Внеклассная работа по математике (математические игры)
статья по алгебре (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Трушкова Анна Ивановна

"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности",- В.А. Сухомлинский.

Мы знаем, что успешность развития познавательной активности учащихся среднего звена, когда усложняется теоретическая база математики, заметно снижается. Именно в этот момент очень важно, какую позицию занимает учитель в создании условий внеклассной деятельности учащихся.

В апреле 2016 г.  в составе команды учителей лицея № 144 г. Санкт-Петербурга  на семинаре АППО я поделилась  опытом по организации и проведению  математических игр для учащихся 8-9-10-11 классов. Осенью того же года в 144 лицее Калининского района были проведены Математические игры с Международным участием. В этих играх приняли участие 20 команд города С-Петербурга, г. Полярные Зори, г. Риги. Ответственным организатором игр была Трушкова Анна Ивановна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare_06.04.16.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассная деятельность учащихся 8-9, 10-11 классов в лицее.

Трушкова А.И., учитель математики, ГБОУ лицей №144

(выступление на семинаре в АППО 06.04.16г)                                                    

        Высоко оценивая значение игры, В. А. Сухомлинский писал: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

       Одной из форм, позволяющих расширить интерес к математике, увидеть живой результат применения своих знаний в практических задачах, являются различные интеллектуальные игры – соревнования, такие как математические марафоны, бои, конференции и др. В активной игре ребята познают себя, анализируют ответы сверстников, учатся выступать в роли докладчика и оппонента, дают самооценку своему труду, одним словом соревнуются.

Мы знаем, что успешность развития познавательной активности учащихся среднего звена, когда усложняется теоретическая база математики, заметно снижается. И в этот момент очень важно, какую позицию занимает учитель в создании условий внеклассной деятельности.

         Для нас, педагогов, важно следующее:

  1. Выявление функционально грамотных учеников, способных организаторов коллективного интеллектуального труда; ведь именно они становятся позднее нашими непосредственными помощниками в проведении игр с командами 7-8-9 классов;
  2. Развитие устойчивого интереса к математике, повышение уровня самостоятельного мышления и самоконтроля, повышение качества обучения школьников;
  3. Развитие нетрадиционных форм работы с учащимися в системе внеклассной деятельности;

         Одной из форм внеклассной деятельности учащихся, которую мы организуем в лицее являются Математические чтения.

С прошлого года в лицее организованно проводятся математические чтения для параллели 8 -9 –х классов по заранее предложенной теме, например, “Великие ученые -математики” (2015г), “Системы счисления” (2016г.). Эти темы выбраны не случайно – в 8 классе дети изучают теорему Пифагора, решают квадратные уравнения и знакомятся с теоремой Виета; по информатике знакомятся с двоичной системой счисления. Богатая история математики увлекает детей, развивает их воображение. Суть этой формы внеклассной деятельности заключается в том, что учащиеся самостоятельно изучают

и структурируют материал для выступления по определенной теме, готовят выступление с презентацией для учащихся 7-8 и параллельных классов, составляют и проводят викторину по своему выступлению. В состав жюри входят

учащиеся старших классов, они оценивают выступления и ответы слушателей на вопросы викторин, затем определяют победителей среди групп докладчиков и

слушателей и проводят награждения. Мероприятие организовано так, чтобы прослеживалось взаимодействие между средним и старшим звеном учащихся.

          В процессе подготовки и проведения такой работы происходит не только формирование и развитие универсальных учебных действий, но и приобретение социального опыта наших учеников.

          На протяжении многих лет наш лицей является членом Ассоциации Гимназий Санкт Петербурга. Команды учащихся 8-9 и 10-11 классов регулярно (два раза в год – весной и осенью) принимают участие в городских и международных математических интеллектуальных играх ТОЧКА ОПОРЫ. Мы стараемся не пропустить ни одной игры. Дети ждут математические игры и задолго готовятся к ним.

