Логико-дидактический анализ темы "Уравнения с одной переменной", 7 класс.
методическая разработка (7 класс) по теме
Логико-дидактический анализ темы "Уравнения с одной переменной"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логико-дидактический анализ темы "Уравнения с одной переменной" | 41.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа № 7»
ЛОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕМЫ
«УРАВНЕНИЯ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ», 7 КЛАСС,
учебник: Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразовательной организаций. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под редакцией
С.А. Теляковского- М.: Просвещение 2015.
Ушакова Елена Викторовна-учитель математики
1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Логико-дидактический анализ – один из инструментов формирования и развития профессионально значимых умений учителя
- видеть структуру содержания учебного предмета в целом,
- видеть логику построения основных линий и тем школьного курса математики,
- видеть особенности процесса формирования знаний и умений по тем или иным темам с учетом особенностей конкретных обучающихся.
Логико-дидактический анализ темы – последовательность действий, которые условно объединяются в III блока:
- целеполагания;
- логико-математический анализ;
- методический (дидактический) анализ.
Каждому из блоков соответствуют определенные цели и задачи
Логико-дидактический анализ является системообразующим фактором организации изучения обучающимися темы. На основе логико-дидактического анализа
- составляется развернутый тематический план изучения темы,
- определяются цели и задачи уроков,
- отбирается содержание уроков,
- организовывается деятельности обучающихся.
Тема « Уравнения с одной переменной » занимает ведущее место в школьном курсе математики. Тема изучается в 7 классе. Тема рассчитана на 7часов, включает в себя следующие пункты: П.6. Уравнение и его корни. П.7. Линейное уравнение с одной переменной. П.8. Решение задач с помощью уравнений.
Вводятся понятия: уравнение с одной переменной, равносильность уравнений, корень уравнения и его свойства, линейные уравнения с одной переменной, коэффициент при переменной, математическая модель для решения задач;
закладываются представления о решении линейных уравнений с одной переменной, равносильности уравнений, решении задач с помощью уравнений;
рассматриваются случаи, когда уравнение имеет единственный корень, имеет бесконечно много корней, не имеет корней;
формулируются свойства уравнений.
Большое внимание уделяется алгоритму решения уравнений с одной переменной, алгоритму решения задач с помощью уравнений.
Для данного УМК характерно задания для работы в парах, а так же старинные задачи (в отличие от других учебно-методических комплектов).
Ожидаемые результаты в ходе изучения данной темы:
обучающиеся должны знать определения: корня уравнения, равносильных уравнений, линейного уравнения с одной переменной;
названия понятия: равносильные уравнения, линейные уравнения;
правила: решить уравнение, свойства уравнений, алгоритм решения задач с помощью уравнений;
обучающиеся должны иметь представление о решении уравнений, о решении линейных уравнений с одной переменной, решении задач с помощью уравнений;
должны уметь составлять уравнения по условию задачи, решать линейные уравнения с одной переменной, понимать алгоритм решения задач с помощью уравнений, определять содержание и последовательность действий ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое знание от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя для решения данной задачи;
уметь оценивать правильность выполнения действия, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки, выявления сделанных ошибок; высказывать свое предположение;
уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
2. ЛОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ
«УРАВНЕНИЯ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ»
При проведении логико-дидактического анализа выделены особенности структурного построения и методического изложения материала учебника, определено представление задачного материала. На основании данного анализа сделаны выводы.
