Конспект
план-конспект урока по алгебре (10 класс)


Предварительный просмотр:

Основное тригонометрическое тождество

Вспомним, что такое синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла в прямоугольном треугольнике. Да, и теорему Пифагора тоже.

http://youclever.org/website/youclever/var/custom/file/2014/06/116.png

Синус острого угла прямоугольного треугольника – отношение противолежащего катета к гипотенузе.

sin

Косинус острого угла прямоугольного треугольника – отношение прилежащего катета к гипотенузе.

cos

Откуда  

Получили основное тригонометрическое тождество

Вспомним, что квадрат любого числа всегда больше или равен нуля и еще раз внимательно посмотрим на основное тригонометрическое тождество.

Замечаем, что     и        

Откуда      и        

Найдем  и, заметим, что  ; а ;

То есть в прямоугольном треугольнике синус одного острого угла равен косинусу другого(и наоборот).

Заметим, что зная косинус одного угла, можно найти синус (тангенс, котангенс). И наоборот.

Знак +/- зависит от того, какой четверти принадлежит угол .

Задание 1

Отвечаем на вопрос, может ли синус произвольного угла равняться -2; 8; 1; 0,2; 1/8;

Может ли косинус произвольного угла равняться -6; -0,6; 1/2; 1/14;

 

Задание 2

Может ли синус и косинус одного и того же угла удовлетворять условиям (либо задание может звучать так – существует ли такой угол , что его синус и косинус равны соответственно)

  1. sin ; cos 

Подставляем значение в основное тригонометрическое тождество, проверяем

  Ответ: ДА(существует)

      2)   sin ; cos 

Подставляем значение в основное тригонометрическое тождество, проверяем

  Ответ: НЕТ (такого угла )

Задание 3

Найти множество значений функции

Вспоминаем       

                            

                            

                                 Ответ :             

Тангенс острого угла прямоугольного треугольника – отношение противолежащего катета к прилежащему

tg  

Котангенс острого угла прямоугольного треугольника – отношение прилежащего катета к противолежащему

сtg        

Откуда tg  = 1, либо, что тоже самое  

Задание 3

Чему равен тангенс, если котангенс равен -2; -7; 1/3; 15/2?

Задание4

Может ли Тангес угла равняться -4; 6; -3; 0; 1000000?

Задание 5

Доказать  тождество  



Предварительный просмотр:

                               Тригонометрическая окружность.

Часть 1

http://youclever.org/website/youclever/var/custom/file/2014/06/116.png

Итак, на прошлом уроке мы вспомнили определение синуса, косинуса, тангенса, котангенса. sin  ; cos  ;  tg  ; сtg   .  

(Вспомнить определение, повторить задания на возможные значения синуса и косинуса)  

Вывели основное тригонометрическое тождество.

(Вспомнить формулу синус через косинус и косинус через синус).

Часть 2

Построим Единичную окружность( с центром в начале координат и радиусом 1)

http://youclever.org/website/youclever/var/custom/file/2014/06/46.png

Точки А,В,С,D имеею координаты

A(1;0), B(0;1), С(-1;0), D(0;-1)

Сразу вспомним координатные четверти. Посмотрим на рисунок.

етверти на тригонометрической окружности

Снова посмотрим на предыдущую

   То есть вся окружность 360

Заметим, что ,

Отметим эти значения также на нашей окружности:

http://youclever.org/website/youclever/var/custom/file/2014/06/65.png

В самом деле, есть два способа измерять углы.

