Урок-путешествие "Арифметическая и геометрическая прогрессия "
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Урок-путешествие "Арифметическая и геометрическая прогрессия " План конспект урока и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arifmeticheskaya_progressiya_9.rar | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МОУ Богородской СШ Нестиарская школа
учитель математики Зеленова Галина Алексеевна
Открытый урок
«Учитель года»
"Арифметическая и геометрическая прогрессия "
Урок- путешествие.
«Пик знаний»
Эпиграф к уроку «Кто смолоду делает и думает сам, тот становится надёжнее, крепче, умнее» (В. Шукшин)
Тип урока Урок коммуникативного типа. Вид урока Урок- путешествие. (виртуальное) Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений. Цель урока Проверка, оценка и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме. Задачи урока
- Провести диагностику усвоения знаний и умений и применение их для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
- Воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели.
- Вызвать интерес к урокам математики
Учащиеся
Должны знать : определения, свойства, формулы по данной теме. | |
Должны уметь: применять формулы при решении задач. План урока 1.Мотивация учебной деятельности учащихся ; сообщение темы, цели и задач урока. 2.Актуализация опорных знаний (определений, формул, свойств арифметической и геометрической прогрессии) 3. Диагностика усвоения системы знаний. 4.Проверка глубины осмысления учащимися знаний. 5.Применение учащимися знаний в различных конкретных ситуациях. 6. Проверка, анализ и оценка выполненных заданий. 7.Итог урока, домашнее задание. |
Ход урока
1.Организационный момент.
Беседа с учащимися, сообщение темы и цели урока.
Математика - древнейшая наука. Представители самых различных профессий: физики, инженеры, бухгалтеры, врачи, сварщики, автомеханики, швеи тесно связаны с её разделами. Поэтому, чтобы успешно трудиться, нужно хорошо усвоить курс математики, любить и понимать её.
О, математика земная, Гордясь, прекрасная, собой Ты всем наукам мать родная, И дорожат они тобой.
Твои расчеты величаво Ведут к планетам корабли Не ради праздничной забавы, А ради гордости Земли
Чтобы мысль людская в поколение Несла бесценные дары Великих гениев творения, Полёты в дальние миры.
В веках овеяна ты славой, Светило всех земных светил. Тебя царицей величавой Недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава, Стройна в полёте, как стрела, Твоя немеркнущая слава В веках бессмертье обрела.
Я славлю разум человека, Дела его волшебных рук; Надежду нынешнего века- Царицу всех земных наук.
Во время беседы учащимся сообщается тема , цель и план урока. Обращается внимание на то, что данная тема изучается в 9 классе, а задания встречаются на вступительных экзаменах в ВУЗы страны, на централизованном тестировании выпускников средней школы и на ЕГЭ. Изучается по программе 9 класса любого действующего учебника по алгебре из Федерального компонента.
2.Разминка
И так, сегодня, ребята, мы совершаем необычное восхождение на вершину горы «Пик знаний» под названием «Прогрессии» и нам предстоит покорить её. Ученик, который достигнет вершины «Пика знаний», станет победителем.
Принято, что к соревнованию человек заранее готовится ,и свой день обычно начинает с зарядки, то есть с разминки.
Презентация(1-6)
Слово «прогрессио» означает движение вперёд. Значит, в добрый в путь! Подъём к «Пику знаний» будет нелёгким, могут быть и завалы, и обвалы, и заносы. Но есть и привалы, где вас ждут интересные задания.
С помощью презентации повторить теоретический материал по теме. Презентация(слайды7-18 )
3.Диагностика усвоения системы знаний.
Презентация(с 19-22) Практическая часть урока.
4. Решение задач повышенной сложности.
А теперь, ребята, перед нами трудный участок на подъёме. Отвесная скала. И чтобы выжить в данной ситуации, нужно обдуманно и точно принимать правильное решение, а в этом нам помогут ваши знания по данной теме.
Будьте доброжелательны ,старайтесь всегда придти на помощь друг другу. От работы каждого зависит результат всего класса. Работаем под девизом «Один за всех и все за одного» Иначе в трудной ситуации не выживешь.
Презентация(23-28)
№418
Каждое простейшее одноклеточное животное инфузория- туфелька размножается делением на 2 части. Сколько инфузорий было первоначально, если после шестикратного деления их стало 320? (межпредметные связи)
Решение
b1- ? b2=2b1, b3=2b2, b4=2b3, b5=2b4, b6=2b5, b7=2b6=320
№417.
- Дан квадрат со стороной 4 см. Середины его сторон являются вершинами второго квадрата. Середины сторон второго квадрата являются вершинами третьего квадрата и т.д. Доказать, что последовательность площадей этих квадратов является геометрической прогрессией. Найти площадь седьмого квадрата.
Решение
b1=4, b2=4*√2/2=2√2, b3=2, b4=√2, b5=1, b6=√2/2, b7=½
S1=16, S2=8, S3=4, S4=2, S5=1, S6=½, S7=¼
5.Непредвиденные ситуации
Арифметические прогрессии в древности
Сами по себе прогрессии известны так давно, что конечно, нельзя говорить о том, кто их открыл. Ведь уже натуральный ряд есть арифметическая прогрессия с первым членом, равным 1, и разностью, тоже равной 1.
В клинописных табличках вавилонян, в египетских пирамидах (IIдо н. э.) встречаются примеры арифметических прогрессий. Задачи на прогрессии, дошедшие до нас из древности, были связаны с запросами хозяйственной жизни: распределении продуктов, деление наследства.
