Урок по теме «Функция у = sin x, ее свойства и график»
методическая разработка по алгебре (10 класс)
Урок по теме «Функция у = sin x, ее свойства и график»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Функция у = sin x, ее свойства и график | 143.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №1 по теме «Функция у = sin x, ее свойства и график»
Цель урока:.
Развитие познавательного интереса к обучению.
Изучение свойств функции у = sin x.
Формирование практических навыков построения графика функции у = sin x на основе изученного теоретического материала
Задачи:
Обучающая
1. Использовать имеющийся потенциал знаний о свойствах функции у = sin x в конкретных ситуациях.
2. Применять осознанное установление связей между аналитической и геометрической моделями функции у = sin x.
Развивающая
Развивать инициативу, определенную готовность и интерес к поиску решения; умение принимать решения, не останавливаться на достигнутом, отстаивать свою точку зрения.
Воспитательная
Воспитывать у учащихся познавательную активность, чувство ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, взаимоподдержки, уверенности в себе; культуру общения.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: доска, компьютер, проектор.
макет числовой окружности для учителя и обучающихся (опорный конспект).
таблица значений тригонометрических функций для учителя и обучающихся (опорный конспект).
раздаточный материал: таблица для заполнения свойств функции s=sin t на листах формата А4 опорный конспект) на каждую группу обучающихся;
самостоятельная работа по вариантам (приложение № 1).
задачник по алгебре и началам математического анализа под редакцией А.Г. Мордковича, 10-11 кл.
сопроводительная презентация
Используемые технологии: проблемного обучения, критического мышления, коммуникативного общения.
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Стремление к совершенствованию своих умений | В результате изучения темы «Функция у = sin x, ее свойства и график» ученик должен уметь: определять значение функции по значению аргумента, строить графики изученной функции, описывать по графику свойства функции, решать уравнения, используя свойства функции, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков реальных процессов. | Регулятивные Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. Познавательные Извлечение необходимой информации из таблицы значений тригонометрических функций, макета числовой окружности. Выработка алгоритма действий. Коммуникативные Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности. |
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент. 1 мин | Приветствует обучающихся, организует рабочее место. Наблюдение за работой обучающихся. Заготавливает 1 общую таблицу на доске, куда затем обучающимися поочередно будут вноситься результаты своей деятельности. | Подготовка к работе. Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку. Рассаживаются по группам. |
2 Актуализация знаний, умений и навыков. 5 мин | Прежде, чем сформулировать новую тему и поставить задачи урока, давайте повторим. Проводит опрос (фронтально) Мы знаем основные значения sin t. Давайте запишем их в таблицу на опорных листах и, заодно, проверим домашнее задание Теперь, повторим свойства функции u = sin t. При помощи чего будем выполнять эту работу? Где мы можем взять информацию? 1. Какова область определения этой функции? 2.. Четность функции 3. Что происходит с ординатой точки при ее движении по первой четверти? (ордината увеличивается). Что происходит с ординатой точки при ее движении по второй четверти? (ордината постепенно уменьшается). Как это связано с монотонностью функции? (функция s = sin t возрастает на отрезке и убывает на отрезке 4. Ограниченность функции 5. Найти наибольшее и наименьшее значения функции u = sin t. 6. Период Наблюдение за работой обучающихся. |
Будем использовать числовую окружность Отвечают на вопросы (Слайд2). Ведут обсуждение в группе. Каждый учащийся формирует опорный конспект. По одному от группы выходят к доске, записывают свойство в таблицу, опираясь на числовую окружность. |
3.Постановка учебной задачи 1 мин | Мы повторили свойства функции u = sin t, некоторые значения sint. Хватит вам этих знаний или вы хотите что-то еще узнать об этой функции? Хорошо. Тогда сформулируйте тему нашего урока и его цели. Работаем с опорным конспектом. Вы сформулировали общую цель урока. А теперь на листах самооценки укажите каждый свою личную цель, чего каждый из вас хочет добиться именно на этом уроке? А в конце урока ответите на предложенные вопросы, укажите свое место на лестнице успех | Мы не знаем как выглядит график этой функции. Может быть она обладает еще какими-нибудь свойствами? Формулируют цели урока. Изучить свойства, построить график. |
4 .Этап усвоения новых знаний. . 13 мин | Запишем функцию u = sin t в привычном для нас виде у = sin x (строить будем в привычной системе координат хОу). (Слайд 4) 1.Обратите внимание на масштаб. Это важно. (Слайд 5) 2.Сначала построим график на [0; π ] Обратите внимание на плавность графика в точке ( ;1) 3.Воспользуемся вторым свойством. Строим на [-π ; 0]
Наконец, воспользуемся тем, что 2 π -основной период функции y = sinx строим на отрезке [π ; 3 π] так же как на [-π ; π],дальше [-3π; -π]; [3π ; 5 π]; [-5π ; -3 π] и т.д. Получили график, который называется синусоидой(Слайд 6) Приведу одну из версий происхождения термина «синус». По-латыни sinus означает изгиб (тетива лука). Построенный график в какой-то степени оправдывает эту терминологию.
