За страницами учебника математики - внеурочная деятельность в 8 классе (программа).
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему
Внеурочная деятельность по математике «За страницами учебника математики» направлена на помощь учащимся для коррекции знаний и для отработки практических навыков.
В основе построения внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики» лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемая внеурочная деятельность по математике позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
za_stranitsami.docx | 35.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Семикаракорский район г. Семикаракорск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 им. А.А. Араканцева
г. Семикаракорска»
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №2
Приказ от__________ №____
______________ Н.И.Гердт
Рабочая программа
по курсу: Внеурочная деятельность .
Направление: Общеинтеллектуальное
Название: «За страницами учебника математики»
Уровень образования: основное общее образование, 8 А класс.
Количество часов: 68 часов.
Учитель: Екатерина Николаевна Сотникова.
Квалификационная категория: первая.
2017 год.
Пояснительная записка
«За страницами учебника математики» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе
- нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ.
- Областной закон «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 г. № 26-ЗС.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).
- Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС основного общего образования (письмо Минобрнауки России от 7 августа 2015 г. № 08-1228).
Данный курс рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю) . В связи с тем, что 2 урока выпадают на праздничные дни(8.03, 1,05) программу планируется выполнить за счет уплотнения материала повторения, уроки за 2.05 и 9.05 будут пройдены 18.04 и 16.05 соответственно. Программа будет пройдена за 68 часов.
Внеурочная деятельность по математике «За страницами учебника математики» направлена на достижение следующих целей:
- в направлении личностного развития:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Внеурочная деятельность по математике «За страницами учебника математики» направлена на помощь учащимся для коррекции знаний и для отработки практических навыков.
В основе построения внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики» лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемая внеурочная деятельность по математике позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные:
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
- представляет историко-географический образ, включая представление о территории и границах России; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края;
- образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
- знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина;
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация;
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
- готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
- готовность к выбору профильного образования.
Восьмиклассник получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика.8» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные:
Восьмиклассник научится:
- самостоятельно контролировать своё время и планировать управление им
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение
- выдвигать способы решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия
- оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия
Восьмиклассник получит возможность:
- определять цели, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- предполагать развитие будущих событий и развития процесса.
Коммуникативные:
Восьмиклассник научится:
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- основам коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Восьмиклассник получит возможность:
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные:
Восьмиклассник научится:
- выполнять задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации)
- проводить доказательные рассуждения;
- самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера;
- синтез как основа составления целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов;
- использование приёмов конкретизации, абстрагирования, варьирования, аналогии , постановки аналитических вопросов для решения задач.
- умение понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации
- владеть смысловым чтением текстов различных жанров: извлечение информации в соответствии с целью чтения;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий;
- анализировать объект с выделением существенных и несущественных признаков;
- выбирать основания и критерии для сравнения, классификации, сериации объектов;
- осуществлять подведение под понятие, выведение следствий;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- проводить доказательные рассуждения;
- проводить синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов.
Восьмиклассник получит возможность:
- комбинировать известные алгоритмы решения математических задач, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- исследование практических ситуаций, выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на практике;
- использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предложений; описание результатов этих работ;
- самостоятельное выполнение творческих работ, осуществляя исследовательские и проектные действия, создание продукта исследовательской и проектной деятельности.
Предметные:
Восьмиклассник научится (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
Уметь выполнять вычисления и преобразования
-выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические действия с рациональными числами, сравнивать действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями; вычислять значения числовых выражений; переходить от одной формы записи чисел к другой;
Уметь строить и читать графики функций
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять прикидку результата вычислений, оценку числовых выражений;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции, решать обратную задачу;
- определять свойства функции по её графику;
- строить графики изученных функций, описывать их свойства.
Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами
- решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);
- распознавать геометрические фигуры на плоскости, различать их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры;
- выполнять чертежи по условию задачи.