           Несмотря на то, что состав команд ежегодно меняется, наши ребята занимают   призовые места. Так было в г. Казани, в г. Москве, в г. Полярные Зори и в Санкт Петербурге на городских и международных играх. Это стало возможным при хорошей подготовке и системном проведении математических боев в лицее.

Организация и проведение математических игр в лицее сложна и трудоемка, однако их значимость для ребят трудно переоценить. В чем состоит сложность? Организатору математического боя каждый раз необходимо составлять задания, которые были бы интересны ребятам. Необходимо разработать инструментарий, который позволит сэкономить временные затраты учителя. С этой целью методическое объединение математиков лицея готовит сборник заданий по подготовке обучающихся к математическим играм; в сборнике будут представлены тексты заданий и их решения математических боев, проводимых в лицее.      

             Теперь я расскажу о том, как мы организуем математические бои в лицее, какие задания предлагаем командам. Т.к. городские матем. игры проводятся во второй половине октября, то уже с сентября мы начинаем проводить матбои в каждом 8,9,10 и 11 классах, образуя 4-5 команд. Команды, занявшие 1-2 место в своем классе, выходят на игру в своей параллели, чаще всего в этой игре соревнуются 5 команд. Затем проводим математический бой со смешанными командами.

            Чтобы заинтересовать игрой и привлечь внимание всего класса, необходимо правильно выбрать время проведения игры и ее продолжительность. Это важно с той точки зрения, что именно способные ученики чаще всего заняты во внеурочное время. Время проведения игры –на 7 уроке, длительность игры не более 60 минут.

           Игра состоит из трех раундов:

  1. Разминка (5 минут)
  2. Решение задач (20 минут)
  3. Защита (20-30 минут)

В играх 8-9 классов в качестве помощников ведущему и жюри принимают участие старшеклассники (члены команд городских математических игр)

Бой заканчивается, когда все задачи рассмотрены.

           Этот вид игры является необычным способом привлечения учащихся к решению нестандартных задач, развитию и совершенствованию универсальных учебных действий, а также развитию познавательного интереса к предмету; игра- соревнование увлекает ребят, учит их работать в команде, стремиться достичь результата.

          17 октября 2015г. На базе нашего лицея проходили 13 Городские математические игры, в них принимали участие команды 15 школ города. Теперь каждый год осенью на базе нашего лицея будут проходить Городские математические игры.

          Подводя итог, хочу еще раз подчеркнуть необходимость и важность проведения внеклассной работы с учащимися по предмету для формирования и развития полноценной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике "Математические олимпийские игры"

Данная игра включает в себя оригинальные практические задания и задачи на смекалку, которые помогут содержательно организовать досуг учащихся. Это мероприятие можно проводить для учащихся 5-8 классов....

Внеклассное занятие по математике Математическая викторина для учащихся 7 класса школы 8 вида "Своя игра"

Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели в 7-х классах. В данном учебном материале представлен конспект внеклассного занятия и презентация к нему....

Внеклассная работа по математике.Весёлая математическая Ярмарка.

     Внеклассная работа дополняет обязательную учебную работу по математике и способствует более глубокому усвоению материала. В тоже время внеклассная работа может значите...

Особенности внеклассной работы по математике и ее влияние на развитие математических способностей у учащихся 5-7 классов.

Важнейшими задачами единой трудовой политехнической школы являются подготовка высокообразованных, всесторонне развитых людей, вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями  по каждому предмет...

Внеклассное мероприятие по математике "Математические игры"

Данная презентация может быть использована на внеклассном мероприятии по математике в 9-11 классах.При проведении данного мероприятия необходимо переходить по гиперссылкам, что в свою очередь требует ...

Внеклассное мероприятие по математике "Математические олимпийские игры"

Внеклассное мероприятие по математике "Математические олимпийские игры" расчитано на учащихся   5-8 класса. Ребята не только смогут поучавствовать в увлекательных  математичес...