Адаптированная рабочая программа по алгебре для учащихся с задержкой психического развития
рабочая программа по алгебре (8 класс)
Адаптированная рабочая программа для детей с задержкой психического развития составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторских программ линии авторской программы А.Г. Мерзлякас учетом рекомендаций к изменению в программе и тематическом планировании по алгебре в 7 - 9 классах КРО (материалы 2 всероссийской научно-практической конференции «Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы». Москва . 2005 , стр. 119-123. (для учащихся с задержкой психического развития)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannayarabochaya_programma_po_algebre_8klass_kalenik.docx | 38.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38
«СОГЛАСОВАНО» на заседании ПС протокол № 11 от 15.06.2020г. | «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора по школе № 268 от 15.06.2020г |
Адаптированная рабочая программа
по алгебре
для учащихся с задержкой психического развития
8 И класс
Учитель: Каленик Ольга Владимировна
Количество часов в неделю – 3, всего 105
Контрольных работ – 9
Калининград
2020
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа для детей с задержкой психического развития составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторских программ линии А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С Якир и др. с учетом рекомендаций к изменению в программе и тематическом планировании по алгебре в 7 - 9 классах КРО (материалы 2 всероссийской научно-практической конференции «Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы». Москва . 2005 , стр. 119-123. (для учащихся с задержкой психического развития).
Согласно ООП ООО МАОУ СОШ №38 на изучение предмета в 8-общеобразовательных классах на изучение предмета отводится 105 часов из расчета 3 часа в неделю алгебры. Резервное время составляет – 3 часа.
Резервное время используется для проведения административного контроля. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития: недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быстрая утомляемость отрицательно влияют на усвоение математических понятий, в связи с этим при рассмотрении курса математики 8 класса были внесены изменения в объем теоретических сведений для этих детей. Некоторый материал программы им дается без доказательств, только в виде формул и алгоритмов или ознакомительно для обзорного изучения, некоторые темы в связи со сложностью изложения и понимания для детей с ЗПР были исключены. Учитывая нарушение процессов запоминания и сохранения информатизации у детей с ЗПР, пришлось следующие темы (смотрите примечание к планированию) изучать ознакомительно с опорой на наглядность. Снизив объем запоминаемой информации, для учащихся с ЗПР целесообразно более широко ввести употребление опорных схем, памяток, алгоритмов.
Данная программа для детей с ЗПР откорректирована в направлении разгрузки курса по содержанию, т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не опускается ниже государственного уровня обязательных требований.
Изучение математики для детей с ЗПР направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
развитие высших психических функций, умение ориентироваться в задании, анализировать его, обдумывать и планировать предстоящую деятельность.
Темп изучения материала для детей с ЗПР должен быть небыстрый. Достаточно много времени отводится на отработку основных умений и навыков, отвечающих обязательным требованиям, на повторение, в том числе коррекцию знаний за курс математики предыдущих классов. Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе посильных учащимся упражнений. Но задания должны быть разнообразны по форме и содержанию, включать в себя игровые моменты.
Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития продуктивной умственной деятельности: обучающиеся учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее, делать несложные выводы и обобщения, переносить несложные приемы в нестандартные ситуации, обучаются логическому мышлению, приемам организации мыслительной деятельности.
Важнейшее условие правильного построения учебного процесса - это доступность и эффективность обучения для каждого учащегося в классе, что достигается выделением в каждой теме главного, и дифференциацией материала, отработкой на практике полученных знаний.
Во время учебного процесса нужно иметь в виду, что учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требующей от школьника интеллектуального напряжения, но одновременно обязательные требования не должны быть перегруженными по обхвату материала и доступны ребенку. Только доступность и понимание помогут вызвать у таких учащихся интерес к учению. Немаловажным фактором в обучении таких детей является доброжелательная, спокойная атмосфера, атмосфера доброты и понимания.
Принцип работы в данном классе - это и речевое развитие, что ведет непосредственным образом к интеллектуальному развитию: учащиеся должны проговаривать ход своих рассуждений, пояснять свои действия при решении различных заданий. Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является выбор разнообразных видов деятельности с учетом психофизических особенностей обучающихся, использование занимательного материала, включение в урок игровых ситуаций, направленных на снятие напряжения, переключение внимания детей с одного задания на другое и т. п. Особое внимание уделяется индивидуализации обучения и дифференцированному подходу в проведении занятий.
