Некоторые способы решения квадратных уравнений
статья по алгебре (8 класс) на тему
Квадратные уравнения настолько часто и в самом разнообразном виде встречаются в школьном курсе алгебры, что их решение можно назвать апогеем школьной алгебры. Основным способом решения полных квадратных уравнений считается метод выделения полного квадрата. Однако в некоторых случаях этот метод приводит к громоздким вычислениям. Предложенные способы решения позволяют избавиться от этой проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekotorye_sposoby_resheniya_kvadratnyh_uravneniy_statya.docx | 47.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 401
КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СТАТЬЯ
«Некоторые способы решения квадратных уравнений»
учитель математики
Власов Андрей Алексеевич
Санкт-Петербург
Колпино
2018
Оглавление
Оглавление 1
Введение. 2
Методы решения квадратного уравнения, изучаемые в школьном курсе математики. 3
Способы решения квадратного уравнения, упрощающие вычисления. 4
Выводы. 5
Список использованной литературы.5
Приложения.6
Введение.
В курсе алгебры 8 класса изучаются квадратные уравнения и способы их решения. [2] Квадратные уравнения встречаются например при решении задач по физике [4]. Квадратные уравнения являются обязательной составляющей ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому изучение различных способов решения квадратных уравнений является актуальным для школьников 8-11 классов.
Проблемой при решении квадратных уравнений является то, что при решении уравнений, имеющих дискриминант, корень из которого неочевиден, например задача приложения 1, либо вычисления слишком трудоемки. Воспользовавшись приемами извлечения квадратного корня, изложенными в работе [3], можно решить такое уравнение. Однако существуют некоторые преобразования, позволяющие избежать появления дискриминанта с неочевидным корнем и относительно сложных вычислений. В данной работе будут рассмотрены такие преобразования.
Цель:
Повторить пройденные и изучить новые методы решения квадратного уравнения.
Задачи:
- Ознакомиться с литературой по изучаемому вопросу.
- Описать методы решения квадратного уравнения и дать их математическое обоснование.
- Предложить методы для практического применения при решении школьных задач.
Методы решения квадратного уравнения, изучаемые в школьном курсе математики.
Анализ учебной литературы показал, что в учебнике «Алгебра. 8 класс.» авторы Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. [1] в качестве основного метода решения квадратного уравнения предлагается метод выделения полного квадрата. Следующим предлагаемым методом решения является формула для уравнения с четным вторым коэффициентом. Данный метод удобен в случае приведенного квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом. Также изучается теорема Виета. Дополнительно для изучения предлагаются графические методы.
Способы решения квадратного уравнения, упрощающие вычисления.
Как решить уравнение 23x2-57x+34=0, не прибегая к громоздким вычислениям? Можно заметить, что 23-57+34=0. Это означает, что один из корней 1, а второй . Сформулируем правило: если в квадратном уравнении ax2 + bx + c = 0 a+c+b=0, то x1= 1 , x2= . Для приведенного уравнения: если 1+p+q=0, то x1=1 , x2=q
Аналогично формулируется и второе правило: если a+c=b, то x1= - 1 , x2= - Для приведенного уравнения: если 1+q=q, то x1= - 1 , x2= - q
Для приведенных уравнений справедливы и следующие правила: если q<0 и p=±1, то |x1|-| x2|=1 (например, для уравнения x2-x-42=0, x1= -6, x2= 7) Если q<0 и p=±2, то модули корней отличаются на два (например для уравнения x2-2x-15=0 x1= -3, x2= 5)
Считается, что приведенное квадратное уравнение имеет более «правильный» вид. Однако, приведя не первый, а второй коэффициент к единице, получаем вычисления, производимые устно, например:
x2-49x-2940=0
x2-x-60=0
D=1+4∙60=1+==
x1====84
x2====-35
Для сравнения приводим решение с коэффициентами без преобразования:
D=492- 4∙ (-2940) = 2401 + 11760 = 14161
x1= = = 84
x2= = = - 35
Применим данный способ к решению уравнения, образовавшегося при решении задачи 99597 приложения:
7x2-235x+1500=0
x2-x+=0
D=1- 4∙ = 1 -4∙ ∙ = == ( )2
x1= = = 25
x2= = =
Выводы.