  1. Через градусы
  2. Через радианы

Как измерять углы через градусы мы все знаем. Это нам привычно. Однако, в некоторых случаях их измеряют по-другому (как в градуснике есть несколько шкал: цельсий, кельвин, фаренгейт и т. д.) а именно, через радианы. Для того, чтобы перейти от одной формы записи к другой, используется вот такое основное соотношение:

 По пропорции легко получаем, что для того, чтобы пересчитать угол из градусов в радианы достаточно воспользоваться формулой:

P(радианах) =

И наоборот: от радиан к градусам:

Мы должны уметь ориентироваться и в той, и в другой форме записи. Потренируйся на следующих примерах:

1 Перевести угол 30 в радианы

2 Перевести угол радиан в градусы

3 Перевести угол 60 в радианы

4 Перевести угол радиан в градусы

5 Перевести угол 120 в радианы

6 Перевести угол радиан в градусы

7 Перевести угол 150 в радианы

Заполняем таблицу

0

2

Перерисуем еще раз окружность.

ригонометрическая окружность 

Подведем предварительные, но очень важные итоги:

  1. В первой четверти лежат углы от 0 до 90 (от 0 до )
  2. Во второй четверти лежат углы от 90 до 180 (от  до )
  3. В третьей четверти лежат углы от 180 до 270 (от  до )
  4. В четвертой четверти лежат углы от 270до 360 (от  до )

Давайте сделаем вот что: совместим два знакомых нам объекта: тригонометрическую окружность (пока в том виде, в котором она у нас есть) и прямоугольный треугольник. Что нам нужно, чтобы наш треугольник «целиком влез» в окружность? Его гипотенуза должна быть не более единицы. Пусть же она у нас в точности будет равна единице. Совместим мы их вот так:

диничная тригонометрическая окружность

Я нарисовал прямоугольный треугольник с центром в начале координат и гипотенузой равной 1. Это так потому, что окружность-то у меня единичная! Тогда по определению синуса и косинуса:

А что такое АВ и ОА? Чему равны их длины? Смотрим внимательно(сейчас будет самое главное): мы взяли угол и повели луч, соединяющий этот угол на окружности. Обозначим эту точку через B. Пусть у точки B будут координаты B(x; y). Тогда длина отрезка ОА равна х, а длина отрезка АВ равна y, но

=y



Предварительный просмотр:

Вспоминаем, к чему пришли на прошлом уроке.

ахождение синуса и косинуса на тригонометрической окружности

Это надо еще раз обдумать, что же мы такое получили. Давайте проговорим еще раз: мы выбрали некоторый угол α и хотим найти его синус и косинус. Что мы делаем?

  1. Проводим единичную окружность с центром, совпадающим с вершиной угла
  2. Ищем точку пересечения нашего угла с окружностью
  3. Её «иксовая» координата – это косинус нашего угла
  4. Её «игрековая» координата – это синус нашего угла

Сразу замечаем: (учащиеся сами делают вывод, 4 человека к доске)

Теперь синус и косинус стало искать очень удобно! Допустим мы хотим найти синус и косинус 30

  • Отмечаем этот угол на окружности и достраиваем до треугольника
  • Ищем х и у. В прямоугольном треугольнике, катет, лежащий против угла в 30 равен половине гипотенузы, то есть ½. Второй катет ищем по теореме Пифагора.

Значит ,  ,

Аналогично найдем значения для Синуса и Косинуса 60

Можно схитрить и вспомнить, что    (отвечаем на вопрос почему)

А  

С 45градусами все еще проще: так если один из углов прямоугольного треугольника равен 45, то и второй угол тоже равен 45, значит такой треугольник равнобедренный и его катеты равны. Тогда по теореме Пифагора (или основному тригонометрическому тождеству)  , то есть  =

То есть   (Почему +, а не -, отвечаем вместе)

Слайд

../../../../../var/folders/74/lsrrb4411j9f4sj7r07r80sc0000gn/T/com.skitch.skitch/DMD4EA60A09-2977-4243-A67A-CC3830D23812/Тригонометрическая_окружность__Подробная_теория_с_

Теперь строим единичную окружность

../../../../../var/folders/74/lsrrb4411j9f4sj7r07r80sc0000gn/T/com.skitch.skitch/DMD03332FBC-DEC9-4BF5-ADFE-749C0F5E436E/тригонометрическая_окружность_-_Goo

Все точки первой четверти учим наизусть, точки 2,3,4 четверти вычисляем

  1. Для второй четверти угол в 120=90+30

Аналогично в радианах угол  ,  либо  

  1. угол в 135=90+45

Аналогично в радианах угол  ,  либо  

  1. угол в 150=90+60

Аналогично в радианах угол  ,  либо  

Домашнее задание- самостоятельно просчитать все углы в 3 и 4 четвертях



Предварительный просмотр:

Формулы двойного угла.

