TRAPPIST-1
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Планетологи просчитали возможные химические составы планет в системе TRAPPIST-1 и пришли к выводу, что все они, за исключением одного экзомира, очень похожи на нашу планету по структуре их недр и атмосферы.
На уроке, посвященном этой теме, ученики могут активизировать все свои знания о Солнечной Системе, о космосе, в целом, решив, могут ли планеты рассматриваемой звездной системы быть обитаемыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trappist.docx | 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
TRAPPIST-1
Космос в настоящее время - очень плодотворное поле для исследований. На Марс готовится новая экспедиция, были недавно опубликованы высококачественные снимки Плутона, а в 2016 году весь мир потрясла новость, что ученые нашли и открыли звездную систему TRAPPIST-1, хотя официальное заявление от NASA поступило в феврале 2017 на срочной конференции, где миру предстала информация, что, возможно, найдены планеты, где может быть жизнь.
Планетологи просчитали возможные химические составы планет в системе TRAPPIST-1 и пришли к выводу, что все они, за исключением одного экзомира, очень похожи на нашу планету по структуре их недр и атмосферы.
На уроке, посвященном этой теме, ученики могут активизировать все свои знания о Солнечной Системе, о космосе, в целом, решив, могут ли планеты рассматриваемой звездной системы быть обитаемыми.
Возраст учащихся: 15-16 лет.
Время проведения урока: 40-60 минут
Цели урока:
1. Рассмотреть потенциал обитаемости рассматриваемой звездной системы.
2. Активизировать исследовательский потенциал и творческое мышление учащихся.
Подходы к обучению и изучению материала
Данное занятие включает обсуждение в классе, просмотр ролика на YouTube, индивидуальное задание в виде эссе, объяснение как составить мультимедийную презентации в больших группах, а также рефлексия.
Обсуждение всем классом и просмотр ролика на YouTube
Вначале показывается небольшое видео об открытии, чтобы учащиеся поняли, о чем будет идти речь на уроке.
https://www.youtube.com/watch?v=AThJ7GodH0g
Далее на основе видео учащимся будут сообщены основные данные об открытых планетах:
На самом деле, открытие это — исключительно важное. Дело в том, что система TRAPPIST 1 идеально подходит для изучения происхождения и эволюции землеподобных планет. Наблюдение за этими экзопланетами поможет выяснить, почему Земля, Марс и Венера начали развиваться в равных условиях, а затем стали резко отличаться друг от друга. Кроме того, изучение миров, подобных нашему, может привести к обнаружению внеземной жизни. Да, пока этого не произошло, но в будущем все возможно. Если человек все же обнаружит жизнь на других планетах, это позволит значительно расширить текущую картину мира.
Все планеты (их названия - b, c, d, e, f, g, h) по размеру схожи с Землей – их радиус составляет от 0,7 до 1,08 радиуса нашей планеты, а масса – от 0,41 до 1,38. Соответственно, их плотность равна земной или чуть ниже нее, что говорит об их каменистой природе или о том, что они являются планетами-океанами.
При этом почти на всех планетах должна господствовать земная или марсоподобная погода со средними температурами поверхности около нуля или 20-30 градусов мороза. Только две первые планеты выбиваются из этого тренда – температуры на них превышают 70-100 градусов Цельсия, что, вероятно, делает их более похожими на Венеру, чем на Землю. Если говорить о вероятности развития жизни, то на эту роль пока больше всего претендуют три центральные планеты – d, e и f которые находятся в зоне обитаемости (именно в этой зоне в нашей Солнечной системе и находится планета Земля).
Далее уже происходит обсуждение с классом по рассматриваемой теме. У учеников спрашивается, на какие данные они могли бы опираться, чтобы понять, насколько обитаема планета или нет. Также учащимся задается вопрос о характеристиках планет Солнечной системы, чтобы сравнить планеты звездной системы TRAPPIST-1 и планеты Солнечной системы, где находится Земля.
Каждому из учащихся предлагается ответить на следующие вопросы, дав им 5 минут на рассуждение, чтобы затем продолжить общую дискуссию:
1. Как Вы считаете, что даст человечеству знание об открытии землеподобных планет?
2. Как Вы считаете, какая там атмосфера может быть?
3. Как Вы считаете, может ли в настоящее время там существовать жизнь?
Предполагается, что на этот этап урока будет отведено 30 минут.
Так как использование ИКТ очень важно в учебном процессе на дом учащимся будет задано задание касаемо вопроса возможного существования жизни в звездной системе TRAPPIST-1. Для этого нужно будет сделать презентацию в программе Power Point. Для этого класс будет разбит на 3 группы, которые и будут на следующий урок презентовать свои проекты с использованием ИКТ. Учащимся будут предложны вспомогательные материалы - Интернет-источники:
1. Семь аналогов Земли.
http://paranormal-news.ru/news/zavili_ob_otkrytii_semi_novykh_analogov_zemli/2017-02-23-13179
2. Три пригодные для жизни планеты в звездной системе TRAPPIST-1.
https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/02/22/678868-uchenie-nasa-obnaruzhili
3. TRAPPIST-1: есть ли там жизнь?
http://bigpicture.ru/?p=868801
Также учащиеся могут использовать картинки, различные инфографики и прочие материалы, которые найдут в сети.
Предполагается, что на этот этап урока уйдет 10 минут.
Развитие познавательных и творческих способностей учащихся - очень важная задача образовательного процесса, поэтому ученикам будет предложено написать краткое эссе прямо на уроке (предложений 8-12) по следующей цитате:
«Существует два варианта: либо мы одни во Вселенной, либо нет. Оба варианта пугающие. А.Кларк».
Предполагается, что на этот этап урока уйдет 15 минут.
По окончанию того, как дети напишут эссе, они должны сдать листки преподавателю на проверку до следующего урока. Данные работы будут оцениваться как дополнительные оценки, а наиболее интересные варианты того, одни мы во Вселенной или нет, будут зачитаны преподавателем на следующем уроке. И на основе мыслей учеников может быть также основана определенная дискуссия, которая станет завершением цикла изучения возможности внеземной жизни в нашей Вселенной.
Последним этапом на уроке будет рефлексия, с помощью которой учитель подведет итоги занятию, определив, были ли достигнуты цели успешно, либо нет. Также урок будет завершен поощрением учащихся за наиболее активную работу на уроке с помощью выставления оценок.