Лекция и практические работы по теме Функция
учебно-методический материал по алгебре (10, 11 класс)

Пушкина Зоя Дмитриевна

Лекция   и набор практических работ по математике для первого курса СПО по теме Функция.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Функция Лекция 13

Слайд 2

Числовой функцией называется соответствие ( зависимость ), при котором каждому значению одной переменной сопоставляется по некоторому правилу единственное значение другой переменной. Задание 1. Определите, какая из данных зависимостей является функциональной ДА НЕТ НЕТ ДА X X X X Y Y Y Y

Слайд 3

Способы задания функций - Аналитический (с помощью формулы) - Графический - Табличный - Описательный (словесное описание) Сила равна скорости изменения импульса х -39 8 -2 у 3 0 -7

Слайд 4

Вычислить значение y = 8x+7 , если y = 5cosx , если y =16/(5+x) , если y = 3lg(x) , если y = x 2 +5x-2 , если у= 3 x 4 -2x 3 +x 2 -4x+3 , если x = 1/4 x = π /2 x = -9 x = 0,1 x = 2 x = -2

Слайд 5

График функции Графиком функции f называют множество всех точек ( х ; у) координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты равны соответствующим значениям функции. Задание 2 . Определите, какой из данных графиков является графиком функции Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4 у у у у х х х х НЕТ НЕТ ДА НЕТ

Слайд 6

Свойства функции

Слайд 7

1.Область определения Область определения функции – все значения, которые принимает независимая переменная. Обозначается : D ( f ). Пример . Функция задана формулой у = Данная формула имеет смысл при всех значениях х ≠ -3 , х ≠ 3, поэтому D( y )=( - ∞ ;-3) U (-3;3) U (3; + ∞ )

Слайд 8

Область определения Функция D(y) y=M(x) многочлен (-∞;+∞) ≠0 f(x)≥0 (-∞;+∞) (-∞;+∞) (-∞;+∞) Функция D(y) y=M(x) многочлен (-∞;+∞) f(x)≥0 (-∞;+∞) (-∞;+∞) (-∞;+∞)

Слайд 9

2. Область значений Область (множество) значений функции – все значения, которые принимает зависимая переменная. Обозначается : E (f) Пример . Функция задана формулой у = Данная функция является квадратичной , график – парабола, вершина (0; 9) поэтому E( y )= [ 9 ; + ∞ )

Слайд 10

Нулем функции y = f ( x ) называется такое значение аргумента x 0 , при котором функция обращается в нуль : f (x 0 ) = 0 . Нули функции - абсциссы точек пересечения с Ох 3. Нули функции x 1 ,x 2 - нули функции

Слайд 11

1 вариант Найдите нули функций: y=2x+15,2 y=3x 2 +10x+7 y=5sin x y= tg x-1 y= 3. Нули функции 2 вариант Найдите нули функций: y= 5 x+1 4 , 5 y= 7 x 2 - 10x+ 3 y=5cos x y= ctg x-1 y=

Слайд 12

4. Четность Четная функция Нечетная функция Функция y = f(x) называется четной, если для любого х из области определения выполняется равенство f (-x) = f (x) . График ч етной функция симметричен относительно оси ординат . Функция y = f(x) называется нечетной, если для любого х из области определения выполняется равенство f(- x) = - f(x ) . График нечетной функции симметричен относительно начала координат .

Слайд 13

4. Четность Четная функция Нечетная функция Примеры: y=cos x y= x n , где n – четная (2, 4, 6, …) y=|x| Примеры: y=sin x y= tg x y= ctg x y= x n , где n – нечетное (1, 3 , 5 , …)

Слайд 14

4. Четность

Слайд 15

4. Четность 1 вариант 2 вариант Выяснить четность/нечетность: y=cos 5 x +10 y= 3 x 3 + tg5x + 2 Выяснить четность/нечетность: y=sin2x+ctg x y= 3 x 4 + cos5x

Слайд 16

5. Промежутки знакопостоянства Промежутки, на которых непрерывная функция сохраняет свой знак и не обращается в нуль, называются промежутками знакопостоянства . y > 0 при х  ( - ∞ ; 1) U (3; + ∞ ) , y < 0 при х  ( 1 ;3)

Слайд 17

6. Непрерывность Функция называется непрерывной на промежутке, если она определена на этом промежутке и непрерывна в каждой точке этого промежутка. Непрерывность функции на промежутке Х означает, что график функции на всей области определения сплошной , т.е. не имеет проколов и скачков . Задание . Определите, на каком из рисунков изображен график непрерывной функции . 1 2 подумай правильно

