Рабочие программы
рабочая программа по алгебре (8 класс)
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
8 «С» класс
Составитель: Изусова Анна Андреевна
2021 г.
Рабочая программа по алгебре 9класс составлена на основе авторской программы Ю. Н. Макарычева Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; М.: Просвещение, 2018г., в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта. Согласно базисному учебному плану, рекомендациям Министерства образования Российской Федерации и в продолжение начатой в 7 классе линии, выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект.
Программа ориентирована на учебное издание « Алгебра 9» авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б. Суворова. (М.: «Просвещение, 2019 год»).
Количество часов по программе – 102 часа.
В соответствии с учебным планом по программе на изучение в 9 классе отводится 3 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
личностные:
- сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументация, приводить примеры и контпримеры;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости, для развития цивилизации;
- критичность мышления, умение распознать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от фактов;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижение целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решений учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результатам и по способу действий на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность и ли ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общие решения и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решения в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности( рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
предметные:
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи. применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики ( словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
- владение базовой понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
- умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
- овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умения решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
- умение применять изученные понятия, результаты и методы пр решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Содержание учебного предмета
Глава 1. Рациональные дроби (30 часов)
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция у =и её график.
Цель: выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с обучающимися преобразования целых выражений.
Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.
При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел.
Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции
у =.
Глава 2.Квадратные корни ( 25 часов)
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у =, её свойства и график.
Цель: систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные обучающимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.
При введении понятия корня полезно ознакомить обучающихся с нахождением корней с помощью калькулятора.
Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество =, которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида , . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.
Продолжается работа по развитию функциональных представлений обучающихся. Рассматриваются функция у=, её свойства и график. При изучении функции у=, показывается ее взаимосвязь с функцией у = х2, где х ≥0.
Глава 3. Квадратные уравнения ( 30 часов)
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
Цель: выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.
Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где, а 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.
Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.
Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.
Глава 4. Неравенства (24 часа)
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Цель: ознакомить обучающихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной Погрешности и точности приближения, относительной погрешности.
Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие, как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.
В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление обучающихся с понятиями пересечения и объединения множеств.
При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах >b, ах , остановившись специально на случае, когда, а<0.
В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.
Глава 5. Степень с целым показателем. Элементы статистики (13 часов)
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований.
Цель: выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, сформировать начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.
В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.
Учащиеся получают начальные представления об организации статистических исследований. Они знакомятся с понятиями генеральной и выборочной совокупности. Приводятся примеры представления статистических данных в виде таблиц частот и относительных частот. Обучающимся предлагаются задания на нахождение по таблице частот таких статистических характеристик, как среднее арифметическое, мода, размах. Рассматривается вопрос о наглядной интерпретации статистической информации. Известные обучающимся способы наглядного представления статистических данных с помощью столбчатых и круговых диаграмм расширяются за счет введения таких понятий, как полигон и гистограмма.
6. Повторение ( 14 часов)
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Название разделов и тем уроков | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | |||
Рациональные дроби-30ч. | ||||||
1 | Вводный инструктаж. Рациональные выражения. |
| ||||
2 | Рациональные дроби. |
| ||||
3 | Основное свойство дроби. |
| ||||
4 | Сокращение дробей. |
| ||||
5 | Сокращение дробей. |
| ||||
6 | Сокращение дробей. |
| ||||
7 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. |
| ||||
8 | Сложение дробей с разными знаменателями. |
| ||||
9 | Сложение дробей с разными знаменателями |
| ||||
10 | Вычитание дробей с разными знаменателями. |
| ||||
11 | Вычитание дробей с разными знаменателями |
| ||||
12 | Сложение и вычитание дробей. |
| ||||
13 | Сложение и вычитание дробей. |
| ||||
14 | Контрольная работа №1 по теме: «Сумма и разность дробей» |
| ||||
15 | Умножение дробей. |
| ||||
16 | Умножение дробей. |
| ||||
17 | Умножение дробей. |
| ||||
18 | Возведение дроби в степень. |
| ||||
19 | Возведение дроби в степень. |
| ||||
20 | Деление дробей. |
| ||||
21 | Деление дробей. |
| ||||
22 | Деление дробей. |
| ||||
