Адаптированная рабочая программа по алгебре для учащихся с задержкой психического развития
рабочая программа по алгебре (8 класс)

Адаптированная рабочая программа  для детей с задержкой психического развития составлена на основе  примерной программы основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторских программ линии авторской программы А.Г. Мерзлякас учетом рекомендаций к изменению в программе и тематическом планировании по алгебре в 7 - 9 классах КРО (материалы 2 всероссийской научно-практической конференции «Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы». Москва . 2005 , стр. 119-123. (для учащихся с задержкой психического развития)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38

«СОГЛАСОВАНО»

на заседании ПС

протокол  №  11

от  15.06.2020г.

«УТВЕРЖДЕНО»

приказом директора

по школе № 268

от 15.06.2020г

Адаптированная рабочая программа

по алгебре

для учащихся с задержкой психического развития

8 И класс

Учитель:  Каленик Ольга Владимировна

Количество часов в неделю – 3,  всего  105

Контрольных работ – 9

                                              Калининград

2020

Пояснительная записка

         Адаптированная рабочая программа  для детей с задержкой психического развития составлена на основе  примерной программы основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторских программ линии А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С Якир и др. с учетом рекомендаций к изменению в программе и тематическом планировании по алгебре в 7 - 9 классах КРО (материалы 2 всероссийской научно-практической конференции «Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы». Москва . 2005 , стр. 119-123. (для учащихся с задержкой психического развития).                                                                                                                                                                                     

     Согласно ООП ООО МАОУ СОШ №38 на изучение предмета в 8-общеобразовательных классах на изучение предмета отводится 105 часов из расчета 3 часа в неделю алгебры. Резервное время составляет – 3 часа.

Резервное время используется для проведения административного контроля. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития: недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быстрая утомляемость отрицательно влияют на усвоение математических понятий, в связи с этим при рассмотрении курса математики 8 класса были внесены изменения в объем теоретических сведений для этих детей. Некоторый материал программы им дается без доказательств, только в виде формул и алгоритмов или ознакомительно для обзорного изучения, некоторые темы в связи со сложностью изложения и понимания для детей с ЗПР были исключены. Учитывая нарушение процессов запоминания и сохранения информатизации у детей с ЗПР, пришлось следующие темы (смотрите примечание к планированию) изучать ознакомительно с опорой на наглядность. Снизив объем запоминаемой информации, для учащихся с ЗПР целесообразно более широко ввести употребление опорных схем, памяток, алгоритмов.

        Данная программа для детей  с ЗПР откорректирована в направлении разгрузки курса по содержанию, т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не опускается ниже государственного уровня обязательных требований.

       Изучение математики для детей с ЗПР  направлено на достижение следующих целей:

овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

развитие высших психических функций, умение ориентироваться в задании, анализировать его, обдумывать и планировать предстоящую деятельность.

        Темп изучения материала для детей с ЗПР должен быть небыстрый.        Достаточно много времени отводится на отработку основных умений и навыков, отвечающих обязательным требованиям, на повторение, в том числе коррекцию знаний за курс математики предыдущих классов. Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе посильных учащимся упражнений. Но задания должны быть разнообразны по форме и содержанию, включать в себя игровые моменты.

        Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития продуктивной умственной деятельности: обучающиеся учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее, делать несложные выводы и обобщения, переносить несложные приемы в нестандартные ситуации, обучаются логическому мышлению, приемам организации мыслительной деятельности.

        Важнейшее условие правильного построения учебного процесса - это доступность и эффективность обучения для каждого учащегося в классе, что достигается выделением в каждой теме главного, и дифференциацией материала, отработкой на практике полученных знаний.

        Во время учебного процесса нужно иметь в виду, что учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требующей от школьника интеллектуального напряжения, но одновременно обязательные требования не должны быть перегруженными по обхвату материала и доступны ребенку. Только доступность и понимание помогут вызвать у таких учащихся интерес к учению. Немаловажным фактором в обучении таких детей является доброжелательная, спокойная атмосфера, атмосфера доброты и понимания.