Адаптированная программа для учащихся с задержкой психического развития
обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы:
В личностном направлении:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
В метапредметном направлении:
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умения планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
В предметном направлении:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умения работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение символьным языком алгебры, примами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнения, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений , неравенств, систем , умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
Содержание.
1. Повторение курса 7 класса. Формулы сокращенного умножения, свойства степени, решение уравнений и текстовых задач.
2.Рациональные выражения. Рациональные дроби. Основное свойство рациональной дроби. Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями. Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень. Тождественные преобразования рациональных выражений. Равносильные уравнения. Рациональные уравнения. Степень с целым отрицательным показателем. Свойства степени с целым показателем. Функция у=к/х и её график. (ознакомительно).
3.Квадратные корни. Действительные числа. Функция у=х2 и её график. Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. Множество и его элементы. Подмножество. Операции над множествами. Числовые множества. Свойства арифметического квадратного корня. Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у=х2 и её график.
4.Квадратные уравнения. Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений. Формула корней квадратного уравнения. Прямая и обратная теорема Виета. Квадратный трёхчлен. Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций.
5.Повторение и систематизация учебного материала.
Повторение.
6.Внутрипредмтный модуль «Решение текстовых задач», по главам.
Формы контроля:
• Текущий. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 40 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут. Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяется учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса.
• Годовая промежуточная аттестация проводится в форме теста за курс 8 класса.
Запланированные контрольные мероприятия:
Административный контроль:
- Входная контрольная работа.
- Мониторинг по итогам I полугодия.
- Промежуточная аттестация по итогам учебного года.
Контрольные работы по алгебре:
1. Контрольная работа №1 по теме «Основное свойство рациональной дроби. Сложение и вычитание рациональных дробей»
2. Контрольная работа №2 по теме по теме «Умножение и деление рациональных дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений»
3. Контрольная работа №3 по теме «Равносильные уравнения. Рациональные уравнения. Степень с целым отрицательным показателем. Функция у=k/x и её график»
4. Контрольная работа №4 по теме по теме «Квадратные корни. Действительные числа.»
5. Контрольная работа №5 по теме «Квадратные уравнения. Теорема Виета»
6. Контрольная работа №6 по теме по теме «Квадратный трёхчлен. Решение уравнений, сводящихся к квадратным. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций.»
7. Входной контроль.
8. Мониторинг за 1 полугодие.
9. Промежуточная аттестация.
.
Материально-техническое обеспечение
Оснащение процесса обучения математике обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми приборами, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.
I. Библиотечный фонд
Нормативные документы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / А. Г.Асмолов, О. А. Карабанова. - М.: Просвещение. 2010.
УМК А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир
Учебно-методический комплект:
- Алгебра: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2016.
- Алгебра: 8 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 206.
- Алгебра: 8 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2015.
- III. Информационные средства
- 1. Коллекция медиаресурсов, электронные базы данных.
- 2. Интернет.
- IV. Экранно-звуковые пособия.
- 1. Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов.
- V. Технические средства обучения
- 1. Компьютер.
- 2. Мультимедиапроектор.
- 3. Экран (на штативе или навесной).
Тематическое планирование
№ | № урока | Название темы | Количество часов |
Глава 1 Рациональные выражения 38 ч +6 ВПМ= 44ч | |||
1 | 1,2 | Повторение курса алгебры 7 класса | 2 |
2 | 3,4 | Рациональные дроби | 2 |
3 | 5-7 | Основное свойство рациональной дроби | 3 |
4 | 8-10 | Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями | 3 |
5 | 11-14 | Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями | 4 |
7 | 15,16 | Внутрипредметный модуль «Решение текстовых задач» - на движение | 2 |
8 | 17 | Контрольная работа № 1 по теме «Основное свойство рациональной дроби. Сложение и вычитание рациональных дробей» | 1 |
9 | 18-21 | Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень | 4 |
10 | 22-25 | Тождественные преобразования рациональных выражений | 4 |
11 | 26, 27 | Внутрипредметный модуль «Решение текстовых задач» - на движение | 2 |
12 | 28 | Контрольная работа № 2 по теме «Умножение и деление рациональных дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений» | 1 |
13 | 29-31 | Равносильные уравнения | 3 |
14 | 32-34 | Степень с целым отрицательным показателем | 3 |
15 | 35-38 | Свойства степени с целым показателем | 4 |
16 | 39-41 | Функция и её график | 3 |
17 | 42, 43 | Внутрипредметный модуль «Решение текстовых задач» - на работу | 2 |
18 | 44 | Контрольная работа № 3 по теме « Равносильные уравнения. Рациональные уравнения. Степень с целым показателем Степень с целым отрицательным показателем. Функция у=k/x и её график» | 1 |
Глава 2 Квадратные корни. Действительные числа 18ч+4 ВПМ= 22ч | |||
19 | 45, 46 | Функция y = x2 и её график | 2 |
20 | 47-49 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | 3 |
21 | 50 | Множество и его элементы | 1 |
22 | 51, 52 | Подмножество. Операции над множествами | 2 |
23 | 53, 54 | Числовые множества | 2 |
24 | 55-57 | Свойства арифметического квадратного корня | 3 |
25 | 58-60 | Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни | 3 |
26 | 61-63 | Функция и её график | 3 |
27 | 64, 65 | Внутрипредметный модуль «Решение текстовых задач» - на работу | 2 |
25 | 66 | Контрольная работа № 4 по теме « Квадратные корни. Действительные числа.» | 1 |
Глава 3 Квадратные уравнения 24 ч+4 ч ВПМ=26ч | |||
28 | 67 68 | Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений | 2 |
29 | 69-71 | Формула корней квадратного уравнения | 3 |
30 | 72-74 | Теорема Виета | 3 |
31 | 75 ,76 | Внутрипредметный модуль «Решение текстовых задач» - на проценты | 2 |
32 | 77 | Контрольная работа № 5«Квадратные уравнения. Теорема Виета» | 1 |
33 | 78-80 | Квадратный трёхчлен | 3 |
34 | 81-85 | Решение уравнений, которые сводятся к квадратным уравнениям | 5 |
35 | 86-89 | Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций | 4 |
36 | 90, 91 | Внутрипредметный модуль «Решение текстовых задач» - на нахождение площади и периметра | 2 |
37 | 92 | Контрольная работа № 6 по теме «Квадратный трёхчлен. Решение уравнений, сводящихся к квадратным. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций.» | 1 |
38 | 93-102 | Внутрипредметный модуль «Решение текстовых задач» -Решение задач с помощью квадратных уравнений на движение по воде -Решение задач с помощью квадратных уравнений на работу -Решение задач с помощью квадратных уравнений на нахождение площади и периметра -проценты в жизни | 10 3 3 2 2 |
39 | 103-105 | Резерв Входной контроль, мониторинг за1 полугодие, промежуточная аттестация | 3 |
Итого | 105 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по алгебре для детей с задержкой психического развития 8 «В» класса
Адаптированная рабочая программа по алгебре для детей с задержкой психического развития 8 «В» класса Рабочая программа по изучению математики в 8 классе составлена на основе след...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 5 классе на 2017- 2018 учебный год.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 5 классе на 2017- 2018 учебный год....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии (для мальчиков) для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 6 классе на 2017- 2018 учебный год.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии (для мальчиков)для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 6 классе на 2017- 2018 учебный ...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии (для мальчиков) для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 7 классе на 2017- 2018 учебный год.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии (для мальчиков)для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 7 классе на 2017- 2018 учебный ...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии (для мальчиков) для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся в специальном коррекционном 8 «а» классе на 2017/2018 учебный год.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии (для мальчиков) для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся в специальном коррекционном 8 «а» классе на 2017/2018 у...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета для учащихся с задержкой психического развития «Литература» 9 класс
Адаптированная рабочая программа учебного предмета для учащихся с задержкой психического развития «Литература» 9 класс...
Адаптированная рабочая программа по общей биологии с задержкой психического развития(ЗПР)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная индивидуальная рабочая программа по биологии для обучающихся 9 класса: с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего...