Математическая игра для учащихся 10 класса «Математика и факты»
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему
Математическая игра для учащихся 10 класса
«Математика и факты»
Подготовила: учитель математики Т. А. Белова
Цели проведения игры:
· стимулировать интерес к математике;
- способствовать развитию логического мышления, умения быстро думать и принимать правильное решение;
- способствовать развитию сообразительности, интуиции и находчивости учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_i_fakty_igra_dlya_10_kl.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Математическая игра для 10 класса
«Математика и факты»
Подготовила: учитель математики Т. А. Белова
Цели проведения игры:
- стимулировать интерес к математике;
- способствовать развитию логического мышления, умения быстро думать и принимать правильное решение;
- способствовать развитию сообразительности, интуиции и находчивости учащихся.
Ведущий 1: Внимание! Внимание! Приглашаем всех отправиться в веселую страну «МиФ». Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку!
Ведущий 2: Итак, встречайте, Наше жюри: (представление жюри)
Ведущий 1: Внимание… Команда "СИНУС", капитан команды…:
Ведущий 2: И команда "КОСИНУС", капитан команды… :
Ведущий 1: Проведем жеребьёвку: из слова "ГИПОТЕНУЗА" по очереди составлять слова. Та команда, которая не сможет сказать слово, будет второй.) Одна минута на размышление…
Ведущий 2: Уважаемые игроки, ваши варианты…
Ведущий 1: Слово жюри…
Ведущий 2: А теперь следующий конкурс:
РАЗМИНКА.
Ведущий 1:В этом конкурсе надо как можно быстрее отвечать на мои вопросы (вам дается 1 минута). Каждый правильный ответ приносит вам 1 балл. Готовы? Внимание!
Вопросы для первой команды:
- 1% от 1 000 рублей? (10 руб)
- Единица скорости на море? (узел)
- Большой любитель чужих секретов в Интернете? (хакер)
- Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения? (Виет)
- Книзу летит капельками, а кверху – невидимкою. (вода)
- Фигура, образующаяся при пересечении двух прямых? (угол)
- Результат математического действия? (ответ, решение)
- Я увидел свой портрет, отошел – портрета нет. (зеркало)
- Иногда эту глобальную систему называют Сетью … (Интернет)
- Как называется утверждение, принимаемое без доказательств? (аксиома)
- Дерево даешь – съедает, от воды же умирает. (огонь)
- Раздел геометрии, изучающий свойства фигур в пространстве? (стереометрия)
Ведущий 2: А теперь вопросы второй команде, готовы? Тогда начали:
- Как называется сотая часть числа? (процент)
- Назовите единицу массы драгоценных камней? (карат)
- Игрок-профессионал и ценитель компьютерных игр. (геймер)
- Основная часть Интернета – Всемирная … (паутина)
- Угол, на который поворачивается солдат по команде "кругом"? (180°)
- Над водою – ушко, под водою брюшко. (айсберг)
- Направленный отрезок? (вектор)
- Древнегреческий математик, астроном, философ, именем которого названа теорема об отрезках, лежащих на двух прямых, пересекаемых параллельными прямыми? (Фалес)
- К дальним селам, городам
кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это … (электричество) - Как называется утверждение, требующее доказательств? (теорема)
- Ты за ней – она от тебя,
Ты от неё – она за тобой. (тень) - Раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости? (планиметрия)
Ведущий 1: Молодцы, разминка завершена, а с каким результатом, слово жюри.
Ведущий 2: Следующий конкурс «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК».
Ведущий 1: За правильный ответ команда получает 4 балла.
Ведущий 2: Назовите предмет, лежащий в чёрном ящике. Существует легенда о греческом изобретателе Дедале и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это он поплатился жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.
Ведущий 1: Этот самый древний предмет пролежал в земле 2 000 лет. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. За многие сотни лет конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько она совершенна. ЧТО ЛЕЖИТ В ЧЁРНОМ ЯЩИКЕ? (Ответ: циркуль)
Ведущий 2: Слово предоставляется жюри…
Конкурс "А знаете ли Вы его?"
Ведущий 1: А теперь проверим знания команд по истории математики и физики.
За каждый правильный ответ – 4 балла. Подсказка "отнимает" 1 балл. В первом вопросе для команд 2 подсказки, во втором – одна.
Вопрос 1: Задолго до нашей эры потребности счета привели человека к понятию натурального числа. Постепенно математики Вавилона, Египта, Китая, Греции ещё до нашей эры заложили основы науки – теории чисел. В России крупнейшими представителями теории чисел были Чебышев, Виноградов и человек, о котором далее пойдет речь.
Ведущий 2: По происхождению швейцарец. Однако более 30 лет прожил в России, где его избрали членом Петербургской Академии Наук. Он так описывает роль России в своем творчестве: "Его королевское величество (Фридрих II) недавно меня спрашивал, где я изучил то, что знаю. Я, согласно истине, ответил, что всем обязан моему пребыванию в Петербургской Академии Наук".
Ведущий 1: Назовите этого человека.