Формулы двойного угла - это формулы, выражающие тригонометрические функции угла 2α через тригонометрические функции угла α.

Все формулы двойного угла выводятся из соответствующих формул сложения.

Синус двойного угла.

 Вспоминаем формулу синуса суммы:

sin(α + β) = sin α cos β + cos α sin β.

Заметим, что  α + α = 2 α

Полагаем в этой формуле β = α:

sin(α + α) = sin α cos α + cos α sin α, то есть

sin 2α = 2 sin α cos α.

Мы получили формулу синуса двойного угла.

Косинус двойного угла.

Вспоминаем формулу косинус суммы:

cos(α + β) = cos α cos β − sin α sin β.

Опять замечаем, что α + α = 2 α

Полагаем в формуле β = α:

cos(α + α) = cos α cos α − sin α sin α, то есть

cos 2α = α − α

Это - первая формула косинуса двойного угла. Имеются ещё две. Они получаются из последней формулы с помощью основного тригонометрического тождества.

α + α =1

Откуда α = 1 - α ,  α = 1 - α

Итак, согласно основному тригонометрическому тождеству имеем:

cos 2α = 1 − 2α , либо

cos 2α = 2 α – 1

Задачи

  1. Вычислите:

Для работы с заданиями пользуемся формулами(см доску)

Проговариваем в каждом примере чему равен угол α и 2α.

Обращаем каждый раз внимание, что формула двойного угла синуса выражена через удвоенное произведение синус на косинус.

а) 2 sin 15◦ cos 15◦;

б) sin π/8 cos π/8;

в) 4 sin 75◦ cos 75◦;

г) 12 sin 105◦ cos 105◦;

д) ;

е) ;

  1. Вычислите:

Для работы с заданиями пользуемся формулами(см доску)

Проговариваем в каждом примере чему равен угол α и 2α.

Сравниваем формулы, учимся выбирать нужную в каждом конкретном примере

           

а) 15◦ − 15◦;

б)  π/8 −  π/8;

в) 2 75◦ − 1;

г) 1 − 2 5π/8 ;

д) 1 – 27π/12 ;

е) 2 165◦ − 1.

 

  1. Вычислите:

а) Известно, что sin α = 0,8, причем угол α  оканчивается во 2-й четверти.   Найти синус, косинус, тангенс и котангенс угла 2α.

б) Найдите 24 cos 2α , если sinα = -0,2

в) Найдите   , если sin 3α = 0,6



Предварительный просмотр:

Формулы половинного угла (формулы понижения степени).

Мы переходим к формулам половинного угла, которые связывают тригонометрические функции угла α и тригонометрические функции угла α/2. По сути это те же формулы двойного угла, только записанные несколько иным образом.

По формуле косинуса двойного угла имеем:

cos 2α = α − α

cos α = cos (2 · α/2) = α/2− α/2

cos α = cos (2 · α/2) = 1 − 2α/2, откуда

α/2 = (1 − cos α) / 2

sin α/2 =+/- 

+/- выбираем в зависимости от того, какой четверти принадлежит половинный угол.

 А теперь точно так же воспользуемся формулой:

cos α = cos (2 · α/2) = 2α 2 – 1, откуда

α/2 = (1 + cos α) / 2

cos α/2 =+/- 

+/- выбираем в зависимости от того, какой четверти принадлежит половинный угол.

Эти тождества называются формулами понижения степени.

Название понятно: в левой части каждой формулы стоит квадрат тригонометрической функции, а в правой части - первая степень косинуса. Зная формлу половинного угла синуса и косинуса лекго получить формулу половинного тангенса и катангенса.

tg α/2 =+/- 

сtg α/2 =+/- 

Задание 1 :

Упростиь выражение   –

Распишем исходное выражение по формуле разности квадратов

 –  = ( –  +  =)* 1 =  cos x

Задание 2 :

Зная, что cos 30 = , вычислите при помощи формулы половинного угла значение косинуса 15 градусов.

Формула половинного угла для косинуса имеет вид  cos α/2 =+/- 

15 = (1 + cos 30) / 2 =  =

Так как угол в 15 градусов является углом первой четверти, то косинус этого угла должен быть положительным.

cos 15 =  =

Важно. Отмечаем, что формулы половинного угла работают не только для четных углов.

15=15/2 * 2  ;  , и тд и тп

Задачи

1) Вычислите sin π/8 и cos π/8 .

2) (α+ π)/4  − (α+ π)/4.

3) 2 sin (π + x)/2 cos (π + x)/2 ;



Предварительный просмотр:

Развернутый план урока

Данные об учителе: Мелькова Анастасия Леонидовна, учитель математики ЧОУ ШЭиП

Предмет: математика            

Класс: 6                  

Учебник (УМК): УМК А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир, математика, 6 класс. Издательский центр «Вентана - Граф», 2019

Тема урока: Положительные и отрицательные числа п.29

Тип урока: урок изучения нового материала (базовый уровень).

Дата урока: 20.01.2020

Место и роль темы в курсе: первый урок в разделе "Положительные и отрицательные числа".

Тема " Положительные и отрицательные числа " в 6 классе является основополагающей в сквозной линии "Рациональные числа и действия над ними".

Понятие отрицательно число может показаться учащимся неестественным. Поэтому надо уделить особое внимание наглядному представлению учащимся информации о применении отрицательных чисел в повседневной жизни. Именно реализации этой цели посвящены многочисленные примеры использования отрицательных чисел, приведенных в параграфе.

Понятие положительного числа воспринимается учащимися естественно. Следует привести достаточное количество примеров,когда целесообразно записывать знак «+» перед положительным числом.

Цели урока:

Предметные

Сформировать умение использовать отрицательные и положительные числа.

Регулятивные

Учиться, совместно с учителем, обнаружить и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; научиться контролировать свою деятельность походу или результатам выполнения задания

Познавательные

извлечение необходимой информации из предложенного материала;

структурирование информации в виде записи выводов и определений

Коммуникативные

 сотрудничество, способствующее продуктивной деятельности

Личностные

 правильное изложение своих мыслей, понимание смысла поставленной задачи; формирование интереса к изучению темы и желания применять приобретенные знания и умения

Задачи

Обучающие:

  • Научиться обозначать и читать отрицательные и положительные числа;
  • Научиться видеть математическую модель в конспекте проблемной ситуации и других дисциплинах, в окружающей жизни;

Развивающие:

  • Развивать информационную культуру учащихся, математическую речь;
  • Развивать умения применять полученные знания;
  • Развивать логическое мышление, смекалку.

Воспитательные:

  • Прививать навыки доброжелательного общения;
  • Формировать активность, самостоятельность, ответственность.

Методы: словесный (беседа, рассказ, работа с учебником);

                наглядный (объяснительно-иллюстративный);

                практический (выполнение заданий)

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная

Организационная структура урока

Этапы уроки

Задачи урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию (собрать индивидуальные РНО у учащихся), организация внимания детей.

Сегодня мы с вами познакомимся с новой темой.

Скажите, все ли сегодня обратили внимание на прогноз погоды, выходя из дома?

Включаются в деловой ритм урока.

Ответы учащихся

 +24

-18

 Ответы учащихся

Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цитата к уроку: "У природы нет плохой погоды, всякая погода благодать."

Отвечаем на вопросы:

«Какая у нас среднемесячная температура в июне?»

«Какая у нас среднемесячная температура в январе?»

Включаем слайд: карта России и проговорим среднемесячную температуру в январе.

«Предположим, на счету вашего телефона 3 рубля, а ваш оператор связи позволил вам потратить 7 рублей, не прерывая разговор, Сколько у вас сейчас денег на счету?»

Догадались какую тему мы будем сегодня изучать?

3

Актуализация знаний.

Развитие исследовательских навыков, дифференцированного подхода в обучении

Учитель: Изучая новое, не забываем старое:

1.Решаем устно № 1,№2,№3 стр. 183

2. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

3.Теоритический параграф 29 стр 182(рисунок 81)

4. Итак, еще раз. Кто теперь догадался, а кто убедился какая тема сегодняшнего урока?

5. Исходя из названия темы, давайте сформулируем цель нашего урока.

6. Для того, чтобы достичь цели урока, какие задачи нам надо поставить?

1.Решают в уме, один из учеников проговаривает ответ

2. Делают записи в тетради.

3.Учащиеся работают с учебником. Учатся выделять основную мысль.

4. Ребята объявляют тему урока и записывают в тетради:

«Положительные и отрицательные числа».

5. Формулируют цель: познакомиться с отрицательными числами.

 

6. Формулируют задачи:

1)вспомнить с какими числами мы уже знакомы (натуральные, целые, дробные);

2)изучить материал учебника по этой теме;

3)внимательно слушать учителя;

4)делать необходимые записи в тетрадях.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

4.

Изучение нового материала.

Сформировать понятие отрицательных и положительных чисел.

Работа с текстом. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми нового материала.

  1. Вспоминаем с какими числами мы уже знакомы
  2. Натуральные и дробные числа, которые мы изучали ранее теперь будем называть положительными
  3. Рассматриваем примеры отрицательных чисел:(-200;-1/2;-7,1). Обращаем внимание на знак.
  4. Обращаем внимание на то, что число 0 особенное, его не относят ни к положительным, ни к отрицательным числам.

  1. Обсуждаем о каких числах говорят, что они имеют разные знаки? Одинаковые знаки?

  1. Работаем со слайдом2. Из числового ряда выбираем (положительные, отрицательные, целые, целые положительные, дробные отрицательные)

1. натуральные, целые, дробные,

2) записываем в тетради примеры положительных чисел

3) записываем в тетради примеры отрицательных чисел

4) Самостоятельно в тетради приводим примеры трех положительных, трех отрицательных, чисел(числа) не являющегося ни положительным, ни отрицательным.

5 Записываем в тетради пару примеров.

6) Ребята устно отвечают.

5

Этап первичное осмысление и закрепление знаний

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Еще раз акцентируем внимание на знак минус «-», отметим, что использовать знак «+» для положительных чисел не обязательно. Например, +12 и 12 это одно и то же, (просим ребят привести пример, когда знак «+» может быть полезен)

Решить №830, 831, 833 с комментированием попарно.

№372 и 373(из рабочей тетради, вывожу задание на слайд)

Учащиеся решают в тетрадях, один из учеников комментирует решение с места

Регулятивные: контроль, Познавательные: умение сделать правильный выбор, Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль

6

Повторение. Этап Закрепления изученного материала.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов

действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Решить №840 и 842.

После самостоятельного решения (некоторые ребята, назначенные учителем решают в парах), проверяем результаты, учитель выводит верное оформление и решение на интерактивную доску.

Самостоятельное выполнение заданий, проверяем результаты, какие получили ответы? Выясняют правильный ответ, сверяя с интерактивной доской.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение.

7

Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Если останется время, делаем устно задания со страницы 185 «готовимся к новой теме»

Что изучили сегодня на уроке? Вопросы 1-3 с.183

Приходим к осознанию, насколько мы увеличили поле нашей деятельности.

