Меры разброса
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Методический материал для проведения урока алгебры в 9 классе по УМК Ю.М. Колягина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока | 161.56 КБ |
Презентация к уроку | 191.59 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по алгебре в 9 классе по теме «Меры разброса»
Дата: 17.04.2017
Цели изучения:
Предметные: освоить понятие «размах», «дисперсия» выборки.
Коммуникативные: уметь находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи.
Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата.
Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых рассуждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Личностные: формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности.
- Орг. момент.
- Актуализация.
По данному полигону частот составьте таблицу распределения. Найдите моду, медиану и среднее значение выборки.
X | 1 | 3 | 4 | 5 | 7 |
M | 2 | 1 | 3 | 1 | 4 |
Мо = 7, Ме = 4, Х̅ = (2+3+12+5+28):11= 50/11
- Мотивация и введение нового материала.
Мы научились математически характеризовать совокупность однородных данных.
Прежде всего отметим, что, используя для описания выборки только ту или иную меру центральной тенденции, исследователь рискует сильно ошибиться в своей оценке характера изучаемой совокупности. Например, если изучаемый признак – возраст, то две совокупности людей из 6-ти человек каждая, характеризующиеся следующими значениями возраста, будут иметь одинаковое среднее значение:
10, 10, 10, 50, 50, 50
30, 30, 30, 30, 30, 30.
В то же время совершенно ясно, что практически для любой социологической задачи это будут совсем разные совокупности. И узнать это можно, только как-то оценив степень разброса значений возраста в каждой из них: в первой – разброс большой, во второй – он отсутствует.
Размах выборки (R) – разница между наибольшим и наименьшим значением случайной величины в выборке
(Устно № 353, 354)
Рассмотрим другую задачу. На место токаря претендуют двое рабочих. Кого из них выбрать?
День недели | Дневная выработка первого рабочего | ||
пн | 52 | ||
вт | 54 | ||
ср | 50 | ||
чт | 48 | ||
пт | 46 | ||
ΣХ =
Мо =
Ме =
X̅ =
День недели | Дневная выработка второго рабочего | ||
пн | 61 | ||
вт | 40 | ||
ср | 55 | ||
чт | 50 | ||
пт | 44 | ||
ΣХ =
Мо =
Ме =
X̅ =
Анализ мер центральной тенденции показывает, что по этим данным не выбрать претендента.
Необходимо оценить стабильность производительности труда.
Вычислим отклонение от среднего (заполним в таблице третий столбик)
Отклонение от среднего - разность между рассматриваемым значением случайной величины и средним значением выборки.
Сумма таких значений в данном случае – 0. Поэтому характеристикой стабильности может служить сумма квадратов отклонений от среднего.
Заполняем четвертую колонку (квадраты отклонений).
Получаем, что второй рабочий имеет нестабильную производительность труда.
Если рабочие работают разное количество дней и производят в среднем одинаковое количество деталей, то можно оценить стабильность работы каждого из них с помощью среднего арифметического квадратов отклонений – дисперсии (D).
- Первичное закрепление
День недели | Дневная выработка первого рабочего | Отклонение от среднего | квадрат отклонения от среднего |
Х | Х - Х̅ | (Х – ̅Х)2 | |
пн | 53 | ||
вт | 54 | ||
ср | 49 | ||
чт | 48 | ||
пт | 46 |
Dx =
День недели | Дневная выработка второго рабочего | Отклонение от среднего | квадрат отклонения от среднего |
Y | Y - Y̅ | (Y – Y̅)2 | |
пн | 52 | ||
вт | 46 | ||
ср | 53 | ||
чт | 49 | ||
пт | --- |
Dy =
Вывод: Dx > Dy. Второй рабочий работает стабильнее первого.
(Резерв) № 355 - 358
- Итоги урока: Проговорить еще раз основные термины.
Размах выборки,
отклонение от среднего,
сумма квадратов отклонений,
дисперсия.
- Домашнее задание. № 361, 362.
I вариант
№ 1.
День недели | Дневная выработка первого рабочего(X) | ||
пн | 52 | ||
вт | 54 | ||
ср | 50 | ||
чт | 48 | ||
пт | 46 | ||
ΣХ =
Мо =
Ме =
X̅ =
№ 2.
