Конспект урока по теме "Простейшие вероятностные задачи"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Технологическая карта урока по теме "Простейшие вероятностные задачи" 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematikatehn.karta1_.docx | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шубина Татьяна Викторовна
МБОУ «Профильный лицей № 24» города Рубцовска
учитель математики
Технологическая карта урока
Предмет | Математика |
Класс | 9а |
Ф.И.О. учителя | Шубина Татьяна Викторовна |
Тип урока | урок комплексного применения знаний и способов действий |
Технология построения урока | Системно-деятельностный подход |
Тема | Простейшие вероятностные задачи |
Цель | Создать условия выработки умений самостоятельного применения знаний полученные знания для решения простейших вероятностных задач |
Основные термины, понятия | Событие, вероятность, достоверное событие, невозможное событие, формула вычисления вероятности |
Планируемый результат | |
Предметные умения: уметь применять правило умножения для вычисления всех возможных исходов события; уметь составлять «дерево вариантов» для определения всех возможных исходов события; уметь применять формулу уметь использовать полученные знания в измененной ситуации | Личностные УУД: учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, воспитывать ответственность и аккуратность, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Познавательные УУД: знать правило для вычисления всех возможных исходов события, уметь применять формулу , самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в группу со сверстником и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся. |
Организация пространства Температурный режим, проветривание кабинета, чередование видов деятельности | |
Формы работы | Ресурсы |
фронтальная самостоятельная работа в группах взаимопроверка самооценка | Книгопечатная продукция Алгебра.9 класс. В 2ч. Учебник, задачник. А.Г.Мордкович. – Мнемозина, 2012. Технические средства обучения Компьютер, мультимедийный проектор, доска, презентация «Простейшие вероятностные задачи» |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
1.Организационный этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. ( Мотивационно-целевой этап) | Подготовка обучающихся к работе на уроке; выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. |
2.Актуализация комплекса знаний (Ориентировочный этап) | Активизация знаний обучающихся об основных терминах теории вероятностей; отработка приемов решения простейших вероятностных задач и стимулирование к овладению рациональными приемами умения и самообразования опрашиваемых и всего класса. |
3.Закрепление материала (образец комплексного применения знаний, самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации) (Поисково-исследователь-ский.Практический этап) | Применение знаний, полученных на предыдущем уроке для выполнения самостоятельной работы. Применение полученных знаний в измененной ситуации при выполнении заданий в группах |
4.Самоконтроль, контроль и коррекция знаний | Самоконтроль знаний с помощью индивидуального листа достижений и предложенной шкалы оценивания |
5.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями; выявление причин успехов и неудач в своей деятельности на уроке |
6. Информация о домашнем задании | Информирование о домашнем задании |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. ( Мотивационно-целевой этап) | Метапредметные УУД: Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сот-рудничества с учителем, с одноклассниками. Личностные: мотивация к учению, определение своего эмоционального состояния. | - Прозвенел звонок! Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Мы начинаем урок! Я очень рада вас сегодня видеть и желаю вам хорошей работы. - Чтобы у нас с вами урок прошел продуктивно, успешно, давайте настроимся на работу. - Ребята, подумайте и ответьте на вопрос: «Какой праздник будет отмечать наша страна завтра?» - На каком виде транспорта был осуществлен полет?. - Как определить, кто первым обязан, должен слетать в космос, конечно, это, безусловно, должен быть лётчик, причем летчик истребительной реактивной авиации. С учётом специфики и возможностей тогдашней космической техники необходимы были особые кандидаты — это люди абсолютно здоровые и профессионально подготовленные, а также дисциплинированные и соответствующие всему комплексу, предъявляемому к физическому и медицинскому состоянию. Кроме Ю.