«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики»
методическая разработка по алгебре на тему
Доклад
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики»
В процессе своей педагогической деятельности я работаю над темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики».
Математика в школе — это учебный предмет, а учебный предмет должен быть интересен. Если будет интерес, тогда и «учение будет с увлечением». Будет развиваться и память, и мышление, и внимание.
Что требует от нас, учителей, сегодняшний день? Творчески подходить к своей работе, учитывать изменения, произошедшие в сознании и здоровье учащихся, быть в курсе современных событий, уверенно владеть современными технологиями.
Математика является наиболее трудоемким учебным предметом. Поэтому одной из главных задач учителя математики является формирование и развитие навыков изучения математики, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут учащихся к усвоению компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные способности учащихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Я стараюсь, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществлять передачу опыта, но и укреплять веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать в себе силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.
Хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий.
Способы активизации познавательной деятельности, которые я использую на уроках:
1. Создание атмосферы заинтересованности: достижение поставленной цели, оценка труда.
2. Стимулирование к диалогу, то есть создание такой ситуации, в которой ребята должны защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания; задавать вопросы учителю, товарищам; рецензировать ответы товарищей, сочинения, другие творческие работы, вносить коррективы, давать советы; делиться своими знаниями с другими; помогать товарищам при затруднениях.
3. Побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько решений предпринятых самостоятельно
4. Смена форм деятельности повышает работоспособность ребят на уроке (устная работа, работа с классом, самостоятельная работа, индивидуальные задания, самопроверка, игровые элементы)
5. Физкультурная минутка; можно пошутить, дать ребятам снять напряжение, усталость;
6. Попросить ребят составить карточки-задания друг для друга;
7. Сильный ученик опрашивает слабого (практикуется при доказательстве теорем);
8. Поощрение любой познавательной деятельности учащихся,
9. Высокий темп урока: план составляется так, чтобы каждый ребенок был занят, таким образом у учеников не остается свободного времени, чтобы отвлекаться (ни минуты свободного времени на уроке).
Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро вызывают скуку. Работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся наиболее эффективна, а качество знаний учащихся выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие их познавательный интерес. В своей работе я использую приемы, методы, которые позволяют вовлечь учащихся в активную, познавательную, творческую деятельность.
В своей работе я применяю технологию проблемного обучения.
Для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках маленьких проблем типа: «Что бы это значило?» и старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос.
Так как же создавать эти проблемные ситуации, какие существуют варианты их постановки? Например: В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они, обычно, слепо копируют его решение. При решении какой-либо задачи умышленно делаю ошибку:
(х+5)*2-5=15
(х+5)*2=15-5 (умышленная ошибка)
(х+5)*2=10
х+5=10:2
х+5=5
х=0.
Естественно при проверке ответ не сходится. Я удивляюсь, делаю вид, что не понимаю, в чем же тут дело. И даю задание: «Найдите мою ошибку». В результате все до единого увлеченно решают самостоятельно данный пример и с восторгом находят ошибку учителя. Они решили проблему, решили увлеченно и самостоятельно. Более того, многократные тренировки такого рода заставляют учеников очень внимательно следить за мыслью и решением учителя и, естественно, за своими записями. Результат – внимательность и заинтересованность на уроках.
Проблемный вопрос можно поставить в задаче с несформулированным вопросом, задаче с недостающими данными, задаче с излишними данными, задаче с несколькими решениями.
Решите задачу несколькими способами. Какой из них наиболее простой.
Достаточно много времени тратится и на уроке на разрешение той или иной проблемы, но это время более ценно по сравнению с тем, которое тратилось бы на подачу готовых знаний.
«Игра» - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны понять». – писал А.М.Горький. Познание математики через игры прививает к ней любовь. В процессе игры на уроках математики у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированны. Элементы игры я включаю в урок. Например, после изучения темы «Формулы сокращенного умножения» для закрепления и проверки знаний учащихся можно предложить игру «Смотри не ошибись!». На доску записываются несколько формул и примеров по данной теме.
1.
2.
3.
4.
5.
Учитель поочередно вызывает по одному ученику от каждой команды и просит вместо квадратика написать букву или число так, чтобы выполнялось равенство. После окончания этой работы предлагается всем внимательно просмотреть и проверить записи. Дальше закрывается сначала правая часть формул и требуется воспроизвести левую затем наоборот. Далее игра усложняется: закрываются все записи и требуется по памяти воспроизвести их. К доске вызываются учащиеся поочередно из каждой команды. Выполнивший задание приносит команде 5 очков, не справившийся – лишает команду 3 очков. За нарушение дисциплины снимается 1 очко. Отдельным учащимся после игры выставляются оценки в журнал.
При изучении темы «Прямоугольная система координат на плоскости» можно использовать игру «Соревнование художников». На доске записаны координаты точек. Если на координатной плоскости каждую точку последовательно соединить с предыдущим отрезком, то в результате получится определенный рисунок. Ребятам очень нравится эта игра.
Так же в своей работе я использую такие дидактические игры как «Математическая цепочка», «Соревнование-эстафета», «Математическое лото», «Кто быстрее достигнет флажка» и другие. Большой арсенал игр предлагает нам телевидение: «Счастливый случай», «Поле чудес», «Звездный час», «Слабое звено», КВН, «Что? Где? Когда?» и другие.
Исходя из особенностей предмета математики, следует различать игры-состязания и игры –олимпиады. В первом случае победа обеспечивается в основном за счет скорости выполнения вычислений, преобразований, доказательств теорем, но без ущерба качеству выполнения задания, во втором - победа обеспечивается за счет качества решений задач повышенной трудности. Первые полезны для выработки автоматизма действий, а вторые - для воспитания серьезного отношения к математике.
В школьной практике и в методической литературе принято делить методы обучения на стандартные и нестандартные.
В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения. Нестандартные уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика.
Наиболее частые типы нетрадиционных уроков: урок - сказка, урок - КВН, урок - путешествие, урок - спектакль, урок - викторина, урок - игра, урок - аукцион, урок - конференция, урок - соревнование, урок – эстафета. Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся, закреплении и повторении изученного.
Необходимо искать эффективные методики и технологии. Одной из наиболее действенных технологий я считаю ИКТ.
• Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
• Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
• В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения.
• В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
• В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Можно выделить наиболее эффективные приемы применения компьютерных технологий:
при проведении устного счета – даёт возможность оперативно представлять задания и корректировать результаты их выполнения;
при изучении нового материала – позволяет иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами;
при проверке фронтальных самостоятельных работ – обеспечивает быстрый контроль результатов;
при решении задач обучающего характера – помогает выполнить рисунок, составить план работы, контролировать промежуточный и окончательный результаты работы по плану.
Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.
В целях повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, для развития самостоятельности в овладении знаниями необходимо разнообразить формы контроля знаний учащихся. С этой целью практикую проведение зачетов. На зачет выношу основные теоретические вопросы и задачи, имеющие сравнительно большую образовательную ценность.
Каждый ученик на зачете получает карточку, в котором указаны два задания: теоретический вопрос и задача. Учащиеся, первым сдавшие зачет, становятся ассистентами и принимают зачет у своих одноклассников.
Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят, и повышая их собственные усилия в овладение знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к математике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе 8 вида.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В ...
Использование информационных ккомпьютерных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики
Реферат, презентация, план урока...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики
Из опыта работы...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся
На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики на примере урока алгебры в 8-м классе
Цель:повторить, обобщить полученные знания по теме "Квадратные уравнения"; учить проводить сравнительный анализ, делать выводы...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность
«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...
Эффективный урок. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики...