Устный счет
методическая разработка по алгебре (9 класс)
Предварительный просмотр:
-1-
-1 ученик. Добрый день, ребята!
-2 ученик. Сегодня мы с вами совершим не совсем обычное путешествие. Вообще-то путешествие обычным быть не может, потому что в пути всегда встречаются сюрпризы.
-1 ученик. На уроках истории Древнего мира мы познакомились со многими странами и народами. Что же общего между историей и этикетом древних народов?
Посмотрим в словарь. Этикет-это правила поведения людей в обществе. Но это не только, культура поведения за столом, в гостях, на улице. В широком смысле слова – это обычаи, традиции, верования народов, а также мода и кулинарные пристрастия. Этикет пришел к нам из глубокой древности. А первые «пособия» были написаны в Египте.
Обычаи египтян отличались от обычаев народов других стран. У египтян женщины торговали на площадях, а мужчины хозяйничали дома, тесто месили ногами, а глину - руками, писали не слева направо, а наоборот, справа налево, мужчины носили юбки и платья, пользовались косметикой и надевали украшения, любили носить парики.
-2 ученик. Когда произносят слово «этикет», хочется добавить: «придворный», так часто встречается словосочетание «придворный этикет». И сразу в памяти возникают пышные картины церемоний, блестящие наряды придворных дам с веерами и вельмож со шпагами и с перьями на шляпах. Кавалеры низко склоняются в замысловатых поклонах и совершают сложные и ловкие движения шляпами, подметая перьями сверкающий пол; дамы приседают, склоняя головы в париках. Слышится музыка неторопливых менуэтов и обращения: «О, сударыня, если бы мне было позволено высказать свое восхищение! ... »
Понятно, что и вызов на дуэль должен был быть обставлен эффектным швырянием перчатки к ногам нарушителя этикета.
-1 ученик. А нужны ли правила этикета нам, живущим в ХХI веке, спросите вы? Представьте себе, ты примчался из школы голодный, как сто волков и, не раздеваясь, не вымыв руки, несёшься на кухню, хватаешь ложку и прямо из кастрюли проглатываешь всё, что тебе оставлено. «Уф, наелся»- говоришь ты, вытирая рот рукавом. Как после этого ты будешь чувствовать себя за столом на именинах у друга? А вот как: нож и вилка будут прыгать у тебя в руках, картофелины на тарелке забегают как живые, а рука сама собой согнётся в локте, чтобы вытереть рот рукавом. Что и говорить- есть из кастрюли куда проще! А если бы ты дома каждый день ел, как полагается, за столом, пользуясь вилкой, каким лёгким тебе бы это показалось!
-2 ученик. Вот поэтому мы сегодня и будем знакомиться с теми правилами, которые помогают нам жить среди людей.
-1 ученик. Наш конкурс будет проходить следующим образом: у нас три команды- команды 8 «А», 8 «Б» и 8 «В» классов по 9 человек. Каждый из членов команды будет подходить к нашей азбуке и брать ту букву, которая ему нравится. К каждой букве вы получаете задание. Если член команды может ответить самостоятельно – отвечает, он имеет право обратиться за помощью к команде – в течение 30 секунд команда помогает, затем отвечает тот, кто взял букву.
Некоторые задания нужно выполнить с помощью команд.
Ответы оценивает жюри в составе:
За каждый правильный ответ – 5 баллов, если команда дает неверный ответ – вопрос адресуется ее соперникам. Если и они дают неправильный ответ, тогда могут участвовать зрители. За шум и подсказки – штраф 2 балла.
Итак, начинаем конкурс "Азбука этикета".
Начинаем – по жребию.
А – автобус, транспорт;
Б – беседа;
В – вежливость;
Г – гости;
Д – добрые слова;
Е – еда;
Ж – задача 1;
З – знакомство;
И – извинения;
К – кино, театр;
Л – задача 3;
М – задача 4;
Н – на улице, в транспорте, в
лифте.;
О – одежда;
П – подарки;
Р – развлечения, дискотека;
С – стол;
Т – театр;
У – уважение;
Ф – фрукты;
Х – задача 5;
Ц – цветы;
Ч – чистота;
Ш – Шепот;
Э – Эпистолярный жанр;
Ю – задача 6;
Я – задача 2;
А. 1) Как входить и выходить из транспорта?