Ребята(желающие), по очереди дают ответ по одной координате

Ребята называют основные понятия, пройденные на уроке. Пытаются дать первую оценку, на сколько для нас важно новое понятие.

Регулятивные: оценка, осознание уровня и качества усвоения; контроль

8

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Наш урок подходит к концу, с начала запишем домашнее задание, затем подведем итоги.

- На доске: Домашнее задание: §29, вопросы 1-3, №834, №841 и №374(РТ)

- Ваши вопросы по домашнему заданию.

Записывают домашнее задание задают вопросы если есть вопросы по заданию.

Коммуникативные: умение организовать свою работу.

9

Рефлексия

Рефлексия, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

- А теперь подведем итоги:

Что мы хотели узнать?

Что мы узнали?

Ученики оценивают свою работу.

1) Проводят самоанализ, отвечают на вопросы; вспоминают понятия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия



Предварительный просмотр:

Развернутый план урока

Данные об учителе: Мелькова Анастасия Леонидовна, учитель математики ЧОУ ШЭиП

Предмет: математика            

Класс: 6                  

Учебник (УМК): УМК А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир, математика, 6 класс. Издательский центр «Вентана - Граф», 2019

Тема урока: Решение уравнений                                                                    

Тип урока: урок изучения нового материала (базовый уровень).

Дата урока: 11.03.2020

Место и роль темы в курсе: первый урок в разделе "Решение уравнений".

Тема "Решение уравнений" в 6 классе является основополагающей в сквозной линии "Уравнения". Благодаря изучению этой темы учащиеся получают основы правил решения различного вида уравнений, что является подготовкой для прохождения следующей темы «решение задач с помощью уравнений» и изучения более сложных уравнений в старших классах. Данный урок позволяет воспроизвести и закрепить знания учащихся о компонентах уравнений и правила их нахождения, а также развитие навыков составления уравнений при решении задач.

Цели урока:

Предметные

введение и определение понятия «уравнение», «равенство», «корень уравнения»; знакомство со свойствами уравнений; новым способом решения уравнений; совершенствование умения решать уравнения.

Регулятивные

самостоятельное формирование учебных задач путем задавания вопросов о неизвестном;

планирование собственной деятельности, определение средств для ее осуществления

Познавательные

извлечение необходимой информации из предложенного материала;

структурирование информации в виде записи выводов и определений

Коммуникативные

 сотрудничество, способствующее продуктивной деятельности

Личностные

 правильное изложение своих мыслей, понимание смысла поставленной задачи

Задачи

Обучающие:

  • Формировать у учащихся навыки решения уравнений, содержащих более одного действия;
  • Формировать умение формулировать определение уравнения, корней уравнения;
  • Формировать умение применять изученные свойства решения уравнений и задач с помощью уравнений

Развивающие:

  • Развивать информационную культуру учащихся, математическую речь;
  • Развивать умения применять полученные знания;
  • Развивать логическое мышление, смекалку.

Воспитательные:

  • Прививать навыки доброжелательного общения;
  • Формировать активность, самостоятельность, ответственность.

Методы: словесный (беседа, рассказ, работа с учебником);

                наглядный (объяснительно-иллюстративный);

                практический (выполнение заданий)

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная

Организационная структура урока

Этапы уроки

Задачи урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию (собрать индивидуальные РНО у учащихся), организация внимания детей.

Чем мы занимались на прошлом уроке?

Сегодня мы применим наши навыки приведения подобных слагаемых для изучения новой темы.

Включаются в деловой ритм урока.

Приводили подобные слагаемые

 

 Да - Нет

Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Эпиграф к уроку: "Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно."

 (А. Эйнштейн)

Догадались какую тему мы будем сегодня изучать?

3

Актуализация знаний.

Развитие исследовательских навыков, дифференцированного подхода в обучении

Учитель: Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета:

1.Раскройте скобки: №1 с. 245

2. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

3.Обратите внимание на записи.

