материал по астрономии
календарно-тематическое планирование по астрономии (11 класс) по теме
рабочая программа по астрономии разработана к учебнику Чаругин В.М. рассчитан на 34 учебных часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
astronomiya_ktp.zip | 17.21 КБ |
diagramma_ressela.ppt | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
- Пояснительная записка
Рабочая программа по астрономии для обучающихся 10-11 класса разработана на основе следующей нормативно-правовой базы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ).
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897.
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253" (С изменениями на 26 января 2016 года).
- Основная образовательная программа среднего общего образования МКОУ Кокоринская СОШ.
- Учебный план МКОУ Кокоринская СОШ на 2017-2018 учебный год.
- Положение о рабочей программе по предмету МКОУ Кокоринская СОШ
Программа разработана на основе примерной программы по астрономии для общеобразовательных школ под редакцией В. М. Чаругина (Москва «Просвещение» 2018 г.), с учётом использования учебника «Астрономия 10-11» автора В. М. Чаругин для общеобразовательных учреждений (базовый уровень).
Цель:
• развития познавательной мотивации в области астрономии;
• для становления у учащихся ключевых компетентностей;
• развития способности к самообучению и самопознанию.
• ситуации успеха, радости от познания.
Задачи обучения:
- приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
- овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности;
• освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенции.
2. Планируемые результаты
При базовом изучении учащиеся 10-11 класса должны знать:
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорное тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия (и их классификация), солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, эволюция, эклиптика, ядро;
определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
должны уметь:
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
решать задачи на применение изученных астрономических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной, смысло-поисковой, а также компетенциями личностного саморазвития и профессионально-трудового выбора.
3. Содержание курса
Введение (1 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Астрометрия (5 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Небесная механика (3 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Млечный путь (3 ч)
Газ и пыль в Галактике. Как образуются отражательные туманности. Почему светятся диффузные туманности. Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд.
Галактики (3 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической космологии. Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней. Расширяющаяся Вселенная. Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения. Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной.
Современные проблемы астрономии (3 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Резерв (1 ч)
4. Календарно-тематический план
№ | Тема курса | Дата | |
По плану | По факту | ||
1 | Введение в астрономию 1ч | ||
Астрометрия 5ч | |||
2 | Звездное небо | ||
3 | Небесные координаты | ||
4 | Видимые движения планет и Солнца. | ||
5 | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Наблюдения. | ||
6 | Время и календарь. | 19,01 | |
Небесная механика 3ч | |||
7 | Система мира | 26,01 | |
8 | Законы Кеплера движения планет | 5,03 | |
9 | Космические скорости и межпланетные перелеты | 12,03 | |
Строение солнечной системы 7ч | |||
10 | Современные представления о строении и составе солнечной системы | 19,03 | |
11 | Планета Земля | ||
12 | Луна и ее влияние на Землю | ||
13 | Планеты земной группы | ||
14 | Планеты-гиганты. Планеты -карлики | ||
15 | Малые тела солнечной системы | ||
16 | Современные представления о происхождении солнечной системы | ||
Астрофизика и звездная астрономия 7ч | |||
17 | Методы астрофизических исследований | ||
18 | Солнце | ||
19 | Внутреннее строение и источник энергии Солнца | ||
20 | Основные характеристики звезд | ||
21 | Белые карлики, нейтронные звезды, черные дыры. Двойные, кратные и переменные звезды | ||
22 | Новые и сверхновые звезды | ||
23 | Эволиция звезд | ||
Млечный путь 3ч | |||
24 | Газ и пыль в Галактике. | ||
25 | Рассеянные и шаровые звездные скопления | ||
26 | Сверхмассивная черная дыра в центре Млечного пути | ||
Галактики 3ч | |||
27 | Классификация галактик | ||
28 | Активные галактики и квазары | ||
29 | Скопления галактик | ||
Строение и эволюция Вселенной 2ч | |||
30 | Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная | ||
31 | Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение | ||
Современные проблемы астрономии 3ч | |||
32 | Ускоренное расширение Вселенной и темная энергия | ||
33 | Обнаружение планет возле других звезд | ||
34 | Поиск жизни и разума во Вселенной | ||
Резерв 1ч |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
З В Ё З Д Ы
Звезды - пространственно-обособленные, гравитационно-связанные, непрозрачные для излучения массы вещества в интервале от до кг (0,065-100 МС), в недрах которых происходят или будут происходить термоядерные реакции. 10 32 10 29
На приведенной выше диаграмме можно выделить следующие классы звезд: главную последовательность; красные гиганты; горизонтальная ветвь; асимптотическую ветвь сверхгигантов; последовательность белых карликов;
Главная последовательность
Главная последовательность (ГП) - наиболее населенная область на диаграмме Гецшпрунга - Рессела (ГР). Основная масса звезд на диаграмме ГР расположена вдоль диагонали на полосе, идущей от правого нижнего угла диаграммы в левый верхний угол. Эта полоса и называется главной последовательностью.
