Обобщение педагогического опыта работы
материал по алгебре (9 класс)
Данный педагогический опыт является актуальным, т.к. проблема подготовки к ОГЭ и ЕГЭ имеется в каждой образовательной организации. Опыт может быть использован в массовой практике, т.к. предполагает активную самостоятельную деятельность учащихся по разрешению проблемных ситуаций, что приводит к овладению необходимыми предметными компетенциями и межпредметными умениями. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_hismatullina_n.p.docx | 130.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта педагогического опыта
Ф.И.О. Хисматуллина Наталья Перемкуловна | |
Учреждение МГБОУ школа № 413 Петродворцовый район, п. Стрельна г. Санкт-Петербург | |
Должность учитель математики | |
Стаж работы 24 год. | |
1. Тема инновационного педагогического опыта Система работы учителя математики по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ . | |
2.Источник изменений - Низкие результаты сдачи ОГЭ и ЕГЭ у учащихся - Многие ученики приходят из начальной школы с плохим знанием таблицы умножения, таблицы сложения и вычитания в пределах 20. -противоречие между традиционным подходом к процессу преподавания математики и высокими требованиями, предъявляемыми к выпускнику школы; - Нехватка времени для качественной подготовки к итоговой аттестации -Разный уровень подготовки учащихся. | |
3. Идея изменений Залог успеха на экзамене – регулярные занятия математикой в течение всего времени обучения в школе, своевременное выявление и ликвидация, возникающих (неизбежно!) проблем. Своевременная отработка основных понятий по всем содержательным линиям программы по математике с 5 по 11 классы в соответствии с ФГОС, позволяет значительно повысить результаты ОГЭ и ЕГЭ. | |
4. Концепция изменений: | |
Актуальность | Помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развивать способность мыслить свободно, без страха, творчески. Нужно давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен. |
Новизна | Система работы учителя через: - роль устного счета на уроках математики. - С 5 класса учащихся работают с тестами в форме ОГЭ и ЕГЭ. -В 9 классе курс по выбору. Данный курс развивает систему ранее приобретенных программных знаний, углубляет и расширяет курс математики основной школы. -В старших классах дополнительные занятия. В первую очередь это элективные курсы. - Исследовательская деятельность учащихся. - Психологическая подготовка учащихся к экзамену. - План индивидуальных занятий с детьми «Группы риска». |
Ожидания | Это позволяет применять индивидуальный подход в обучении, работать над повышением качества обучения, развивать творческий потенциал и повышать мотивацию к изучению предмета. |
Затруднения в реализации, риски | Необходимо достаточно много времени для подготовки занятий, интерактивных пособий. Трудность в том, как заинтересовать и привлечь детей для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ, при большой нагрузке в основной и средней школе.
|
5. Условия реализации изменений Создание системы заданий, способствующих вовлечению всех учащихся в образовательный процесс, и активизирующих их мыслительную деятельность использование инновационных технологий: метода проектов, информационно-коммуникационной технологии, проблемного обучения и технологии развития критического мышления. Высокий интеллектуальный уровень педагога и желание педагога работать системно. | |
6. Результат изменений Система работы учителя по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ способствует: - повышению качества обучения; (За последние три года наблюдается позитивная динамика качества образования и средней оценки по предмету); -высокие результаты ОГЭ и ЕГЭ; Конкурентоспособность выпускников при поступлении в высшие учебные заведения области и страны.
-развитие интереса к предмету математика. -Участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня. Призер международной игры – конкурса по математике «Кенгуру». Победители и призеры международной олимпиады по математике от проекта «Инфоурок». | |
7. Публикации Сайт «ИНФОУРОК» Подготовка к ОГЭ 9 класс - https://infourok.ru/podgotovka-k-oge-klass-2194634.html Элективный курс 9 класс - https://infourok.ru/elektivniy-kurs-klass-2194420.html Система подготовки учащихся к ОГЭ в 9 классе – https://infourok.ru/sistema-podgotovki-uchaschihsya-k-oge-v-klasse-2194360.html Карточка для устного счета - https://infourok.ru/kartochka-dlya-ustnogo-scheta-2407001.html Презентация к уроку - https://infourok.ru/urok-obobschenie-po-teme-treugolniki-2402400.html Подготовка к ОГЭ. Задания по теме: «Реальная математика»- https://infourok.ru/podgotovka-k-oge-zadaniya-po-teme-realnaya-matematika-2194449.html Элективный курс 11 класс. - https://infourok.ru/elektivniy-kurs-klass-2194409.html Сайт «Мир Олимпиад» Система работы учителя по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.- https://mir-olimpiad.ru/publikatsii/4187/ | |
8. Описание инновационного опыта учителя «Школа не должна научить на всю жизнь, Экзамен по ЕГЭ и ОГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог. Для эффективной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма. Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ОГЭ можно выделить следующие составляющие: -информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.); -предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания); -психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена). Для успешной сдачи экзамена за курс основной и средней школы, начинать подготовку учащихся к экзаменам и нацеливать на высокий результат нужно с 5 класса. Я работаю в сельской школе, наши ученики имеют в основном средние и низкие учебные возможности и понятно, что без прочного усвоения базовых знаний детьми невозможно дальнейшее обучение. Одна из задач, которую нужно решать на уроках математики - подготовка учащихся 9-х, 11-х классов к итоговой аттестации, поэтому нужно найти такие способы организации учебного процесса, которые будут ускорять развитие учащихся и при этом учитывать, возможности каждого. 