Рабочая программа по математике (алгебре и н. м. а.), 10 класс (к УМК Никольского)
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему
Рабочая программа по математике (алгебре и началам математического анализа) для обучающихся 10 класса к УМК Никольского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_algebra_i_n._m._a._10_nikolskiy.rar | 175.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике (алгебре и началам математического анализа) для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по математике; в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; с учётом примерной программы общеобразовательных учреждений "Алгебра и началам математического анализа. 10 класс", составитель Т.А. Бурмистрова. - М.: «Просвещение», 2009.
Рабочая программа ориентирована на обучающихся 10 класса и конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач и задач из смежных дисциплин.
Изучение курса математики (алгебра и начала математического анализа) в 10 - 12 классах на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений об идеях и методах математики, как универсальном языке науки и средстве моделировании явлений и процессов;
- развитие логического и математического мышления и интуиции, пространственного воображения, алгоритмической культуры, творческих способностей и критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности и для самостоятельной деятельности в области математики и её приложений, в будущей профессиональной деятельности;
- овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для общественного прогресса; отношения к математике как части общечеловеческой культуры.
Общая характеристика учебного предмета
При изучении курса алгебры на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: "Алгебра", "Функции", "Уравнения и неравенства", вводится линия "Начала математического анализа". В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
- систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
- расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
- развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления.
Основные методические особенности курса математики (алгебра и начала математического анализа) заключается в следующем:
- Элементарные функции изучаются элементарными методами (без использования производной).
- Числовая линия и линия преобразований развиваются параллельно с функциональной, не опережая её по времени изучения. Так, например, изучению логарифмической функции предшествует изучение понятия логарифма числа и свойств логарифмов.
- При изложении курса широко используется графические средства наглядности.
- Впервые вводится понятие равносильности уравнений и неравенств, поскольку в этом возникает необходимость.
- Новые математические понятия, когда это возможно, вводятся после рассмотрения прикладных задач, мотивирующих необходимость их появления.
- Система упражнений позволяет организовать уровневую дифференциацию по каждой теме.
- Акцент в преподавание делается на практическое применение приобретённых знаний.
- Основным в курсе математика (алгебра и начала математического анализа) 10 класса является изучение элементарных функций и связанное с ним решение уравнений и неравенств.
В ходе освоения содержания математического образования обучающиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
- выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;
- выполнения расчетов практического характера;
- использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
- самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
- проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики (алгебры и начал математического анализа) в 10 классе следующее:
Ι вариант - 85 ч. (2,5 ч. в неделю, базовый уровень);
ΙΙ вариант - 102 ч. (3 ч. в неделю, базовый уровень);
ΙΙΙ вариант - 136 ч. (4 ч. в неделю, профильный уровень);
IV вариант - 161 ч. (5 ч. в неделю, углубленное изучение).
Для составления рабочей программы по математике (алгебре и началам математического анализа) для 10 класса (базовый уровень) был использован ΙΙ вариант планирования: 3 ч. в неделю, всего 102 часа в год.
По государственной программе на изучение курса математики (алгебра и начала математического анализа) в 10 - 11 классах отводится 204 учебных часа (ΙΙ вариант - 102 ч., 3 ч. в неделю).
Учитывая специфику школы ГОКУ АО «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания» обучение обучающихся продолжается три года (10, 11 и 12 классы) вместо двух лет (10 и 11 классы). Поэтому, по учебному плану образовательного учреждения на изучение курса математики (алгебра и начала математического анализа) в группах очной формы обучения следующее: в 10 классе отводится 105 ч. (3 ч. в неделю); в 11 классе отводится 105 ч. (3 ч. в неделю); в 12 классе 102 ч. (3 ч. в неделю), итого 312 ч. вместо 204 ч., отведенных государственной программой.
Общее количество часов увеличено на 108 ч., что способствует увеличению количества часов на изучение наиболее трудных и значимых тем.
Разделение часов на изучение курса математика (алгебра и начала математического анализа) и математика (геометрия) следующее:
105 часов - математика (алгебра и начала математического анализа), (3 ч. в неделю);
70 часов математика (геометрия), (2 ч. в неделю).
Общее количество часов составляет 175 ч..
В настоящей рабочей программе изменено соотношение часов на изучение тем, исключены темы элементов статистики, так как данные темы рассматриваются в курсе математики (алгебра и начала математического анализа) 12 класса.
Увеличение часов в рамках существующего стандарта положительно сказывается не только на математическом, но и на общем развитии обучающихся.
Математика в ГОКУ АО «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания» в 10 классе изучается на базовом уровне. При этом преподавание предмета «Математика» 10 классе осуществляется в форме последовательных тематических блоков с чередованием материала по алгебре, анализу, дискретной математике и геометрии. В классных журналах для фиксации прохождения программы используется одна страница (наименование предмета «Математика»).
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний обучающихся в старшем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Календарно - тематическое планирование составлено к учебнику для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни С. М. Никольского, М.К. Потапова и др. "Алгебра и начала математического анализа. 10 класс". - М.: «Просвещение», 2015 год и более поздние издания.
Промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в форме: тестов; контрольных, самостоятельных и проверочных работ; математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Всего за курс обучения математика (алгебра и начала математического анализа) в 10 классе проводится 9 контрольных работ. Во всех работах включены задания обязательного минимума обучения.
Также для проверки ЗУН обучающихся используются другие формы контроля, например: индивидуальный и фронтальный опросы или опрос у доски; работа в группах или парах; программированный контроль, проверочная работа и др.
Ведущими методами обучения являются: объяснительно - иллюстративный и репродуктивный, также используется частично - поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно - ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ и др.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».