Нижний правый угол занят холодными звездами с малой светимостью и малой массой, начиная со звезд порядка 0.08 солнечной массы, а верхний левый угол занимают горячие звезды, имеющие массу порядка 60-100 солнечных масс и большую светимость (вопрос об устойчивости звезд с массами больше 60-120М sun остается открытым, хотя, по-видимому, в последнее время имеются наблюдения таких звезд).
Фаза эволюции, соответствующая главной последовательности, связана с выделением энергии в процессе превращение водорода в гелий, и так как все звезды ГП имеют один источник энергии, то положение звезды на диаграмме ГР определяется ее массой и в малой степени химическим составом. Основное время жизни звезда проводит на главной последовательности и поэтому главная последовательность - наиболее населенная группа на диаграмме ГР (до 90% всех звезд лежат на ней).
Основные соотношения, справедливые для звезд главной последовательности: L = σ ∙ T ∙ 4 π ∙ R 2 4 1. Светимость звезды пропорциональна ее эффективной температуре и площади поверхности где σ – постоянная Стефана-Больцмана Светимость звезды грубо пропорциональна ее массе в степени 3.5 или 4. Таким образом, звезда в два раза массивней Солнца имеет светимость в 11 раз большую, чем Солнце. Наиболее массивные звезды главной последовательности примерно в 60 раз массивней Солнца. Это соответствует светимости почти в миллион раз больше солнечной . 2. Зависимость масса-светимость для главной последовательности L ~ M 3 ,5 - 4
3. Время жизни на главной последовательности Звезды проводят большую часть своей жизни на главной последовательности. В общем, более массивные звезды живут более быстрой жизнью, чем менее массивные . Оценим время жизни звезды на ГП . Упрощенно, оно равно отношению энергии, которая может быть излучена к выделению звездой энергии в единицу времени (светимость L). T = M∙c / L 2
Поверхностная температура, светимость и время жизни для звезд главной последовательности
Красные гиганты
Красные гиганты - это звезды, в ядре которых уже закончилось горение водорода. Их ядро состоит из гелия, но так как температура ядерного горения гелия больше, чем температура горения водорода, то гелий не может загореться. Поскольку больше нет выделения энергии в ядре, оно перестает находиться в состоянии гидростатического равновесия и начинает быстро сжиматься и нагреваться под действием сил гравитации. Так как во время сжатия температура ядра поднимается, то оно поджигает водород в окружающем ядро тонком слое
Когда звезда достигает ветви гигантов, поверхностная конвективная зона расширяется вниз, до слоев, где шли ядерные реакции и при глубоком перемешивании вещества поверхностный химический состав изменяется, что подтверждается наблюдениями. Звезды с 0.5M sun Дальше сценарий эволюции отличается для звезд с M * <8М sun и M * >8М sun. Звезды с M * <8М sun будут иметь вырожденное углеродное ядро, их оболочка рассеется (планетарная туманность), а ядро превратится в белый карлик. Звезды с M * >8М sun будут эволюционировать дальше. Чем массивнее звезда, тем горячее ее ядро и тем быстрее она сжигает все свое топливо. При этом происходит синтез все новых элементов вплоть до элементов железного пика. На ядре железа процесс синтеза тяжелых элементов останавливается, т.к. реакции слияния ядер железа и более тяжелых элементов идет с поглощением энергии. Такие условия могут быть реализованы только в момент взрыва, что и происходит в дальнейшем при взрыве Сверхновойтипа II .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал к работе кружка по астрономии в школе
Это рабочая программа с каледарно-тематическим планированием к кружку по астрономии, расчитанная на 2 часа в неделю....
материал к уроку астрономии:астероиды
из журнала //Физика в школе за 1994 год, №4. :изучая закономерности долговременной жизни на Земле и возожности внеземного воздействия на эти закономерности палеонтолог Д. Раун пришёл к выводу...Десята...
Учебно-методический материал астрономия факультатив
Факультативный курс по Астрономии рассчитан на 17 часов.Факультативный курс непосредственно связан с программой по физике так как в экзаменационных билетах по физике есть вопросы связанные по Астроном...
Календарно-тематическое планирование учебного материала по астрономии в 10 классе
Календарно-тематическое планирование учебного материала по астрономии в 10 классе (34ч). 1) Учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут ...
Дополнительный материал к уроку астрономии 11 класса по теме: «Вояжер 2»
Достижения космического аппаратата Вояжер 2....
материал для дифференцированного зачета по астрономии
Комплект оценочных средств, предназначен для оценки результатов освоенияобщеобразовательной дисциплины «Астрономия»Дифференцированный зачет проводится в письменной форме, время выполнения ...
Дидактический материал по физике: "Подготовка к ЕГЭ по физике( задания №24 из астрономии)"
Подготовка к ЕГЭ по физике( задания №24 из астрономии)...