        Принцип работы в данном классе - это и речевое развитие, что ведет непосредственным образом к интеллектуальному развитию: учащиеся должны проговаривать ход своих рассуждений, пояснять свои действия при решении различных заданий. Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

        Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является выбор разнообразных видов деятельности с учетом психофизических особенностей обучающихся, использование занимательного материала, включение в урок игровых ситуаций, направленных на снятие напряжения, переключение внимания детей с одного задания на другое и т. п. Особое внимание уделяется индивидуализации обучения и дифференцированному подходу в проведении занятий.

Адаптированная программа для  учащихся с задержкой психического развития  

обеспечивает  достижение  следующих  результатов  освоения  образовательной  программы:

В личностном  направлении:

умение  ясно,  точно,  грамотно  излагать  свои мысли  в  устной  и  письменной речи,  понимать  смысл  поставленной  задачи,  выстраивать  аргументацию,  приводить  примеры  и  контрпримеры;

критичность  мышления,  умение  распознать  логически   некорректные  высказывания,  отличать  гипотезу  от  факта;

представление  о  математической  науке  как  сфере  человеческой  деятельности,  об  этапах  ее  развития,  о  ее  значимости  для  развития  цивилизации;

креативность  мышления,  инициатива,  находчивость,  активность  при  решении   математических  задач;

умение  контролировать  процесс  и  результат  учебной  математической  деятельности;

способность  к  эмоциональному  восприятию  математических  объектов,  задач,  решений,  рассуждений;

В метапредметном  направлении:

первоначальные  представления  об  идеях  и  о  методах  математики  как  об  универсальном  языке  науки  и  техники,  о  средстве  моделирования  явлений  и  процессов;

умение  видеть  математическую  задачу  в  контексте  проблемной  ситуации  в  других  дисциплинах,  в  окружающей  жизни;

умение  находить  в  различных  источниках  информацию,  необходимую  для  решения  математических  проблем,  принимать  решение  в   условиях  неполной  и  избыточной,  точной  и  вероятной  информации;

умение  понимать  и  использовать  математические  средства  наглядности  (графики,  диаграммы, таблицы,  схемы) для   иллюстрации,  интерпретации,  аргументации;

умение  выдвигать  гипотезы  при  решении  учебных  задач  и  понимать  необходимость  их  проверки;

умение  применять  индуктивные  и  дедуктивные  способы  рассуждений,  видеть  различные  стратегии  решения  задач;

понимание  сущности  алгоритмических  предписаний  и  умений  действовать  в  соответствии  с  предложенным  алгоритмом;

умение  самостоятельно  ставить  цели,  выбирать  и  создавать  алгоритмы  для  решения  учебных  математических  проблем;

умения  планировать  и  осуществлять  деятельность,  направленную  на  решение  задач  исследовательского  характера;

В  предметном  направлении:

овладение  базовым  понятийным  аппаратом  по  основным  разделам  содержания;  представление  об  основных  изучаемых  понятиях  как  важнейших  математических  моделях,  позволяющих  описывать  и  изучать  реальные  процессы  и  явления;

умения  работать  с  математическим  текстом (анализировать,  извлекать  необходимую  информацию),  точно  грамотно  выражать  свои  мысли  в  устной  и  письменной  речи  с  применением   математической  терминологии  и  символики,  использовать  различные  языки  математики,  проводить  классификации,  логические  обоснования,  доказательства  математических  утверждений;

развитие  представлений  о  числе  и  числовых  системах  от  натуральных  до  действительных  чисел,  овладение  навыками  устных,  письменных,  инструментальных  вычислений;

овладение  символьным  языком  алгебры,  примами  выполнения  тождественных  преобразований  рациональных  выражений,  решения  уравнений,  систем уравнения,  неравенств  и  систем  неравенств;  умение  использовать  идею  координат  на  плоскости  для  интерпретации  уравнений , неравенств,  систем ,  умение  применять  алгебраические  преобразования,  аппарат  уравнений  и  неравенств  для  решения  задач  из   различных  разделов  курса;

овладение  системой  функциональных  понятий,  функциональным  языком  и  символикой;  умение  использовать  функционально-графические  представления  для  описания  и  анализа  реальных  зависимостей;

овладение  основными  способами  представления  и  анализа   статистических  данных;  наличие  представлений  о  статистических  закономерностях  в  реальном  мире  и  о  различных  способах  их  изучения,  о  вероятностных  моделях;

                                                         Содержание.