В работе предложены способы решения квадратного уравнения, упрощающие вычисления, а именно: правило нахождения корней, один из которых равен 1 или -1, приведение к единице второго коэффициента квадратного уравнения. Дальнейшие вычисления дискриминанта и корней следует производить, используя обыкновенные дроби. Решения без предварительной подготовки уравнений требуют вычислений, приводящих к повышенной утомляемости и затратам времени, что становится критичным в условиях экзамена.
Список использованной литературы.
Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. огранизаций /Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. – М.Просвещение. 2013.- 287с. | |
Макарычев, Ю.Н. Примерная программа общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы к учебному комплексу для 7-9 классов / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. | |
Власов А.А. Приемы извлечения квадратного корня/ Каталог курсов, вебинаров, тестов проекта «Инфоурок» [Электронный ресурс] - режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-priemi-izvlecheniya-kvadratnogo-kornya-1735976.html – Загр. с экрана. | |
Власов А.А. Квадратные уравнения в задачах по физике/ Каталог курсов, вебинаров, тестов проекта «Инфоурок» [Электронный ресурс] - режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-k-integrirovannomu-uroku-po-matematike-i-fizike-na-temu-kvadratnie-uravleniya-v-zadachah-po-fizike-1304366.html – Загр. с экрана. |
Приложения.
Задача №22 вариант 1701.
Из А в В одновременно выехали два автомобилиста. Первый проехал
с постоянной скоростью весь путь. Второй проехал первую половину пути
со скоростью 70 км/ч, а вторую половину пути проехал со скоростью, большей скорости первого на 21 км/ч, в результате чего прибыл в В одновременно с первым автомобилистом. Найдите скорость первого автомобилиста.
Решение приводит к квадратному уравнению:
x2-49x-2940=0,
имеющее дискриминант 14161.
Задание 11 № 99597
Первый велосипедист выехал из поселка по шоссе со скоростью 15 км/ч. Через час после него со скоростью 10 км/ч из того же поселка в том же направлении выехал второй велосипедист, а еще через час после этого – третий. Найдите скорость третьего велосипедиста, если сначала он догнал второго, а через 2 часа 20 минут после этого догнал первого. Ответ дайте в км/ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры "Способы решения квадратных уравнений" 8 класс
Урок – обобщения и систематизации знаний, на котором школьники сами находят способы решения квадратного уравнения, изучаемых на уроках алгебры в разное учебное время; обсуждают их решение, учатся крит...
Урок алгебры в 8 классе. Рациональные способы решения квадратных уравнений
В ходе урока учащиеся знакомятся с нестандартными (не входящими в программу) способами решения квадратных уравнений. Путем проб учащиеся приходят к выводу, что эти способы являются во многих случаях р...
способы решения квадратных уравнений
Из практики учителя математики МБОУ СОШ №20 Рудых Т.С., 2012г.Методы решения квадратных уравнений.1. Преимущества метода.Существует много способов решения ква...
способы решения квадратных уравнений
Из практики учителя математики МБОУ СОШ №20 Рудых Т.С., 2012г.Методы решения квадратных уравнений.1. Преимущества метода.Существует много способов решения квадратны...
10 способов решения квадратных уравнений
Данная презентация составлена ученицей 8 класса , как конкурсная работа на школьную научно-практическую конференцию...
Решение задач по теме «Графические способы решения квадратных уравнений»
Цель урока: закрепить графический способ решения квадратных уравнений при решении задач практического содержания, формировать умения строить математические модели, совершенствование навыков пост...
Буклет "Способы решения квадратных уравнений и уравнений, приводимых к ним"
Буклет в виде памятки по решению распространненных видов квадратных уранений (полных и неполных), а ткаже уравнений, приводимых к квадратным....