Назовем некоторые элементы синусоиды: Часть на [0; π ] – это арка или полуволна синусоиды Слайд 7; Часто на [-π; π ] – это волна синусоиды Слайд 7 Построили график функции y=sinx. Теперь на опорных конспектах по графику запишем еще три свойства: 7.Непрерывность 8. Область значений 9 Выпуклость. Сбор информации с групп . Наблюдение за выступлениями обучающихся, при необходимости комментируя, оценивая правильность ответа. Обсуждение типичных ошибок. Выяснение причин их появления. | Практический этап: работа в группах. В опорных конспектах на координатные прямые наносят точки, согласно масштабу. По одному от группы: 1.Делает разметку на координатной плоскости на доске. 2. Строит по точкам на [0; π ] 3.Так как функция нечетная значит график симметричен относительно начала координат. 4. Строит на отрезке [π ; 3 π] так же как на [-π ; π], [-3π; -π]; [3π ; 5 π]; [-5π ; -3 π] и т.д. Записывают свойства на опорных конспектах. По одному от группы записывают на доске. |
5.Физкультминутка. 1мин | Наклоните голову на грудь, затем отведите назад и опять вперёд (это упражнение снимает напряжение мышц шеи, а также умственную усталость). Повторите 5 раз. | Выполняют упражнение. |
6. Первичное закрепление 12 мин | Скажите, достигли мы общей цели урока? Тогда давайте выполним задания из учебника. Организация обсуждения способов решения, предлагая упражнения из задачника: письменно 16.1(в),16.4(в); 16.8(в) Контролирует выполнение работы у доски и в тетрадях, вносит коррективы в работу обучающихся, оценивает активность обучающихся | Да. Мы построили график. Записали все свойства функции y=sinx. Выполняют упражнения у доски с объяснением. |
7. Первичная проверка понимания. Контроль и самопроверка 4 мин | Предлагает выполнить разноуровневую самостоятельную работу по вариантам и осуществить самопроверку, сравнивая с образцом (образцы выводятся на экран), и самим оценить свою работу. | Самостоятельно выполняют задание разных уровней. Вариант выбирают сами. По окончании выполнения работы осуществляют взаимопроверку, пошагово сравнивая с образцом и оценивают. |
8. Домашнее задание 1 мин | Проработать п.1 параграфа16. Выполнить на выбор задания разных уровней: 16.1(а); 16.4(а), 16.8(а), 16.1(г); 16.4(г), 16.8(г), | |
Подведение итогов Рефлексивно-оценочный этап 2 мин | Сегодня мы познакомились с новой функцией, ее свойствами, графиком. Приведите примеры явлений действительности, которые могут иллюстрироваться синусоидой Слайд8,9 Теперь давайте подведем итоги урока. Достигли мы общие цели урока: на все ли вопросы найдены ответы? Предлагает каждому учащемуся записать на листах самооценки чего каждый из вас добился именно на этом уроке, укажите свое место на лестнице успеха.. | Обучающиеся озвучивают несколько примеров, обсуждают, высказываю свое мнение. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов. Выборочно высказываются, делятся друг с другом мнением |
Моя личная цель на сегодняшний урок________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Лист самооценки
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________ _____________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________ _____________________________________________
3. Сегодня на уроке я научился(лась) лучше делать (ЧТО?) _____________________________________________________________________________-
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?) _____________________________________________________________________________ 5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?) Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________ _____________________________________________
«Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.