Астрономический бой
материал по астрономии на тему
Люди среднего и старшего поколений помнят, как любили в нашей стране космонавтов. Их знали в лицо, они были героями, достойными подражания, любое их появление вызывало бурю восторга. У современных молодых людей другие герои, они подчас не имеют никакого представления о тех, кто трудится в данный момент на орбитальной станции. Я считаю, необходимым затронуть вопросы космического пространства. Вспомнить мужественных людей, которые своей трудной и опасной работой расширяют наши знания о Вселенной, т. е поговорить о космосе. И, на мой взгляд, существует еще одна веская причина для этого, в последние несколько лет из учебной программы многих школ убрали такой предмет, как «Астрономия». Но сколько интересного и познавательного, мы могли поведать ребятам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_tvorchestvo.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий воспитательного мероприятия
Мероприятие: «Астрономический бой»
Выполнила:
учитель физики БОУ г.Омска
«Лицей № 25»,
Вишневская Татьяна Алексеевна
Ежегодно с 1 – 30 апреля, в нашем Лицее проводится месяц Естественно – научного цикла, и в течение всего апреля учителями физики организованы различные мероприятия, связанные с космосом, Вселенной, освоением космического пространства.
Уже традицией стало проведение Областной Научно – Практической конференции, посвященной памяти главного конструктора ПО «Полет» Клинышкова А.С. Данная конференция, проводится для учащихся старшего и среднего звена, при поддержке ГУП им. Хруничева ПО «Полет» и Института Развития работников Образования Омской области. В 2015 году конференция будет 10 – юбилейная.
Для учащиеся 8 – 9 классов, социальные партнеры лицея проводят экскурсии в музей космонавтики в ГУП им. Хруничева ПО «Полет». Космическая викторина: «Вперед, к звездам!», проходит для ребят 1 – 4 классов, так же учащиеся 1 – 5 классов принимают участие в конкурсе рисунков: «Космос – глазами детей».
В рамках данного месячника, я предлагаю проект, который назвала: «Астрономический бой». Это второе мероприятие, посвященное, данной тематике и рассчитано на учащихся 11 классов. Наш проект помогает развитию воображения, фантазии, творческой активности. Помогает усвоению и расширению знаний о космосе, о космическом пространстве.
Люди среднего и старшего поколений помнят, как любили в нашей стране космонавтов. Их знали в лицо, они были героями, достойными подражания, любое их появление вызывало бурю восторга. У современных молодых людей другие герои, они подчас не имеют никакого представления о тех, кто трудится в данный момент на орбитальной станции. Я считаю, необходимым затронуть вопросы космического пространства. Вспомнить мужественных людей, которые своей трудной и опасной работой расширяют наши знания о Вселенной, т. е поговорить о космосе. И, на мой взгляд, существует еще одна веская причина для этого, в последние несколько лет из учебной программы многих школ убрали такой предмет, как «Астрономия». Но сколько интересного и познавательного, мы могли поведать ребятам.
А 12 апреля 2011 года исполнилось ровно 50 лет, как с космодрома «Байконур» поднялся в небо космический корабль «Восток» с человеком на борту…
Цель мероприятия:
-дать возможность учащимся в игровой, соревновательной форме сравнить уровень своих знаний, показать свои интеллектуальные способности, общую эрудированность в области астрономии и связи с другими предметами, умения решать задачи.
Задачи мероприятия:
-формирование понимания ценности жизни, планеты, Вселенной.
-воспитывать чувство гордости за достижения отечественной астрофизики и космонавтики.
-формировать навыки обобщения, систематизации знаний, полученных на смежных с астрономией предметах, по различным каналам информации.
-формировать понимание ценности знаний общих законов природы в жизни человека.
Я хочу, чтобы гордость была за страну,
Чтоб красивым был прожитый день,
Чтоб заснуть у хорошего чувства в плену,
Вспоминая хороших людей.
Я гордиться хочу! Я для этого рос!
И готовил себя для побед.
Потому что изведал до счастья, до слез:
Выше славы Отечества нет.
Как другие - не знаю, хочу одного:
Те, кого полюбил за восход,
Те, кого уважаю за честь, мастерство,
Незнакомцы, другие - вперед!
Феликс Чуев.
Условия проведения:
- От каждого 11 класса в параллели, выбирается команда из 7 человек.
- Каждая команда придумывает название, связанное с астрономией, эмблему и девиз.
- Жюри астрономического боя формируется из учителей Естественно – научного цикла, представителей ПО «Полет» и по одному представителю от класса.
