Геометрическая прогрессия
план-конспект урока по алгебре (9 класс)

Гильмутдинова Ильза Маснавиевна

Геометрическая прогрессия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Геометрическая прогрессии

I. Цель урока: формирование  умений решать задачи с применением геометрической прогрессии

II. Задачи урока:

Образовательные: сформировать навыки решения типовых задач (нахождение n – го члена, знаменателя геометрической прогрессии, задавать геометрическую прогрессию)

Развивающие:

  • Развивать навыки сравнения, анализа.
  • Развивать коммуникативные способности детей, развивать математическую речь.
  • Формировать у учащихся навыки первичного самоконтроля.
  • Использование метапредметных связей через исторический экскурс

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру математического мышления
  • Развитие ключевых компетенций (коммуникативной, информационной, самоорганизации, самообразования)

Организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими следующих результатов:

  1. личностных:
  • уверенно и грамотно выражать свои мысли на математическом языке и языке формул;
  • не боятся ошибок, развивать умение отстаивать свое мнение.
  1. метапредметных:

освоение способов деятельности:

  • познавательной
  • структурирование объекта познания;
  • сравнение, сопоставление, классификация  объектов по одному или нескольким признакам;
  • коммуникативной
  • умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
  • проведение информационно-смыслового анализа текста;
  • рефлексивной
  • самостоятельная организация учебной деятельности;
  • оценивание своих учебных достижений.

III. Урок систематизации и закреплении знаний.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности; сообщение темы, цели и задач урока

Эпиграфом нашего урока будут слова известного математика А.Н. Колмогорова

 « Математические знания могут применяться умело с пользой лишь в том случае, если они усвоены творчески».

Дорогой друг!

    Сегодня у тебя необычный урок математики. Сегодня ты еще раз убедишься в том, что математика не только интересна сама по себе, но она необычайно полезна. В ходе сегодняшнего урока тебя ожидает большая радость творчества и огромное поле приложения математических знаний и умений.     Желаю тебе успехов и творческих  радостей на уроке!

Мы изучаем тему «Последовательности». Изучили арифметическую прогрессию, ещё какая тема ОГЭ осталась? Да, это тема « Геометрическая прогрессия»

Запишите, пожалуйста, тему урока...

Какая же будет цель нашего сегодняшнего урока?

Цель: изучить геометрическую прогрессию

Какие задачи надо поставить перед собой, чтобы эту цель достичь?

Задачи: научиться решать задачи по данной теме  (может быть вариант: мы должны разобраться, какими свойствами обладают её члены; может быть почему её так назвали и др.)

3. Актуализация знаний: проверка творческого домашнего задания

4. Открытие новых знаний (закрепление материала + изучение через проблемную ситуацию)

Но в начале  познакомься с легендой о шахматной доске. Чтобы понять ее, вовсе не нужно уметь играть в шахматы: достаточно знать, что игра происходит на доске, разграфленной на 64 клетки (попеременно черные и белые).

Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен ее остроумием и разнообразием возможных в ней положений.  Узнав, что она изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку. Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя. Это был скромно одетый ученый, получавший средства к жизни от своих учеников.

-Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал, -сказал царь.

   Мудрец поклонился.

   -Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твое пожелание, - продолжал царь. - Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь ее.

   Сета молчал.

   -Не робей, - ободрил его царь. – Выскажи свое желание. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его.

   -Велика доброта твоя, повелитель. Но дай срок обдумать ответ. Завтра я сообщу тебе мою просьбу.

Когда на другой день Сета снова явился к ступеням трона, он удивил царя беспримерной скромностью своей просьбы.

  -Повелитель, - сказал Сета, - прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.

  -Простое пшеничное зерно? – изумился царь.

  -Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать 2 зерна,  за третью - 4, за четвертую - 8, за пятую - 16, за шестую -32…

   -Довольно, - с раздражением прервал его царь. – Ты получишь свои зерна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше против предыдущей. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты непочтительно пренебрегаешь моей милостью. Ступай. Слуги мои вынесут тебе твой мешок с пшеницей.

Сета улыбнулся хитро, покинул дворец и стал дожидаться  у ворот дворца.

Почему так хитро улыбнулся Сета?

   Прав ли был индусский царь, считая просьбу Сеты ничтожной, полагая, что все зерна пшеницы уместятся в один мешок?

   Об этом ты узнаешь чуточку позже.