День недели | Дневная выработка первого рабочего | Отклонение от среднего | квадрат отклонения от среднего |
Х | Х - Х̅ | (Х – ̅Х)2 | |
пн | 53 | ||
вт | 54 | ||
ср | 49 | ||
чт | 48 | ||
пт | 46 |
Dx =
II вариант
№ 1
День недели | Дневная выработка второго рабочего(Y) | ||
пн | 61 | ||
вт | 40 | ||
ср | 55 | ||
чт | 50 | ||
пт | 44 | ||
ΣХ =
Мо =
Ме =
X̅ =
№ 2.
День недели | Дневная выработка второго рабочего | Отклонение от среднего | квадрат отклонения от среднего |
Y | Y - Y̅ | (Y – Y̅)2 | |
пн | 52 | ||
вт | 46 | ||
ср | 53 | ||
чт | 49 | ||
пт | --- |
Dy =
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По данному полигону частот оставьте таблицу распределения. Найдите моду, медиану и среднее значение выборки
Случайная величина - возраст людей (1) 10, 10, 10, 50, 50, 50 (2) 30, 30, 30, 30, 30, 30 Среднее значение – одинаковое, но разброс выборки - большой
Меры разброса Размах выборки ( R ) – разница между наибольшим и наименьшим значением
Задача. На место токаря претендуют двое рабочих. Кого из них выбрать? День недели Дневная выработка первого рабочего пн 52 вт 54 ср 50 чт 48 пт 46 ΣХ = Мо = Ме = X̅ =
Стабильность производительности труда Отклонение от среднего (Х-Х̅) – разность между рассматриваемым значением случайной величины и средним значением выборки (заполняем третий столбик)
День недели Дневная выработка X Отклонение от среднего X - X̅ пн 52 вт 54 ср 50 чт 48 пт 46 Сумма
Характеристика стабильности – сумма квадратов отклонений от среднего (Х-Х̅) ² День недели Дневная выработка X Отклонение от среднего X - X̅ Квадраты отклонений (Х-Х̅)² пн 52 2 вт 54 4 ср 50 0 чт 48 -2 пт 46 -4 Сумма 250 0 Х̅̅ =50
День недели Дневная выработка X Отклонение от среднего X - X̅ Квадраты отклонений (Х-Х̅)² пн 52 2 4 вт 54 4 16 ср 50 0 0 чт 48 -2 4 пт 46 -4 16 Сумма 250 0 40
День недели Дневная выработка Y Отклонение от среднего Y - Y̅̅ Квадраты отклонений ( Y – Y̅)² пн 61 11 121 вт 40 -10 100 ср 55 5 25 чт 50 0 0 пт 44 -6 36 Сумма 250 0 282
Если бы рабочие работали разное количество дней и производили в среднем одинаковое количество деталей Дисперсия ( D x ) – среднее арифметическое суммы квадратов отклонений. Задание № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Да будет мерой чести Ленинград!"
классный час для учащихся 7 - 9 классов с презентацией и музыкальным сопровождением...
конспект урока математики в 2"В" - 3"В" классе-комплекте по теме" Меры времени. Год. Сутки. Час."
Урок с презентацией по закреплению вычислительных навыков и знаний о единицах измерения времени в коррекционном классе-комплекте школы VIII вида....
Проект урока математики в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы"
Проект урока математики в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы"....
Сценарий урока-спектакля " Любовный треугольник «Грушницкий – Мери – Печорин»
Сценарий урока-спектакля по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" можно использовать как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе по предмету. Данная разработка, во-п...
Презентация по физике 10 класс Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура- мера средней кинетической энергии молекул.
Презентация по физике 10 класс по теме "Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура- мера средней кинетической энергии молекул". Учебник Г,Я, Мякишев, Б.Б....
Инструкция о мерах пожарной безопасности Инструкции о мерах пожарной безопасности
Инструкция о мерах пожарной безопасности...
Самостоятельная работа по алгебре для учащихся 9 класса по теме "Меры разброса"
В данном материале содержатся задания для самостоятельной работы учащихся на обобщающем уроке по теме "Меры разброса"....