А.Гагарина, ещё были претенденты на совершение первого полёта в космос. Их было всего двадцать человек. Претенденты подбирались среди лётчиков-истребителей, это так решил Королёв, который считал, что именно такие лётчики имеют опыт перегрузок, а также стрессовых ситуаций и больших перепадов давления. - Подумайте и ответьте на вопрос: Какой шанс был у Гагарина быть первым космонавтом? - как иначе можно сформулировать этот вопрос с учетом темы, изученной вами на предыдущих уроках? - Вы правы. Сегодня на уроке мы все вместе будем выполнять рассчет основных параметров ракеты.. - Скажите,с какими понятиями из теории вероятности вы знакомы? -Как вы думаете, вы в совершенстве владеете навыками решения простейших вероятностных задач? - Сегодня на уроке каждый из вас сможет проверить и оценить свой уровень знаний и сформированности умений решения простейших вероятностных задач. - Исходя из всего сказанного, как можно сформулировать тему урока? - Какую цель каждый из вас поставит пред собой на уроке? Подводя итог всему вами сказанному, позвольте обобщить и сформулировать цель урока (слайд 2) - Чтобы достигнуть поставленной цели, какие нужно выполнить задачи? - Подводя итог всему вами сказанному, позвольте обобщить и сформулировать задачи урока (слайд 2) - Я думаю, что каждый человек хочет получать за свою работу отметку, поэтому, предлагаю по ходу урока заполнять лист достижений. На каждом этапе урока вы будете себе ставить баллы, а в конце урока вы посчитаете общее количество баллов и по шкале переведете их в отметку. Перед вами лежат листы достижений, впишите пожалуйста в них Ф.И. и тему урока. - Готовы дальше работать? | Учащиеся приветствуют учителя, слушают его и настраиваются на работу. День Космонавтики Космический корабль «Восток» Работают с листом самооценки - 1 к 12 - Какова была вероятность у Юрия Гагарина первым полететь в космос? - Событие, вероятность, равновозможные и случайные события - Отвечают - «Решение простейших вероятностных задач» - Записывают |
2.Актуализация комплекса знаний (Ориентировочный этап) | Предметные УУД: знание основных терминов теории вероятностей, формулу вычисления вероятности наступления события . Метапредметные УУД: Познавательные: структуи-рование собственных знаний, умение преобразовывать ин-формацию из одной формы в другую. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже прой-дено. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точ-ностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог | -Мы уже изучили основные термины теории вероятностей. - Ребята, посмотрите на экран и заполните кроссворд. (Слайд 3). - Краткая справка про Бернулли. В XVIII веке появились книга Я. Бернулли «Искусство предположений» (1713 год). В ней Бернулли предложил классическое определение вероятности случайного события как отношение числа равновероятных исходов, связанных с этим событием, к общему числу исходов. Он также изложил «закон больших чисел» и мн.др. - Повторим классическое определение вероятности - Сформулируйте алгоритм нахождения вероятности события. - Используя этот алгоритм, решите задачу: Найти вероятность того, что при подбрасывании двух костей суммарное число очков окажется равным 7. -В фирме такси в данный момент свободно 20 машин: 7 чёрных, 8 жёлтых и 5 зелёных. По вызову выехала одна из машин, случайно оказавшаяся ближе всего к заказчику. Найдите вероятность того, что к нему приедет жёлтое такси. - Фабрика выпускает сумки. В среднем на 150 сумок приходится 7 сумок со скрытым дефектом. Найти вероятность того, что купленная сумка окажется качественной. Результат округлите до сотых | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. - Вероятностью события А при проведении некоторого испытания называют отношение числа тех исходов, в результате которых наступает событие А, к общему числу всех (равновозможных между собой) исходов этого испытания. - - Для нахождения вероятности случайного события А при проведении некоторого испытания следует найти: 1.число N всех возможных исходов данного испытания; 2.количество N(A) тех исходов, в которых наступает событие А; 3.частное оно и будет равно вероятности события А.Принято вероятность события обозначать так: Р(А). Значит Р(А) = - Решают у доски, проговаривая алгоритм. Решение. Возможно следующее сочетание очков на первой и второй костях: Ответ: . - Р=8/20=0,4 - Р = 150/157=0,96 |