На доске:  

5(x-3) = 20;

a-4+b;  

x+8=-15;  

4b;  

7,5-3k;

5x=2x+6;

6m -1.

  Внимательно их изучите и ответьте на вопросы.

- На какие две группы можно разделить написанное?

- Как можно назвать каждую из групп?

- Интересна ли для нас 1 группа: выражения?

- А вторая? Почему?

4. Итак, еще раз. Кто теперь догадался, а кто убедился какая тема сегодняшнего урока?

5. Исходя из названия темы, давайте сформулируем цель нашего урока.

6. Для того, чтобы достичь цели урока, какие задачи нам надо поставить?

1.Решают в уме, один из учеников проговаривает ответ

2. Делают записи в тетради.

3.Учащиеся внимательно смотрят на записи, отвечая на вопросы:

  1. 2) На уравнения и выражения
  1. Нет
  2. Да, потому что уравнения можно решить.

4. Ребята объявляют тему урока и записывают в тетради:

«Решение уравнений».

5. Формулируют цель: познакомиться с разными видами уравнений; научиться их решать.

6. Формулируют задачи:

1)вспомнить основные понятия, свойства, которые можно отнести к уравнениям;

2)изучить материал учебника по этой теме;

3)внимательно слушать учителя;

4)делать необходимые записи в тетрадях.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

4.

Изучение нового материала.

Овладеть приемами решения уравнений.

Работа с текстом. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми способов решения уравнений.

1.Подготовительный этап.

– А что значит «решить уравнение»?

– Итак, уравнение – это равенство. А в жизни мы

встречаемся с понятием равенство?

Актуализация и постановка проблемы.

– Давайте посмотрим. Весы находятся в равновесии. Что произойдет, если с одной чаши весов убрать

груз?

– А что надо сделать, чтобы весы снова оказались в

равновесии?

– Это свойство «весов» нам еще пригодится.

- Давайте вернемся к началу нашего урока. В тетрадях запишем 1 уравнение и решим его. Какие существуют способы решения данного уравнения?  

- Хорошо! Давайте сначала решим уравнение, применив распределительное свойство умножения:

1 способ

5(x-3) = 20

5x-15=20

5x=20+15

5x=35

x=35:5

x=7

- А сейчас по правилу отыскания неизвестных компонентов

2 способ

5(x-3) = 20

- Что неизвестно в уравнении?

- Как найти неизвестный множитель?

x-3=20:5

x-3=4

x=4+3

x=7

-Что мы получили в итоге?

- Что называется корнем уравнения?

-Число 7 является корнем уравнения x-3=4

и уравнения 5(x-3) = 20, так как 7-3=4 и 5(7-3) = 20.

- Как из первого уравнения можно получить второе?

Мы с вами убедились, что корнем этих двух уравнений является одно и то же число. Поэтому:

Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и тоже число, не равное нулю.

2. Снова вернемся к началу урока и теперь рассмотрим второе уравнение: x+8= - 15. Как его можно решить?

Это уравнение решается с использованием зависимостей между компонентами и результатами математических действий. Но изучение отрицательных чисел дает возможность решить эти уравнения иначе.

- Вспомним, чему равна сумма противоположных чисел?

- Как можно получить в левой части уравнения только с x?

- Рассмотрим решение этих уравнений.

x+8= - 15                  

x= -15-8            

x=-23                        

- Мы видим, что слагаемые без переменной перешли из левой части уравнения в правую с противоположным знаком.

 - А сейчас рассмотрим третье уравнение и решим его:5х=2х+6

- Чем данное уравнение отличается от предыдущего?

- Как его можно решить?

- Нужно получить такое уравнение, чтобы слагаемые с x были только слева. Что для этого необходимо сделать?

5х=2х+6

5x+ (-2x) = 6

3x=6

x=6:3

x=2

- Хорошо! Давайте рассмотрим такой вопрос: Вы собираетесь за границу. О чем в первую очередь вы должны подумать, когда пересечете границу?