1. Устная работа на уроках– это беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. В связи с введением обязательного ЕГЭ и ОГЭ по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. 2. Внеурочная работа с учащимися на консультациях. В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ и ОГЭ. 3 .Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. 4. Для успешной сдачи экзаменов обучающийся должен быть подготовлен не только практически, но и психологически. Поэтому на своих уроках, выполняя типовые задания, подчеркиваю возможность их решения каждым учеником – это ситуация успеха. На занятиях стараюсь создать атмосферу комфортности, взаимопонимания. 5. Работа с «учащимися группы риска», под которыми понимается группа обучающихся, у которых вероятность получения неудовлетворительной отметки (балла, ниже установленного минимального) на экзамене достаточно высока. Чтобы работать с учащимися «группы риска», необходимо ответить на вопросы ПОЧЕМУ? (выявить причины, по которым они отнесены к этой группе) и КАК? (какие шаги следует предпринять, чтобы обеспечить им положительные результаты итоговой аттестации). Ответ на первый вопрос дает проведение диагностических работ, а на второй – предлагаемая в проекте идея: разработать индивидуальные задания для каждого учащегося «группы риска». Результатом своей работы я считаю: ∙ 100% успеваемость.
Математика – наука интересная и сложная, поэтому нельзя упускать ни одной возможности, чтобы сделать ее более доступной. Возрастание роли математики в современной жизни привело к тому, что для адаптации в современном обществе и активному участию в нем необходимо быть математически грамотным человеком. Под математической грамотностью понимается способность учащихся: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические знания и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы. | |
Составляющие образования Обучение. | |
Ключевые слова Математика, результат, интерес к предмету, развитие логических и умственных способностей. | |
Приложение 1 . Задания устного счета. Приложение 2. Задания ОГЭ по геометрии. Приложение 3. Технологическая карта урока по геометрии 7 класс |
Приложение 1.
Карточка для устного счета.
Вычислить:
1В. | 2В. | 3В. | 4В. | 5В. |
| ||||
|
|
| ||
|
|
|
Приложение 2.
ОГЭ геометрия. 1. Сторона квадрата равна 10. Найдите его площадь. 2. В прямоугольнике одна сторона равна 10, другая сторона равна 12. Найдите площадь прямоугольника. 3. В прямоугольном треугольнике один из катетов равен 10, а угол, лежащий напротив него, равен 45°. Найдите площадь треугольника. 4. Сторона равностороннего треугольника равна 10. Найдите его площадь, делённую на . 5. Найдите площадь трапеции, изображённой на рисунке. 6. Основания трапеции равны 4 см и 10 см. Диагональ трапеции делит среднюю линию на два отрезка. Найдите длину большего из них. | 7. Периметр равнобедренного треугольника равен 216, а боковая сторона — 78. Найдите площадь треугольника. 8. Найдите площадь параллелограмма, изображённого на рисунке. 9. Одна из сторон параллелограмма равна 12, другая равна 5, а косинус одного из углов равен . Найдите площадь параллелограмма. 10. Найдите площадь ромба, если его диагонали равны 14 и 6. |
Приложение 3.
Обобщение изученного материала по разделу «Треугольники»
Класс: 7 | Предмет: Геометрия | Дата проведения урока: 15.11.17 г. | Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений | ||
Тема: | Обобщение изученного материала по разделу «Треугольники» | ||||
Цель | Образовательная: создать условия для закрепления и обобщения знаний и умений по разделу «Треугольники» и навыков их применения при решении задач. Развивающая: создать условия для развития навыков организации и самоорганизации учебного сотрудничества, познавательной мотивации и творческой инициативы в конструировании, преобразовании предложенных задач. Воспитательная: создать условия для формирования навыков самоконтроля, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения при работе в группе. | ||||
Планируемый результат | Универсальные учебные действия | ||||
Личностные: создание условий формирования критичности мышления; воли и настойчивости в достижении цели, развитие инициативности, трудолюбия, ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Умение перенести опыт использования алгоритма решения задачи на реальную жизнь: условия - проблема – инициатива – решение. Регулятивные: самостоятельно определять и формулировать цель учебной деятельности, преобразовывать учебно-практические задачи в познавательной деятельности, осуществлять деятельность по реализации плана и алгоритма решения задачи, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать свой результат, вносить коррективы и дополнения в способ своих действий. Познавательные: перерабатывать информацию для получения необходимого результата, выбирать наиболее удобную для себя форму представления информации; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, в зависимости от конкретных условий; давать определения понятиям, применять и обосновывать выводы, заключения. Коммуникативные: понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры, строить высказывания; Стратегии смыслового чтения и работа с текстом (читательская компетентность): решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте со знаниями из других дисциплин; высказывать свою точку зрения при помощи полученных знаний. | |||||
Предметные результаты | |||||
Определять необходимые и достаточные условия для применения полученных знаний о треугольниках при решении задач. | |||||
Критерии достижения планируемых результатов (признаки успешности) | Обучающиеся научатся использовать алгоритм решения задач на вычисление с аргументацией, использованием оснований и выводами. Организация продуктивной работы в парах, группах. | ||||
Основные понятия | Элементы треугольников, виды треугольников, признаки равенства треугольников, равнобедренный треугольник, свойства равнобедренного треугольника, медиана, биссектриса и высота треугольника. | ||||
Организация пространства | Межпредметные связи | Формы, приемы, методы работы | Ресурсы | ||
русский язык физика история музыка искусство | Формы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах. Методы: системно – деятельностный метод, частично-поисковый и практический методы. Приемы: презентация работы, работа с деформированным текстом, работа с тестом. | Компьютер и аудиовизуальные ресурсы (презентация), дидактический материал (карточки с задачами на готовых чертежах, лото, лист самоконтроля) | |||
Этапы урока. Технология проведения | |||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
Осуществляемые и формируемые действия | Осуществляемые и формируемые действия | Осуществляемые и формируемые действия | |||
I этап. Организационный момент. Задачи этапа: Психологический настрой обучающихся на предстоящую деятельность. | |||||
| Приветствуют учителя и друг друга, анализируют и описывают свое настроение на начало урока. | Проверяют свою готовность к уроку. | |||
II этап. Исходная мотивация. Создание личностно-смысловых ситуаций. Погружение в проблему. Задачи этапа: Создание проблемной ситуации. Подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию цели и задач на предстоящую деятельность. | |||||
Анализ предложенной задачи, организация диалога с обучающимися, подведение обучающихся к осознанию целей и задач урока. Планирование путей достижения цели, постановке познавательных задач. | Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. Слушают собеседника, строят высказывания.
| Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности. Умеют планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания. | |||
III этап. Актуализация знаний. Задачи этапа: актуализация способов действий, достаточных для закрепления и обобщения полученных знаний. | |||||
. | Осуществляют актуализацию полученных знаний.
| Строят логические высказывания, соотносят их с полученными теоретическими знаниями. | Осуществляют взаимоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их в соответствии с оригиналом. | ||
IV этап. Обобщение и систематизация знаний. Задачи этапа: приведение в систему полученных знаний. | |||||
Преобразуют познавательную задачу в учебно-практическую. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации для решения проблемы. | Высказывают свое мнение в процессе групповой работы.
| Обосновывают необходимые действия в соответствии с поставленными задачами. Предлагают необходимый набор учебного материала для решения практических задач. | |||
Физкультминутка | |||||
V этап. Применение знаний и умений в практической деятельности. Решение задач. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Задачи этапа: выполнение необходимых действий в соответствии с поставленными задачами. Формирование навыков самостоятельной и поисковой деятельности. | |||||
Решают практические задачи и оформляют результаты деятельности в тетрадях, при этом применяют понятийный аппарат, понимают сущность алгоритма решения.
| Вступают в диалог, строят взаимодействие, участвуют в обсуждении проблемы, строят монологические высказывания, договариваются о плане отчёта, обсуждают совместное представление полученного продукта. Тактично выслушивают оценивание, комментарии. | Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения. Контроль правильности ответов. | |||
VI этап. Применение полученных знаний и умений в новой ситуации. Задачи этапа: представление результатов поисковой деятельности. | |||||
Представляют результаты поисковой деятельности. | Излагают результаты деятельности, высказывают интересные идеи. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | |||
VII этап. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. Задачи этапа: актуализация способов действий, достаточных для выполнения домашнего задания. | |||||
|
| Оценивают свои возможности и в соответствии с этим осуществляют выбор домашнего задания. | |||
VIII этап. Рефлексия. Задачи этапа: оценка результатов деятельности | |||||
Определяют результаты учебной деятельности и организуют личную самооценку. | Излагают письменно оценку своей деятельности в соответствии с нормой письменной речи. | Излагают аргументированную оценку своей деятельности в соответствии с заданными критериями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:Использование технологии д.м.н. В.Ф.Базарного «Сенсорное раскрепощение и здоровое развитие» в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями.
«Здоровье - категория педагогическая»В.Ф. БазарныйЗдоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение ...
Обобщение педагогического опыта работы по теме Развитие орфографической зоркости учащихся
Ведущей педагогической идеей опыта является создание на уроках русского языка условий для формирования орфографической зоркости учащихся, усиление практической направленности преподавания предмета, со...
Обобщение педагогического опыта работы
Представлен опыт работы по программе "Мой родной город"...
Обобщение педагогического опыта работы
Обобщение педагогического опыта работы, где представлены различные технологии, используемые в образовательном процессе...
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Обобщение педагогического опыта работы
Тема опыта: Интернет - ресурсы в совершенствовании познавательной активности учащихся на уроках английского языка. Идея опыта: создание интерактивной учебной среды для фор...
Из обобщения педагогического опыта работы.
Авторский методический материал и публикации (статьи, разработки, пособия....)...