   А сейчас поподробнее рассмотрим последовательность чисел, соответствующих количеству зерен пшеницы, если, как попросил Сета, за каждую следующую клетку нужно дать вдвое больше, чем было в предыдущей.

 Получается последовательность: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64,…. (запиши ее в тетрадь)

      Запиши еще одну последовательность: 2, 6, 18, 54, 162, ….

   Члены этой последовательности, начиная со второго, получаются путем умножения предыдущего на 3.

Приведенные примеры последовательностей являются геометрическими прогрессиями.

   А теперь попробуй сформулировать определение геометрической прогрессии. Замечание: члены прогрессии должны быть отличны от нуля!

Определение: Геометрической прогрессией называется последовательность отличных от нуля чисел, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, умноженному на одно и то же число.

   Обозначим, например, через (bn) - геометрическую прогрессию, тогда по определению

bn+1= bnq, где  bn 0, n  - натуральное число, q  - некоторое число.

   Из определения геометрической прогрессии следует, что отношение любого ее члена, начиная со второго, к предыдущему члену равно q, т.е.

bn+1/ bn = q

   Число q  называют знаменателем геометрической прогрессии. Очевидно, что q ≠ 0.

Выполни самостоятельно:

Найти знаменатель геометрической прогрессии:

 а) 3; 6; 12; 24;…

 б) 3; 3; 3; 3; …..

 в)1; 0,1; 0,01; 0,001;…

Проверь себя!

      а) q = 2          б) q = 1          в) q = 0,1

    Ошибок нет?  Молодец!     Если есть неправильные ответы, обратись к учителю.

    По аналогии с арифметической прогрессией, выводится формула n-го члена геометрической  прогрессии.  Пусть b1 – первый член геометрической прогрессии, q – знаменатель, тогда:

                    b2 = b1 ·q

                    b3 = b2 · q = (b1 · q) · q = d1 · q2

                    b4 = b3 · q = (b1 · q2) · q = b1 · q3

                    b5 = ………………..= b1 · q4

  Продолжи эту цепочку рассуждений в тетради и вырази bn через b1 и q.

Проверь себя!

  bn=b1 qn-1 –формула  n-го члена геометрической прогрессии. ( правильно, то 1 балл)

Эта формула используется для решения многих задач. Рассмотри примеры решения некоторых задач.

5. Закрепление

 1. В геометрической прогрессии (bn) известны

b1 =-2 и q = 3, найти: b3, b4

Решение:

        b3 = b1  q2 = -2· 32 = -18

             b4 = b1 • q3 = -2· 33 = -54  (1 балл)

 2.Найти пятый член геометрической прогрессии (bn):-20; 40; ….

Решение: Найдем знаменатель, для этого нужно 40 разделить на -20, получится q = -2.

b5 = b1• q4 = -20 • (-2)4 = -20 • 16 = -320 (1 балл)

6. Самостоятельная работа обучающего характера

     Выполни самостоятельно:

  В геометрической прогрессии (xn) найти:

 а) x5, если x1 = 16; q = ½

 б) x3, если x1 = 3/4; q = 2/3.

 в) x10, если x1 = 48; q = -1.

Проверь себя!

   а) x5 = 1  (1 балл)

   б) x3 = 1/3 (1 балл)

   в) x10 = -48 (1 балл)

  Если ты испытывал затруднения, обратись к учителю.

Итак, просьба мудрого Сеты помогла тебе понять определение геометрической прогрессии, и теперь настало время узнать что-же было дальше….

За обедом царь вспомнил об изобретателе шахмат и послал узнать, унес ли Сета свою жалкую награду.

   -Повелитель, - ответили ему, - математики твои трудятся без устали и надеются еще до рассвета закончить подсчет.

Утром царю доложили, что старшина придворных математиков просит выслушать важное донесение.

  Царь приказал ввести его.

– Мы добросовестно исчислили все количество зерен, которое желает получить Сета. Число это так велико…..

-Как бы велико оно ни было, - надменно перебил царь, - житницы мои не оскудеют. Награда обещана и должна быть выдана..

   - Не в твоей власти, повелитель, исполнять подобные желания. Во всех амбарах твоих нет такого числа зерен, которое потребовал Сета. Нет его и в житницах целого царства. Не найдется такого числа зерен и на всем пространстве Земли. И если желаешь непременно выдать обещанную награду, то прикажи превратить земные  царства в пахотные поля, прикажи осушить моря и океаны, прикажи растопить льды и снега, покрывающие далекие северные пустыни.

