рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Тесленко Елена Михайловна

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС к учебнику В.В. Пасечника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл титульник14.77 КБ
Файл пояснительная записка39.98 КБ
Файл ктп25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено  на заседании ШМО

Руководитель ___________

Протокол №_____

«______»   _________ 2015

Согласовано

Зам.директора по УВР

______________________

«____»_________ 2015

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ№1

           ЗАТО Межгорье

Республики Башкортостан

          Приказ №______    

       «___»  ___________ 2015

_________С.А.  Лебедев

Рабочая программа

                    учителя второй квалификационной категории

Тесленко Елены Михайловны

по биологии

для 5 го класса

на 2015-2016 учебный год

Составитель:

Тесленко Е.М.

Учитель биологии

 второй квалификационной категории

2015 г.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативные документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2.п.п.9.10).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (утвержден с изменениями приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «29»декабря 2014г. №1644).
  • Фундаментальное  ядро содержания общего образования.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 г. об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих   государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
  • Постановление об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»№189 от 29.12.2010г. (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).
  • Рекомендуемый базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан № 905 от 29.04.15г.
  • Устав школы
  • Основная образовательная программа основного общего образования (5-9 классы) МБОУ СОШ № 1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан.
  • Учебный план МБОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан.
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан .
  • Примерной программы основного общего образования по биологии как инвариантной (обязательной) части учебного  курса.

Общая характеристика учебного предмета

Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология, как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у обучающихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у обучающихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству обучающихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

  • Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч.Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, гаметы, наследственная и ненаследственная изменчивость), об экосистемной организации жизни, овладение понятийным аппаратом биология;
  • Приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека; наблюдения за живыми объектами собственным организмом, описание биологических объектов и процессов, проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
  • Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации т руда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними, проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
  • Формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, к здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
  • Овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме;
  • Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др.. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие виды деятельности как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Место учебного предмета в учебном плане

35 часов, 1 час в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

    Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные  результаты освоения биологии в основной школе должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных  задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области ИКТ-использования.

 Предметные результаты

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере  в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Содержание учебного предмета

Живые организмы.

Введение.

Биология как наука.

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живой природы: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии – возбудители болезней. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовиты грибы. Оказание приемов первой помощи при отравлении грибами.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы – неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани, органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные растения. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнения растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлекс. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособление к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Оценочные лабораторные работы

Лабораторная работа №1 «Устройство микроскопа и приемы работы с ним»

 №2 «Рассматривание клеточного строения организмов с помощью лупы»

Лабораторная работа №3«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

Лабораторная работа №4 «Пластиды в клетках»

Лабораторная работа №5 «Особенности строения мукора и дрожжей»

Лабораторная работа№6 «Внешнее строение цветкового растения»

Лабораторная работа №7: «Разведение и изучение амеб в лаборатории»

Система оценки достижения планируемых результатов

     В последнее время особое внимание в системе образования уделяется требованиям к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным Федеральным государственным образовательным стандартом. Необходимым условием реализации требований Стандарта является оценка результатов обучения, выявление уровня овладения учащимися системой биологических знаний и умений. Эту функцию Стандарта выполняет контроль — обязательный компонент учебного процесса, позволяющий получить объективные данные о выполнении учащимися требований Стандарта. Объектом контроля по биологии в основной школе являются биологические знания, объединённые в следующие содержательные блоки:    1. биология как наука;   2.признаки организмов;   3. система, многообразие и эволюция живой природы;   4.человек и его здоровье;   5. взаимосвязи организмов и окружающей среды.