3.Закрепление материала (образец комплексного применения знаний, самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации) Самостоятельная работа Работа в группах | Предметные УУД: умение применять свойства квадратных корней в сходной и новой ситуации. Метапредметные УУД: Познавательные:осуществление подведения теоретического материала под конкретное задание;умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: умение определять способ решения задания. Коммуникативные: умение сотрудничать в группе. Личностные: умение замечать и признавать расхождение своих поступков заявленными позициями. | - Прошу ваше внимание на слайд 4. На слайде приведены задания для самостоятельной работы. В рабочей области листа достижений выполните эти задания. На данную работу 4 минуты Первые пять человек, верно выполнившие эти задания, станут координаторами групп. Проверка у первых 5-ти человек учителем. Далее выводятся правильные ответы на доске. За каждое правильное задание проставьте по 1 баллу в лист достижений. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!!!! Далее предлагаю Вам поработать в группах. Каждая группа получила лист заданий, выполнив которые, вы поможете произвести расчеты, необходимые для проектирования ракеты. С такими и гораздо более сложными заданиями сталкиваются сотрудники лабораторий и инженеры при проектировании ракет, космических кораблей. Вам предлагается решить пять заданий, одно из которых нужно будет защитить и сконструировать ракету по заданным параметрам, используя данные вычислений. Работу каждой группы координирует руководитель и оказывает необходимую помощь своим сотрудникам. В случае затруднения руководитель может обратиться ко мне. На работу отводится 9 минут. По окончании работы защитит свое задание и оформит его на листе. А все вместе мы получим проект ракеты. По окончании работы группа защищает задание по алгоритму:
- Сегодня на уроке мы сделали с вами очень важную работу – рассчитали основные параметры ракеты. После проверки каждого задания другие группы проставляют себе по 1 баллу в лист достижений, если задание выполнено верно. | Ученики отвечают на поставленные вопросы. Предполагаемые ответы: Выполняют задания |
Физкультминутка | |||
4.Самоконтроль, контроль и коррекция знаний | Предметные УУД: умение оценивать свою деятельности в соответствии с заявленными критериями Метапредметные УУД: Регулятивные: умение учитывать выделенные ориентиры в сотрудничестве с учителем. Личностные: умение замечать и признавать свои ошибки. | - Предлагаю вам посчитать сумму баллов в листе достижений и выставить оценку в соответствии с критериями. - Обратите внимание на последнюю колонку в Листе достижений. Те, кто самостоятельно выполнил все задания без посторонней помощи – поставьте себе 2 балла. Те, кто при выполнении заданий привлекал помощь – 1 балл. Передайте листы достижений и результаты работы в группе. | Оценивают работу и выставляют оценку. |
5.Рефлексия учебной деятельности | Метапредметные УУД: Регулятивные: оценка про-межуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятель-ности. Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка поведения. Личностные УУД: нравствен-но-этическая ориентация. | - Ну, вот и подошел к концу урок. - Итак, давайте обратимся к цели, которую вы поставили сегодня вначале урока. - Как вы думаете, в каких профессиях можно применить знания, полученные сегодня на уроке? - За сегодняшний урок я поставлю отметки в соответствии с вашей самооценкой и листами достижений. Листы достижений и отчет групповой работе оставьте на столах. Я еще раз просмотрю их. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Предполагаемые ответы: - Совершенствовать умения решать простейшие вероятностные задачи. - Инженеры, программисты, конструкторы, лаборанты. |
6. Информация о домашнем задании | - Домашнее задание: . - Нашу работу мне хотелось бы завершить следующими словами: Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе. М.И. Калинин - Урок окончен. Всем спасибо за сотрудничество. |
Кроссворд
Разгадав кроссворд, мы узнаем, кто из математиков придумал и впервые опубликовал классическую вероятностную схему.