Вход – пропустить вперед женщину, пожилого человека.
Выход – выйти первому и помочь выйти женщине и пожилому человеку.
2) Чего нельзя делать в транспорте ?
Нельзя: кидать мусор на пол, заглядывать в газету или книгу к соседу, вытягивать ноги в проход, громко разговаривать, ставить сумки на сиденье в переполненном автобусе.
Б. Назовите ошибки в этой беседе:
Подруга заболела. Пришла Ира к Вале, а Валя с завязанной щекой.
– Ох, Валечка, сказала Ира, у тебя наверно флюс! Ах, какой у меня флюс был летом. И, знаешь бабушка уехала, мама на работе.
– Моя мама тоже на работе, - сказала Валя. – А мне нужно полоскание.
– Ох, Валечка, мне тоже давали полоскание, и мне стало лучше, как пополощу, так и лучше! А еще мне помогала грелка горячая-горячая.
Валя оживилась и закивала головой.
– Да, да, грелка. Ира, у нас на кухне стоит чайник…
– Это не он шумит? Нет, это верно, дождик! – Ира вскочила и побежала к окну.
– Так и есть, дождик! Хорошо, что я в плаще! А то можно простудиться. Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая плащ, потом, просунув голову в дверь, крикнула:
– Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе! Не беспокойся.
Валя осталась ждать маму.
Ошибки в беседе: Ира не слушает Валю, говорит только о себе.
В. – Если тебя окликнули "Эй, ты!". Как ты себя поведешь?
Ответ: Не отзывайся на грубый отклик, будь вежлив. Не стоит воспитывать других во время короткой встречи.
–Если тебе надо обратиться к незнакомому человеку, как ты это сделаешь, если это:
1)продавец,
2)прохожий?
Безличная форма: "Простите, этот сыр – Российский?", "Извините, как пройти на ул.Горького".
Г. 1) Можно ли прийти в гости с совершенно незнакомым для хозяев человеком?
а) Можно, если ты только что познакомились с ним на улице;
б) Можно, предварительно спросив разрешения у хозяев;
в) Нельзя – это не вежливо.
2) Если гости принесли торт, обязательно ли угощать им гостей (при условии, что на десерт, торты у вас уже приготовлены)?
а) Обязательно – это правило вежливости;
б) Совсем не обязательно;
в) Лучше свежий неразрезанный торт приберечь на будущее.
3) Ваш гость случайно разбил чашку, как поступить?
а) Порадоваться, что чашка разбилась на "счастье";
б) Сделать вид, что ничего не заметили;
в) Убрать осколки и без комментариев заменить чашку.
Д. Назовите добрые слова:
Не менее 5 – приветствий;
Не менее 5 – благодарностей;
Е. 1) Что можно за столом брать руками? (хлеб, крабы, раки, креветки);
2) Как поступить, если вам захотелось попробовать блюдо, стоящее далеко от вас?
а) Тихо выйти с тарелкой из-за стола и подойдя к нужному месту, взять угощение;
б) Попросить, чтобы вам передали нужное блюдо;
в) Передать с помощью соседей свою тарелку, чтобы ее наполнили нужным угощением.
Ж. Задача 1.
Юра и Андрей спешили в буфет и бежали по лестнице вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Алексеевна. Мальчики пробежали мимо, и лишь через минуту где-то послышалось: "Здравствуйте, Анна Алексеевна!". Что им ответила учительница, мальчики не слышали. Они первыми ворвались в буфет.
Назовите ошибки.
– Бежали по лестнице;
– Не остановились, поздоровались на бегу;
– Ворвались в буфет.
З. Знакомство
1). Вам представили нового знакомого. Ваш ответ?
2). Можно ли обращаться так: «бабуля», «дедуля», «мужчина», «женщина»? (Нет, лучше безличная форма);
3).Кто здоровается первым: мужчина или женщина? (Мужчина);
4). Когда под раскрытым зонтом идут двое, кто его держит? (Мужчина или старший);
5). С какой стороны должен идти мужчина? (Слева от женщины, военные - справа).
