Рациональные дроби
план-конспект урока по алгебре (8 класс)

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn._karta_po_algebre_8_klass_ratsionalnye_drobi.docx240.76 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к уроку алгебры в 8 классе по теме «Рациональные дроби»

Направление:

естественно-научное

Тема, класс:

Рациональные дроби, 8 класс

Тип:

Урок изучения нового материала

Характеристика класса

Общеобразовательный класс со средним или выше среднего показателем качества обученности.

Программа:

Программа общеобразовательных учреждений. Алгебра 8. – М.: Просвещение, 2014 г.

Учебник:

Количество часов:

Алгебра: 8 класс, учебник для учащихся общеобразовательных организаций/А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир-М.:Вентана-Граф, 2019.

102 часов в год, 3 учебных часов в неделю.

Для изучения данной темы отводится 2 часа. Данный урок является первым.

Раздел:

Глава 1. Рациональные выражения

Цель урока (учитель): обеспечить усвоение знаний о понятиях «дробные выражения», «рациональные выражения», «рациональные дроби»; формировать умения распознавать целые рациональные выражения и дробные выражения

Цель урока (ученик): ознакомление с новым учебным материалом 

Методы:

проблемно-поисковый

Формы работы:

самостоятельная, фронтальная работа.

Технологическая карта урока на тему: «Рациональные дроби»

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Учитель математики: Кочал-оол Буяна Мироновна

Класс: 8

Задачи: обеспечить усвоение знаний о понятиях «дробные выражения», «рациональные выражения», «рациональные дроби»; формировать умения распознавать целые рациональные выражения и дробные выражения

Планируемые результаты

Предметные:

Научатся отличать между собой целые и дробные выражения, приводить примеры таких выражений

Метапредметные:

Познавательные –  самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; анализировать информацию из разных источников; самостоятельно приобретать знания.

Регулятивные – принимать познавательную цель и сохранять ее при выполнении учебных действий.

Коммуникативные – вступать в учебное сотрудничество с учителем; владеть вербальными и невербальными средствами общения.

Личностные:

Развитие ответственного отношения к собственным поступкам

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!. Садитесь, пожалуйста. Сегодняшний урок я хотела бы начать словами Сенеки:

«Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле»

Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

 Мне очень приятно сегодня работать с вами! Надеюсь на сотрудничество, построенное на взаимном уважении!

Настраиваются на учебную деятельность.

Концентрируют внимание на работе на уроке.

Формирование навыков самоорганизации

II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта.

Постановка учебной задачи

Предлагает учащимся продолжить предложения:

– Выражение, составленное из переменных, чисел, знаков арифметических действий и скобок, называют…

– Числовые выражения и выражения с переменными называют…

– Выражения с переменными, не содержащие деления на выражения с переменными, называют…

– Выражение, являющееся суммой нескольких одночленов, называют…

– Многочлен, состоящий из одночленов стандартного вида, среди которых нет подобных, называют…

Вопрос запуска постановки учебной задачи:

– Можете ли вы пояснить, что собой представляют рациональные дроби?

Формулирует учебную задачу:

– Исследовать понятие «рациональные дроби».

Продолжают предложения.

– … выражением с переменными.

– … алгебраическими выражениями.

– … целыми выражениями.

– …многочленом.

– … многочленом стандартного вида.

Осознают важность решения поставленной учебной задачи

Развитие  навыков целеполагания

III. Сообщение темы.

Постановка цели и задач  урока

Сообщает тему урока.

 

Рациональные

Дробь (дроби)

Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока.

– Внимательно прочитайте тему урока.

– Что от вас ожидается на уроке?

– Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить?

Угадывают тему урока с помощью ребусов.

Записывают в тетрадь тему урока.

Участвуют в формулировании целей и задач урока:

– усвоить суть понятий «дробные выражения», «рациональные дроби»;

– научиться определять целые выражения, дробные выражения и рациональные дроби

Умение принимать и сохранять учебную задачу

IV. Мотивирование к учебной деятельности

Способствует обсуждению мотивационных вопросов:

– Насколько для меня интересно достичь задач, поставленных на данный урок?

– Что меня отвлекает от учебного процесса? Как решить эту проблему?

– Чего я ожидаю от сегодняшнего урока?

– Какова моя личная цель на данный урок?

Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности.

Умение выражать свои мысли. Развитие навыков самомотивации

V. Создание ситуации затруднения.

Работа над темой урока

Организует обсуждение проблемного вопроса:

– Чем отличаются дробные выражения от целых выражений?

Помогает учащимся прийти к выводу, что дробные выражения отличаются от целых тем, что они содержат деление на выражение с переменными.

Предлагает учащимся объяснить, почему приведенные выражения называют дробными:

Организует исследование вопроса:

– При каких значениях   выражение   не имеет смысла?