Вопросы кроссворда:
- результат испытания.
- событие, которое происходит всегда.
- численная характеристика реальности появления того или иного события.
- события, в наступлении которых нет преимуществ.
- непредсказуемое событие.
- всякое наступление события А означает ненаступление события В.
- вероятность невозможного события.
- вероятность достоверного события.
Самостоятельная работа
1 вариант | 2 вариант |
|
|
Работа в группах
БЮРО Запишите решение заданий в рабочей области листа достижений. |
1.Вычислите скорость ракеты в км/с: Помещение освещается фонарем с двумя лампами. Вероятность перегорания одной лампы в течение года равна 0,2. Найдите вероятность того, что в течение года хотя бы одна лампа не перегорит. (Р= 1-0,04=0,96) 2. Вычислите время, через которое отделяется обтекатель ракеты в секундах: В сборнике билетов по географии всего 25 билетов, в 17 из них встречается вопрос по теме «Страны Африки». Найдите вероятность того, что в случайно выбранном билете школьнику не достанется вопрос по теме «Страны Африки». (Р=8/25=0,32) 3. Вычислите длину первой ступени в км: Из цифр 0, 1, 8, 7, 5 составили всевозможные двузначные числа (повторение цифр возможно). Какова вероятность того, что случайно выбранное число кратно трем? (Р=8/20=0,4) 4.Вычислите длину второй ступени в км: Из множества натуральных чисел от 28 до 47 наудачу выбирают одно число. Найдите вероятность того, что оно делится на 3? (Р=6/20=0,3) 5.Вычислите длину третьей ступени в км: В чемпионате по гимнастике участвуют 40 спортсменок: 18 из России, 17 из США, остальные – из Китая. Порядок, в котором выступают гимнастки, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсменка, выступающая первой, окажется из Китая. (Р=5/40=0,125)
|
Список литературы:
- 1. Мордкович А.Г Алгебра. 9 кл. Ч. 1: учебник для общеобразоват. учреждений /А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2006.
- Алгебра. 9 кл. Ч. 2: задачник для общеобразоват. учреждений /А. Г. Мордкович,– М.: Мнемозина, 2005.
- Алгебра.9кл. Контрольные работы /Л. А. Александрова – М.: Мнемозина, 2016.- 32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "Решение задач на смеси и сплавы"
Данную разработку можно использовать при подготовке к итоговой аттестации в 9 и 11 классах, а также на уроках алгебры по теме "Решение задач с помощью дробно-рациональных уравнений"...
План-конспект урока по теме: "Решение задач с помощью уравнений"
Уровень образования: основное общее образованиеЦелевая аудитория: Учитель (преподаватель)Класс(ы): 5 классПредмет(ы): МатематикаЦель урока: Цель ...
План-конспект урока по теме "Решение задач по измерению информации
Конспект урока "Решение задач по измернию информации". Предмет "Основы теории информации" для студентов обучающихся по специальности СПО "Компьютерные сети"...
План-конспект урока информатики "Решение расчетных задач с помощью электронных таблиц"
Данный материал содержит подробный план-конспект урока по теме "Решение раччетных задач с помощью электронных таблиц" и презентацию к уроку.Цель урока: Формирование умений и навыков создания, редактир...
Конспект урока по теме "Решение задач по теме "Объемы тел""
Урок обобщения и систематизации знаний по теме в 11 классе. К конспекту приложена презентация. Можно использовать при подготовке к ЕГЭ....
Конспект урока по теме: Решение задач составлением системы уравнений. 7 класс
Решение задач составлением системы уравнений....
Конспект урока по теме: "Простые задачи на нахождение процентов"
Данный урок соответствует теме изучаемого материала, позволяет проверить умения учащихся решать задачи на нахождение процентов от числа....