- В поединке по набранным баллам, жюри определяет победителя и награждает победителей грамотами и ценными подарками от ГУП им. Хруничева ПО «Полет», учитель может поощрить представителей команды-победительницы отметкой «5» в журнал.
Правила проведения боя:
- Бой состоит из нескольких раундов, каждый из которых оценивает жюри, определенным количеством баллов. На выполнение заданий отводится определенное время (см. таблицу).
№ | Название раунда | Время |
1 | Анаграммы | 7 минут |
2 | Планеты | 7 минут |
3 | Загадки | 7 минут |
4 | Космонавтика | 7 минут |
5 | Четвертый лишний | 5 минут |
6 | Термины | 4 минут |
7 | Астрономия +… | 7 минут |
8 | Кроссворд | 7 минут |
9 | Угадай мелодию | 10 минут |
- Команды получают задания данного раунда одновременно, выполняют их определенное время и сдают жюри.
- Жюри ведет подсчет баллов, а команды в это время (под руководством ведущего) выполняют задания следующего раунда. После выполнения задания второго раунда жюри сообщает результаты первого раунда (можно вносить результаты в таблицу, начерченную на доске) и т.д.
- Жюри также ведет и общий счет боя на данный момент, и результаты записываются в таблицу на доске. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
- Если все задание выполнено раньше времени, команда может получить дополнительно 1 балл в каждом раунде.
Оформление игрового помещения:
Игровое помещение должно быть оформлено ярко, празднично. На стенах можно разместить рисунки учащихся 1 – 5 классов, плакаты, на которых отражается тематика Космоса. С помощью мультимедийного проектора на экране можно показывать презентации учащихся, которые заранее были подготовлены к конференции. Во время проведения раундов звучит музыкальная заставка.
Представление команды.
Оцениваются название, девиз, эмблема команды (максимальная оценка 5 баллов).
Раунд «Анаграммы».
Цель раунда: разгадать анаграмму. За каждый правильный ответ – 1 балл. Анаграмма – слово, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово.
№ | Задание | Ответы |
1 | Срам. | Марс |
2 | Динар. | Надир |
3 | Сократ. | Кастор |
4 | Урна. | Уран |
5 | Добил. | Болид |
6 | Карета. | Ракета |
7 | Тепло. | Полет |
8 | Улан. | Луна |
9 | Низал. | Линза |
10 | Каспер. | Парсек |
Раунд «Планеты».
Цель раунда: ответить на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
№ | Задания. | Ответы. |
1. | В греческой мифологии название этой планеты отожествляли с Богом торговли – Гермесом. | Меркурий. |
2. | У этой планеты имеются полярные шапки, в которых возможно находится в виде льда вода. | Марс. |
3. | У этой планеты средняя плотность меньше плотности воды, поэтому она не утонет в воде, если бы нашлась ванна подходящих размеров. | Сатурн. |
4. | На этой планете вот уже 300 лет бушует ураган – Большое Красное Пятно, размеры которого больше земного шара. | Юпитер. |
5. | Эту планету открыл в 1930 году американский астроном Клайд Томбо. | Плутон. |
6. | В таблице Менделеева есть химические элементы с аналогичным названием планеты. | Уран, нептуний, плутоний. |
7. | На этой планете практически нет атмосферы, поэтому велики суточные колебания температуры. Температура на дневном полушарии достигает 40000С. | Меркурий. |
8. | Эта планета в отличие от других планет, вращается в направлении, обратном ее движению вокруг Солнца. Причем в 243 раза медленнее Земли. | Венера. |
9. | На этой планете находится самая большая гора Солнечной системы – гора «Олимп», высотой 25 км. | Марс. |
10. | Если бы эта планета была крупнее, то она могла бы стать звездой. | Юпитер. |
Раунд «Загадки».
Цель раунда: отгадать загадки. За каждый правильный ответ – 1 балл.
№ | Задания. | Ответы. |
1. | Ехал Волох, рассыпал горох, Стало светать, нечего собирать. | Звездное небо. |
2. | Самый распространенный химический элемент в космическом пространстве. | Водород. |
3. | Без него плачемся, а как появиться – от него прячемся. | Солнце. |
4. | Из какого ковша не пьют, не едят. А только на него глядят? | Ковш Большой Медведицы. |
5. | Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. | Небо, звезды, месяц. |
6. | Копье стальное, а хвост огненный распустит, до земли достанет. | Ракета. |
7. | Вторник – день Марса, среда – день Меркурия, четверг – день Юпитера. Продолжите: воскресенье – день…, понедельник – день… | Солнца, Луны. |
8. | О каком небесном теле идет речь, если оно является прекрасным примером того, как из мухи сделать слона. | Комета. |
9. | Что будет наблюдать космонавт, находящийся на обращенной к Земле поверхности Луны. Если люди на Земле в это время наблюдают лунное затмение? | Солнечное затмение. |
10. |
Раунд «Космонавтика».