Уметь работать со статистической информацией, находить частоту и вероятность случайного события
- извлекать статистическую информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
- решать комбинаторные задачи путем организованного перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
- вычислять средние значения результатов измерений;
- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
- находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели
- решать несложные практические расчётные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах; интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот. Осуществлять практические расчёты по формулам, составлять несложные формулы, выражающие зависимости между величинами;
- описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением
геометрических величин;
- анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках;
- решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и
исследовать модели реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики.
Содержание курса
Числа и вычисления. (3ч)
Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа. Действительные числа.
Алгебраические выражения. (6ч)
Буквенные выражения. Многочлены. Алгебраические дроби. Преобразование рациональных выражений.
Линейные уравнения. Неравенства. (7ч)
Линейные уравнения с одной переменной. Рациональные уравнения. Решение систем линейных уравнений. Линейные неравенства с одной переменной. Решение систем неравенств.
Графики и функции (4ч)
Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. Чтение графиков функций. Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы. Функция, описывающая прямую пропорциональную зависимость, её график. Линейная функция, её график, геометрический смысл коэффициентов.
Геометрические фигуры и их свойства. (14ч)
Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника; точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан, высот или их продолжений. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника
Длина отрезка, длина ломаной, периметр многоугольника. Расстояние от точки до прямой. Длина окружности. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности. Площадь и её свойства. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма. Площадь трапеции. Площадь треугольника. Площадь круга, площадь сектора. Формулы объёма прямоугольного параллелепипеда, куба, шар.
Практико-ориентированные задачи. (15ч)
Решение текстовых задач. Представление зависимостей между величинами в виде формул. Прикладные задачи геометрии. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Вероятность. Решение комбинаторных задач: перебор вариантов. Решение комбинаторных задач: комбинаторное правило умножения.
Занимательные задачи. (21ч)
Календарно тематическое планирование
№ | Дата | Наименование раздела. Тема урока | Форма проведения | |
план | факт | |||
Числа и вычисления | ||||
1 | 6.09 | Натуральные числа | Мини-лекция | |
2 | 6.09 | Запись цифр и чисел у других народов. | Групповая работа | |
3 | 13.09 | Рациональные числа. | Мини-лекция | |
4 | 13.09 | Действительные числа | урок-практикум | |
Алгебраические выражения | ||||
5 | 20.09 | Буквенные выражения | ||
6 | 20.09 | Числа - великаны и числа- малютки | Групповая работа | |
7 | 27.09 | Многочлены | ||
8 | 27.09 | Интересные приёмы устных вычислений. | Групповая работа | |
9 | 4.10 | Алгебраические дроби | ||
10 | 4.10 | Интересные приёмы устных вычислений. | Групповая работа | |
11 | 11.10 | Алгебраические дроби | ||
12 | 11.10 | Магические квадраты. | Групповая работа | |
13 | 18.10 | Преобразование рациональных выражений | ||
14 | 18.10 | Преобразование рациональных выражений | ||
Линейные уравнения. Неравенства. | ||||
15 | 25.10 | Линейные уравнения с одной переменной | ||
16 | 25.10 | Математические фокусы. | Групповая работа | |
17 | 8.11 | Рациональные уравнения | ||
18 | 8.11 | Математические фокусы. | Групповая работа | |
19 | 15.11 | Решение систем линейных уравнений | ||
20 | 15.11 | Математические ребусы. | Групповая работа | |
21 | 22.11 | Линейные неравенства с одной переменной | Мини-лекция | |
22 | 22.11 | Линейные неравенства с одной переменной | ||
23 | 29.11 | Решение систем неравенств | ||
24 | 29.11 | Решение систем неравенств | ||
Графики и функции | ||||
25 | 6.12 | Функция. Область определения функции. | Мини-лекция | |
26 | 6.12 | Способы задания функции. Чтение графиков функций. | ||
27 | 13.12 | Функция, описывающая прямую пропорциональную зависимость, её график. | ||
28 | 13.12 | Софизмы. | Групповая работа | |
29 | 20.12 | Линейная функция, её график, геометрический смысл коэффициентов. | Мини-лекция ФО | |
