Активизация познавательных способностей на уроках математики через игру
статья по алгебре (8 класс)
Данный материал включает в себя несколько социометрических игр, которые помогают учащимся 8 класса усвоить материал темы по алгебре " Квадратные уравнения".
Играя в игры "Составь фразу", " Составь слово" , " Видимо- невидимо" , " Пишущая машинка", дети осваивают теоретический материал по теме, общаясь друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учись играя | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности учащихся
на уроках математики через игру
Игра – дело серьезное
Галямова В.Н. , учитель математики МБОУ «Гавриловская СОШ», Суздальский район, Владимирская область
(По материалам книги В.М. Букатова, Ершова А.П. « Я иду на урок» Хрестоматия игровых приемов обучения М., Издательство «Первое сентября», 2000г.)
Введение.
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся всегда была одной из наиболее актуальных проблем в теории и практике обучения. В поисках путей ее решения педагоги осваивали исследовательские и поисковые методы, нестандартные формы проведения занятий, дидактические игры и т.п. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающий может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.
Книга В.М. Букатова, Ершова А.П. « Я иду на урок» знакомит читателей с основными принципами режиссуры урока и социоигровой педагогики. Хрестоматия включает описание дидактических игр и психолого-педагогический комментарий к ним. Многие из игр, описанных в книге, можно использовать на уроках математике. Они позволяют сформировать у детей:
- готовность действовать с учетом позиций другого;
-добывать необходимую информацию;
- готовность брать на себя инициативу при решении проблем;
- способность переводить конфликтную ситуацию в диалог, находить пути решения, выработать общую точку зрения;
- стремление понять и прислушаться к точке зрения других;
- умение различать эмоциональное состояние соучастников и использовать это в ходе общения;
- выявлять умения в общении, психологические качества и корректировать их.
Практика показывает, что на уроках, где проводится игра, отмечается 100% активизация деятельности учеников. Соревнование в работе, возможность посовещаться, реализовать и восполнить острый дефицит времени - все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, формируют интерес к предмету.
Игры: «Составь слово», «Собрать фразу», «Пишущая машинка», « Видимо- невидимо» и т.д., были успешно апробированы в ходе проведения уроков математики. Эти игры рекомендуются коллегам при проведении уроков в 8 классе по теме « Квадратные уравнения» учебник « Алгебра», авторы: (С.М. Никольский, М.К. Потапов и др.М., Просвещение, 2018).
Собрать фразу.
Все учащиеся класса разбиваются на группы (по3-4 человека). Каждой группе раздаются, конверты с полосками с одинаковыми словами.
Пример общего, вида, квадратного, решение, уравнения.
Задание: составить тему урока.
Видимо- невидимо.
____Учитель вывешивает на доске заранее приготовленный плакат, на котором разными цветами, крупным и мелким (но различимым издали) шрифтом «вдоль» и
х^2 +вх +с=0.
Задание : соотнести слова с формулами.
____Затем группы учеников обмениваются своими записями для проверки. Командам желательно договориться вносить исправления в чужих записях ручкой другого цвета. Проверяющие исправляют ошибки, описки и вписывают «не увиденные» другой командой слова.
____Проверенные листочки возвращаются прежней группе для «проверки проверяющих». Исправления сверяются с плакатом, вывешенным уже для проверки и выяснений возможных недоразумений. После чего определяются победители. Выигрывают те команды, в чьих записях оказалось меньше всего ошибок и пропущенных слов.
____Плакаты для задания «видимо-невидимо» могут изготавливаться и самими учениками во время урока.
Пример 2. Записать фамилии ученых, которые внесли вклад в решение квадратных уравнений.
Бхаскара, Виет, Декарт, Диофант, Брахмагупта, Кардано, Ньютон, Штифель.
«Пишущая машинка».
Между учениками распределяются буквы. Для начала педагог дает фразу и «нажимает» клавишу первой буквы – хлопает в ладоши. В ответ ученик, которому при распределении досталась первая буква, молча, хлопает в ладоши и т.д. Пробел между словами, знаки препинания – хлопают все.
Ребята быстро осваивают это упражнение и с энтузиазмом берутся печатать правила, определения, термины, словарные слова.
Пример1.Дискриминант.
Пример2. Квадратное уравнение имеет 2 корня, если дискриминант больше нуля.
Физкультминутку можно провести по типу подвижной игры «Молекулы». Под музыку дети группируются в пары, тройки и т.д.
по значению коэффициентов а, в, с и по дискриминанту.
Заключение.
М.Мотель полагал, что игры детей - вовсе не игры и что правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра, как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задуматься о том, как поддержать у обучаемых интерес к изученному материалу, их активности на протяжении всего урока. Надо позабо...
Активизация познавательной деятельности на уроках математики
В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и определяющей в качестве одного из направлений формирование к...
Активизация познавательной деятельности на уроках математики
из опыта работы...
Активизация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащим...
Активизация познавательной деятельности на уроках географии через применение опорных схем
Данная статья поможет молодым учителям которые только начинают работать с опорными схемами....
Активизация познавательной деятельности на уроках географии через применение опорных схем (презентация)
Для формирования географической культуры школьники должны иметь определенный понятийный аппарат, картографическую грамотность, освоить различные приемы логического мышления: анализ, ...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики через игру. Обобщение опыта работы.
В данном работе я рассмотрела особый вид игр — дидактические игры, особую форму занятий — игровую форму.Из изложенного можно сделать вывод, что дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, ...