Титул «об арифметике» св. Исидора Севильского: опыт современного прочтения»
статья по алгебре на тему
Одним из самых долгоживущих учебников являются «Этимологии» св. Исидора Севильского, текст, широко известный в среде историков-медиевистов, но почти забытый в школьной среде. Несмотря на то, что метод Исидора представляется весьма педагогически точным: начала всех наук – грамматики, диалектики, риторики, арифметики, геометрии, музыки и астрономии – Исидор находит в языке, в известном смысле предваряя тезис Л.Витгенштейна о «первичной форме» языка, и таким образом вводит ученика в мир понятий латинского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya2.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Курилова А.А.
Титул «об арифметике» св. Исидора Севильского: опыт современного прочтения
Д.К. Богатырев определяет функцию образования в культуре как репродуктивную [1, с. 54], то есть именно посредством образования культура способна воспроизводится в новых поколениях. Скажем больше, поскольку в ходе трансляции происходит постоянное рецензирование содержательной и ценностной составляющей, поиск «новой классики», когда из культурного прошлого извлекаются новые герои и новые мысли. Достаточно вспомнить, например, какой популярностью стал пользоваться в новейшей истории философии И.Ильин, вначале на уровне цитат, затем, упоминаний и, наконец, воплощенный в популярных телесериалах. Можно поэтому сказать, что образование есть самая «чистая», свободная от примесей форма культуры. В этом кроется ее сила и слабость – в гораздо меньшей степени образвоание позволяет внутреннюю полемику, дискуссию. В этом плане наивысшей формой цензурированной трансляции является, безусловно, школьный учебник. Как бы не пытался творческий и критически мыслящий учитель отойти от диктата учебного пособия, последнее неизбежно одержит верх. Школьный учебник невероятно крепок: несмотря на то, что российское образование вот уже почти полвека живет в состоянии перманентной реформы, прошло через ряд сущностных изменений, переопределивших место ученика и учителя, даже самую логику учебного процесса, учебник с честью выдерживает эти перемены. (Так, например, учебник Е.В.Агибаловой и Г.М.Донского еще в 1961 году получил первую премию на открытом конкурсе учебников по истории, а популярный учебник физики и вовсе был создан А.В.Перышкиным в 1933 г.)
Одним из самых долгоживущих учебников являются «Этимологии» св. Исидора Севильского, текст, широко известный в среде историков-медиевистов, но почти забытый в школьной среде. Несмотря на то, что метод Исидора представляется весьма педагогически точным: начала всех наук – грамматики, диалектики, риторики, арифметики, геометрии, музыки и астрономии – Исидор находит в языке, в известном смысле предваряя тезис Л.Витгенштейна о «первичной форме» языка, и таким образом вводит ученика в мир понятий латинского языка. Конечно, читатель XXI века без труда видит терминологические и фактологические ошибки в тексте «Этимологий», так в титуле «Об арифметике» он говорит о греческом происхождении латинских слов, обозначающих числа unus от ἕνα, duo от δύο, tres от τρία и т.д. до milia (тысяча), которую он производит от др.-греч. μῡριάς, хотя мириада – это десять тысяч.
В конченом счете, числа sub specie aeternitatis отражают совершенство мироздания. Действительно, мы не в состоянии увидеть число как таковое: то, что кисть имеет пять пальцев – наша мысль о кисти, но не ее признак (данное утверждение через половину тысячелетия после св. Исидора породит схоластический спор реалистов и номиналистов). Умение «видеть» числа – это в некотором смысле мистическая практика, и во многих местах Священных Писаний видно, что они явно обладают таинственным значением (mysterium) [III, 4]. Более того, без знания чисел человек равен животному, не знающему значения (ratio) счета.