На связь между прогрессиями первым обратил внимание великий Архимед. В печати же эти мысли отчетливо прозвучали лишь в 1544 г., когда вышла книга немецкого математика Михаила Штифеля «Общая арифметика». Штифель составил такую таблицу:
-4 | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 2 | 4 | 8 | 16 | 32 | 64 | 128 |
В верхней строчке написана арифметическая прогрессия с разностью 1. В нижней строчке – геометрическая прогрессия со знаменателем 2.
О том, как давно была известна геометрическая прогрессия, свидетельствует знаменитое предание о создании шахмат
Задача- легенда
(Начало нашей эры)
Индийский царь Шерам позвал к себе изобретателя шахматной игры, своего подданного Сету, чтобы наградить его за остроумную выдумку. Сета, издеваясь над царём , потребовал за первую клетку шахматной доски 1 зерно, за вторую- 2зерна, за третью-4 зерна и т.д. Обрадованный царь приказал выдать такую скромную награду.Однако оказалось, что царь не в состоянии выполнить желание Сеты, т.к. нужно было выдать количество зёрен, равное сумме геометрической прогрессии 1,2,22, 23,…., 263.
S64=264-1=18446744073709551615
Такое количество зёрен пшеницы можно собрать лишь с площади в 2000 раз большей поверхности Земли.
Так, ребята, и в жизни часто приходиться принимать решение, от которого зависит многое, а может и вся жизнь. А чтобы не оказаться в такой ситуации , как царь, нужно с математикой дружить.
5. Выгодная сделка.
Крестьянин продал лошадь за 156 рублей. Но покупатель, приобретя лошадь, раздумал её покупать и возвратил продавцу, говоря: -Нет, мне расчёта покупать за эту цену лошадь, которая таких денег стоит. Тогда крестьянин предложил такие условия: -Если, по твоему, цена лошади высока, то купи только её подковные гвозди, лошадь же получишь тогда в придачу бесплатно. Гвоздей в каждой подкове 6. За первый гвоздь дай мне копейки, за второй копейки, за третий 1 копейку, и т.д. …
Покупатель, соблазнённый низкой ценой и желая даром получить лошадь, принял условия продавца, рассчитывая, что за гвозди придётся уплатить не более 10 рублей.
На сколько покупатель проторговался?
Итог урока.
И так, мы смогли выжить, мы все вместе. Считаю, что вы, не плохо справились со всеми препятствиями. Пик покорен. Ваш путеводный лист заполнен, осталось только сверить его со сводной картой инструктора и подвести итог.
Сделайте, пожалуйста, это самостоятельно и оцените свою работу сами. Ученик, набравший наибольшее количество баллов, является покорителем вершины горы «Пик знаний» и награждается дипломом.
Домашнее задание
Задачи на применение прогрессий:
(конкурсное решение задач) ответ
1 | Чтобы отправить четыре бандероли, требуется четыре разные почтовые марки на общую сумму 120 рублей. Цены марок составляют арифметическую прогрессию. Сколько стоит самая дорогая марка, если она в три раза дороже самой дешевой? | 45 |
2 | Какой цифрой оканчивается сумма всех двузначных чисел? | 5 |
3 | В первом ряду кинотеатра 21 кресло, В каждом последующем ряду на 2 кресла больше, чем в предыдущем. Сколько кресел в 40 ряду? | 99 |
4 | Сумма 25 последовательных натуральных чисел равна 1000. Найдите наименьшее из этих чисел. | 28 |
5 | Найдите сумму всех двузначных чисел, которые при делении на 7 дают в остатке 2 | 654 |
6 | Найдите число двузначных натуральных чисел, кратных 7. | 13 |
7 | Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 6 и не превосходящих 150. | 1950 |
8 | Найдите сумму всех двузначных чисел из одинаковых цифр. | 495 |
9 | Сколько двузначных чисел делится на 15? | 6 |
10 | Какой цифрой оканчивается сумма нечетных чисел от 1 до 75? | 4 |
И мне хочется наш урок закончить словами:
«Мышление начинается с удивления», - заметил 2500 лет назад Аристотель. Наш соотечественник Сухомлинский считал, что «Чувство удивления - могучий источник желания знать; от удивления к знаниям – один шаг». А математика замечательный предмет для удивления.
Так, ребята, пусть же в вас появится этот источник желания знать, покорять эту удивительную науку- математика.
Всего вам доброго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока на тему" Определение арифметической и геометрической прогрессий. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий"
В технологии УДЕ (укрупненная дидактическая единица) при обучении математике одним из основных элементов является совместное и одновременное изучение родственных разделов. Арифметическая и геометричес...
Открытый урок алгебры в 9 классе. Тема: Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии.
Открытый урок алгебры в 9 классе. Тема: Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии.Цели: 1. Расширить и углубить знания о прогрессиях, продолжить форм...
Презентация к уроку алгебры в 9 классе по теме "Геометрическая прогрессия. Формула n-го члена геометрической прогрессии"
Презентация содержит подробный план урока, историческую справку, тренировочные задания и задания для первичного контроля знаний....
Конспект урока по теме: "Определение геометрической прогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии"
Конспект урока изучения нового материала. Поможет учащимся самостоятельно дать определение геометрической прогрессии, вывести формулу n-ого члена и доказать свойство членов геометрической прогрессии....
Открытый урок. “Определение геометрической прогрессии. Формула n–ого члена геометрической прогрессии”
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА с использованием слайд-презентации...
Урок алгебры в 9 кл по теме "Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии".
Конспект урока алгебры в 9 кл пе теме "Определение геометрической прогрессии. Формула n- го члена геометрической прогрессии" по учебнику А.Г. Мордкович...
Определение арифметической и геометрической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической и геометрической прогрессии. 9 класс.
Конспект урока алгебры в 9 классе.Изучения нового материала....