Цель раунда: ответить на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
№ | Задания. | Ответы. |
1. | В 1903 году вышла статья «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Кто ее автор? | К.Э.Циолковский. |
2. | Название корабля, на котором полетел Ю.А.Гагарин. | «Восток». |
3. | Точная дата запуска первого спутника Земли. | 4 октября, 1957 год |
4. | Сколько минут был в космосе первый космонавт? | 108 минут |
5. | Фамилии космонавтов, высадившимися первыми на поверхность Луны. | Н.Армстронг, Э.Олдрин. |
6. | Космонавт, впервые вышедший в открытый космос 18 марта 1965 года. | А.Леонов. |
7. | Год рождения Ю.А.Гагарина. | 1934 год. |
8. | Первым проектом пилотируемой ракеты был в 1881 году проект ракеты с пороховым двигателем известного революционера. Как его фамилия? | Н.Кибальчич. |
9. | Первая женщина- космонавт, побывавшая в космосе 16-19 июня 1963 года. | В.Терешкова. |
10. | Как называлась серия американских космических кораблей, один из которых совершил 21 июля 1969 года посадку на Луну? | «Аполлон». |
Раунд «Четвертый лишний».
Цель раунда: исключить из ряда не подходящее по логике слово. Правильный ответ – 1 балл.
№ | Задания. | Ответы. |
1. | 21 марта, 23 февраля, 23 сентября, 22 декабря. | 23 февраля |
2. | «Вега», «Пионер», «Викинг», «Маринер». | «Вега» |
3. | Меркурий, Юпитер, Марс, Венера. | Юпитер |
4. | Вега, Денеб, Бетельгейзе, Альтаир. | Бетельгейзе |
5. | Лунное затмение, новолуние, полнолуние. Последняя четверть. | Лунное затмение |
6. | Гелиос, Аполлон, Ярило, Нептун. | Нептун |
7. | Церера, Гермес, Гаспра, Харон. | Харон |
8. | Титан, Европа, Ганимед, Каллисто. | Титан |
9. | Океан Бурь, Море Дождей, Тихий Океан, Море Ясности. | Тихий Океан |
10. | Рыбы, Телец, Кассиопея, Козерог. | Кассиопея |
Раунд «Термины».
Цель раунда: ответить на вопросы. Правильный ответ – 1 балл.
№ | Задания. | Ответы. |
1. | Ближайшая к Солнцу точка орбиты небесного тела. | Перигелий |
2. | Видимая часть атмосферы Солнца. | Фотосфера |
3. | Большой и исключительно яркий метеор. | Болид |
4. | Малая планета. | Астероид |
5. | Ведущий раздел астрономии, который изучает природу небесных тел. | Астрофизика |
6. | Поверхностный слой Луны. | Реголит |
7. | Большой круг небесной сферы, по которому движется Солнце. | Эклиптика |
8. | Наблюдаемая с Земли освещенная часть лунного диска. | Фаза |
9. | Наибольшее угловое удаление планеты от Солнца. | Элонгация |
10. | Как называется среднее расстояние от Земли до Солнца. | Астрономическая единица |
Раунд «Астрономия +…».
Цель раунда: ответить на вопросы, связывающие астрономию и другие науки. За каждый правильный ответ – 1 балл.