Слайд 18

7. Монотонность Функцию у = f ( х ) называют возрастающей на множестве Х , если для любых двух точек х 1 и х 2 из области определения, таких , что х 1 < х 2 , выполняется неравенство f (х 1 ) < f (х 2 ) . Функцию у = f ( х ) называют убывающей на множестве Х , если для любых двух точек х 1 и х 2 из области определения, таких, что х 1 < х 2 , выполняется неравенство f (х 1 ) >f (х 2 ) . x 1 f(x 2 ) f(x 1 ) x 2 x 1 x 2 f(x 2 ) f(x 1 )

Слайд 19

8. Наибольшее и наименьшее значения Число m называют наименьшим значением функции у = f ( х ) на множестве Х , если: 1) в области определения существует такая точка х 0 , что f (х 0 ) = m . 2) всех х из области определения выполняется неравенство f ( х ) ≥ f (х 0 ). Число M называют наибольшим значением функции у = f ( х ) на множестве Х , если: 1) в области определения существует такая точка х 0 , что f (х 0 ) = M . 2) для всех х из области определения выполняется неравенство f ( х ) ≤ f (х 0 ).

Слайд 21

9. Ограниченность Функцию у = f ( х ) называют ограниченной снизу на множестве Х , если все значения функции на множестве Х больше некоторого числа . Функцию у = f ( х ) называют ограниченной сверху на множестве Х , если все значения функции на множестве Х меньше некоторого числа . х у х у

Слайд 22

10. Выпуклость Функция выпукла вниз на промежутке Х если, соединив любые две точки ее графика отрезком прямой, мы обнаружим, что соответствующая часть графика лежит ниже проведенного отрезка. Функция выпукла вверх на промежутке Х , если соединив любые две точки ее графика отрезком прямой, мы обнаружим, что соответствующая часть графика лежит выше проведенного отрезка .

Слайд 23

1. Область определения 2. Область значений 3. Нули функции 4. Четность 5. Промежутки знакопостоянства 6. Непрерывность 7. Монотонность 8. Наибольшее и наименьшее значения 9. Ограниченность 10. Выпуклость Алгоритм описания свойств функции

Слайд 24

Преобразование графика функции

Слайд 25

Симметрия относительно оси у f(x) → f( - x) Графиком ф-и у = f ( - х ) получается преобразованием симметрии графика ф-и у = f ( х ) относительно оси у. у = х 2 = (-х) 2 у=√х у = f ( -х ) у у у х х х у= f (х) у=√-х

Слайд 26

Симметрия относительно оси х f(x)→ - f(x) График ф-и у = - f ( х ) получается преобразованием симметрии графика ф-и у = f ( х ) относительно оси х. у = х 2 у= - sinx у= f (х) у = - х 2 у = - f ( х ) у= sinx у у у х х х

Слайд 27

Параллельный перенос вдоль оси х, f(x)→f(x -а ) Графиком ф-и у = f ( х- a) получается парал – лельным переносом графика ф-и вдоль оси х на |a| вправо при а > 0 и влево при а < 0. | а | -3 0 2 у= sinx у=х 2 у у у х х х у=(х+3) 2 у=(х-2) 2 у= f(x -а ) у= f(x) у= sin(x- π /3 )

Слайд 28

Параллельный перенос вдоль оси у, f(x) → f(x) + b Графиком ф-и у = f ( х ) + b получается парал – лельным переносом графика ф-и у = f ( х ) вдоль оси y на |b| вверх при b > 0 и вниз при b < 0. у= f(x)-b у=х 2 х х х у у у у= sinx у= sinx+1 у= f(x) у=х 2 -2 у=х 2 +1 |b|

Слайд 29

Сжатие и растяжение вдоль оси х, f(x) → f( α x), α >0 График функции у = f ( α x) получается сжатием графика функции у = f (x) вдоль оси х в α раз при α > 1 График функции у = f ( α x) получается растяже- нием графика функции у = f (x) вдоль оси х в 1/ α раз при 0 < α < 1 у= √х у= √х /2 у= sin1/2x у= sinx у= sin2x х х х у у у f( α x) f( α x) f ( x ) у=√х

Слайд 30

Установите соответствие: х у х х у у 0 2 1 -2 1 2 3

Слайд 31

Сжатие и растяжение вдоль оси у, f(x) → kf(x),k>0 График функции у = kf (x) получается сжатием графика функции у = f (x) вдоль оси y в 1/k раз при 0 < k < 1 График функции у = f ( α x) получается растя - жением графика функции у = f (x) вдоль оси y в k раз при k >1 у=1/2х 2 у=2 sinx у=1/2 sinx у у у= sinx х х х у= kf(x) у= kf(x) у= f(x) у

