рабочая программа по географии 5 класс ФГОС
рабочая программа по географии (5 класс) по теме

Тесленко Елена Михайловна

рабочая программа по географии 5 класс ФГОС к учебнику Дронова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено  на заседании ШМО

Руководитель ___________

Протокол №_____

«______»   _________ 2015

Согласовано

Зам.директора по УВР

______________________

«____»_________ 2015

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ№1

           ЗАТО Межгорье

Республики Башкортостан

          Приказ №______    

       «___»  ___________ 2015

_________С.А.  Лебедев

Рабочая программа

                    учителя второй квалификационной категории

Тесленко Елены Михайловны

по географии

для 5 го класса

на 2015-2016 учебный год

                                      2015 г.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативные документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2.п.п.9.10).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (утвержден с изменениями приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «29»декабря 2014г. №1644).
  • Фундаментальное  ядро содержания общего образования.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 г. об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих   государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
  • Постановление об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»№189 от 29.12.2010г. (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).
  • Федеральный конституционный закон РФ от 21 марта 2014г №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
  • Рекомендуемый базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан № 905 от 29.04.15г.
  • Устав школы
  • Основная образовательная программа основного общего образования (5-9 классы) МБОУ СОШ № 1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан.
  • Учебный план МБОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан.
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан.
  • Примерная программа  основного общего образования по географии  

Общая характеристика курса географии

Курс «География. Землеведение. 5 класс»- курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле - картографии, геологии, географии, почвоведения и другие. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

При изучении курса решаются следующие задачи:

  • Формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей, процессов и явлений природы её частей;
  • Формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенности их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
  • Развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
  • Развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
  • Развитие специфических, географических и общеучебных умений;
  • Развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействие природы и человека.

Место курса географии в базисном учебном плане

35 часов, 1 час в неделю

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты обучения географии:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб;

осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;

готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания ;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования; осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;  развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
 Метапредметные результаты обучения географии:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно  планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое  рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;  планирования и регуляции своей деятельности;

владение устной письменной речью;

монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно - коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты

1) формирование представлений о географиии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач  человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения,  особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6)овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня  безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование  представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Содержание учебного предмета

ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 5 КЛАСС

5-й класс  (1ч в неделю, всего 35 ч, из них 1 ч. – резервное время)

ВВЕДЕНИЕ(2ч.)

Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

РАЗДЕЛ 1. Накопление знаний о Земле (5 ч.)

Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.

Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиция Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследование Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.

Практическая работа 1. Работа с электронными картами.

РАЗДЕЛ 2. Земля во Вселенной (7ч.)

Земля и космос. Земля-  часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.

Земля-часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля – уникальная планета.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.

Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.

Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.

Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

Практическая работа 2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

РАЗДЕЛ 3. Географические модели Земли (10ч.)

Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.

Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах.

Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

Планы местности и их чтение. План местности – крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.

Параллели и меридианы.  Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.

Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение расстояний на градусной сетке.

Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Использование планов и карт.

Практическая работа 3. Составление плана местности способом глазомерной, полярной съемки. Практическая работа 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

РАЗДЕЛ 4. Земная кора.(10ч.)

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера.

Разнообразие форм рельефа земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия  рельефа.

Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.

Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.

Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.

Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.

Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

Практическая работа. 5. Определение горных пород и описание их свойств. 6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

Система оценки достижения планируемых результатов

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

  Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся,            

   дифференцированный подход к организации работы.

Устный  ответ.

Оценка«5» ставится если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать    собственные    выводы;    формулировать    точное    определение    и истолкование основных понятий, законов, теорий;

при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы,

учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  1. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
  2. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя,,
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  1. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  2. Ответ самостоятельный;
  3. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  1. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  2. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  3. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  4. Понимание основных географических взаимосвязей;

10.        Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 Оценка "3" ставится, если ученик:

!. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2.        Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда
последовательно;

  1. Показывает недостаточную  сформированность  отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  2. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5.        Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из
наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6.        Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения
задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе
теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического
применения теорий;

  1. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное  значение  в этом тексте;
  2. Обнаруживает недостаточное понимание  отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9.        Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических
навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом,
масштабом и т.д.);

  1. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  2. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12.        Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает
географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах

поставленных вопросов;

  1. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  2. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  3. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

   Оценка "1п ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание.   По  окончании  устного   ответа учащегося  педагогом  даётся

краткий анализ ответа, объявляется

мотивированная   оценка.   Возможно   привлечение   других   учащихся   для

анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ

                                                         по   географии.

  Отметка «5»

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

 Отметка «4»

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

 Отметка «3»

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка «2»

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

           Оценка работ, выполненных по контурной карте.

 Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов                                                                                                                    

  Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты 

Оценка умений работать с картой и другими источниками

географических знаний.

 Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

 Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

 Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа  и  учебника, а также описания задания к работе.

  1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
  2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
  3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
  4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл  в случае добавления в работу излишней информации)
  5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6.        Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматических ошибок
(отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические
ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1.Контурная  карта — это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.

2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.

  1. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой  или шариковой ручкой.
  2. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.
  3. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.
  4. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты.
  5. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств (название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более

аккуратно).

8.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.

9.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе "Условные знаки".

10.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.

11.Первую  контурную  карту необходимо  заполнить простым карандашом.

Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой.

12.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.

Примечание.

При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность   и   точность   выполнения   заданий.   Но   и   аккуратность   их

выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.

Помните:   работать   в   контурных   картах    фломастерами    и    маркерами запрещено.

Оценка проверочных работ

Оценка «5» ставится, если ученик:

  •  выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка «4»ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка «З» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или   не  более  одной  грубой  и  одной  негрубой  ошибки   и  одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

•        или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2»ставится, если ученик:

•        допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой
может быть выставлена   оценка "3
м;

•        или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка «1» ставится, если ученик:

Не приступал к выполнению работы;

Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель   имеет   право   поставить   ученику   оценку   выше   той,   которая

предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки  с   анализом  доводятся  до  сведения  учащихся,   как  правило,  на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 Критерии выставления оценок за проверочные тесты

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

 2.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник:   А.Э. Фромберг   -   Практические   и   проверочные   работы   по географии: (Кн. для учителя - М.:Просвещение, 2003).

Тематическое планирование.

5 класс

№ п/п

Тема раздела, количество часов.

Виды деятельности обучающихся

1.

Введение (2ч)

Формулирование определения понятия «география». Выявление особенностей изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Характеристика природных и антропогенных географических объектов.

       2.

Раздел 1.Накопление знаний о Земле(5ч)

Сравнение современной карты с картой, составленной Эратосфеном. Изучение по картам маршрутов путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло. Описание по картам маршрутов путешествий в разных районах Земли. Описание по картам маршрутов путешествий Дж. Кука, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Поиск на иллюстрациях  и описание способов современных географических исследований, применяемых приборов и инструментов. Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом.

3.

Раздел 2.Земля во Вселенной. (7 ч)

Поиск на картах звездного неба важнейших навигационных звезд и созвездий. Описание воздействия на Землю ее единственного естественного спутника — Луны. Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг своей оси. Работа с итоговыми вопросами по разделу «Земля во Вселенной» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) и обсуждение проблемы современных космических исследований Земли или других планет Солнечной системы

4.

Раздел3.Географические модели Земли. (10 ч)

Определение по компасу направлений на стороны горизонта. Изучение различных видов изображения земной поверхности. Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Изучение различных видов изображения земной поверхности. Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Поиск на плане местности и топографической карте условных знаков разных видов, пояснительных подписей. Определение на плане азимутов направлений на объекты. Ориентирование на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, географических полюсов. Определение по картам географической широты и географической долготы объектов. Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Географические модели Земли» в учебнике

5.

Раздел 4. Природа Земли. (10 ч)

Описание модели строения Земли. Сравнение свойств горных пород различного происхождения. Определение горных пород. Распознавание на физических картах в атласе разных форм рельефа. Сравнение антропогенных и природных форм рельефа по размерам и внешнему виду. Объяснение значения атмосферы для природы Земли. Определение направления ветра. Характеристика погоды. Описание погоды своей местности за день, неделю, месяц и в разные сезоны года. Установление взаимосвязи между элементами Сравнение соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Объяснение значения круговорота воды для природы Земли, доказательства единства гидросферы. Описание значения воды для жизни на планете погоды. Работа с итоговыми вопросами , тестами, картами и заданиями по разделу.

Планируемые результаты обучения

5-й класс

- Объяснять роль различных источников географической информации.

- Объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли.

- Формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды.

- Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

- Находить в различных источниках и анализировать географическую информацию.

- Составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации.

- Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

- Определять на карте местоположение географических объектов.

- Определять роль результатов выдающихся географических открытий.

- Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

- Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

УМК “География. 5—6 классы”

1. География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (авторы В.П. Дронов, Л.Е.Савельева).

2. География. Землеведение. 5—6 классы. Методическое пособие (авторы Л.Е.Савельева, В.П. Дронов).

3. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В.П. Дронов, Л.Е.Савельева).

