Конспект урока "Формулы приведения" (урок 1)
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
Урок изучения нового материала, на котором учащиеся выводят формулы приведения, учатся применять их для преобразования тригонометрических выражений, закрепляют ранее изученный материал,объясняют и иллюстрируют на окружности знаки тригонометрических функций, свойства вращательного движения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формулы приведения 10 класс (урок1) | 485 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №183 Центрального района Санкт-Петербурга
Конспект урока
по алгебре и началам анализа
для 10 класса
на тему:
«Формулы приведения»
(Урок первый)
Исполнитель:
Учитель математики
Шарко Тамара Валентиновна
Санкт - Петербург
2015 год
I. Тип урока: Изучение нового материала
II. Цели и задачи урока:
Обучающие
- Продолжить овладение системой математических знаний и умений, необходимых для продолжения образования;
- повторить свойства тригонометрических функций, свойства вращательного движения;
- продемонстрировать с помощью визуального дидактического материала основные этапы получения (вывода) формул приведения, опираясь на симметрию вращательного движения;
- «открыть» мнемоническое правило для запоминания формул приведения;
- показать возможность применения формул для упрощения тригонометрических выражений;
Развивающие
- Расширять кругозор и познавательный интерес учащихся;
- создать ситуацию, при которой каждый из учащихся приобщился бы к активной познавательной деятельности;
Воспитательные
- Формировать интерес к изучению математики и смежных дисциплин на материале темы урока;
- Воспитывать культуру математической речи.
III. Примененные технологии урока:
- Информационно-коммуникативные технологии
- Технология гуманитаризации
- Здоровьесберегающие технологии
IV. Оборудование:
- Учебник: Алгебра и начала математического анализа 10-11.Учебник для образовательных учреждений базовый уровень/ Ш.А. Алимов, Ю.М.Колягин и др.- М.: Просвещение, 2014 .
- Персональный компьютер;
- Мультимедийный проектор; экран;
- Стенды, оформленные по теме урока.
V. Программное обеспечение: MS Office Power Point
VI. План урока:
№ | Вид работы | Время, затраченное на выполнение (мин) |
1 | Организационный момент | 2 |
2 | Повторение и обобщение изученного материала | 3 |
3 | Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. Изложение нового материала | 15 |
4 | Тренинг по формулам приведения. Отработка мнемонического правила. | 10 |
5 | Закрепление нового материала | 10 |
6 | Подведение итогов урока | 3 |
7 | Запись домашнего задания | 1 |
8 | Рефлексия | 1 |
VII. Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие, сообщение учащимся темы и цели урока.
2. Повторение и обобщение изученного материала.
Повторение изученного ранее (синус, косинус, тангенс и котангенс углов α и – α; таблицу значений тригонометрических функций; знаки тригонометрических функций; поворот точки вокруг начала координат)
1. Пусть значение α мало и положительно (0˂α˂π/2)
а) Определите, в какой четверти лежит угол?
1) 3π/2 – α III
2) π – α II
3) 2π – α IV
4) 2π + α I
5) π + α III
Повторить!
Чтобы определить положение точки на окружности, необходимо знать:
- угол поворота;
- направление движения.
В качестве положительного направления движения выбирают движение против часовой стрелки.
б) Определите знак данного значения функции:
1) sin (π – α) +
2) cos (3π/2 – α) -
3) tg (2π – α) -
4) ctg (2π + α) +
5) cos (π + α) -
Информационная схема
Информационная схема 1.
Устно
Информационная схема
α | 0 | π/6 | π/4 | π/3 | π/2 | |
sinα | 0 | 1/2 | √2/2 | √3/2 | 1 | cosα |
π/2 | π/3 | π/4 | π/6 | 0 | α |
2. Вычислите
а) cos (-600) 0,5
б) sin (-450) - √2/2
в) ctg ( -π/4) -1
г) cos 1350 - √2/2
3. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. Изложение нового материала.
Устное решение задач на нахождение значений тригонометрических функций. В трех случаях учащиеся могут выполнить поставленную задачу, применяя различные знания и способы решений. В четвертой задаче учащиеся сталкиваются с проблемной ситуацией, которая указывает на необходимость получения новых математических знаний.
Учитель сообщает о том, что новый факт, который поможет справиться с задачей – это и есть формулы приведения.
III. Изложение нового материала.
Тема урока: «Формулы приведения»
Определение: Формулами приведения называются соотношения, с помощью которых значения тригонометрических функций аргументов π/2 ±α; π ±α;
3π/2±α; 2π ±α
выражаются через значения sin α, cos α, tg α, ctg α.
Цели урока на уровне ученика:
- наблюдая свойства вращательного движения точки по окружности, «открыть» (получить) формулы приведения;
- «открыть» правило для их запоминания;
- учиться применять формулы приведения для упрощения тригонометрических выражений.
Когда мы находим значения тригонометрических функций с помощью единичной окружности, мы используем уже известные табличные значения.
Обратим внимание, что таблица значений тригонометрических функций составлена для углов от 0° до 90°. Это объясняется тем, что значения тригонометрических функций для остальных углов сводятся к значениям тригонометрических функций для острых углов. А формулы, которые позволяют сделать это, называются формулами приведения.
Формулы приведения
Формулы приведения необходимы для того, чтобы привести вычисления значений тригонометрических функций для любого аргумента к вычислению тригонометрический функций для аргумента [0; π/2]
Формулы приведения основаны на симметрии вращательного движения (см информационная схема «Свойства вращательного движения»)
1. Докажем, что для любого α
sin (α+2 πk) = sin α, cos (α+2 πk) = cos α , где к принадлежит множеству целых чисел
Информационная схема (свойство 1)
Это свойство выражает периодичность вращательного движения.
Так как точка Pt совпадает на окружности с точкой Pt+2πκ , то их абсциссы и ординаты равны, поэтому равны значения.
sin (t+2 πk) = sin t,
cos (t+2 πk) = cos t
2. Запишем в координатной форме свойство 3 вращательного движения.
Абсцисса точки Pt+π cos (t+π)
Абсцисса точки Pt cos t
Так как точки диаметрально противоположны, их абсциссы отличаются только знаком (противоположные числа).
cos (t+π)= - cos t
Ординаты диаметрально противоположных точек тоже являются противоположными числами, поэтому sin (t+π) = - sin t.
3. Запишем в координатной форме свойство 5 вращательного движения.
Так как точки Pt и P-t+π симметричны относительно оси ординат, то их ординаты равны, то есть sin (- t+π) = sin (π- t) = sin t, а абсциссы – противоположные числа cos (- t+π) = cos (π- t) = - cos t
4. Ранее были получены следующие формулы
sin (π/2 – t) = cos t
cos (π/2 – t) = sin t
Формулы приведения для тангенса и котангенса получаются как следствие полученных формул для синуса и косинуса.
tg (t+2 πk) = tg t , ctg (t+2 πk) = ctg t
Формул приведения много, а точнее 32. И все формулы надо знать. К счастью существует простое мнемоническое правило, позволяющее быстро воспроизвести любую формулу приведения. Правда для этого надо хорошо знать основы тригонометрии – единичную окружность и способы работы с ней.
Задание для учащихся: внимательно просмотрите формулы приведения и заметьте сходство и различия в них.
- Каждая формула связывает между собой либо синус с косинусом, либо тангенс с котангенсом. Причём, первая функция либо меняется на вторую, либо нет.
В левой части формулы аргумент представляет собой сумму или разность одного из «основных координатных углов»: π/2 ; π ; 3π/2; 2π и острого угла α, а в правой части аргумент α.
- В правой части знак перед функцией либо «плюс», либо «минус».
Мнемоническое правило (мнемоника – искусство запоминания).
Достаточно задать себе два вопроса:
1. Меняется ли функция на кофункцию?
Ответ: Если в формуле присутствуют углы π/2 или 3π/2 - это углы вертикальной оси, киваем головой по вертикали и сами себе отвечаем: «Да», если же присутствуют углы горизонтальной оси π или 2π, то киваем головой по горизонтали и получаем ответ: «Нет».
2. Какой знак надо поставить в правой части формулы?
Ответ: Знак определяем по левой части. Смотрим, в какую четверть попадает угол, и вспоминаем, какой знак в этой четверти имеет функция, стоящая в левой части.
Для применения формул приведения необходимо помнить правило:
Название функции не меняется, если к аргументу левой части добавляется – π или + π, меняется, если добавляются числа ± π/2 или ± 3π/2.
Знак в правой части определяется знаком левой при 0˂ t ˂π/2.
IV. Тренинг по формулам приведения. Отработка мнемонического правила.
Упростите выражение
- cos (π/2 – α) = sin α
- sin (π + α) = - sin α
- ctg (3π/2 – α) = tg α
- tg (3π/2 + α) = - ctg α
- sin (2π – α) = - sin α
V. Тест “Формулы приведения»
Упростите выражение для угла α
Вариант -1 | cos α | ctg α | - tg α | - ctg α | - cos α |
cos (2π – α) | + | ||||
sin (π/2 – α) | + | ||||
tg (3π/2 – α) | + | ||||
tg (1800 – α) | + | ||||
ctg (3600 - α) | + | ||||
sin (2700 - α) | + |
Вариант -2 | ctg α | sin α | - ctg α | - sin α | - cos α |
cos (3π/2 + α) | + | ||||
ctg (π + α) | + | ||||
sin (2π + α) | + | ||||
sin (1800 + α) | + | ||||
cos (900 - α) | + | ||||
tg (2700 + α) | + |
VI. Найдите ошибку
1) sin (3π/2 + α) = - sin α 1) sin (3π/2 + α) = - cos α
2) tg (π + α) = - tgα 2) tg (π + α) = tgα
3) cos (π/3 + α) = sin α 3) cos (π/3 + α) = нет формулы приведения, так как к аргументу левой части добавляется π/3
VII. Софизм – умышленное ложное умозаключение с замаскированной ошибкой.
Софизм – от греческого σοφιδμα – уловка, выдумка, головоломка.
Софизм π/4 = 0 ?! Найдите ошибку.
1 + sin π/4 - cos π/4 = tg π/4
1 + sin π/4 - cos π/4 = (sin π/4): (cos π/4)
cos π/4 +sin π/4 cos π/4 – cos2 π/4 = sin π/4
cos π/4 (sin π/4 - cos π/4) = sin π/4 - cos π/4
cos π/4 =1
π/4 = 0?!
Так как sin π/4 = cos π/4, sin π/4 - cos π/4 = 0, (cos π/4) 0 = 0
Список литературы
- Учебник: Алгебра и начала математического анализа 10-11.Учебник для образовательных учреждений базовый уровень/ Ш.А. Алимов, Ю.М.Колягин и др.- М.: Просвещение, 2014 .
- М.И. Башмаков Математика 10 класс (базовый уровень) книга для учителя –М.: Издательский центр «Академия», 2008
- Дидактические материалы. 10 класс. Базовый уровень. Автор: Шабунин М.И., Ткачева М.В.
- Резник Н.А. Синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла// Математика в школе, 2003.-№8
- Резник Н.А. Визуальные уроки. Комплект дидактических материалов к школьным урокам. – СПб.: Свет, 1996
Список источников иллюстраций
- Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / М.И.Башмаков. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2017 г. – 256 с., с. 93-98.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...