И. Назовите не менее 5 – извинений.
Прошу простить …Прошу извинить …Мне неприятно…Я очень огорчён…Мне неловко…
Пожалуйста, извините…Простите, я не хотел…Боюсь, что я Вас задел…Извините…Виноват…
Прошу прощения…Прошу извинения…Приношу извинения…Позвольте попросить прощения…
Я не могу не извиниться…Не сердитесь за то, что…Я не хотел Вас обидеть…Я виноват перед вами…Я причинил Вам столько хлопот…Боюсь, что утомил Вас…Извинитесь за меня перед…
К. Кино, театр
1).Поведение в зале
1. Как продвигаться вдоль ряда? (Лицом к сидящим);
2. Можно ли занимать оба подлокотника? (Нет);
3. Можно ли есть в зрительном зале? (Нет);
2) Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?
а) И юноше, и девушке – обязательно;
б) На усмотрение юноши и девушки;
в) Юноше – обязательно, девушке – если у нее высокая или большая шапка.
3) В театре можно ли вслух комментировать спектакль?
а) Можно, если это интересно вашим соседям;
б) Нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей;
в) Нельзя – подождите антракта.
Л. Задача 3.
Вы купили билет на интересный фильм. Со звонком входите в зрительный зал и видите, что ваше место уже занято. Еще раз посмотрите на билет. Нет, все правильно: ряд 12, место 5.
Как вы должны поступить в таком случае?
Что должен сказать тот, кто занял ваше место?
М. Чем лучше блеснуть в обществе: знаниями; успехами, деньгами, драгоценностями?
а) Конечно, драгоценностями – они на виду и "говорят" сами за себя;
б) Конечно, знаниями – это престижно;
в) От подобной попытки блеснуть лучше вовсе отказаться;
г) Самое главное – успехи в чем бы то ни было; пусть другие порадуются за вас.
Н. На улице, в транспорте, в лифте. Вопросы.
1)Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ?
2). Вам нужно узнать дорогу. Как обратитесь к прохожему? (Без «не»)
3). Кто первым входит в лифт? (Мужчина)
4).Вы едете в переполненном автобусе, вам нужно выходиrъ. Обратитесь к стоящим рядом.
5). Как должен вести себя мужчина, выходя из автобуса?
О. Можно ли одалживать предметы гардероба?
а) Можно, за некоторыми исключениями: нижнее бельё, носки и пр.
б) Категорически нельзя.
в) Иногда можно, но только членам семьи.
П. Как правильно принимать подарки?
а) Отложить подарок в сторону и раскрыть упаковку, когда уйдут гости.
б) Раскрыть упаковку сразу в присутствии подарившего подарок.
в) Не раскрывать упаковку длительное время.
Р. 1) Можно ли в условиях домашней вечеринки танцевать в домашних тапочках?
а) Можно;
б) Ни в коем случае;
в) Нежелательно.
2 Каковы особенности молодёжной одежды для дискотеки?
а) Экстравагантность и яркость;
б) Скромность и элегантность;
в) Компактность и спортивный покрой, не стесняющий движений.
С. 1) Когда можно сесть за праздничный стол?
а) Как только вы зашли в комнату, где накрыт стол, смело усаживайтесь;
б) Только после того, как сядут наиболее важные и авторитетные гости;
в) После приглашения хозяина (хозяйки) и после того как сядут женщины.
2) Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы очень не любите?
а) Гневно отказаться;
б) Спокойно отказаться;
в) Отказаться, назвав причину отказа;
г) Взять немного и поблагодарить.
3) Может ли гость закончить еду и встать из-за стола до того, как это сделают хозяева?
а) Может, особенно если он уже насытился;
б) Не может – это не вежливо;
в) Может только в том случае, если ему необходимо посетить туалет.
4) Как разделить торт перед подачей на стол?
а) На кусочки по количеству гостей;
б) Обязательно весь – независимо от количества гостей;
в) Разрезать половину торта и, если он гостям понравился, разрезать оставшуюся половину до конца.
