основы астрономии» | 1 | |
Строение Солнечной системы(7ч) | ||||
8. | 23.10 | Развитие представлений о строении мира | 1 | |
9. | 6.11 | Конфигурации планет. Синодический период | 1 | |
10. | 13.11 | Законы движения планет Солнечной системы | 1 | |
11. | 20.11 | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | 1 | |
12. | 27.11 | Практическая работа с планом Солнечной системы | 1 | |
13. | 4.12 | Открытие и применение закона всемирного тяготения. Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе | 1 | |
14. | 11.12 | Контрольная работа №2 «Строение Солнечной системы» | 1 | |
Природа тел Солнечной системы(8ч) | ||||
15. | 18.12 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | 1 | |
16. | 25.12 | Земля и Луна - двойная планета | 1 | |
17. | 15.01 | Две группы планет | 1 | |
18. | 22.01 | Природа планет земной группы | 1 | |
19 | 29.01 | Урок-дискуссия «Парниковый эффект - польза или вред?» | 1 | |
20 | 5.02 | Планеты-гиганты, их спутники и кольца | 1 | |
21 | 12.02 | Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). Метеоры, болиды, метеориты | 1 | |
22 | 19.02 | Тест «Природа тел Солнечной системы» | 1 | |
Солнце и звезды (6ч) | ||||
23 | 26.02 | Солнце, состав и внутреннее строение | 1 | |
24 | 4.04 | Солнечная активность и ее влияние на Землю | 1 | |
25 | 11.03 | Физическая природа звезд | 1 | |
26 | 18.03 | Переменные и нестационарные звезды. Эволюция звезд | 1 | |
27 | 1.04 | Тест «Солнце и Солнечная система» | 1 | |
28 | 8.04 | Контрольная работа №3 «Солнце и звезды» | 1 | |
Строение и эволюция Вселенной(5ч) | ||||
29 | 15.04 | Наша Галактика | 1 | |
30 | 22.04 | Наша Галактика | 1 | |
31 | 29.04 | Другие звездные системы — галактики | 1 | |
32 | 6.05 | Основы современной космологии | 1 | |
33 | 13.05 | Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» | 1 | |
Повторение(2ч) | ||||
34 | 20.05 | Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты | 1 | |
35 | 27.05 | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь | 1 |
В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями ( Постановление Правительства РФ от 10.04.2019 г. № 875 « О переносе выходных дней в 2020 году», Постановление Правительства РФ от 01.10.2018 г. № 1163 « О переносе выходных дней в 2019 году»), произошло уплотнение учебного материала до 35 часов в год. Недостаток учебного времени компенсирован путем интеграции тем курса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...