Конспект урока по астрономии « Система экваториальных координат»
план-конспект урока по астрономии (11 класс)
Цель урока: Повторить понятия небесной сферы, высоты, азимута светила. Сформировать понятия небесного меридиана, небесного экватора, склонения, прямого восхождения. Привить умения определять экваториальные координаты светила и применять полученные знания при решении качественных задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок астрономии « Система экваториальных координат»
11класс
Учитель Смирнова С.Г.
г. Саранск, МОУ «Луховский лицей»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока: Повторить понятия небесной сферы, высоты, азимута светила. Сформировать понятия небесного меридиана, небесного экватора, склонения, прямого восхождения. Привить умения определять экваториальные координаты светила и применять полученные знания при решении качественных задач
Задачи урока:
Образовательные: повторить понятия из курса географии : географические координаты (показать примеры на земном глобусе), ось вращения Земли, северный ,южный полюса Земли, земной экватор
Развивающие: провести аналогию между элементами земного глобуса (земной экватор, меридианы, параллели) и небесной сферы, развивать внимание и речь, совершенствовать навыки самостоятельной работы. Привить умение применять экваториальные координаты светил при решении качественных задач
Воспитательные формировать целостное представление обучающихся о мире (природе, обществе и самом себе), о роли и месте астрономии в системе наук.
Оборудование: модель небесной сферы, карта звездного неба (демонстрационная на доске),подвижные карты звездного неба ( раздаточный материал), компьютер учителя, мультимедийный проектор, диск «Астрономия»
Ход урока
1. Орг.момент
2. Организация внимания учащихся
Тема нашего урока: «Система экваториальных координат»
Сегодня мы повторим, как определяются географические координаты и проведем аналогию с экваториальными координатами светил.
3. Актуализация опорных знаний.
Повторим основные элементы небесной сферы и покажем их на модели
1.Небесная сфера
2.Отвесная линия
3.Плоскость истинного горизонта
4.Зенит Z, надир Z
5.Вертикал
6.Полуденная линия
7.Точка севера N, точка юга S
8.Альмукантарат
9.Высота светила над горизонтом
10.Азимут
Изучение нового материала
Координаты звезд в горизонтальной системе координат изменяются из-за суточного вращения Земли, так как в них начало отсчета привязано к вращающейся Земле (точка юга S и точка Q лежат на небесном меридиане). Значит, для того, чтобы координаты звезд не изменялись из-за суточного вращения, необходимо выбрать точку отсчета, неподвижную относительно звезд и участвующую в суточном вращении. В качестве такой точки отсчета была выбрана точка весеннего равноденствия, и система координат, в которой звезды не изменяют свои координаты из-за суточного вращения, называется экваториальной системой координат, которую мы рассмотрим
Демонстрация. Модель небесной сферы, земной глобус
Первая экваториальная система координат
Основной плоскостью является плоскость небесного экватора, началом отсчета - точка Q. Координатами являются склонение и часовой угол (рис. 6).
Первая экваториальная система координат |
Склонение светила, - это угловое расстояние от небесного экватора до светила, отсчитываемое по кругу склонения. Склонение изменяется в пределах от -90o до 90o, причем светила с 0 находятся к северу от экватора, а с 0 - к югу от него. Реже вместо склонения используется полярное расстояние, p, - это угловое расстояние от светила до полюса.
(2) |
Часовой угол, t, - это дуга небесного экватора между небесным меридианом и кругом склонения светила. Отсчитывается от точки Q по часовой стрелке. Изменяется в пределах от 0o до 360o в градусной мере или от 0h до 24h в часовой мере (360oсоответствует 24h, 1h - 15o, 1m - 15', 1s - 15").
Координаты звезд в горизонтальной и первой экваториальной системах координат изменяются из-за суточного вращения Земли, так как в них начало отсчета привязано к вращающейся Земле (точка юга S и точка Q лежат на небесном меридиане). Значит, для того, чтобы координаты звезд не изменялись из-за суточного вращения, необходимо выбрать точку отсчета, неподвижную относительно звезд и участвующую в суточном вращении. В качестве такой точки отсчета была выбрана точка весеннего равноденствия, и система координат, в которой звезды не изменяют свои координаты из-за суточного вращения, называется второй экваториальной системой координат.
Вторая экваториальная система координат
Большой круг небесной сферы, по которому в течение года кажущимся образом перемещается центр Солнца вследствие годичного обращения Земли вокруг Солнца, называется эклиптикой. Эклиптика наклонена к экватору под углом . Точки пересечения эклиптики с экватором называются точками равноденствий. Та точка, в которой Солнце переходит из южной части небесной сферы в северную, называется точкой весеннего равноденствия , а противоположная - точкой осеннего равноденствия .
Во второй экваториальной системе координат основной плоскостью, как и в первой, является плоскость небесного экватора, а началом отсчета - точка весеннего равноденствия (рис. 7). Первой координатой также является склонение . Второй координатой, прямым восхождением , является дуга небесного экватора от точки весеннего равноденствия до круга склонения светила, отсчитываемая против часовой стрелки. Как и часовой угол, прямое восхождение измеряется в часовой мере.
Вторая экваториальная система координат |
Закрепление. Решение качественных задач
1.С помощью ПКЗН (подвижной карты звездного неба) определить экваториальные координаты звезд
-альфа-Тельца
-бета-Ориона
-альфа Большого Пса
2.Звезда находится над горизонтом половину суток. Каково ее склонение?
Ответ: Для всех широт - это звезда с =0, на экваторе - любая звезда.
3.Может ли светило за сутки пройти через точки востока, зенита, запада и надира?
Ответ: Такое явление происходит на экваторе Земли со звездами, находящимися на небесном экваторе.
4. Две звезды имеют одно и то же прямое восхождение. На какой географической широте обе звезды восходят и заходят одновременно?
Ответ: На экваторе Земли.
На дом. Конспект урока, п. 4 учебника «Астрономия» (Воронцов-Вельяминов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по астрономии в 11 классе "Большие планеты Солнечной системы"
Предоставленый материал по астрономии по теме "Большие планеты Солнечной системы" сформирует у учащихся общее представление о больших планетах в Солнечной системе, а также о делении...

Конспект урока по астрономии "Небесная сфера. Звёздное небо."
Конспект урока астрономии, содержащий презентацию, раздаточный материал,и, непосредственно, сам конспект занятия....

План-конспект урока по астрономии 11 класс.Модель «горячей Вселенной»
Урок разработан по учебнику астрономии Чургина В.М....

Конспект урока по астрономии "Система Земля-Луна"
Задачи урока: рассмотреть физические условия на Луне, рельеф, породы, внутреннее строение. Ознакомить с исследованиями Луны и их значением, строением и фазами Луны, сформировать понятия: &l...

Конспект урока по астрономии « Система горизонтальных координат. Высота и азимут светила»
Цель урока: Сформировать понятия небесной сферы, высоты, азимута светила. Привить умения применять полученные знания при решении качественных задач Задачи урока:Образовательные: повторить по...

Конспект урока по астрономии "Малые тела Солнечной системы"
Конспект открытого урока по астрономии в 11 классе...