Слайд 32

Построение графика функции у= |f(x)| Части графика функции у = (х), лежащие выше оси х и на оси х остаются без изменения, лежащие ниже оси х – симметрично отражаются относительно этой оси (вверх) 1 3 0 1 у у у х х х y=|log 2 x| y=|x 2 -4x+3| y=|sinx| y=log 2 x y=sinx y=x 2 -4x+3

Слайд 33

Построение графика функции у= f(|x|) Часть графика функции у = (х), лежащая левее оси х и на оси у удаляется, а часть, лежащая правее оси у - остаётся без изменения и, кроме того, симметрично отражается относительно оси у (влево). Точка графика, лежащая на оси у, остаётся неизменной. у у y=x 2 -4|x|+3 х х y=x 2 -4x+3 y=sinx y=sin|x|

Слайд 34

Построение графика обратной функции График ф-и у = g( х ), обратной данной для функции у = f ( х ) , можно получить преобразованием симметрии графика ф-и у = f ( х ) относительно прямой у= х. 1 1 0 1 0 1 y=cosx -1 0 1 y=sinx у у у х х х у = 2 х y= log2x y=arcsinx y =arccosx

Слайд 35

Контрольные вопросы Дайте определение чётной, нечётной функций. Расскажите о способах задания функции. Что такое область определения? Что такое область значения? Как найти точки пересечения с осями координат? Какие свойства симметрии вы изучили? Как проявляются свойства симметрии на графиках?


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РПР Свойства функции по ее графику

Перечертите график функции и исследуйте его свойства:

6676_html_m66f24a42.png



Предварительный просмотр:

РПР 3 по теме «Периодические функции»

  1. Периодическая нечётная функция у = f(х) определена для всех действительных чисел. Её период равен 5; f (1) = 3; f (2) = − 4. Найдите значение выражения f (10) + f (− 8) + f ( 4).
  2. Периодическая чётная функция у = f (х) определена для всех действительных чисел. Её период равен 3 и f ( 1) = 2. Найдите значение выражения
  3. Функция  определена на всей числовой прямой и является периодической с периодом 5. На рисунке изображён график этой функции при . Найдите значение выражения .
  4. Периодическая функция у = f (х) с периодом, равным 6, определена на всей числовой прямой. На отрезке  она совпадает с функцией . Определите значение выражения .
  5. Периодическая функция  определена для всех действительных чисел. Её период равен 3, а . Найдите , если .
  6. Функция  определена на всей числовой прямой и является периодической с периодом 6. При  она задаётся формулой . Найдите значение выражения
  7. Периодическая функция  с периодом 2 и периодическая функция  с периодом 3 определены на всей числовой оси. Найдите период функции .
  8. Функция f (х), определённая на всей числовой прямой, является чётной и периодической с периодом 8. На  значения функции f (х) совпадают со значениями функции . Найдите значение выражения .
  9. Функция f (х) определена на всей числовой прямой и является периодической с периодом 5. При каждом  значения функции f (х) совпадают со значениями функции g (х), определённой кусочно:  Найдите значение выражения
  10. Функция у=f (х) определена на всей числовой прямой и является периодической с периодом 5. На  она задаётся формулой  Найдите

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-7

10

0,5

-2

3

4



Предварительный просмотр:

РПР

Тема «Исследование степенных функций»

  1. Вписать номер эскиза графика, который соответствует данной формуле степенной функции.

        

1 вариант

у = х

2 вариант

у = –х



Предварительный просмотр:

Практическая работа по теме: «Показательная функция»

Уровень А (обязательный)

Вариант 1

Вариант 2

1.Среди заданных функций укажите те, которые являются показательными:

 

2. Какие из заданных функций  являются возрастающими (убывающими)?

  А) Б)  В); Г)  

3. Решите уравнения.

А);  Б); В); Г).  4

4. Решите показательное  уравнение способом подстановки   .

5. Решите показательное уравнение методом вынесения общего множителя за скобки.  .

6. Решить графическим способом   .

« 3» - 3 задания,« 4» - 4 задания, « 5»  -5-6 заданий

1.Среди заданных функций укажите те, которые являются показательными:

2. Какие из заданных функций  являются возрастающими (убывающими)?

  А)  Б)  В); Г)  

3. Решите уравнения.

А);  Б); В); Г).  

4. Решите показательное  уравнение способом подстановки  .

5. Решите показательное уравнение методом вынесения общего множителя за скобки.  .

6. Решить графическим способом   .

« 3» - 3 задания,« 4» - 4 задания, « 5»  -5-6 заданий

Вариант 3

Вариант 4

1.Среди заданных функций укажите те, которые являются показательными:

2. Какие из заданных функций  являются возрастающими (убывающими)?

  А) Б)  В); Г)  

3. Решите уравнения.

А);  Б); В); Г).

   

4. Решите показательное  уравнение способом подстановки    .

5. Решите показательное уравнение методом вынесения общего множителя за скобки.  .