Одним из важнейших дидактических требований к современному учебнику является доступность, то есть соответствие формы изложения возможностям обучающихся. Однако, логика средневекового образования напрочьт отвергала эту идею. Сама культура средневековья носила элитарный характер, это прослеживается и в закрытости цеховых сообществ, и в изолированности монашеских общин, и, в конечном счете, в описаниях оккультных сект – богомилов и катаров, элементы вероучений были так надежно спрятаны, что остаются загадкой по сей день. Поэтому арифметика «Этимологий» преимущественно посвящена разнообразным классификациям, способным испугать неискушенного в средневековых текстах. Мы не найдем на ее страницах привычных для учебников математики примеров и текстовых задач, но встретимся с подробным перечнем видов четных и нечетных чисел (четно-четных, четно-нечетных, нечетно-четных, нечетно-нечетных), а также разделением нечетных на простые, сложные и средние, а четных в свою очередь – на избыточные, недостаточные и совершенные. Подобным образом св. Исидор классифицирует неравенства и фигурные числа. В то время, как известные уже в поздней античности закономерности, например, неравенство средних, он не упоминает, не по причине незнания – несмотря на многие неточности и даже ошибки св. Исидор был человеком самого широкого образования – но с целью сохранить целостность представляемой им картины мира. Именно такой метод движения от дефиниций к классификации определит стиль мышления деятелей Каролингского возрождения, породит через два столетия гений Эриугены, и найдет наивысшее воплощение в текстах св. Фомы Аквинского. «Этимологии» находят место во многих монастырских книжных каталогах [3, с. 89]
Можно утверждать, что св. Liber Glossarum кон. VIII в. Содержит значительные включения из Исидора, 1053 italian papias Elementariam Doctrine Rudimentum (90 манускриптов) повторяет труд Исидора, создавая схожий этимологический словарь, термины в котором были выстроены в алфавитном порядке, Панормия Осберна Глочестерского, в середине XII в. И liber derivatorum Гугитио, епископа Феррары (200 манускриптов), Вильгельм Брито, парижский преподаватель, пишет свою Сумму, в которой постоянно ссылается на работу св Исидора. Наконец, метод св. Исидора находит продолжатеелей в лице Винсента из Бове, Фомы из Кантимпре. Обращаются к Исидору Бокаччо и Петрарка, Уильям Ленгленд и Чосер [2, 25]
За ним пылают, продолжая круг,
Исидор, Беда и Рикард с ним рядом
Так описывает окружение парящего в небесах св. Фомы Аквинского Данте Алигьери. Естественно, отразились труды Исидора и на широком пласте агиографической литературы. В «Золотой Легенде» Якова Варагинского житие св. Сесилии предваряется этимологическим наблюдением связи имени Cecilia и caelum – небо.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурлака Д.К. Мышление и Откровение. Систематическое введение в христианскую метафизику. СПб.: Издательство РХГА, 2007
2. The Etymologies of Isidore of Seville / Tr. by Stephen A. Barney, W. J. Lewis, J. A. Beach, Oliver Berghof. — Cambridge: Cambridge University Press, 2006.
3. Ефимов А.С. Проблемные аспекты изучения агиографии в общеобразовательной школе // Психология, социология и педагогика. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/01/2728 (дата обращения: 01.10.2018).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Так говорил Эзоп..." (Опыт типологического прочтения басни в школе)
В статье предлагается изучение басни Эзопа в средней школе с использованием типологического подхода. Методика рассмотрения эзоповской басни вписана в общую систему работы по формированию у школников п...
Теория разделения властей в государстве: история, опыт, современность. на уроках обществознания в 8-11 классах.
Теория разделения властей – одна из самых актуальных и дискуссионных тем в обществоведческих науках. Эта тема волновала умы человечества с древних времён. Акту...
Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"
Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень отличное от других классиков русской литературы от...
Современное прочтение творчества Ч.Т.Айтматова
Данная работа представляет собой современное прочтение наиболее известных произведений Чингиза Айтматова...
Современное прочтение пьесы Горького "На дне"
Проблематика пьесы...
"Белые ночи" Ф. М. Достоевского. Опыт аналитического прочтения произведения.
На уроке десятиклассники будут размышлять над страницами "Белых ночей", постараются понять, какое место занимает это произведение в контексте всего творчества писателя - мыслителя....
"Преступление и наказание" к проблеме современного прочтения
В данном докладе рассматривается проблема современного прочтения самого знаменитого произведения Ф.Достоевского "Преступленгие и наказание"....