30 | 20.12 | Софизмы. | Групповая работа | |
Модуль «Геометрия» Геометрические фигуры и их свойства. | ||||
31 | 27.12 | Высота, медиана, биссектриса. Средняя линия треугольника | ФО | |
32 | 27.12 | Задачи – шутки | Групповая работа | |
33 | 10.01 | Равнобедренный и равносторонний треугольники. Свойства и признаки равнобедренного треугольника | Тест | |
34 | 10.01 | Задачи – шутки | Групповая работа | |
35 | 17.01 | Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора | Тест | |
36 | 17.01 | Старинные задачи | Групповая работа | |
37 | 24.01 | Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора | ||
38 | 24.01 | Геометрические головоломки | Групповая работа | |
39 | 31.01 | Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. | Работа в парах | |
40 | 31.01 | Геометрические головоломки | Групповая работа | |
41 | 7.02 | Длина отрезка, длина ломаной, периметр многоугольника. Расстояние от точки до прямой. Длина окружности | Тест | |
42 | 7.02 | Задачи на разрезания. | Практикум | |
43 | 14.02 | Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности. | Работа в парах | |
44 | 14.02 | Задачи на разрезания.. | Практикум | |
45 | 21.02 | Площадь прямоугольника, параллелограмма, трапеции, треугольника. | Работа в парах | |
46 | 21.02 | Геометрия в пространстве. | Мини- лекция | |
47 | 28.02 | Площадь прямоугольника, параллелограмма, трапеции, треугольника. | ||
48 | 28.02 | Площадь круга, сектора | Мини-лекция | |
49 | 7.03 | Площадь круга, сектора | ||
50 | 7.03 | Формулы объёма прямоугольного параллелепипеда, куба, шар | Мини-лекция | |
51 | 14.03 | Формулы объёма прямоугольного параллелепипеда, куба, шар | Групповая работа | |
52 | 14.03 | Геометрия в пространстве. | Групповая работа | |
Модуль «Реальная математика» Практико-ориентированные задачи . | ||||
53 | 21.03 | Решение текстовых задач | Работа в парах | |
54 | 21.03 | Решение текстовых задач | Работа в парах | |
55 | 4.04 | Решение текстовых задач | Работа в парах | |
56 | 4.04 | Представление зависимостей между величинами в виде формул | Мини-лекция | |
57 | 11.04 | Представление зависимостей между величинами в виде формул | Работа в парах | |
58 | 11.04 | Задачи на переливания. | Практикум. | |
59 | 18.04 | Прикладные задачи геометрии | Мини-лекция | |
60 | 18.04 | Прикладные задачи геометрии | Работа в парах | |
60 | Прикладные задачи геометрии | Работа в парах | ||
61 | 25.04 | Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков | Мини-лекция | |
62 | 25.04 | Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков | Групповая работа | |
63 | 16.05 | Вероятность | Мини-лекция | |
63 | Вероятность | Работа в парах. | ||
64 | 16.05 | Решение комбинаторных задач: перебор вариантов | Мини-лекция | |
65 | 23.05 | Решение комбинаторных задач: перебор вариантов | Работа в парах. | |
66 | 23.05 | Дележи в затруднительных обстоятельствах.. | Групповая работа | |
67 | 30.05 | Дележи в затруднительных обстоятельствах.. | Групповая работа | |
68 | 30.05 | Решение комбинаторных задач: комбинаторное правило умножения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультатива «За страницами учебника математики» для учащихся 5 класса
Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 к...
Лицейский курс "За страницами учебника математики" для учащихся 5 класса.
Для жизни в современном обществе актуальным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Курс "За страницами учебника математики" разработан для уч...
Программа спецкурса "За страницами учебника математики" для 5-6 классов автор Шишигина Ю.В.
Программа спецкурса "За страницами математики " для 5-6 классов...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» (10-11 класс)
Предлагаемая программа «За страницами учебника математики» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким ка...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики», 8 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики» для 8 класса составлена, как продолжение работы по внеурочной деятельности с 5-9 классы. П...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 5 классе "За страницами учебника математики"
Программа «За страницами учебника математики» позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир математики. Это имеет большое значение для формирования подлинн...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике "За страницами учебника математики"
Являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обучение более успешным, включить учащихся в активную познавательную деятельность, способствует формированию УУД. Прог...