  1. Комплекты  географических карт

Физическая карта России

Политико-административная карта России

Тектоническая

Климатическая

Карта полезных ископаемых

Почвенная карта

Карта растительности

Карта животного мира

Природные зоны

Физическая карта полушарий

Политико-административная карта России

Политическая карта мира

Карта «Растительности»

  1. Печатные демонстрационные пособия (тематические таблицы по  разделам курса географии)
  2. Модели земного шара (Физический глобус, Политический глобус)
  3. КОЛЛЕКЦИИ:
  • Коллекции горных пород и минералов.
  • Коллекция полезных ископаемых различных типов.
  • Коллекция типов почв
  1. Гербарий растений по природным зонам России
  2. Гербарий основных сельскохозяйственных культур, выращиваемых в России
  3. ПОРТРЕТЫ:
  • Набор «Ученые – географы»

Электронные пособия

Кабинетное оборудование

  Компьютер, колонки, проектор, экран, Интернет.

  Стенды для экспозиционных материалов.

Интернет-ресурсы:

  •  http: //www.fmm.ru
  •  http: //www.mchs.gov.ru
  •  http: //www.national-geographic.ru
  •   http: //www.nature.com
  •  http: //www.ocean.ru
  •   http: //www.pogoda.ru

Лист корректировки

изменения

причины



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 5 классе (35ч., 1ч. в неделю)

номер урока

тема урока,

практические работы

домашнее задание

дата (план.)

дата (факт)

1

                             1

 1 четверть

Введение.(2ч) 

Что изучает география

П.1 

1.09-5.09 

 

2

2

Методы географических исследований

П.1 

 7.09-12.09

 

3

1

Накопление знаний о Земле(5ч.).

 Познание Земли в древности

П.2 

 14.09-19.09

 

4

2

Великие географические открытия

П.3 

21.09-26.09 

 

5

3

Открытие Австралии и Антарктиды

П.4 

28.09-3.10 

 

6

4

Современная география

Практическая работа 1. Работа с электронными картами

П.5 

 5.10-10.10

 

7

5

Итоговый урок по разделу

« Накопление знаний о Земле»

 12.10-17.10

 

8

1

Земля во Вселенной(7ч.)

Земля и космос

П.6 

 19.10-24.10

 

9

2

Земля - часть Солнечной системы

П.7 

 26.10-30.10

 

10

3

2 четверть

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

П.8 

 9.11-14.11

 

11

4

Осевое вращение Земли.

П.9 

 16.11-21.11

 

12

5

Обращение Земли вокруг Солнца

Практическая работа 2. Характеристика видов движений Земли.

П.10 

 23.11-28.11

 

13

6

Форма и размеры Земли

П.11 

 30.11-5.12

 

14

7

Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной»

 -

 14.12-19.12

 

15

1

Географические модели Земли(10ч.).

Ориентирование на земной поверхности

П.12 

 21.12-26.12

 

16

2

Изображения земной поверхности

 П.13

 28.12-30.12

 

17

3

3 четверть

Масштаб и его виды

 П.14

 11.01-16.01

 

18

4

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

 П.15

 18.01-23.01

 

19

5

 Планы местности и их чтение

 П.16

 25.01-30.01

 

20

6

Составление плана местности

Практическая работа 3. Составление плана местности.

 П.16

 1.02-6.02

 

21

7

Параллели и меридианы

 П.17

 8.02-13.02

 

22

8

Градусная сетка. Географические координаты

Практическая работа 4. Определение географических координат объектов.

 П.18

 15.02-20.02

 

23

9

Географические карты.

П.19 

 22.02-27.0-

 

24

10

Итоговый урок по разделу

«Географические модели Земли»

 -

 29.02-5.03

 

25

1

 Земная кора(10ч.).

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры.

П.20 

 7.03-12.03

 

26

2

Разнообразие горных пород. Земная кора и литосфера .

Практическая работа. 5. Определение горных пород и описание их свойств

П.21,22 

 14.03-19.03

 

27

3

4 четверть

Разнообразие рельефа Земли.

 П.23

 04.04-9.04

 

28

4

Движение земной коры.

 П.24

 11.04-16.04

 

29

5

Землетрясения. Вулканизм.

 П.25,26

 18.04-23.04

 

30

6

 Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра.

П.27,28 

 25.04-30.04

 

31

7

Главные формы рельефа суши

 Практическая работа. 6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

 П.29

 2.05-7.05

 

32

8

Рельеф дна океанов.

П.30 

 9.05-14.05

 

33

9

 Человек и земная кора

П.31 

 16.05-21.05

 

34

10

Итоговый урок по разделу « Земная кора»

 

 23.05-28.05

 

35

Резервное время. Повторение изученного материала по курсу « География. Землеведение»

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...