№ | Задания. | Ответы. |
1. | + биология: Замечена 11 – летняя цикличность в размножении трески, сельди, леща и других рыб. С такой же периодичностью повторяются нашествие саранчи. С чем это связано? | Солнечная активность |
2. | + химия: С помощью этого метода определяют химический состав Солнца, звезд, галактик, туманностей. | Спектральный анализ |
3. | + история: Это явление помогло установить историкам, что на границе половецкой земли войска князя Игоря были 1 мая 1185 года. | Солнечное затмение |
4. | + физика: В настоящее время достаточно часто используется световая энергия Солнца для работы солнечных батарей ( калькуляторы, спутники). Какое физическое явление лежит в основе работы солнечных батарей? | Фотоэффект |
5. | + криминал: Существует легенда, что Аристотель бросился в море со скалы, отчаявшись разгадать это явление природы. Назовите его. | Приливы и отливы |
6. | + народная мудрость: «Мир освещается солнцем, а голова - …». Закончите пословицу. | Знанием |
7. | + математика: Наименьшее расстояние от Земли до Сатурна 1,2*109 км. Через какое время дойдет свет от Сатурна до Земли. Ответ выразите в часах. | t=S/V 1,1 часа |
8. | + музыка: Профессиональный музыкант, который начал заниматься астрономией, как любитель, что не помешало ему открыть в 1781 году планету Уран. | Гершель |
9. | + медицина: Это часть солнечного излучения обладает рядом свойств: высокая химическая активность, убивает микроорганизмы, в небольших дозах благотворно влияет на организм человека. Все это нашло широкое применение в медицине. Что это за излучение? | Ультрафиолетовое |
10. | + мир поэзии: Что зыблет ясный ночью свет? Что тонкий пламень в твердь разит? Как молния, без грозных туч, Стремиться от земли в зенит? Как может быть, чтоб мерзлый пар Среди зимы рождал пожар? О чем писал Ломоносов? | Полярное сияние |
Раунд «Кроссворд».
Цель раунда: ответить на вопросы. За каждое слово – 1 балл, а за ключевое 3 – балла.
1 | - | ||||||||||
2 | |||||||||||
3 | - | ||||||||||
4 | |||||||||||
5 | - | ||||||||||
6 | - | ||||||||||
7 | - | ||||||||||
8 | - | ||||||||||
9 | - |
- Ближайшая к Солнцу звезда.
- Цвет яркой звезды созвездия Скорпион.
- Одна из основных частей телескопа.
- Созвездие, главная звезда которого Альтаир.
- Звезда – ориентир на южном небе.
- Созвездие, имеющее отношение к поэзии.
- Зодиакальное созвездие.
- Линия на карте звездного неба, указывающая границу видимости звездного неба.
- Зеркальный телескоп.
Ключевое слово: одна из координат небесных тел.
Ответы:
1.Проксима. 6.Пегас.
2.Красный. 7.Близнецы.
3.Окуляр. 8.Горизонт.
4.Орел. 9.Рефлектор. Ключевое слово: «Склонение».
5.Конопус.
Раунд «Угадай мелодию».
Цель раунда: спеть 2 – 3 строки из песни определенной категории. За каждый правильный ответ – 1 балл.
В программе участвуют все зрители и участники, находящиеся в зале. Зритель, отгадавший песню, отдает полученный бал за свою команду. Категории песен задает ведущий.
Категории песен:
- «Вода, вода» (песни о любых состояниях воды);
- «У природы нет плохой погоды» (песни о любых погодных явлениях);
- «Мы – дети Галактики» (песни, в которых упоминаются астрономические объекты);
В конце боя подводятся итоги, определяется команда - победитель, набравшая наибольшее количество баллов, дарятся подарки. Проект проводится во внеурочное время.
(Фотографии мероприятия, представлены в Приложении).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФИЗИКО -АСТРОНОМИЧЕСКАЯ викторина для учащихся 7-9 классов
Звездный час для учащихся 7-9 классов....
Статья: Астрономический метод измерения скорости света
Астрономический метод измерения скорости света...
Тест "Астрономический калейдоскоп"
Тест разработан в оболочке Testmaker (http://vvz.nw.ru/Testmaker/index.htm) для учащихся 5-7 классов. Тест можно использовать во внеклассной работе. Есть возможность осуществить 2 попытки прохождения ...
Презентация астрономического кружка "Тайны звёздного неба"
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2092 имени И.Н. Кожедуба ЮВАО ДО г. Москвы Методическая разработка внеклассного меро...
НИЖНИЙ АРХЫЗ.В АСТРОНОМИЧЕСКОЙ СТОЛИЦЕ РОССИИ.
В путевых записках описано семейное путешествие в Карачаево-Черкессию летом 2014 года...
Исследовательская работа по астрономии "Астрономические исследования", автор: Щербань Любовь, 10 класс, МБОУ СОШ №4, г. Покачи, руководитель: Зубарев В.Н.
В данной исследовательской работе поставлена цель получения некоторых астрономических данных для нашего города. В справочной литературе есть данные для Москвы и некоторых других больших г...
Астрономические объекты Солнечной системы
Материал представлен в виде презентации, включающей в себя информацию о Солнце, планетах и их спутниках, кометах, астероидах. Создавалась для изучения на кружке астрономии....