Организует анализ определения.

Объясняет учащимся, что отдельным видом рационального выражения является рациональная дробь. Это дробь, числитель и знаменатель которой – многочлены.

Организует поиск и придумывание примеров рациональной дроби.

Предлагает учащимся, проанализировать информацию и выделить, что им непонятно.

Отвечает на вопросы учащихся.

Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов.

Испытывают определенные трудности при ответе на вопрос.

Проводят исследования. Работают с разными источниками информации.

Анализируют приведенные выражения.

Определяют, что все приведенные выражения содержат деление на выражение с переменной.

Проводят исследование. Обсуждают в группах полученные результаты.

Делают вывод, что при  выражение не имеет смысла.

Анализируют определение.

Определение

Допустимыми значениями переменных, входящих в рациональное выражение, называют все значения переменных, при которых это выражение имеет смысл

Делают записи в тетради.    Задают вопросы учителю.

Проводят поисковую и творческую деятельность.

Заполняют таблицу.

Найденные примеры рациональной дроби

Придуманные примеры рациональной дроби

Анализируют информацию.

Информация

Вопросы учителю

Рациональная дробь может быть как целым выражением, так и дробным

Почему…?

Знаменатель рациональной дроби не может быть нулевым многочленом, то есть многочленом, тождественно равным нулю

Каким образом…?

Допустимыми значениями переменных, входящих в рациональную дробь, являются все те значения переменных, при которых значение знаменателя дроби не равно нулю

Как…?

Умение выражать свои мысли в соответствии с задачей.

Умение анализировать информацию

VI. Закрепление изученного материала

Организует самопроверку знаний учащихся.

Помогает учащимся разобраться в вопросах, с которыми они не справились.

№1 (устно)

Отвечают на вопросы и определяют, насколько необходимо дополнительно изучить новый материал урока.

Устно вместе всем классом разобрать №1

Умение осуществлять знания

VII. Решение заданий

Практические задания:

1. (№ 2) Чему равно значение дроби   если:

а) с =

б) с = 0?

2. (№ 3) Найдите значение выражения  если:

а)

б)

3. (№ 5) Найдите допустимые значения переменной, входящей в выражение:

а)

б)

в) ;

г)

№5 стр 8

Выполняют задания.

Ответы:

1.

а)

б) 0.

2.

а)

б) .

3.

а) Имеет смысл при всех значениях

б) Имеет смысл при всех значениях , кроме  Следовательно, искомыми допустимыми значениями переменной являются все числа, кроме 0.

в)  Имеет смысл при всех значениях , кроме  Следовательно, искомыми допустимыми значениями переменной являются все числа, кроме 5.

г) Имеет смысл при всех значениях

Вызывать к доске тех учеников, которые плохо поняли тему

Умение самостоятельно принимать решения

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия

Организует подведение итогов урока обучающимися.

Способствует размышлению учащихся над вопросами.

– Что нового я узнал на уроке?

– Что я научился делать на уроке?

– Что я не до конца понял из того, что изучали на уроке?

– Достиг ли я поставленной личной цели на уроке?

Подводят итоги своей работы на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию.

Умение отслеживать цель учебной деятельности

IX. Домашнее задание

Помогает учащимся выбрать задания из учебника.

Обращает внимание на возможности и способности учащихся

Домашнее задание № 4, 6 страница 7-8

Выбирают задания, которые будут решать дома.

Записывают домашнее задание.

Формирование навыков самоорганизации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Деление рациональных дробей"

Данный урок разработан по типу обобщение и систематизация знаний....

Дистанционное обучение учащихся по алгебге. Тема 4 "Сложение и вычитание рациональных дробей", 8 класс. Учитель-Монакова Клара Захаровна.

В разработке содержатся краткие теоретические справки и  алгоритмы сложения и вычитания дробей, нахождения НОК, примеры с решениями и задания ученику....

Дистанционное обучения учащихся по алгебре. Тема 5 "Умножение и деление рациональных дробей. Возведение в степень", 8 класс. Учитель-Монакова Клара Захаровна.

Материал для подготовки к ГИА. Содержит  правила, алгоритмы, примеры с решением, задание ученику в виде теста....

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Сложение и вычитание рациональных дробей».

Урок разработан для учащихся 9 класса. Тема выбрана на основании анализа результата краевой диагностической работы, которая выявила, что учащиеся не в полной мере усвоили эту тему....

Интерактивный тест по теме "Умножение и деление рациональных дробей. Возведение дроби в степень". Алгебра 8 класс

Интерактивный тест по теме "Умножение и деление рациональных дробей. Возведение дроби в степень"  содержит 9 заданий двух видов: с выбором правильных ответов из 4-х предложенных и...