С изумлением внимал царь словам старца.

     - Назови мне это чудовищное число, сказал он в раздумьи.  

18 446 744 073 709 551 615

-Восемнадцать квинтильонов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать, о повелитель!

Масса такого числа зерен больше триллиона тонн.    Индусский царь не в состоянии был выдать подобной награды.    Но будь он силен в математике, он бы не попал впросак…

Подведение итогов (самопроверка) Слайд

Самооценка

6б      – «5»

5б      – «4»

3 – 4б – «3»

7. Итог урока.

Домашнее задание.

Д.З.: п.8.1 учебника повторить,

№480, №481(г,д,з)

Творческое задание: №12 из «Распечатай и реши» 5 задач на нахождение членов геометрической прогрессии

Итак, урок приближается к концу: – Дополните фразы:

Сегодня на уроке я….

– узнал…

– учился…

–…

Урок сегодня завершён,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К 
прогрессу в жизни приведут!

Я желаю, чтобы агеометрические прогрессии и вообще математика вели по жизни вас только вперёд! Я благодарю всех за работу! Мне было приятно с вами общаться! Досвидания! 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. 1 Алгебра 9 класс

Слайд 2

Математические знания могут применяться умело с пользой лишь в том случае, если они усвоены творчески. А.Н. Колмогоров Дорогой друг! Сегодня у тебя необычный урок математики. Сегодня ты еще раз убедишься в том, что математика не только интересна сама по себе, но она необычайно полезна. В ходе сегодняшнего урока тебя ожидает большая радость творчества и огромное поле приложения математических знаний и умений. Желаю тебе успехов и творческих радостей на уроке! 2

Слайд 3

ЧИСЛОВЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ Способы задания Рекуррентный Аналитический Словесный Виды числовых последовательностей Арифметическая прогрессия ? 3

Слайд 4

Progessia (лат) - «движение вперед» 4

Слайд 5

Тема урока: « Геометрическая прогрессия» Ты уже знаешь, какая последовательность называется арифметической прогрессией. Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом. Сегодня ты познакомишься еще с одним видом последовательности, которая называется геометрической прогрессией. 5

Слайд 6

Цели урока: Сформулировать определение геометрической прогрессии. Вывести формулу n -го члена геометрической прогрессии Закрепить полученные знания на конкретных примерах 6

Слайд 7

Но в начале познакомься с легендой о шахматной доске. Чтобы понять ее, вовсе не нужно уметь играть в шахматы: достаточно знать, что игра происходит на доске, разграфленной на 64 клетки (попеременно черные и белые) 7

Слайд 8

Легенда о геометрической прогрессии 8

Слайд 9

Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен ее остроумием и разнообразием возможных в ней положений. Узнав, что она изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку. Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя. Это был скромно одетый ученый, получавший средства к жизни от своих учеников. 9

Слайд 10

-Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал, -сказал царь. Мудрец поклонился. 10 Ступай. Слуги мои вынесут тебе твой мешок с пшеницей. Сета улыбнулся хитро, покинул дворец и стал дожидаться у ворот дворца. Почему так хитро улыбнулся Сета?

Слайд 11

Получается последовательность: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64,…. (запиши ее в тетрадь) Запиши еще одну последовательность: 2, 6, 18, 54, 162, …. Члены этой последовательности, начиная со второго , получаются путем умножения предыдущего на 3. Приведенные примеры последовательностей являются геометрическими прогрессиями . А теперь попробуй сформулировать определение геометрической прогрессии. Замечание: члены прогрессии должны быть отличны от нуля! 11

Слайд 12

Определение : Геометрической прогрессией называется последовательность отличных от нуля чисел, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, умноженному на одно и то же число. Обозначим, например, через ( b n ) - геометрическую прогрессию, тогда по определению b n+1 = b n q , где b n 0, n - натуральное число, q - некоторое число. Из определения геометрической прогрессии следует, что отношение любого ее члена, начиная со второго, к предыдущему члену равно q , т.е. b n+1 / b n = q Число q называют знаменателем геометрической прогрессии . Очевидно, что q ≠ 0. Проверь себя! 12

Слайд 13

Например, чтобы найти знаменатель геометрической прогрессии, представленной в легенде: 1, 2, 4, 8, 16,…, нужно: 2 разделить на 1, или 4 разделить на 2 и т.д., т.е. q =2 13