 Контролю подлежат разнообразные практические умения: пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты, проводить наблюдения в природе, узнавать изученные виды растений, животных, ставить опыты с биологическими объектами и анализировать их результаты, решать биологические задачи. Обязательно проверяется степень овладения интеллектуальными умениями: сравнивать объекты и процессы, анализировать их, обобщать, классифицировать, устанавливать филогенетические связи между систематическими группами организмов, взаимосвязи строения и функций органоидов клетки, тканей, органов, объяснять процессы возникновения приспособлений у организмов к окружающей среде, выявлять происхождение растений различных отделов, животных разных типов. Проверке подвергаются и общеучебные умения: работать со справочной литературой, текстом и рисунками.

Тематический план 5 класс

Тема

Л.р.

Вид деятельности ученика

Введение. Биология как наука 5 ч.

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии

Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

 

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа

Среды обитания живых организмов.

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

Обобщающий урок

Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений

РАЗДЕЛ 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов

л.р № 1-4

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

Строение клетки

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их

Пластиды

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты

Деление клетки

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки

Понятие «ткань»

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах

Глава 2. Многообразие организмов 20 ч.

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

л.р №5-7

Выделяют существенные признаки бактерий

Роль бактерий в природе и жизни человека

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

Шляпочные грибы

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Плесневые грибы и дрожжи

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

Ботаника — наука о растениях

Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения. Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом

Мхи, папоротники, хвощи, плауны. Лишайники

Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека. Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники».

Голосеменные растения

Покрытосеменные растения

Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных: одноклеточные и многоклеточные животные. Охрана животного мира.

Выделять существенные признаки животных. Сравнивать представителей разных групп животных, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль различных животных в природе и жизни человека. Находить информацию о животных научно-популярной литературе.

Одноклеточные животные. Особенности строения и многообразия. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.

Различать на таблицах одноклеточных животных, опасных для человека. Сравнивать представителей одноклеточных животных, формулировать выводы. Аргументировать роль одноклеточных животных в природе и в жизни человека

Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных.

Различать на живых объектах и таблицах беспозвоночных животных. Сравнивать представителей беспозвоночных. Объяснять роль беспозвоночных.

Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных.

Различать на живых объектах и таблицах позвоночных животных. Сравнивать представителей позвоночных. Объяснять роль позвоночных.

1 ч. Резерв

Материально-техническое обеспечение

Учебное оборудование по биологии включает: натуральные объекты (живые и препарированные растения и животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии); приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, приборы по физиологии, посуда и принадлежности); средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал); муляжи и модели (объёмные, рельефные, модели-аппликации); экранно-звуковые средства обучения (кино- и видеофильмы, транспаранты, диапозитивы-слайды, таблицы-фолии), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, компьютерные программы, электронные пособия и пр.); технические средства обучения — проекционную аппаратуру ( мультимедийные проекторы, компьютеры и пр.); учебно-методические материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты и др.).. Мультимедиапроекция.

Электронные пособия - Электронное приложение Биология 5-6 класс (Просвещение, В.В. Пасечник)

Комплект УМК СЕРИИ «ЛИНИЯ ЖИЗНИ»

В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы (учебник)

  В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс

  В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 5—6 классы (пособие для учителя)

Планируемые результаты изучения биологии

- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

 - владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

 -ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Лист корректировки

изменения

причины



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование  в 5 классе 35 ч.,  1 ч. в неделю

№ п/п

Кол-во часов

Тема урока

 

Лабораторные работы

Форма контроля

Д/З

Дата по плану

Дата по факту

Введение. Биология как наука (5 ч.)

1

1

Биология – наука о живой природе

Выполнение заданий 1,3 стр.9

§1, вопр.1-3 стр.9

4.09

2

2

Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии

Задание 2 стр. 11

§2, §3,

11.09

3

3

Разнообразие живой природы

Самостоятельная работа учащихся по заполнению таблицы «Царства живой природы»

§4

18.09

4

4

Среда обитания организмов

Поисковое чтение и заполнение таблицы «Среды обитания»

§5, стр.19 вопр.1-6

25.09

5

5

Экскурсия «разнообразия живых организмов. Осенние явления в жизни растений»

Сообщения учащихся

Записи в тетради

2.10

Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 ч.)

