«Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке математики»
статья по алгебре на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Богомолова И.В., учитель математики
ГБОУ СОШ № 258 с изучением физики и химии
Колпинского района
Санкт-Петербурга
«Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке математики»
«Умение расширять, совершенствовать и обновлять
свою эрудицию для использования ее на уроках,
идти в ногу со временем должно стать главным
свойством учителя…»
(А.Б. Перкезе)
В современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто владение большим объемом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование УУД (Универсальных учебных действий). И поэтому главный работник на уроке - это ученик. Учитель же, должен стараться заменять методы «объяснения» нового, построением способов самостоятельного «открытия» новых знаний. Если у ученика сформирована «стратегия поиска ошибок», он сможет разобраться в любой жизненной ситуации, он сможет критично оценить свои действия, самостоятельно расставить приоритеты и определить цели. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Всему этому ученик может научиться на уроке.
В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий". Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Сегодня УУД придается огромное значение. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать на всех уроках. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Для успешного освоения учащимися образовательных программ необходимо сформировать у учащихся следующие виды УУД:
- личностные . Личностные УДД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и я»
В математике: смыслообразование
- Участие в проектах
- Подведение итогов урока
- Творческие задания
- Мысленное воспроизведение ситуации
- Самооценка событий
- регулятивные В математике: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, алгоритмизация действий.
Виды заданий:
регулятивные:
- Преднамеренные ошибки
- Поиск информации в предложенных источниках
- Взаимоконтроль
- «Найди ошибку»
3. познавательные. В математике познавательные общеучебные – моделирование, выбор наиболее эффективного способа решения задач; познавательные логические – анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия .
Виды заданий:
познавательные:
- Упорядочивание
- «Цепочки»
- Составление схем-опор
- Работа с разного вида таблицами
- Составление и распознавание диаграмм
- Поиск лишнего
- коммуникативные
В математике: использование средств языка и речи для получения информации, участия в продуктивном диалоге, самовыражение, монологические высказывания разного типа . Виды заданий:
коммуникативные:
- Составь задание однокласснику
- Оцени работу товарища
- Работа в группах
- «расскажи …», «объясни…», «прокомментируй…» и другое
На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагаю ряд заданий, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится здесь не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного.
Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
В связи с этим организация групповой работы обучающихся является для меня особой педагогической задачей. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.
Применение ИКТ позволяет сделать процесс обучения для детей более увлекательным и интересным. Ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира. Средства ИКТ позволяют учителю применять на уроках интерактивные методы обучения.
Наиболее характерной для уроков математики является проблемная ситуация "с затруднением". В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Проблемная ситуация "с затруднением" возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание:
- невыполнимое вообще на актуальном на начало урока уровне знаний;
- невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания;
- невыполнимое, но сходное с предыдущими.
Новизна современного урока математики заключается в организации индивидуальных и групповых форм работы. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы, работа в парах. При организации работы в парах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в парах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, парная форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала; скажи напарнику, как ты его понял). Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них.
Одним из важных компонентов при формировании УУД является самостоятельная работа. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы.
Самостоятельная работа, включаемая в процесс обучения, это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, по его заданию в специально отведённое для этого время.
Самостоятельная работа включает два этапа: подготовительный и
Умение работать с учебником - одно из важнейших умений учиться. Без овладения умением рационально работать с учебной книгой невозможно осуществление учебного процесса, невозможно полноценное усвоение знаний, так как такие важные структурные компоненты процесса усвоения, как осмысливание и закрепление, осуществляются в процессе работы с учебником. Неумение работать с книгой приводит к тому, что учебный труд становится мучением для ученика.
Работа с дидактическим материалом открывает большие возможности для формирования моторного чувства.
Таким образом, самостоятельная работа учащихся является одной из важнейших технологий развития УУД в рамках современного подхода, основанного на ФГОС.
.
Требования к современному уроку.
1. Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока.
2. Учитель выступает в роли организатора, а не информатора.
3. Обязательная рефлексия учащихся на уроке.
4. Высокая степень речевой активности учащихся.
Урок математики сложен тем, что требует максимальной концентрации внимания и мышления. Этот процесс наряду с физической нагрузкой отнимает много сил и энергии. Поэтому происходит очень быстрая утомляемость и потребность в отдыхе. А отдых – это не что иное как смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке.
“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.
С.И. Гессен.
То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут бытьэтапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ образования в соответствии с ФГОС
Структура технологической карты включает
- название темы;
- цель освоения учебного содержания;
- планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); основные понятия темы;
- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); технологию изучения указанной темы.
Технологическая карта позволяет - увидеть учебный материал целостно и системно,
- проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса,
- гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке,
- согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения;
- осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Создание технологической карты позволяет учителю: - реализовать планируемые результаты ФГОС;
- определить и системно формировать у учащихся УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- освободить время для творчества – использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
- определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
- решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
- соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт;
- обеспечить повышение качества образования.
Преимущества технологической карты:
• использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
• освобождается время для творчества учителя;
• обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
• снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
• обеспечивается повышение качества образования.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
• учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
• используются эффективные методы работы с информацией;
• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
• обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.
Вывод:
Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения математике. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель, которая стоит перед нами, учителя математики, – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательной среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов, таких как информационные и телекоммуникационные технологии, метод реализации проблемного обучения, практических работ, опорных схем или карточек-информаторов, метод анализа и синтеза, метод тестирования, использование различных форм ИКТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики
Сборник статей на заданную тему является результатом реализации муниципального проекта «Совершенствование профессиональной компетентности учителей математики г.Перми в вопросе формирования универсальн...
Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке английского языка.
Предложенная концепция, положенная в основу нового ФГОС, позволяет преодолеть ряд существующих противоречий и стать ориентиром для создания современного образования в России, которое должно удовлетвор...
Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка
Формирование и развитие «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечат учащимся «умение учиться», разовьют их способность к саморазвитию и самосовершенствованию, путем сознательно...
Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке математики.
Методическая разработка "Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке математики."...
Сообщение на тему: "Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроках иностранного языка"
УУД И ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ...
Формирование универсальных учебных действий (УУД) учащихся на уроках математики в условиях пенитенциарной школы
Дайджест выступления учителя математики в ИК-43 Кирсанова С.Г. на методическом семинаре школы, посвящённом обмену практическим опытом в формировании УУД учащихся....
Формирование и развитие универсальных учебных действий у обучающихся на уроке математики
Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Главными задачами сов...