- Правильно, пересекая границу, вам обязательно надо поменять паспорт.

- Давайте представим, что знак «=» - это граница, а знак числа – это ваш паспорт. Когда мы пересекаем границу, меняем паспорт, то есть, если число переносим из одной части в другую, мы должны поменять знак.

Корни уравнения не изменяются, если любое слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак.

1.  Отвечают на вопросы:

1)Найти все значения

неизвестных, при которых оно обращается в верное равенство или установить, что таких значений нет.

2) Называют возможные варианты, например,  при взвешивании

3) Чаша с гирями перевесит.

4) Убрать гири. 

5)Записывают уравнение в тетрадях, предлагают варианты решения.

6)Вспоминают распределительное свойство умножения и решают уравнение в тетрадях, комментируя вместе с учителем ход решения.

7)Отвечают на вопросы: Множитель

8)Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель

9) Корень уравнения x=7

Корнем уравнения называют то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство

10) Это уравнение можно получить, разделив обе части данного уравнения на 5 или умножив обе части на 1\5.

11) Записывают в тетрадях вывод.

1)Записывают уравнение в тетрадях, предлагают возможные варианты, решая уравнение  

2) Нулю

3)Прибавить или отнять противоположные числам в правой части.

4) Неизвестное есть и в правой и в левой части уравнения.

5) Предлагают варианты решения уравнения

6) Для этого надо неизвестное число из правой части перенести в левую часть

7) Слушают, отвечают на вопросы.

8) Записывают в тетрадях вывод.

5

Этап первичное осмысление и закрепление знаний

Установление правильности и осознанности изучения темы.

1.  Принято при решении уравнений переносить слагаемые так, чтобы в левой части уравнения были неизвестные числа, а в правой - известные числа.

Решить №1151(1-4) и 1153(1,2), 1155 с комментированием попарно.

- Решают в тетрадях, один из учеников комментирует решение с места

Регулятивные: контроль, Познавательные: умение сделать правильный выбор, Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль

6

Повторение. Этап Закрепления изученного материала.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов

действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду

а если хотите научиться решать уравнения, РЕШАЙТЕ ИХ!»

Решить №1174 и 1175.

После самостоятельного решения (некоторые ребята, назначенные учителем решают в парах), проверяем результаты, учитель выводит верное оформление и решение на интерактивную доску.

Самостоятельное выполнение заданий с применением новых

свойств уравнений, проверяем результаты, какие получили ответы? Выясняют правильный ответ, сверяя с интерактивной доской.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение.

7

Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Что изучили сегодня на уроке? Вопросы 1-3 с.244

Называют правила: перенос слагаемых и умножение обеих частей уравнения на одно и тоже число.

Регулятивные: оценка, осознание уровня и качества усвоения; контроль

8

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Наш урок подходит к концу, с начала запишем домашнее задание, затем подведем итоги.

- На доске: Домашнее задание: §41, вопросы 1-3, № 1152(1-3), 1154(1,2), 1156

- Ваши вопросы по домашнему заданию.

Записывают домашнее задание задают вопросы если есть вопросы по заданию.

Коммуникативные: умение организовать свою работу.

9

Рефлексия

Рефлексия, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

- А теперь подведем итоги:

Что мы хотели узнать?

Что мы узнали?

На все ли вопросы мы получили ответы?

 - Давайте еще раз вспомним определение уравнения, корня уравнения.

- Итог урока каждый из вас подведет с помощью телеграммы; то есть в виде одного краткого предложения, которое выразит ваше отношение к уроку.

Ученики оценивают свою работу.

1) Проводят самоанализ, отвечают на вопросы; вспоминают правила; определение уравнения, корня уравнения.

2) В конце своей работы каждый ученик пишет телеграмму. По желанию зачитывают на весь класс

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...