6

1

Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа №1 «Устройство микроскопа и приемы работы с ним», №2 «Рассматривание клеточного строения организмов с помощью лупы»

§6, стр.23 вопр.1-4

9.10

7

2

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

Составление схемы «Вещества клетки»

§7, стр.27 вопр.1,3,5,6

16.10

8

3

Химический состав клетки органические вещества

        

Выполнение опытов на тему «Органические вещества клетки»

§7,стр.28 вопр.2,4

23.10

9

4

Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)

Составление схемы «Животная и растительная клетки»

§.8, стр.31 вопр.1-4

6.11

10

5

Лабораторная работа №3«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

Лабораторная работа №3«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

§8

13.11

11

6

Лабораторная работа №4 «Пластиды в клетках»

Особенности строения клеток. Пластиды

Лабораторная работа №4 «Пластиды в клетках»

§.8

20.11

12

7

Процессы жизнедеятельности клеток

Фронтальная беседа

§.9, стр.37 вопр.1-3

27.11

13

8

Деление и рост клеток

Фронтальная  беседа

§.9,записи в тетради

4.12

14

9

Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов

Индивидуальные задания: приготовление микропрепаратов, сравнительных схем. Фронтальная беседа

тетрадь

11.12

15

10

Контрольно-обобщающий урок по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»

Работа со словарем

18.12

Глава 2. Многообразие организмов (20 ч.)

16

1

Классификация организмов

 

Составление схемы: «Система органического мира»

§.10, стр.43 вопр.1-3

25.12

17

2

Строение и многообразие бактерий.

Задания 1,2 стр.47

§.11, стр.47 воп.1-4

15.01

18

3

Роль бактерий в природе и жизни человека

Сообщения учащихся

Работа со словарем§.11

22.01

19

4

Строение грибов. Грибы съедобные и ядовитые

Фронтальная беседа

§12, стр.49 вопр.1-4

29.01

20

5

Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов.

Лабораторная работа №5 «Особенности строения мукора и дрожжей»

§12

5.02

21

6

Характеристика царства Растения

Самостоятельная работа: «Основные этапы в развитии растительного мира»

§13, стр. 53 вопр.1-3, рис.32 стр.55

12.02

22

7

Водоросли

Дискуссия на тему: «Можно ли все растения, обитающие в воде относить к водорослям?»

§14, стр.57 вопр.1-4

19.02

23

8

Лишайники

Стр.59 задания 1-3

§15, стр.59 вопр.1-3

26.02

24

9

Высшие споровые растения

Сообщения учащихся

§16

5.03

25

10

Голосеменные растения

Фронтальная беседа

стр.64 задания 1-3

§17, стр.63 вопр.1-3

12.03

26

11

Покрытосеменные растения

Лабораторная работа№6 «Внешнее строение цветкового растения»

Изображение схемы цветкового растения

стр.66 задания 1-3

§17

19.03

27

12

Урок промежуточного контроля знаний

Задания по карточкам

§10 – §17

2.04

28

13

Общая характеристика царства Животные

Стр.71 задания 1-3

§18, стр.71 вопр.1,2

9.04

29

14

Подцарство Одноклеточные.


Лабораторная работа №7: «Разведение и изучение амеб в лаборатории»

Стр.75 задания 1-3

§19, стр.75 вопр.1-3

16.04

30

15

Подцарство Многоклеточные.  Беспозоночные животные

Стр.79 задания 1-3

§ 20, стр.79 вопр.1-3

23.04

31

16

Холоднокровные позвоночные животные

Фронтальная беседа, сообщения

§21, сообщения

30.04

32

17

Теплокровные животные

Фронтальная беседа, сообщения

§21, сообщения

7.05

33

18

Обобщающий урок – проект «Многообразие живой природы. Охрана природы»

Презентация проекта

14.05

34

19

Урок систематизации знаний за курс 5 класса

21.05

35

20

резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...