23 | Преобразование рациональных выражений. |
| ||||
24 | Преобразование рациональных выражений. |
| ||||
25 | Преобразование рациональных выражений. |
| ||||
26 | Преобразование рациональных выражений |
| ||||
27 | Функция и ее график. |
| ||||
28 | Функция и ее график. |
| ||||
29 | Функция и ее график. |
| ||||
30 | Контрольная работа №2 по теме: «Произведение и частное дробей» |
| ||||
Квадратные корни 25 ч. | ||||||
31 | Рациональные числа. |
| ||||
32 | Рациональные числа. |
| ||||
33 | Иррациональные числа. |
| ||||
34 | Квадратные корни. |
| ||||
35 | Арифметический квадратный корень. |
| ||||
36 | Арифметический квадратный корень. |
| ||||
37 | Уравнение |
| ||||
38 | Уравнение |
| ||||
39 | Функция и ее график. |
| ||||
40 | Квадратный корень из произведения и дроби |
| ||||
41 | Квадратный корень из произведения и дроби. |
| ||||
42 | Квадратный корень из степени. |
| ||||
43 | Квадратный корень из степени. |
| ||||
44 | Контрольная работа №3 по теме «Квадратные корни» |
| ||||
45 | Внесение множителя под знака корня. |
| ||||
46 | Внесение множителя под знака корня. |
| ||||
47 | Вынесение множителя из-под знака корня. |
| ||||
48 | Вынесение множителя из-под знака корня. |
| ||||
49 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. |
| ||||
50 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. |
| ||||
51 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. |
| ||||
52 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. |
| ||||
53 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. |
| ||||
54 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. |
| ||||
55 | Контрольная работа №4 по теме: «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни». |
| ||||
56 | Определение квадратного уравнения. |
| ||||
57 | Неполные квадратные уравнения. |
| ||||
58 | Неполные квадратные уравнения |
| ||||
59 | Неполные квадратные уравнения |
| ||||
60 | Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена. |
| ||||
61 | Решение квадратных уравнений по формуле D. |
| ||||
62 | Решение квадратных уравнений по формуле D. |
| ||||
63 | Решение квадратных уравнений по формуле D. |
| ||||
64 | Решение квадратных уравнений по формуле D. |
| ||||
65 | Решение квадратных уравнений по формуле D1 |
| ||||
66 | Решение задач с помощью квадратных уравнений. |
| ||||
67 | Решение задач с помощью квадратных уравнений. |
| ||||
68 | Решение задач с помощью квадратных уравнений. |
| ||||
69 | Теорема Виета. |
| ||||
70 | Теорема Виета. |
| ||||
71 | Решение квадратных уравнений. |
| ||||
72 | Контрольная работа №5 по теме «Квадратные уравнения» |
| ||||
73 | Решение дробных рациональных уравнений |
| ||||
74 | Решение дробных рациональных уравнений |
| ||||
75 | Решение дробных рациональных уравнений. |
| ||||
76 | Решение дробных рациональных уравнений. |
| ||||
77 | Решение дробных рациональных уравнений. |
| ||||
78 | Решение дробных рациональных уравнений. |
| ||||
79 | Решение задач с помощью рациональных уравнений. |
| ||||
80 | Решение задач с помощью рациональных уравнений. |
| ||||
81 | Решение задач с помощью рациональных уравнений. |
| ||||
82 | Графический способ решения уравнений. |
| ||||
83 | Графический способ решения уравнений. |
| ||||
84 | Решение дробных рациональных уравнений. |
| ||||
85 | Контрольная работа №6 по теме: « Решение дробных рациональных уравнений. |
| ||||
Неравенства-24 часов | ||||||
86 | Числовые неравенства. |
| ||||
87 | Числовые неравенства |
| ||||
88 | Свойства числовых неравенств. |
| ||||
89 | Свойства числовых неравенств. |
| ||||
90 | Сложение числовых неравенств. |
| ||||
91 | Умножение числовых неравенств. |
| ||||
92 | Погрешность и точность приближений |
| ||||
93 | Пересечение и объединение множеств |
| ||||
94 | Числовые промежутки. |
| ||||
95 | Контрольная работа №7 «Свойства числовых неравенств» |
| ||||
96 | Решение неравенств с одной переменной. |
| ||||
97 | Решение неравенств с одной переменной. |
| ||||
98 | Решение неравенств с одной переменной. |
| ||||
99 | Решение неравенств с одной переменной. |
| ||||
100 | Решение неравенств с одной переменной. |
| ||||
101 | Решение систем неравенств с одной переменной. |
| ||||
102 | Решение систем неравенств с одной переменной. |
| ||||
103 | Решение систем неравенств с одной переменной. |
| ||||
104 | Решение систем неравенств с одной переменной. |
| ||||
105 | Решение систем неравенств с одной переменной. |
| ||||
106 | Решение систем неравенств с одной переменной. |
| ||||
107 | Решение систем неравенств с одной переменной. |
| ||||
108 | Решение систем неравенств с одной переменной. |
| ||||
109 | Контрольная работа №8 по теме: Решение неравенств с одной переменной» |
| ||||
Степень с целым показателем. Элементы статистики-13 часов | 22. 04.2021 | |||||
110 | Определение степени с целым отрицательным показателем. |
| ||||
111 | Степень с целым отрицательным показателем. |
| ||||
112 | Степень с целым отрицательным показателем. |
| ||||
113 | Свойства степени с целым показателем. |
| ||||
114 | Свойства степени с целым показателем |
| ||||
115 | Свойства степени с целым показателем. |
| ||||
116 | Стандартный вид числа. |
| ||||
117 | Выполнение действий над числами в стандартном виде. |
| ||||
118 | Контрольная работа № 9 по теме: «Степень с целым показателем» |
| ||||
119 | Сбор и группировка статистических данных |
| ||||
120 | Сбор и группировка статистических данных |
| ||||
121 | Наглядное представление статистической информации |
| ||||
122 | Наглядное представление статистической информации |
| ||||
123 | Повторение темы «Преобразование рациональных выражений». |
| ||||
124 | Повторение темы «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни». |
| ||||
125 | Повторение темы «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни». |
| ||||
126 | Повторение темы «Решение квадратных уравнений». |
| ||||
127 | Повторение темы «Решение квадратных уравнений». |
| ||||
128 | Повторение темы «Решение задач с помощью квадратных уравнений». |
| ||||
129 | Повторение темы «Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной». |
| ||||
130 | Повторение. Степень с целым показателем |
| ||||
131 | Повторение. Элементы статистики |
| ||||
132 | Итоговый зачет |
| ||||
133
| Итоговая контрольная работа. |
| ||||
134 | Повторение темы «Решение систем неравенств с одной переменной». |
| ||||
135 | Повторение. Решение биквадратных уравнений |
| ||||
136 | Повторение. Решение уравнений с параметром |
|
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения учителей
естественно-математического цикла
30 августа 2021. № 1.
____________
(подпись)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...