6. Решить графическим способом    . « 3» - 3 задания,« 4» - 4 задания, « 5»  -5-6 заданий

1.Среди заданных функций укажите те, которые являются показательными:

2. Какие из заданных функций  являются возрастающими (убывающими)?

  А) Б)  В); Г)  

3. Решите уравнения.

А);  Б); В); Г).  

 

4. Решите показательное  уравнение способом подстановки       .

5. Решите показательное уравнение методом вынесения общего множителя за скобки.  .

6. Решить графическим способом   .

« 3» - 3 задания,« 4» - 4 задания, « 5»  -5-6 заданий


Практическая работа по теме: «Показательная функция»

Уровень Б (повышенный)

Вариант 1

Вариант 2

1. Сравнить числа:  

1)   и  ;     2)   и  .

2.Решить уравнения:  

1)  ;     2)  .

3).

 3. Решите неравенства.

1);  2); 3); 4).  

4. Решите неравенства. 1) ; 2);        3).

5.Решить систему уравнений:  .

6. Решить уравнения:  .

7. Решить графическим способом   .

8.(Дополнительно) Решите уравнение:  .

« 3» - 6-9 заданий,« 4» - 10-14 заданий, « 5»  15-16 заданий

1. Сравнить числа:  

1)   и  ;     2)   и  .

2.Решить уравнения:  

1)  ;     2)  ,

3) . .

3. Решите неравенства.

1);  2); 3); 4).  

4. Решите неравенства. 1) ; 2);        3).

5.Решить систему уравнений:  .

6. Решите уравнение:  .

7. Решить графическим способом   .

8.(Дополнительно) Решите уравнение:  .

« 3» - 6-9 заданий,« 4» - 10-14 заданий, « 5»  15-16 заданий

Вариант 3

Вариант 4

1. Сравнить числа:  

1)   и  ;     2)   и  .

2.Решить уравнения:  

1)  ;     2)  

.3)

3. Решите уравнения.

1);  2); 3); 4).

4. Решите неравенства. 1) ;

 2);        3).

5.Решить систему уравнений:  .

. 6. Решите уравнение:  .

7. Решить графическим способом    .

8.(Дополнительно) Решите уравнение:  .« 3» - 6-9 заданий,« 4» - 10-14 заданий, « 5»  -15-16 заданий

1.Сравнить числа:  

1)   и  ;     2)   и  .

2.Решить уравнения:  

1)  ;     2)  .

3)

3. Решите уравнения.

1);  2); 3); 4).  

 4. Решите неравенства. 1) ; 2);        3).

5.Решить систему уравнений:  .

6. Решите уравнение: .

7. Решить графическим способом   .

8.(Дополнительно) Решите уравнение:  .« 3» - 6-9 заданий,« 4» - 10-14 заданий, « 5»  -15-16 заданий


Ответы.  ПР по теме: « Показательная функция ».

.

№ Задания

№ Варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

I

1).  

2).

1)

2)

3)

1)

2)

3)

4)

1)

2)

3)

II

1) 

2)

1)

2)

3)

1)

2)

3)

4)

1)

2)

3)

III

1) 

2)

1)

2)

3)

1)

2)

3)

4)

1)

2)

3)

IY

1) 

2)

1)

2)

3)

1)

2)

3)

4)

1)

2)

3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа на тему "Построение графиков функций средствами Microsoft Excel"

Задание и готовый пример практической работы на тему "Построение графиков функций средствами Microsoft Excel"...

Население – калейдоскоп народов. Лекции и практические работы для 10 классов

В лекциях рассказывается об основных особенностях и закономерностях изменения численности, размещения, воспроизводства и урбанизации населения. Практические работы составлены на базе учебника Максаков...

Подборка лекций и практических работ по JavaScript (с интернет)

Собранный  и обощенный материал с различных интернет источников....

Практическая работа по теме "Использование статистических функций в расчетах MS Excel 2007

Дидактический материал практическая работа  по теме "Использование статистических функций в расчетах MS Excel 2007" предназначена для учеников 8 класса .Для выполнения работы использует...

Практическая работа по теме "Финансовые функции Excel"

Дидактический материал практическая работа  по теме "Финансовые функции Excel" предназначена для студентов 2 курса колледжа .Для выполнения работы используется программа Microsoft Excel ....

Практическая работа по теме "Работа с таблицей значений тригонометрических функций"

Работа предназначена для обучающихся 1 курса.Цель работы: выработать умения и навыки нахождения значений выражений содержащих тригонометрические функции с помощью таблицы....

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЛИНЕЙНАЯ ФУНКЦИЯ И ЕЁ ГРАФИК»

Цель работы: Отработать на практике построение графика линейной функции y=kx+b....