Логико-дидактический анализ темы "Уравнения с одной переменной", 7 класс.
методическая разработка (7 класс) по теме

Ушакова Елена Викторовна

Логико-дидактический анализ темы "Уравнения с одной переменной"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа  № 7»  

        

ЛОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕМЫ

 «УРАВНЕНИЯ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ», 7 КЛАСС,

учебник: Алгебра. 7 класс: учебник  для общеобразовательной  организаций. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под редакцией

С.А. Теляковского- М.: Просвещение 2015.

                                         Ушакова Елена Викторовна-учитель математики

        

1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Логико-дидактический анализ – один из инструментов формирования и развития профессионально значимых умений учителя

  • видеть структуру содержания учебного предмета в целом,
  • видеть логику построения основных линий и тем школьного курса математики,
  • видеть особенности процесса формирования знаний и умений по тем или иным темам с учетом особенностей конкретных обучающихся.

Логико-дидактический анализ темы – последовательность действий, которые условно объединяются в III блока:

  1. целеполагания;
  2. логико-математический анализ;
  3. методический (дидактический) анализ.

Каждому из блоков соответствуют определенные цели и задачи

Логико-дидактический анализ является системообразующим фактором организации изучения обучающимися темы. На основе логико-дидактического анализа

  • составляется развернутый тематический план изучения темы,
  • определяются цели и задачи уроков,
  • отбирается содержание уроков,
  • организовывается деятельности обучающихся.

Тема « Уравнения с одной переменной » занимает ведущее место в школьном курсе математики. Тема изучается в 7 классе. Тема рассчитана на 7часов, включает в себя следующие пункты: П.6. Уравнение и его корни. П.7.  Линейное уравнение с одной переменной. П.8. Решение задач с помощью уравнений.

Вводятся понятия: уравнение с одной переменной, равносильность уравнений, корень уравнения и его свойства, линейные уравнения с одной переменной, коэффициент при переменной, математическая модель для решения задач;    

закладываются представления   о  решении линейных уравнений с одной переменной,  равносильности уравнений, решении   задач   с  помощью  уравнений;

рассматриваются случаи, когда уравнение имеет единственный корень, имеет бесконечно много корней, не имеет корней;

 формулируются свойства уравнений.

Большое внимание уделяется алгоритму решения уравнений  с  одной  переменной, алгоритму решения  задач  с  помощью  уравнений.

Для данного УМК характерно задания для работы в парах, а так же старинные задачи (в отличие от других учебно-методических комплектов).

Ожидаемые  результаты в ходе изучения данной темы:

обучающиеся должны знать определения: корня уравнения, равносильных уравнений, линейного уравнения с одной переменной;

названия понятия: равносильные уравнения, линейные уравнения;

правила:  решить уравнение, свойства уравнений, алгоритм решения задач с помощью уравнений;

обучающиеся должны иметь представление о  решении уравнений, о решении линейных уравнений с одной переменной, решении   задач   с  помощью  уравнений;  

 должны уметь составлять  уравнения  по  условию  задачи,  решать  линейные  уравнения  с  одной  переменной,  понимать  алгоритм  решения  задач  с  помощью  уравнений,  определять  содержание  и  последовательность  действий  ориентироваться  в  своей  системе  знаний,  отличать  новое  знание  от уже  известного  с  помощью  учителя;  добывать  новые  знания;  находить  ответы  на  вопросы,  используя  для  решения  данной  задачи;

уметь  оценивать  правильность  выполнения  действия, планировать  свое  действие  в  соответствии  с  поставленной  задачей;  вносить  необходимые  коррективы   в  действие  после  его  завершения  на  основе  его  оценки,  выявления  сделанных  ошибок;  высказывать  свое  предположение;    

уметь  оформлять  свои  мысли  в  устной  форме;  слушать  и   понимать  речь  других;  находить  ответы  на  вопросы,  используя  учебник,  свой  жизненный  опыт  и  информацию,  полученную  на  уроке.

2. ЛОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ

«УРАВНЕНИЯ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ»

При проведении логико-дидактического анализа выделены особенности структурного построения и методического изложения материала учебника, определено представление задачного материала. На основании данного анализа сделаны выводы.

Результаты логико-дидактического анализа учебного материала представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты логико-дидактического анализа учебного материала

темы «УРАВНЕНИЯ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ»

Учебник/

Компоненты анализа учебника

 Алгебра. 7 класс: учебник  для общеобразовательной  организаций. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под  С.А. Теляковского

Общая структура

характеристика частей

Материал в учебнике по данной теме представлен в первой  главе в §3, который в свою очередь состоит из 3 пунктов.

Итого, содержание темы представлено в трех пунктах

структура наименьшей части

 Каждый пункт содержит теоретический материал, который позволяет применять проблемный подход в обучении. Знакомство с новым учебным материалом осуществляется через систему учебных заданий. Так же имеются задания для проверки знаний и задания, предназначенные для устной работы.

Представление задачного материала

классификация

Задачный материал разбит  по сложности на следующие уровни:

  • учебные задания, выполняя которые вводится новое понятие, правило;
  • упражнения для закрепления нового материала простые и более сложные;
  •  задачи повышенной трудности;
  • задачи-исследования;
  •  задачи для работы в парах;
  • старинные задачи;
  • упражнения для тех, кто хочет знать больше;
  • упражнения для повторения ранее пройденного материала.

представление текста задачи

Задачи представлены как стандартным математическим текстом, так и наглядно-поисковым текстом.

Другие структурные особенности

структурные особенности

При изложении материала используются разный цвет и шрифт, различные значки (материал, который важно знать; текст, который нужно запомнить; начало и (или) окончание решения задачи; начало  обоснования утверждения или вывода формулы;  задания обязательного уровня, задания повышенного уровня, упражнения для повторения).

Методические особенности

характер изложения

Теоретический материал рассматривается сначала на конкретных примерах, а затем делаются обобщения. Следовательно, материал учебника изложен конкретным индуктивным методом.

использование цвета, особых выделений главного

Материал, который нужно запомнить, печатается на цветном фоне,  а так же другим  шрифтом и иногда рядом с материалом имеются знаки условного обозначения.

Сведения, на которые надо обратить внимание, также имеют условное обозначение.

наглядность

Имеются рисунки и чертежи для наглядного представления теоретического и задачного материала.

повторение

Материал для повторения сформулирован в виде контрольных вопросов и заданий к каждому параграфу.

Выводы

достоинства

В учебнике выделен текст для запоминания. Много таблиц. Задания базового уровня сложности, среднего уровня и повышенного уровня сложности выделены значками. В учебнике к каждой главе есть  дополнительные упражнения, а так же  исторические сведения и задания  для тех, кто хочет знать больше. Включены сведения из курса математики 5-6 класса.

недостатки

Ответы без комментариев, нет домашних контрольных работ.

2.1. Анализ дидактической единицы темы

С точки зрения логики: при введении понятий, алгоритмов, свойств

соблюдена логическая последовательность, с которой изложен материал, систематизирован материал, аргументированы выводы, приведены примеры.

2.2. Анализ задачного материала темы

При проведении анализа задачного материала темы определён вид задач и их дидактическая цель. Задачный материал классифицирован по способу задания, характеру требования, способу решения. Результаты анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты анализа задачного материала темы

Вид задач

По способу

задания

По характеру требования

По способу

решения

По дидактической цели

На движение

№ 156, 157, 155

Текстовый

№ 65, 71

На вычисление № 143-162, 113, 117-120, 121-138

Алгебраический метод

Отработка понятия корня уравнения

 № 111-120

На сравнение

№ 152, 153, 154, 150 151

На доказательство

№ 114, 115, 116

Формировать  представление о  решении линейных уравнений

с одной переменной

№ 126-138

Задачи геометрического содержания

 № 145

Развивать  умение 

составлять  уравнения 

по условию  задачи.

№ 143-162

Нахождение неизвестной величины №143,144, 146

Задачи на проценты № 148, 149

Старинные задачи

 № 147, 157

Задачи на изменение  величин(перекладывание (добавление) из одного места в другое)№ 152, 153, 154, 158, 159, 160, 161, 162

Нахождение значения выражения при данной величине

 № 134-136

Является ли число корнем уравнения, нахождение корня

№ 111, 112, 113, 120, 120-133, 137-138

Имеет уравнение корни или нет

№ 117, 118

В результате выполнения анализа задач была проведена их классификация по уровню сложности и виду, на основании которой составлена таблица 3.

Таблица 3

Классификация задач по теме «Уравнения с одной переменной»

Вид /сложность

задачи

I уровень

сложности

II уровень

сложности

III уровень

сложности

Задачи

на вычисление, нахождение корня уравнения

№ 111-113, 126-130

№ 117,118, 131, 132, 133, 134-136

№ 119,120, 137, 138

Задачи на доказательство

№ 114,115

№ 116

Замена уравнения равносильным

№ 121

Задачи

на сравнение

3 152, 153

№ 159

Задачи на нахождение неизвестной

величины

№ 143-145, 146, 147148

№ 149, 150.151,

№ 158, 160, 162,163

Задачи на движение

№ 155

№ 156


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок алгебры в 9 классе"Уравнение с одной переменной"

Урок"Уравнение с одной переменной" проводится при подготовки учащихся к итоговой аттестации в 9 классе. Данный материал содержит пояснительную записку, краткий план урока и презентацию к уроку. Данная...

Урок алгебры в 8 классе. Решение неравенств с одной переменной.

Урок изучения новых знаний с использованием модульной технологии обучения. Учащимся на всех этапах урока и перед каждым заданием ставится цель, даётся задание для достижения этой цели и указывает...

Презентация урока алгебры в 8 классе. Решение неравенств с одной переменной.

Модульный урок изучения новых знаний и первичного закрепления....

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Логико-дидактический анализ содержания темы «Квадратные уравнения»

Логико-дидактический анализ содержания темы "Квадратные уравнения"...

ЛОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕМЫ

ЛОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕМЫ«Десятичные дроби», 6 КЛАСС.Учебник «Математика. Арифметика. Геометрия.6 класс» Е.А.Буминович...

Логико-дидактический анализ темы "Пирамида"

Логико-дидактический анализ темы "Пирамида" асс...