Урок алгебры в 9 классе по теме "Арифметическая прогрессия" с презентацией
методическая разработка по алгебре (9 класс)
Урок алгебры в 9 классе по теме "Арифметическая прогрессия" с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arifmeticheskaya_progressiya_3.pptx | 87.2 КБ |
urok_algebry_v_9_klass1.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом. Определение.
Основные способы задания арифметической прогрессии 1) чтобы задать арифметическую прогрессию, достаточно указать ее первый член и разность. задать арифметическую прогрессию можно с помощью формулы аn = kn+b .
Число d, показывающее, насколько следующий член последовательности отличается от предыдущего, называется разностью прогрессии . Разность прогрессии
Сформулируйте определение арифметической прогрессии. К акое число называется разностью арифметической прогрессии? П риведите примеры арифметической прогрессии. К ак можно задать арифметическую прогрессию? Вопросы
Формула п- го члена арифметической прогрессии.
Вопросы Когда применяется формула п- го члена арифметической прогрессии? Что обозначают в формуле буквы а1 ,d, аn , n?
Формула суммы n-членов арифметической прогрессии
Вопросы - Когда применяется формула суммы членов арифметической прогрессии? -Что обозначают в формуле буквы а 1 ,d, а n , n , S 8
- Что сегодня делали на уроке? - Перечислите, что знали по теме. - Перечислите, что умеете выполнять по данной теме. - Перечислите, что не знали, но научились на уроке. - какие были трудные задачи? Итоги урока
Фотография доски
Предварительный просмотр:
Учитель Петрова Зоя Павловна
Урок алгебры в 9 классе. ГБОУ школа №609
Тема: «Арифметическая прогрессия»
Цель работы:
-закрепление и обобщение знаний, умений и навыков по теме «Арифметическая прогрессия».
.
Задачи:
1. Закрепить основные понятия, связанные с арифметической прогрессией
2. Психологическая подготовка учащихся к контролю;
выяснение и ликвидация пробелов учащихся;
анализ ошибок.
3. Прививать интерес к математике, а также формировать умение общаться, развивать навыки взаимопомощи, самоутверждения, самооценки.
4. Коррекционные задачи:
1) Развитие основ мыслительных операций анализа, синтеза.
2)Формирование умения визуально выделять формулы в задании.
3)Корректировка вычислительных навыков.
4) Развитие зрительного восприятия и узнавания, внимания.
Источник: учебник «Алгебра, 9класс» Макарычев Ю.Н и др.
Приемы: «кластеры», взаимоопрос и взаимопроверка; групповое и коллективное обсуждение; лист знаний; работа в парах.
План урока.
1)Стадия вызова. Вводная беседа.
-Сегодня на уроке мы должны вспомнить и «собрать воедино» все, что мы изучали по теме « Арифметическая прогрессия». Что вы помните об арифметической прогрессии? (на доске фиксирую высказывания учеников)
-Предлагаю просмотреть «лист знаний» и перечислить основные части. По каждой части теста работаем самостоятельно так, чтобы каждый из вас ответил на вопросы по содержанию.
2)Стадия осмысления содержания.
а) Работа с текстом 1 с последующим взаимоопросом (работа парами: 1 вариант- учителя; 2 вариант- ученики; затем обмен ролями ).
(Приложение 1)
- Определение. Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом.
Число d, показывающее, насколько следующий член последовательности отличается от предыдущего, называется разностью прогрессии: .
Основные способы задания арифметической прогрессии:
1) чтобы задать арифметическую прогрессию, достаточно указать ее первый член и разность; Пример: а1 = -4,d = 3.
2) задать арифметическую прогрессию можно с помощью формулы аn = kn+b ;
Пример: аn = 3n – 1. Эта последовательность является арифметической прогрессией , так как она задана формулой вида аn = kn+b, где k =3 и b=-1.
3) арифметическая прогрессия задается последовательностью чисел 1; 3; 5; 7; 9;…
В этом случае а1 = 1, а2 = 3, а3 = 5 . Тогда d =3-1=2.
Арифметические прогрессии бывают возрастающими (1,3,5,7…), убывающими (-2,-4,-6,-8,..) монотонными ( 7,7,7,7,… в этом случае d=0 и все члены равны между собой).
Вопросы:
-сформулируйте определение арифметической прогрессии;
-какое число называется разностью арифметической прогрессии?
-приведите примеры арифметической прогрессии;
-как можно задать арифметическую прогрессию?
а)Работа по карточке 1 (взаимопроверка);
Коллективное обсуждение спорных вопросов
б) Работа с текстом 2 (учитель- ученик). (Приложение 1)
Формула п-го члена арифметической прогрессии.