1. Повторение курса 7 класса. Формулы сокращенного умножения, свойства степени, решение уравнений и текстовых задач.

2.Рациональные выражения. Рациональные дроби. Основное свойство рациональной дроби. Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями. Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень. Тождественные преобразования рациональных выражений. Равносильные уравнения. Рациональные уравнения. Степень с целым отрицательным показателем. Свойства степени с целым показателем. Функция у=к/х и её график. (ознакомительно).

3.Квадратные корни. Действительные числа. Функция у=х2  и её график. Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. Множество и его элементы. Подмножество. Операции над множествами. Числовые множества. Свойства арифметического квадратного корня. Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у=х2  и её график.

4.Квадратные уравнения. Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений. Формула корней квадратного уравнения. Прямая и обратная теорема Виета. Квадратный трёхчлен. Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций.

5.Повторение и систематизация учебного материала.

Повторение.

6.Внутрипредмтный модуль «Решение текстовых задач», по главам.

Формы контроля:

•        Текущий. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 40 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут. Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяется учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса.

•        Годовая промежуточная аттестация проводится в форме теста за курс 8 класса.

Запланированные контрольные мероприятия:

Административный контроль:

  1. Входная контрольная работа.
  2. Мониторинг по итогам I полугодия.
  3. Промежуточная аттестация по итогам учебного года.

Контрольные работы по алгебре:

        1. Контрольная работа №1 по теме «Основное свойство рациональной дроби. Сложение и вычитание рациональных дробей»

        2. Контрольная работа №2 по теме по теме «Умножение и деление рациональных дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений»

        3. Контрольная работа №3 по теме «Равносильные уравнения. Рациональные уравнения.  Степень с целым отрицательным показателем.  Функция у=k/x  и её график»

        4. Контрольная работа №4 по теме по теме «Квадратные корни. Действительные числа.»

        5. Контрольная работа №5 по теме «Квадратные уравнения. Теорема Виета»

        6. Контрольная работа №6 по теме по теме «Квадратный трёхчлен. Решение уравнений, сводящихся к квадратным. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций.»

          7. Входной контроль.

          8. Мониторинг за 1 полугодие.

          9. Промежуточная аттестация.

.

Материально-техническое обеспечение

Оснащение процесса обучения математике обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми приборами, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.

I. Библиотечный фонд

Нормативные документы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / А. Г.Асмолов, О. А. Карабанова. - М.: Просвещение. 2010.

УМК А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир

Учебно-методический комплект:

  1. Алгебра: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /  А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2016.
  2. Алгебра: 8 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М.  Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 206.
  3. Алгебра: 8 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2015.
  4. III. Информационные средства
  5. 1. Коллекция медиаресурсов, электронные базы данных.
  6. 2. Интернет.
  7. IV. Экранно-звуковые пособия.
  8. 1. Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов.
  9. V. Технические средства обучения
  10. 1. Компьютер.
  11. 2. Мультимедиапроектор.
  12. 3. Экран (на штативе или навесной).

                                     

                                           

                                                                                   Тематическое планирование

урока

Название темы

Количество часов

Глава 1

Рациональные выражения  38 ч +6 ВПМ= 44ч

1

1,2

Повторение курса алгебры 7 класса

2

2

3,4

Рациональные дроби

2

3

5-7

Основное свойство рациональной дроби

3

4

8-10

Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями

3

5

11-14

Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями

4

7

15,16

Внутрипредметный модуль «Решение текстовых задач»

- на движение

2

8

17

Контрольная работа № 1 по теме

«Основное свойство рациональной дроби. Сложение и вычитание  рациональных дробей»