Слайд 14

Выполни самостоятельно : Найти знаменатель геометрической прогрессии: а) 3; 6; 12; 24;… б) 3; 3; 3; 3; ….. в)1; 0,1; 0,01; 0,001;… q = ? 14

Слайд 15

Проверь себя! а) q = 2 б) q = 1 в) q = 0,1 Ошибок нет? Молодец! Если есть неправильные ответы, обратись к учителю. Пусть b 1 – первый член геометрической прогрессии, q – знаменатель, тогда: b 2 = b 1 · q b 3 = b 2 · q = (b 1 · q) · q = d 1 · q 2 b 4 = b 3 · q = (b 1 · q 2 ) · q = b 1 · q 3 b 5 = ………………..= b 1 · q 4 Продолжи эту цепочку рассуждений в тетради и вырази b n через b 1 и q . 15

Слайд 16

Проверь себя! b n =b 1 • q n-1 –формула n -го члена геометрической прогрессии. 1 . В геометрической прогрессии ( b n ) известны b 1 =-2 и q = 3 , найти: b 3 , b 4 . 2.Найти пятый член геометрической прогрессии ( b n ) :-20; 40; …. 16

Слайд 17

Выполни самостоятельно: В геометрической прогрессии ( x n ) найти: а) x 5 , если x 1 = 16 ; q = ½ б) x 3 , если x 1 = 3/4 ; q = 2/3 . в) x 10 , если x 1 = 48 ; q = -1 . ? 17

Слайд 18

Проверь себя! а) x 5 = 1 б) x 3 = 1/3 в) x 10 = -48 Если ты испытывал затруднения, обратись к учителю. Итак, просьба мудрого Сеты помогла тебе понять определение геометрической прогрессии, и теперь настало время узнать что-же было дальше…. 18

Слайд 19

С изумлением внимал царь словам старца. - Назови мне это чудовищное число, сказал он в раздумьи . Пусть все пространство их будет сплошь засеяно пшеницей. И все то, что родится на этих полях, прикажи отдать Сете. Тогда он получит свою награду… 19

Слайд 20

-Восемнадцать квинтильонов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать, о повелитель! 18 446 744 073 709 551 615 20

Слайд 21

Масса такого числа зерен больше триллиона тонн. Индусский царь не в состоянии был выдать подобной награды. Но будь он силен в математике, он бы не попал впросак… 21

Слайд 22

Самооценка 6б – «5» 5б – «4» 3 – 4б – «3» 22

Слайд 23

Домашняя работа Числовая последовательность, члены которой отличны от нуля, являются геометрической прогрессией тогда и только тогда, когда модуль любого ее члена , начиная со второго, равен произведению предыдущего и последующих членов. | b n |= уровень уровень Уровень (*) П.8. 1 – учить; №480, №481( г,д,з ) + №12 из «Распечатай и реши» 5 задач на нахождение членов геометрической прогрессии +Выведите формулу, выражающую характеристическое свойство геометрической прогрессии 23

Слайд 24

Итак, благодаря поучительной истории с шахматной доской… Я запомнил, что… Я понял, что… Мне на уроке … Думаю, что … Молодцы ! 24

Слайд 25

Спасибо за урок! 25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока на тему" Определение арифметической и геометрической прогрессий. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий"

В технологии УДЕ (укрупненная дидактическая единица) при обучении математике одним из основных элементов является совместное и одновременное изучение родственных разделов. Арифметическая и геометричес...

Открытый урок алгебры в 9 классе. Тема: Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии.

Открытый урок алгебры в 9 классе.  Тема: Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии.Цели: 1.  Расширить и углубить знания о прогрессиях, продолжить форм...

Презентация к уроку алгебры в 9 классе по теме "Геометрическая прогрессия. Формула n-го члена геометрической прогрессии"

Презентация содержит подробный план урока, историческую справку, тренировочные задания и задания для первичного контроля знаний....

Конспект урока по теме: "Определение геометрической прогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии"

Конспект урока изучения нового материала. Поможет учащимся самостоятельно дать определение геометрической прогрессии, вывести формулу n-ого члена и доказать свойство членов геометрической прогрессии....

Урок алгебры в 9 кл по теме "Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии".

Конспект урока алгебры в 9 кл пе теме "Определение геометрической прогрессии. Формула n-  го члена геометрической прогрессии" по учебнику А.Г. Мордкович...