Зная первый член и разность арифметической прогрессии, можно найти любой его член, вычисляя второй, третий, четвертый и т.д. члены. Однако для нахождения члена прогрессии с большим номером такой способ неудобен. В таких случаях используем формулу п-го члена арифметической прогрессии
Приведем примеры задач с использованием этой формулы
Пример1
Последовательность (аn) – арифметическая прогрессия, где а1 = -4,
d = 3.Найти десятый член этой прогрессии.
Решение: (а10=? Порядковый номер неизвестного члена п=10)
Имеем а10=-4+3(10-1)=-4+3*9=-4+27=23
Ответ: а10=23.
Пример2
Найти первый и тридцатый члены последовательности (an), если аn = 3n - 1
Решение: (а1=? Порядковый номер неизвестного члена п=1) Имеем а1=3*1-1=2
(а30=? Порядковый номер неизвестного члена п=30) а30=3*30-1=89
ответ: а1=2, а30=89.
Вопросы:
-Когда применяется формула п-го члена арифметической прогрессии?
-Что обозначают в формуле буквы а1 ,d, аn , n?
Работа по карточке 2 парами (с записью в тетрадях);
Коллективное обсуждение спорных вопросов
в) Работа с текстом 3.Работа в парах (ученик-учитель) Приложение 1
3.Формула суммы n-членов арифметической прогрессии
Приведем примеры задач с использованием этих формул. Заметим, что если заданы первый член и разность арифметической прогрессии, то удобно пользоваться 2-й формулой.
Пример1
Найти сумму восьми первых членов арифметической прогрессии: -10; -8…
Решение:
1 способ:1) найти разность арифметической прогрессии d = а2 - а1
2) по формуле п-го члена арифметической прогрессии найти восьмой член прогрессии
3)по формуле 1 вычислить сумму восьми первых членов.
1) Имеем а1 =-10 а2 =-8. Тогда d =-8-(-10)=-8+10=2
2)по формуле п-го члена арифметической прогрессии найдем восьмой член прогрессии
а8 =-10+2(8-1)=-10+2*7 = 4
3)вычислим сумму восьми первых членов по 1-й формуле
S8 =*8=*8=-3*8=-24
Ответ: S8=-24
2 способ:1) найдем разность арифметической прогрессии d = а2 - а1
2)по формуле 2 вычислим сумму восьми первых членов.
1) Имеем а1 =-10 а2 =-8. Тогда d =-8-(-10)=-8+10=2
2) S8 =*8=*8=*8=*8=-3*8=-24
Ответ: S8=-24
Пример2
Найти сумму тридцати первых членов последовательности (an), если
аn = 3n+1
Решение: 1)найти по данной формуле а1 , порядковый номер неизвестного члена п=1
2) найти по данной формуле а30 , порядковый номер неизвестного члена п=30
3)по формуле 1 вычислить сумму тридцати первых членов.
1)Имеем а1=3*1-1=2
2)Имеем а30=3*30-1=89
3)S30 =*30=*===1365
Ответ: S30 =1365
Вопросы:
-Когда применяется формула суммы членов арифметической прогрессии?
-Что обозначают в формуле буквы а1 ,d, аn , n. S8
Работа по карточке 3 (парами).
Коллективное обсуждение и решение на доске задач ( в случае спорных вопросов).
3)Рефлексия:
- Что сегодня делали на уроке?
- Перечислите, что знали по теме.
- Перечислите, что умеете выполнять по данной теме.
- Перечислите, что не знали, но научились на уроке.
- какие были трудные задачи?
Прием «Кластеры»
Фотография доски
Самооценка.
-Оцените свою работу по пятибалльной шкале по следующим направлениям:
-Я отвечал на вопросы по тексту-1 2 3 4 5.
-Я задавал простые вопросы-1 2 3 4 5.
-Я внимательно слушал ответы на вопросы-1 2 3 4 .
-Понравилась ли вам такая форма проведения урока?
квадрат зелёного цвета – “да”
квадрат жёлтого цвета – не уверен
квадрат красного цвета – “нет”
Приложение 1.
Лист знаний.
1.Определение. Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом.
Число d, показывающее, насколько следующий член последовательности отличается от предыдущего, называется разностью прогрессии: .
Основные способы задания арифметической прогрессии:
1) чтобы задать арифметическую прогрессию, достаточно указать ее первый член и разность; Пример: а1 = -4,d = 3.
2) задать арифметическую прогрессию можно с помощью формулы аn = kn+b ;
Пример: аn = 3n – 1. Эта последовательность является арифметической прогрессией , так как она задана формулой вида аn = kn+b, где k =3 и b=-1.
3) арифметическая прогрессия задается последовательностью чисел 1; 3; 5; 7; 9;…
В этом случае а1 = 1, а2 = 3, а3 = 5 . Тогда d =3-1=2.
Арифметические прогрессии бывают возрастающими (1,3,5,7…), убывающими (-2,-4,-6,-8,..) монотонными ( 7,7,7,7,… в этом случае d=0 и все члены равны между собой).
2.Формула п-го члена арифметической прогрессии.