1

9

18-21

Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень

4

10

22-25

Тождественные преобразования рациональных выражений

4

11

26,

27

Внутрипредметный модуль «Решение текстовых задач»

- на движение

2

12

28

Контрольная работа № 2 по теме

 «Умножение и деление рациональных дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений»

1

13

29-31

Равносильные уравнения

3

14

32-34

Степень с целым отрицательным показателем

3

15

35-38

Свойства степени с целым показателем

4

16

39-41

Функция и её график

3

17

42,

43

Внутрипредметный модуль «Решение текстовых задач»

- на работу

2

18

44

Контрольная работа № 3 по теме

« Равносильные уравнения. Рациональные уравнения. Степень с целым показателем Степень с целым отрицательным показателем.  Функция у=k/x и её график»

1

Глава 2   Квадратные корни.

Действительные числа  18ч+4 ВПМ= 22ч

19

45,

46

Функция y = x2 и её график

2

20

47-49

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень

3

21

50

Множество и его элементы

1

22

51,

52

Подмножество. Операции над множествами

2

23

53,

54

Числовые множества

2

24

55-57

Свойства арифметического квадратного корня

3

25

58-60

Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни

3

26

61-63

Функция и её график

3

27

64,

65

Внутрипредметный модуль «Решение текстовых задач»

- на работу

2

25

66

Контрольная работа № 4 по теме

« Квадратные корни. Действительные числа.»

1

Глава 3

Квадратные уравнения  24 ч+4 ч ВПМ=26ч

28

67

68

Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений

2

29

69-71

Формула корней квадратного уравнения

3

30

72-74

Теорема Виета

3

31

75

,76

Внутрипредметный модуль «Решение текстовых задач»

- на проценты

2

32

77

Контрольная работа № 5«Квадратные уравнения. Теорема Виета»

1

33

78-80

Квадратный трёхчлен

3

34

81-85

Решение уравнений, которые сводятся  к квадратным уравнениям

5

35

86-89

Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций

4

36

90,

91

Внутрипредметный модуль «Решение текстовых задач»

- на нахождение площади и периметра

2

37

92

Контрольная работа № 6 по теме

«Квадратный трёхчлен. Решение уравнений, сводящихся к квадратным. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций.»

1

38

93-102

Внутрипредметный модуль «Решение текстовых задач»

-Решение задач с помощью квадратных уравнений на движение по воде

-Решение задач с помощью квадратных уравнений на работу

-Решение задач с помощью квадратных уравнений на нахождение площади и периметра

-проценты в жизни

10

3

3

2

2

39

103-105

Резерв Входной контроль, мониторинг за1 полугодие, промежуточная аттестация

3

Итого

105


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по алгебре для детей с задержкой психического развития 8 «В» класса

Адаптированная рабочая программа по алгебре для детей с задержкой психического развития 8 «В» класса Рабочая программа по изучению математики в 8 классе составлена на основе  след...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 5 классе на 2017- 2018 учебный год.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся  интегрировано в общеобразовательном 5  классе на 2017- 2018 учебный год....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии (для мальчиков) для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 6 классе на 2017- 2018 учебный год.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии (для мальчиков)для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся  интегрировано в общеобразовательном 6  классе на 2017- 2018 учебный ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии (для мальчиков) для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 7 классе на 2017- 2018 учебный год.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии (для мальчиков)для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся  интегрировано в общеобразовательном 7  классе на 2017- 2018 учебный ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии (для мальчиков) для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся в специальном коррекционном 8 «а» классе на 2017/2018 учебный год.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии (для мальчиков) для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся в специальном коррекционном 8 «а»  классе на 2017/2018 у...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета для учащихся с задержкой психического развития «Литература» 9 класс

Адаптированная рабочая программа учебного предмета  для учащихся с задержкой психического развития «Литература» 9 класс...

Адаптированная рабочая программа по общей биологии с задержкой психического развития(ЗПР)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная  индивидуальная рабочая программа по биологии для обучающихся 9  класса: с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего...