Статья "Летоисчисление"
статья по астрономии (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Возникновение календарей. Отсчет времени у разных народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
letoischislenie.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Летоисчисление»
Летоисчисление - последовательный отсчет времени от какой-либо выбранной за
ориентир даты того или иного выдающегося с точки зрения современников
события. Понятие о летоисчислении у разных народов всегда было неодинаково.
Каждое отдельно взятое государство решало эту задачу самостоятельно,
руководствуясь при этом политическими и религиозными мотивами. Римляне вели
свой календарь от момента основания первого города империи. Арабы - от
нападения Йемена на Мекку. Индийцы какое-то время использовали за отправную
точку время вступления на трон "Великого Могола" Акбара (в 1550 году). До
указа Петра I (от 20 декабря 1699) на территории России имело хождение
византийское летоисчисление со дня сотворения мира, которое после было
упразднено с одновременным принятием эры от Рождества Христова.
Лишь к XIX веке во всех христианских государствах была установлена единая
точка отсчета, используемая и поныне под названием "наша эра". Но от чего
мы так легко отказались? В 11900 году до н.э. берет свое начало
малагасийское летоисчисление, в 11542 г.до н.э. - календарь древних майя,
соответственно на наш "юбилейный год" древние цивилизации, сохрани они свою
культуру, праздновали бы в новом юбилейном 2000 году "всего лишь" 13900.
В 6984 г.до н.э. (по наиболее часто цитируемым источникам), сотворили наш бренный мир (вообще же "дат сотворения" насчитывается около двухсот), но если бы это было так, то
скоро мы бы отметили "некруглую дату нашего Мира - 8984 год... Византийская
эра началась в 5509 г.до н.э., завершилась в России после указа Петра-1 в
1700 году н.э.,
Некоторые эры:
Группа византийских эр, которые, как принято указывать, начинаются:
1 марта 5509 года до н. э. — древнерусская эра от «сотворения мира» (ультрамартовский стиль)
1 сентября 5509 года до н. э. — византийская эра от «сотворения мира» (использовалась на Руси до 1700 года)
1 марта 5508 года до н. э. — древнерусская эра от «сотворения мира» (мартовский стиль)
5504 год до н. э. — болгарская эра от «сотворения мира»
25 марта 5493 года до н. э. — александрийская эра от «сотворения мира» по Анниану
Однако нужно иметь в виду, что «никто из следовавших византийской эре не считал, что от сотворения мира до воплощения прошло 5508 лет. Если была необходимость указать год рождения Христа, ставили 5500-й. Парадоксальным образом 5508 было числом, но не датой». Таким образом, в хрониках датой рождения Христа принимался 5500-й (лишь иногда 5505-й), но из-за сбоев в хронологии правления римских императоров последующие события датировались таким образом, что при пересчёте их на современное летоисчисление нужно использовать приведённые выше эры.
1 января 4713 года до н. э. — эра Скалигера, начало отсчёта юлианских дней
4004 год до н. э. — эра от «сотворения мира», по епископу Ашшеру
7 октября 3761 года до н. э. — еврейская эра от «сотворения мира»
18 февраля 3102 года до н. э. — эра Калиюга (по индийской мифологии этот «железный век» будет продолжаться 432 000 лет)
11 августа 2497 года до н. э. — основная(главная, 1-ая) армянская эра
2397 год до н. э. — китайская циклическая эра
1 июля 776 года до н. э. — эра от первых олимпийских игр; введена около 264 года до н. э. и употреблялась до 394 года.
21 апреля 753 года до н. э. — эра от основания Рима (по Варрону). Применялась до конца XVII века.
26 февраля 747 года до н. э. — эра Набонассара. Использовалась в астрономии до времён Коперника.
11 марта 545 года до н. э. — буддийская эра
1 октября 312 года до н. э. — эра Селевкидов
248 год до н. э. — эра Аршакидов
37 год до н. э. — Испанская эра (использовалась в Испании вплоть до Позднего Средневековья).
1 сентября 31 года до н. э. — эра «От Августова мира», или «Эра Акциума» — (использовалась в восточных провинциях Римской империи).
1 января 1 года — христианская эра от Рождества Христова, введённая Дионисием Малым в 525 году.
29 августа 284 года — эра Диоклетиана (у христиан «эра мучеников»).
27 октября 551 года — Армянская эра
16 июля 622 года — эра Хиджры (мусульманская)
22 сентября 1792 года — эра Республики (французская революционная)
Константинопольская эра
Константинопольская эра, византийская эра, — система летоисчисления «От сотворения мира», которая православными теологами относилась к пятнице — шестому дню творения, вычисленному согласно Септуагинте как 1 марта 5508 года до н. э., а впоследствии как суббота 1 сентября 5509 года до н. э. Начиная с VII века, постепенно стала текущей хронологической системой в Византийской Империи и во всём православном мире, например, в Сербии и Болгарии. Использовалась, в частности, в русских летописях (с некоторыми погрешностями в 1—2 года, связанными с датами первого дня нового года и другими проблемами), а также вообще на Руси до календарной реформы Петра I в 1700 году.
Как вычислялась дата
За исходную точку летоисчисления была принята христианская эра от «сотворения мира», причём существовало около 200 различных вариантов, одной из которых важнейшими является византийская эра, созданная в 353 году. В основу многих эр было положено соотношение между числом «дней творения мира» и продолжительностью его существования. Это соотношение было взято из Библии: «И сотворил Бог человека по образу Своему <…> И был вечер, и было утро: день шестой» (кн. Бытие, гл.1:27-31), «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2-е послание Петра, гл.3:8). Основываясь на этих библейских утверждениях, христианские богословы пришли к выводу, что поскольку «Адам был создан в середине шестого дня творения», то «Христос пришёл на Землю в середине шестого тысячелетия», то есть около 5500 года от «сотворения мира». (Следует особо подчеркнуть, что константинопольская патриархия всегда начинала церковный год 1 сентября) «При императоре Диоклетиане в Римской империи каждые 15 лет проводилась переоценка имущества с целью установления величины налогов. Порядковые номера годов в каждом 15-летнем промежутке назывались индикты. В 312 г. при императоре Константине это счисление было введено официально, причём счёт начинался с 23 сентября. В Византии в 462 г. из практических соображений начало года и отсчёта индиктов было перенесено на 1 сентября. Создатели византийской эры решили, что в первый год от Сотворения мира должны начинаться сразу все три цикла: 19-летний лунный, 28-летний солнечный и 15-летний индиктовый циклы»[3]
Использовались две даты начала года, периодически параллельно:
1 марта;
1 сентября.
Хронологические рамки
Как считается, в России эта система использовалась начиная с XI века. Окончательный выбор в пользу «сентябрьской эры» был сделан в 1492 году. Последним днём по этому летосчислению было 31 декабря 7208 года; по указу Петра I следующий день уже официально считался по новому летосчислению от «рождества Христова» — 1 января 1700 года.
Церковный календарь
Константинопольская эра до сих пор принята в некоторых православных церквах, и 1 сентября (в церквах, использующих юлианский календарь — 14 сентября н. ст.) отмечается церковное новолетие.
Для перевода даты Нашей эры в дату Византийской эры необходимо с сентября по декабрь добавлять 5509 лет, а с января по август — 5508 лет. 14 сентября н. ст. 2014 года наступил новый 7523 год от С. М.
Февраль
Это самый короткий месяц года, и единственный с числом дней менее 30-ти: имеет 28 дней в обычном году и 29 дней в високосные годы. второй месяц в юлианском и григорианском календарях. Имея только 28 дней в обычном году, это единственный месяц в году, который может пройти без единого полнолуния. Кроме того, февраль является единственным месяцем, который один раз в шесть лет и два раза каждые 11 лет, будет иметь четыре полных семидневных недели.
При Гае Юли Цезаре была проведена новая календарная реформа. Был введен четырехгодичный цикл, в котором три года – 365 дней и один год – 366 дней. В честь этого события летний месяц стал называться «июлем». Потом увековечили в календаре имя императора Октавиана Августа. Надо заметить, что четное количество дней в месяце считалось у римлян несчастливым предзнаменованием, поэтому грозный император волевым решением увеличил «свой» месяц на один день. По этой причине после июля, с его 31 днем, идет август с таким же количеством дней. День был «отнят» у февраля. Поэтому теперь в обычные годы в феврале 28 дней, а в високосные – 29.
30 февраля — календарная дата. По григорианскому календарю в феврале 28 дней (в високосном году — 29 дней). Однако три раза в феврале было 30 дней (два из них — предположительно).