Зная первый член и разность арифметической прогрессии, можно найти любой его член, вычисляя второй, третий, четвертый и т.д. члены. Однако для нахождения члена прогрессии с большим номером такой способ неудобен. В таких случаях используем формулу п-го члена арифметической прогрессии
Приведем примеры задач с использованием этой формулы
Пример1
Последовательность (аn) – арифметическая прогрессия, где а1 = -4,
d = 3.Найти десятый член этой прогрессии.
Решение: (а10=? Порядковый номер неизвестного члена п=10)
Имеем а10=-4+3(10-1)=-4+3*9=-4+27=23
Ответ: а10=23.
Пример2
Найти первый и тридцатый члены последовательности (an), если аn = 3n - 1
Решение: (а1=? Порядковый номер неизвестного члена п=1) Имеем а1=3*1-1=2
(а30=? Порядковый номер неизвестного члена п=30) а30=3*30-1=89
ответ: а1=2, а30=89.
3.Формула суммы n-членов арифметической прогрессии
Приведем примеры задач с использованием этих формул. Заметим, что если заданы первый член и разность арифметической прогрессии, то удобно пользоваться 2-й формулой.
Пример1
Найти сумму восьми первых членов арифметической прогрессии: -10; -8…
Решение:
1 способ:1) найти разность арифметической прогрессии d = а2 - а1
2) по формуле п-го члена арифметической прогрессии найти восьмой член прогрессии
3)по формуле 1 вычислить сумму восьми первых членов.
1) Имеем а1 =-10 а2 =-8. Тогда d =-8-(-10)=-8+10=2
2)по формуле п-го члена арифметической прогрессии найдем восьмой член прогрессии
а8 =-10+2(8-1)=-10+2*7 = 4
3)вычислим сумму восьми первых членов по 1-й формуле
S8 =*8=*8=-3*8=-24
Ответ: S8=-24
2 способ:1) найдем разность арифметической прогрессии d = а2 - а1
2)по формуле 2 вычислим сумму восьми первых членов.
1) Имеем а1 =-10 а2 =-8. Тогда d =-8-(-10)=-8+10=2
2) S8 =*8=*8=*8=*8=-3*8=-24
Ответ: S8=-24
Пример2
Найти сумму тридцати первых членов последовательности (an), если
аn = 3n+1
Решение: 1)найти по данной формуле а1 , порядковый номер неизвестного члена п=1
2) найти по данной формуле а30 , порядковый номер неизвестного члена п=30
3)по формуле 1 вычислить сумму тридцати первых членов.
1)Имеем а1=3*1-1=2
2)Имеем а30=3*30-1=89
3)S30 =*30=*===1365
Ответ: S30 =1365
Приложение 2.
Карточка 1.
1) Из предложенных последовательностей выберите ту, которая является арифметической прогрессией:
а) 1; 2; 5; 9; 16;…; б) 1; 11; 21; 31;…;
в) 4; 8; 16; 32;…; г) 7; -7; 7; -7;….
2)Известны два члена арифметической прогрессии. Впишите неизвестный член прогрессии.
1) 8,5,…
2) …,10,16.
Карточка 2.
1. Последовательность (аn) – арифметическая прогрессия, где а1 = -5,
d = 4. Найти восьмой член этой прогрессии.
Решение:
ответ:
2. Найти первый и сороковой члены последовательности (an), если аn=2n+1
Решение:
ответ:
Карточка 3.
1.Найти сумму десяти первых членов арифметической прогрессии: -12; -8…
Решение:
ответ:
2. Найти сумму сорока первых членов последовательности (an), если аn=2n-3
Решение:
ответ:
3.Последовательность (аn) – арифметическая прогрессия, где а1 = 2,
d = -2.Найти сумму двадцати членов этой прогрессии.
Решение:
Ответ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Разложение на множители", конспект урока алгебры 7 класс, раздаточный материал
Урок алгебры в 7 классе. Тема: "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"...
Урок алгебры, 8 класс. "Преобразования графиков функций" (презентация)
Урок по теме "Преобразование графиков функций". Элементарные преобразования графиков и примеры построения графиков функций, содержащих модуль....
Презентация к уроку алгебры 7 класс по теме: "Понятие функции"
В данной презентации много примеров функции как соответствия между множествами. Определение функции вводится через ссылку на видеосюжет в интернете....
Презентация к уроку алгебры 9 класс
Презентация содержит материал для устной работы на уроке алгебры в 9 классе по теме "Решение неравенств второй степени с одной переменной"...
Презентация к уроку алгебры 10 класс
Тема урока "Преобразование графиков тригонометрических функций"...
Презентация к уроку алгебры 8 класс "Числовые промежутки"
Презентация к уроку алгебры 8 класс "Числовые промежутки"...
Презентация к уроку алгебры 7 класс "Многочлен и его стандартный вид"
Презентация для урока алгебры "Многочлен и его стандартный вид"...