Мастер-класс по математике в 11 классе "Применение производной функции при решении задач ЕГЭ"
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) на тему
Урок алгебры в 11 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Бухоловская СОШ»
Мастер-класс по математике в 11 классе по теме:
«ПРИМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ ФУНКЦИИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЕГЭ»
Учитель математики
Севостьянова Н.Р.
2015 г.
Цель мастер-класса: развивать у учащихся навыки применения теоретических знаний по теме «Производная функции» для решения задач единого государственного экзамена.
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме
«Производная функции», рассмотреть прототипы задач ЕГЭ по данной теме, предоставить обучающимся возможность проверить свои знания при самостоятельном решении задач.
Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, навыков самооценки и самоконтроля; формированию основных ключевых компетенций (сравнение, сопоставление, классификация объектов, определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, способность самостоятельно действовать в ситуации неопределённости, контролировать и оценивать свою деятельность, находить и устранять причины возникших трудностей).
Воспитательные: способствовать: формированию у учащихся ответственного отношения к учению; развитию устойчивого интереса к математике; созданию положительной внутренней мотивации к изучению математики.
Технологии: индивидуально–дифференцированного обучения, ИКТ.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование и материалы для урока: проектор, интерактивная доска, ПК для каждого ученика, тренажёры (Приложения №1 и №2),презентация к уроку (Приложение №3).
Пояснение к мастер - классу. Данный мастер – класс проводится в 11 классе с целью подготовки к ЕГЭ. Нацелен на применение теоретического материала по теме «Производная функции» при решении экзаменационных задач.
Продолжительность мастер – класса – 45 мин.
Ход мастер-класса
«Лишь дифференциальное исчисление дает естествознанию
возможность изображать математически
не только состояния, но и процессы: движение»
Ф.ЭНГЕЛЬС
I. Оргмомент
Ребята, здравствуйте, садитесь!
Сегодня у нас присутствуют гости, посмотрите на них и улыбнитесь. Посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь, ведь веселому человеку легче добиться успеха.
Эпиграфом к нашему уроку мне хотелось бы взять высказывание Конфуция:
Три пути ведут к знаниям:
- путь размышления – этот путь самый благородный,
- путь подражания – этот путь самый легкий,
- путь опыта – этот путь самый горький.
Таким образом, на уроке мы будем размышлять, подражать и набираться опыта.
Желаю вам успехов.
II. Сообщение темы, цели мастер - класса, мотивация учебной деятельности
Тема нашего занятия «Производная функции в заданиях ЕГЭ».
Всем известно высказывание «Мал золотник да дорог». Одним из таких «золотников» в математике является производная. Выдающийся русский математик и кораблестроитель академик Алексей Николаевич Крылов (1863-1945г.) однажды заметил, человек обращается к математике « не затем, чтобы любоваться неисчислимыми сокровищами, ему прежде всего нужно ознакомиться со столетиями испытанными инструментами и научиться ими правильно и искусно владеть». С одним из таких инструментов мы уже хорошо знакомы – это производная.
На прошлом уроке мы обозначили проблему, над которой вы должны были поработать дома.
«Помимо проблемы итоговой аттестации возникают вопросы и сомнения, в какой мере приобретаемые в этой области знания могут и будут востребованы в дальнейшем, насколько оправданы затраты времени на изучение этой темы».
Зачем нужна производная?
Где мы встречаемся с производной и используем её?
Можно ли без производной обойтись в математике и не только?
III. Проверка домашнего задания
Итак, к каким вы пришли выводам, отвечая на поставленные вопросы?
1 группа. Производная функции используется всюду, где есть неравномерное протекание процесса: это и неравномерное механическое движение, и переменный ток, и химические реакции и радиоактивный распад вещества и т.д., так как механический смысл производной - это мгновенная скорость.
Производную применяют для исследования функции и построения ее графика, для нахождения наибольшего и наименьшего значений функции.
Слова «производная» и «произошло» имеют похожие части слова, да и смысл похож: производная происходит от исходной функции. Производная - часть математической науки, одно из её звеньев. Нет этого звена - прерваны связи между многими понятиями.
2 группа. Актуальность темы “Производная в школьном курсе математики” следует из того, что человек в повседневной деятельности постоянно сталкивается с решением задач, которые могут быть полностью описаны с помощью функций на математическом языке, а между тем производная является мощным орудием исследования функций. Тема “Производная и ее применения” является одним из основных разделов начал математического анализа. При изучении тех или иных процессов и явлений часто возникает задача определения скорости этих процессов. Её решение приводит к понятию производной, являющемуся основным понятием дифференциального исчисления. Метод дифференциального исчисления был создан в XVII и XVIII вв. С возникновением этого метода связаны имена двух великих математиков – И. Ньютона и Г.В. Лейбница. Ньютон пришёл к открытию дифференциального исчисления при решении задач о скорости движения материальной точки в данный момент времени (мгновенной скорости).
3 группа. Оказывается также, что с помощью производной можно упрощать алгебраические и тригонометрические выражения, раскладывать на множители, доказывать тождества и неравенства и, даже, решать вопрос о существовании корней квадратного уравнения.
На практике часто приходится решать так называемые задачи на оптимизацию (optimum-наилучший). Инженеры-технологи стараются так организовать производство, чтобы выпускалось как можно больше продукции; конструкторы пытаются разработать прибор для космического корабля так, чтобы масса прибора была наименьшей; экономисты стараются спланировать связи завода с источниками сырья так, чтобы транспортные расходы оказались минимальными и т.д.
4 группа. Можно сделать вывод, что производная – одно из самых важных понятий математического анализа. Знание производной позволяет решать многочисленные задачи по экономической теории, физике, алгебре и геометрии.