Результаты логико-дидактического анализа учебного материала представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты логико-дидактического анализа учебного материала
темы «УРАВНЕНИЯ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ»
Учебник/ Компоненты анализа учебника | Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразовательной организаций. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под С.А. Теляковского |
Общая структура | |
характеристика частей | Материал в учебнике по данной теме представлен в первой главе в §3, который в свою очередь состоит из 3 пунктов. Итого, содержание темы представлено в трех пунктах |
структура наименьшей части | Каждый пункт содержит теоретический материал, который позволяет применять проблемный подход в обучении. Знакомство с новым учебным материалом осуществляется через систему учебных заданий. Так же имеются задания для проверки знаний и задания, предназначенные для устной работы. |
Представление задачного материала | |
классификация | Задачный материал разбит по сложности на следующие уровни:
|
представление текста задачи | Задачи представлены как стандартным математическим текстом, так и наглядно-поисковым текстом. |
Другие структурные особенности | |
структурные особенности | При изложении материала используются разный цвет и шрифт, различные значки (материал, который важно знать; текст, который нужно запомнить; начало и (или) окончание решения задачи; начало обоснования утверждения или вывода формулы; задания обязательного уровня, задания повышенного уровня, упражнения для повторения). |
Методические особенности | |
характер изложения | Теоретический материал рассматривается сначала на конкретных примерах, а затем делаются обобщения. Следовательно, материал учебника изложен конкретным индуктивным методом. |
использование цвета, особых выделений главного | Материал, который нужно запомнить, печатается на цветном фоне, а так же другим шрифтом и иногда рядом с материалом имеются знаки условного обозначения. Сведения, на которые надо обратить внимание, также имеют условное обозначение. |
наглядность | Имеются рисунки и чертежи для наглядного представления теоретического и задачного материала. |
повторение | Материал для повторения сформулирован в виде контрольных вопросов и заданий к каждому параграфу. |
Выводы | |
достоинства | В учебнике выделен текст для запоминания. Много таблиц. Задания базового уровня сложности, среднего уровня и повышенного уровня сложности выделены значками. В учебнике к каждой главе есть дополнительные упражнения, а так же исторические сведения и задания для тех, кто хочет знать больше. Включены сведения из курса математики 5-6 класса. |
недостатки | Ответы без комментариев, нет домашних контрольных работ. |
2.1. Анализ дидактической единицы темы
С точки зрения логики: при введении понятий, алгоритмов, свойств
соблюдена логическая последовательность, с которой изложен материал, систематизирован материал, аргументированы выводы, приведены примеры.
2.2. Анализ задачного материала темы
При проведении анализа задачного материала темы определён вид задач и их дидактическая цель. Задачный материал классифицирован по способу задания, характеру требования, способу решения. Результаты анализа представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты анализа задачного материала темы
Вид задач | По способу задания | По характеру требования | По способу решения | По дидактической цели |
На движение № 156, 157, 155 | Текстовый № 65, 71 | На вычисление № 143-162, 113, 117-120, 121-138 | Алгебраический метод | Отработка понятия корня уравнения № 111-120 |
На сравнение № 152, 153, 154, 150 151 | На доказательство № 114, 115, 116 | Формировать представление о решении линейных уравнений с одной переменной № 126-138 | ||
Задачи геометрического содержания № 145 | Развивать умение составлять уравнения по условию задачи. № 143-162 | |||
Нахождение неизвестной величины №143,144, 146 | ||||
Задачи на проценты № 148, 149 | ||||
Старинные задачи № 147, 157 | ||||
Задачи на изменение величин(перекладывание (добавление) из одного места в другое)№ 152, 153, 154, 158, 159, 160, 161, 162 | ||||
Нахождение значения выражения при данной величине № 134-136 | ||||
Является ли число корнем уравнения, нахождение корня № 111, 112, 113, 120, 120-133, 137-138 | ||||
Имеет уравнение корни или нет № 117, 118 |
В результате выполнения анализа задач была проведена их классификация по уровню сложности и виду, на основании которой составлена таблица 3.
Таблица 3
Классификация задач по теме «Уравнения с одной переменной»
Вид /сложность задачи | I уровень сложности | II уровень сложности | III уровень сложности |
Задачи на вычисление, нахождение корня уравнения | № 111-113, 126-130 | № 117,118, 131, 132, 133, 134-136 | № 119,120, 137, 138 |
Задачи на доказательство | № 114,115 | № 116 | |
Замена уравнения равносильным | № 121 | ||
Задачи на сравнение | 3 152, 153 | № 159 | |
Задачи на нахождение неизвестной величины | № 143-145, 146, 147148 | № 149, 150.151, | № 158, 160, 162,163 |
Задачи на движение | № 155 | № 156 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок алгебры в 9 классе"Уравнение с одной переменной"
Урок"Уравнение с одной переменной" проводится при подготовки учащихся к итоговой аттестации в 9 классе. Данный материал содержит пояснительную записку, краткий план урока и презентацию к уроку. Данная...
Урок алгебры в 8 классе. Решение неравенств с одной переменной.
Урок изучения новых знаний с использованием модульной технологии обучения. Учащимся на всех этапах урока и перед каждым заданием ставится цель, даётся задание для достижения этой цели и указывает...
Презентация урока алгебры в 8 классе. Решение неравенств с одной переменной.
Модульный урок изучения новых знаний и первичного закрепления....
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Логико-дидактический анализ содержания темы «Квадратные уравнения»
Логико-дидактический анализ содержания темы "Квадратные уравнения"...
ЛОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕМЫ
ЛОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕМЫ«Десятичные дроби», 6 КЛАСС.Учебник «Математика. Арифметика. Геометрия.6 класс» Е.А.Буминович...
Логико-дидактический анализ темы "Пирамида"
Логико-дидактический анализ темы "Пирамида" асс...