30 февраля 1712 года в Швеции
В 1699 году в Шведском королевстве (которое в то время включало и Финляндию) решили перейти с юлианского календаря на григорианский. Однако шведы не стали сдвигать календарь на 11 накопившихся к тому времени дней вперёд, а решили делать переход постепенно, пропуская високосные года в течение 40 лет, то есть все эти годы после 28 февраля должно было идти 1 марта и каждые 4 года они на один день приближались бы к григорианскому календарю. Таким образом, 1700 год был невисокосным годом в Швеции. Однако, несмотря на принятый план, 1704 и 1708 годы были високосными. Из-за этого в течение 11 лет шведский календарь опережал на один день юлианский календарь, но отставал на десять дней от григорианского. В 1711 году король Карл XII решил отказаться от реформы календаря и вернуться к юлианскому календарю. Для этого в 1712 году в феврале были добавлены два дня и, таким образом, в Швеции в 1712 году было 30 февраля. Окончательно Швеция перешла на григорианский календарь в 1753 году обычным для всех стран способом — день, следующий за 17 февраля, объявили 1 марта.
30 февраля в 1930 и 1931 годах в СССР
В 1929 году в СССР предлагалось ввести советский революционный календарь, где каждая неделя имела бы пять дней (пятидневки) и каждый месяц длился бы 30 дней или ровно шесть недель. Оставшиеся 5 или 6 дней становились так называемыми «безмесячными каникулами»[1].
Предположение
30 февраля 3328 года
Согласно мнению различных СМИ («Санкт-Петербургские ведомости», «Ульяновск сегодня», Lenta.ru), если к 3328 году будет существовать человечество и григорианский календарь, то за 3328 лет новой эры накопится ошибка в один день, в результате чего может быть принято решение сделать в данном високосном году 367 дней. Вероятно (согласно современным методам расчёта, когда дни к другим месяцам не прибавляются), это будет опять 30 февраля[2][3][4].
Согласно другим данным, ошибка, накапливаемая за 4000 лет, положительная, а значит день надо забирать, а не добавлять[5].
Если принять продолжительность тропического года равной 365,24219 суток, то положительная ошибка размером в один день накопится за 3225,806 лет. Если пропускать високосный год в каждом 3200-м году, то ошибка станет отрицательной (в среднем −0,2160 секунд в год) и один раз в примерно 400 000 лет может появиться необходимость в 30 февраля. Однако маловероятно, что за такой большой промежуток времени продолжительность тропического года останется неизменной.
Високосный год
Високо́сный год (лат. bis sextus — «второй шестой») — год в юлианском и григорианском календарях, продолжительность которого равна 366 дням — на одни сутки больше продолжительности обычного, невисокосного года. В юлианском календаре високосным годом является каждый четвёртый год, в григорианском календаре из этого правила есть исключения.
История введения
С 1 января 45 года до н. э. римский диктатор Гай Юлий Цезарь ввёл календарь, разработанный александрийскими астрономами во главе с Созигеном, который был основан на том, что астрономический год примерно равен 365,25 суток (365 суток и 6 часов). Этот календарь был назван юлианским. Для того чтобы выровнять шестичасовое смещение, был введён високосный год. Три года считалось по 365 суток, а в каждый год, кратный четырём, добавлялись одни дополнительные сутки в феврале.
Григорианский календарь
Продолжительность тропического года (время между двумя весенними равноденствиями) составляет 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Различие в продолжительности тропического года и среднего юлианского календарного года (365,25 суток) составляет 11 минут 14 секунд. Из этих 11 минут и 14 секунд приблизительно за 128 лет складываются одни сутки.
По истечении нескольких столетий было замечено смещение дня весеннего равноденствия, с которым связаны церковные праздники. К XVI веку весеннее равноденствие наступало примерно на 10 суток раньше 21 марта, используемого для определения дня Пасхи.
год является високосным в двух случаях: либо он кратен 4, но при этом не кратен 100, либо кратен 400. Год не является високосным, если он не кратен 4, либо он кратен 100, но при этом не кратен 400.
Последние годы столетий, оканчивающиеся на два нуля, в трёх случаях из четырёх не являются високосными. Так, годы 1700, 1800 и 1900 не являются високосными, так как они кратны 100 и не кратны 400. Годы 1600 и 2000 — високосные, так как они кратны 400. Годы 2100, 2200 и 2300 — невисокосные. В високосные годы вводится дополнительный день — 29 февраля.
Последний високосный год был 2012, следующий будет 2016.