Ну, что же, убедили! Внимание на экран. Проверим, как вы справились с домашним заданием.
1) Даны графики функции и графики производных. Для каждой из функций, графики которых изображены в верхнем ряду, найдите график ее производной.
2) Найдите пары “функция – график производной этой функции”.
3)Завершите фразы: “Если на отрезке [1; 3] производная ……., то на этом отрезке функция …….
В ходе проверки домашнего задания мы еще раз убедились, что свойства функции и её график связаны с производной.
IV. Фронтальная работа
Мы изучили «Кодификатор элементов содержания по МАТЕМАТИКЕ для составления контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ», «Кодификатор требований к уровню подготовки выпускников», «Спецификацию контрольных измерительных материалов», «Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2015» и выяснили, что знания и умения о функции и её производной нужны для успешного решения задач В8 и В14.
- Рассмотрим основные типы задач В8 ЕГЭ.
Готовимся к ЕГЭ. Тренажер по теме «Производная». Задание В8.
V. ФИЗМИНУТКА
- Знаете ли вы, что такое «царственная осанка»?
Попробуем принять царственную позу: спина прямая, мышцы головы без напряжения, выражение лица очень значительное: ведь вы знаете что такое производная, правила дифференцирования, умеете составлять уравнения касательных, которое не по силам даже царственным особам. Очень быстро активизируем свой мозг. Для этого интенсивно промассажируем межбровную точку: указательным пальцем правой руки делаем 5 круговых движений в одну сторону и в другую. Повторим это 3 раза.
VI. Проверочная работа: Геометрический смысл производной, касательная.
Итак, мы вспомнили геометрический смысл производной и сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу. Открыли сайт «Решу ЕГЭ», задача В8, тема «Геометрический смысл производной, касательная».
VII. Решение задач В14 ЕГЭ.
А сейчас рассмотрим основные типы задачи В14 ЕГЭ, в которых необходимо исследовать с помощью производной.
Работаем с сайтом «Решу ЕГЭ» в тетради и на доске.
Вспомним алгоритм отыскания наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке:
- найти область определения функции;
- найти производную;
- найти критические точки и отобрать из них те, которые лежат внутри данного промежутка;
- вычислить значения функции в отобранных точках;
- выбрать из полученных значений наибольшее или наименьшее.
Ученик работает на доске.
Вариант 2 (наибольшее значение функции на отрезке)
Вспомним алгоритм исследования функции на экстремумы:
- найти область определения функции;
- найти производную;
- найти критические точки функции;
- отметить на координатной прямой все критические точки;
- определить знак производной на каждом из полученных промежутков.
Ученик работает на доске.
Вариант 6 (точка минимума)
Ученики работают на доске.
Вариант 8 (точка максимума), вариант 5 (наименьшее значение функции на отрезке)
VIII. Подведение итогов.
Итак, подведем итоги. В каких заданиях ЕГЭ вам необходимы знания производной?
Предлагаю вам сформулировать, что нужно знать и уметь для успешного выполнения задания В8 и В14 на ЕГЭ.
- Правила дифференцирования.
- Производные основных элементарных функций.
- Геометрический и физический смысл производной.
- Необходимый признак возрастания и убывания функции.
- Понятия экстремумов.
- Алгоритм отыскания наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке.
- Алгоритм исследования функции на экстремумы.
IX. Домашнее задание.
1. Оформить в виде методического пособия рекомендации(с подробным описанием) для решения задач В8 и В14 ЕГЭ.
2. Продолжить работать с открытым банком заданий ЕГЭ: решить все задачи В14 вариантов 1-15 (сайт «РЕШУ ЕГЭ»).
10. Заключение.
Сегодня мы с вами рассмотрели основные типы заданий по теме «Производная», наиболее часто встречающиеся на ЕГЭ. Надеюсь, что знания, полученные на уроках математики, вы сможете успешно применить не только при сдаче ЕГЭ, но и в дальнейшей своей учёбе.
Закончить наш урок мне хотелось бы словами Аристотеля: “УМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО В ЗНАНИИ, НО И В УМЕНИИ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ”.
Спасибо за урок. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры в 10 классе "Применение свойств тригонометрических функций к решению задач В-12"
Применение метода математического моделирования к решению задач....
ЭОР "Применение производной к исследованию функций, построению графиков функций и решению задач"
Разработка открытого урока по алгебре в 11 классе по теме "Применение производной к исследованию функций, построению графиков функций и решению задач"...
Применение производной к исследованию функции в решении задач при подготовке к ЕГЭ. 11 класс.
Данный урок является одним из уроков, отведенных в 11 классе по теме "Производная" Ход урока: I. Организационный момент (1 мин)....
Методическая разработка мастер-класса для учителей математики "Решение геометрических задач с помощью техники оригами"
В данной статье показан пример использования техники оригами на уроке геометрии при доказательстве теоремы "Сумма углов треугольника". Приведены результаты контрольных срезов после классического объяс...
Геометрический смысл производной: три способа решения задачи на касательную
Предлагаю материал для самообразования учащихся по теме: «Геометрический смысл производной»...
Интегрированный урок по математике, физике "Применение графиков функций к решению физических задач
Интегрированный урок по математике+физике "Применение графиков функций к решению физических задач" 9 класс...
Интегрированный урок по математике и физике по теме "Функция. Применение свойств и графиков некоторых функций в решении задач и при подготовке к ОГЭ".
Разработка интегрированного урока по физике и математике по теме "Функция. Применение свойств и графиков функций в решении задач при подготовке к ОГЭ"....