Т. Театр:
1. Спектакль задерживается, надо ли аплодировать? (Нет)
2. Надо ли аплодировать после подъема занавеса? (Да)
З.Кто покупает программу: дама или кавалер? (Кавалер)
4. Если вам не нравится спектакль, когда можно покинуть зал? (Только в антракте)
5. Где можно приводить себя в порядок? (Только в туалетной комнате)
6. Можно ли бросать цветы на сцену? (Нет)
7. Как можно выразить свое восхищение? (Восклицаниями «браво», «бис»)
У. Умейте говорить друг другу комплименты
Возьмём в руки мячик и бросим его членам своей команды-лови!- тому, для кого у нас припасены комплименты, с лестными замечаниями о внешности:"Какие у тебя чудесные волосы!", "У тебя очень милая улыбка!"; о делах: "Мне очень нравится, как ты шьёшь"…
Ф. Как едят фрукты за столом по правилам этикета?
Яблоки, груши – очистить, разрезать на дольки;
Сливы – разламывают пальцами пополам и вынимают косточку;
Арбузы, дыни – нарезают ломтями, едят ложкой или ножом с вилкой;
Банан – разрезают и едят вилкой.
Х. Задача 5.
Как вести себя девушке, если в её присутствии сказали неприличный анекдот?
а) Деваться некуда – придется посмеяться;
б) Придется сделать вид, что вы ничего не поняли;
в) Сухо заметить рассказчику, сколь он бестактен.
Ц. Цветы.
1)Как нужно вручать цветы?
а) в упаковке;
б) Без упаковки.
2) Кому можно дарить красные розы?
Маме, сестре, невесте (красный цвет – любовь).
3) Можно ли дарить цветы в горшках?
Да, только близким друзьям или родственникам.
Ч. Чтобы о тебе сказали "Как хорошо он (она) выглядит!", что нужно делать ежедневно?
а) Гимнастика;
б) Умывание, душ;
в) Чистая одежда и обувь.
Ш. Шепот.
Допустимо ли в обществе беседовать с кем-либо шепотом?
а). Недопустимо; лучше уединиться и поговорить.
б). Допустимо, особенно если предмет разговора- глубоко личный.
в). Допустимо сказать собеседнику не более двух-трёх слов.
Э. Эпистолярный жанр. В XIХ в. умение писать письма ценилось так высоко, что возник даже особый литературный жанр - эпистолярный. По письму человека судили о многом: об изяществе его ума, о воспитанности. Искусство просто, красиво и толково излагать свои мысли могло составить судьбу всей жизни. Поэтому лет двести назад даже простое приглашение в гости могло превратиться в художественное произведение ... А вы - современник А.С.Пушкина. Попробуйте пригласить в гости своего друга (подругу), послав небольшую записку. ( пока пишет письмо , играем дальше)
Ю. Задача 6.
Как поступить, если, одолжив у друзей вещь (например, зонт, плеер и пр.), вы ее неожиданно сломали?
а) Вернуть как есть, объяснив поломку низким качеством вещи;
б) Вернуть, предварительно отремонтировав;
в) Купить новую вещь взамен поломанной.
Я. Задача 2.
Ты пришёл в гости. Мальчик-гость. Дома: мальчик-хозяин, его мама, его дедушка, его друг, его сестра В каком порядке мальчик-хозяин должен познакомить гостя с присутствующими?.
Молодцы, ребята, вы оказались смелыми и любознательными. Думаю, что жюри по достоинству оценит ваши знания и стремление к победе. А пока члены жюри подводят итоги, я предлагаю вам веселую пятиминутку. Наши зрители могут поиграть в переводчиков. Английский и французский отдыхают, они туг ни при чем! Разговор о сленге. Что такое сленг? (то же, что и жаргон, - это буквально: испорченный язык.) Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди всех. Самый легкий способ - напустить на себя туману и говорить каким-нибудь непонятным и таинственным языком. Ну что, переводчики, вы готовы? Вот вам задание. Переведите такие фразы, которых не знал русский человек еще лет сто назад:
1. Я торчу от этой песни (она мне нравится).
2.Ловлю кайф (получаю удовольствие).
3.Понтово (очень хорошо).
4. Выделываться (вести себя вызывающе).
5.Прикол (шутка).
6.Отпад (замечательно).
7. Тащиться (быть в восторге).
Ну, вот и справились. Да, несложным оказалось задание. Видно, все так накинулись на этот сленг; что он незаметно вошел в нашу речь, стал нормой общения подростков и перевести его на литературный язык нам проще простого. Надеюсь, что подобный «словесный мусор", тем более непристойная брань, уже не слишком засоряет ваше общение.
А теперь слово жюри.
Знание правил поведения пригoдится в жизни всегда. Надеюсь, что некоторые из них запомнятся вам надолго.
Ты пришёл в гости. Мальчик-гость. Дома: мальчик-хозяин, его мама, его дедушка, его друг, его сестра В каком порядке мальчик-хозяин должен познакомить гостя с присутствующими?.
Вопросы для блиц-конкурса
1. Как используется полотняная салфетка? (Ее кладут на колени.)
2. Место ложки при сервировке стола? (Справа от тарелки, выпуклой частью вниз.)
3. Место вилки при сервировке стола? (Слева от тарелки, выпуклой стороной вниз.)
4. Кто уступает место в транспорте старикам, женщинам с детьми - мужчина или женщина? (Оба.)
5. Как едят хлеб? (По мере необходuмости отламывают небольшие кусочки. Нельзя откусывать от целого ломтя.)
6. Вашей спyrнице уступили место в транспорте. Кто должен поблагодарить за это - вы или ваща спутница? (Вы.)
7. Кто первым кладет телефонную трубку - женщина или мужчина? (Женщина.)
8. Нужно ли распаковывать подарок в присутствии подарившего? (Да, нужно распаковать, посмотреть и поблагодарить.)
9. Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: Извините или Извиняюсь? (Извините.)
10. Что делать с косточками, когда вы едите ягоды или компот? (Косточки от ягод подхватывают ложечкой, а из ложки кладут в тарелку.)
11. Вы пришли в театр и пробираетесь на свое место в ряду, заполненном сидящими людьми. Как нужно проходить лицом ИЛИ спиной к сидящим? (Лицом.)
12. Чем чистят мандарин? (Рукой.) Чем чистят апельсин? (Ножом.)
13. Место ножа при сервировке стол>"!.? (Справа от тарелки, острием к тарелке.) 14. Как берут из общего блюда хлеб? (Руками.)
15. Вы размешали сахар в чае (кофе), что делать с ложечкой? (Ложечку кладут на блюдце. В чашке ложку не оставляют.)
16. Встретились старший и младший, кто должен поздороваться первым? (Младший.)
17. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет? (Кто вежливее.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный счет по теме "Десятичные дроби", 5 класс
Устные упражнения используются как подготовительная ступень при объяснении нового материала, как иллюстрация изучаемых правил, а также для закрепления и повторения изученного. В устном счете развивает...
Презентация устного счета по числовой окружности, 10 класс
Устный счет по числовой окружности для 10 класса...
Методическое пособие "Повышение вычислительной культуры(устный счет), 5-6 класс"
- Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают внимание, наблюдательность, оперативную память, речь, быстроту реакции, повышают интерес к изучаемому материалу. Они дают...
Устный счет по теме "Квадрат и куб числа"
Вашему вниманию предлагаю презентацию: устные упражнения по теме"Квадрат и куб числа"....
Устный счет на уроках математики в 5-6 классах
Одна из основных задач школьного курса математики - формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Основа вычислительной культуры закладывается в первые 5-6 лет обучения....
Устный счет - 5 класс
Математические лестницы:Спасибо вам, дорогие пятиклассники, что вы сейчас перестали бегать по школе так, как делали это в начале года. Знаю, что вы очень любите стремглав подниматься по школьным...
устный счет, математика 6 класс. "Действия с рациональными числами"
Не все дети любят считать. Но забавная "Пчелка" поможет проявить интерес даже к такой трудной теме. Эта презентация наверняка понравится вашим ученикам. А может использоваться и родителями....