Ведущий 2: /подсказка 1/ С его именем связано обозначение отношения длины окружности к ее диаметру греческой буквой π (пи).
Ведущий 1: /подсказка 2/ Он написал учебник "Полное введение а алгебру", по образцу которого в дальнейшем писались другие учебники алгебры.
Ведущий 2: Ваш ответ? (Ответ: Леонард Эйлер, комментарий жюри)
Ведущий 1: Вопрос 2. С 14 лет жизнь этого человека была связана с Казанским университетом. С 22 лет он преподает в университете: читает лекции по математике, физике, астрономии; заведует обсерваторией, возглавляет библиотеку.
Ведущий 2: Это о нем сказал поэт Фирсов:
Когда-то, здесь, на площади широкой,
По этой вот казанской мостовой,
Задумчивый, неторопливый, строгий,
Он шел на лекции – великий и живой.
Назовите имя и фамилию этого человека.
Ведущий 1: /подсказка 1/ В 35-летнем возрасте он становится ректором Казанского университета и возглавляет его 19 лет.
Ведущий 2: /подсказка 2/ Он выдвинул новую геометрии, является создателем неевклидовой геометрии, которую в его время почти никто не понял. (Ответ: Лобачевский Николай Иванович, комментарий жюри).
Ведущий 1: Вопрос 3. Эта женщина, жившая в V в. до н.э., была профессором философии в Александрийском музее египетского города Александрия. В его библиотеке стояли миллионы свитков папируса, на которых были записаны сочинения по истории и географии, математике и физике, философии и поэзии. Женщина-математик древности занималась математическими исследованиями и была очень красноречива. Её советы ценили и поэты, и правители города. Назовите имя первой женщины-математика.
Ведущий 2: /Подсказка/ Некоторое время она жила в Афинах, неустанно совершенствуя свое образование. По возвращении на родину, приступает к работе в доме муз, где преподает математику и философию. Поэты слагали о ней стихи. Именно за то, что она хранила заветы древней науки, её ненавидел епископ Кирилл. В 415 году, науськанная епископом, толпа христианских монахов растерзала эту выдающуюся женщину.
Ведущий 1: ваши варианты ответов? (Ответ: Гипатия Александрийская)
Ведущий 2: Последний (четвертый) "исторический" вопрос:
Большая потребность в грамотных людях в военном деле, кораблестроении, в горной металлургической промышленности привела к созданию в России широкой сéти общеобразовательных и специальных школ и училищ. С этой целью в 1701 году Петром I была создана " Математических и навигационных наук школа". Это была первая в России школа, в которой преподавались основные разделы математики: арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия плоская и сферическая…
Ведущий 1: В 1702 году в школу был назначен преподавать арифметику, геометрию и тригонометрию. Математик, который затем стал старшим учителем и заведующим учебной частью школы. Ему было поручено с 1714 года набирать учителей в Цифирные школы, учрежденные Петром I по всей России. Назовите имя этого человека.
Ведущий 2: Кто этот интересный человек? Ваш ответ…
/Подсказка/ Его учебник "Арифметика, сиречь наука численная" издан в 1703 году в Москве тиражом 2400 книг. Михаил Ломоносов высоко оценил эту книгу и назвал её "вратами учёности". Сам Ломоносов не только изучал "Арифметику", но и знал её наизусть.
(Ответ: Магницкий Леонтий Филиппович, комментарии жюри…)
Ведущий 2: Внимание, внимание! ЧЁРНЫЙ ЯЩИК ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ!
Ведущий 1: История возникновения этого предмета насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. В древности этот предмет называли клепсидрами. Назовите этот предмет.
Ведущий 2: /подсказка 1/ Почти у каждого есть эта замечательная вещь.
Ведущий 1: /подсказка 2/ На протяжении веков эта вещь постоянно совершенствовалась и претерпевала изменения, уменьшалась в своих размерах, становясь унифицированной, В разное время в это внесли свою лепту Галилео Галилей, папа Римский, инженер Кулибин.
Ведущий 2: /подсказка 3/ В начале ХХ века поставщиком двора его величества этой важной вещи был владелец знаменитой фамилии. Спустя годы, его внук, знаменитый спортсмен, играющий в НХЛ, занялся наследственным бизнесом.
Ведущий 1: /подсказка 4/ Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, водяные, песочные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные. (Ответ: часы)
Ведущий 1: Следующий конкурс "ТЕМНАЯ ЛОШАДКА". Правильный ответ – 2 балла.
Ведущий 2: Кому из известных русских писателей принадлежит это интересное, меткое арифметическое сравнение:
"Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что представляет собой человек, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит – меньше дробь".
Ведущий 1: (Ответ: Льву Толстому)
Ведущий 2: Следующий конкурс «ЗАГАДКИ». Правильный ответ – 1 балл
1.Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8)
2. Около столовой, где обедали лыжники, пришедшие из похода, стояли 20 лыж, а в снег было воткнуто 20 палок. Сколько лыжников ходило в поход? (10 лыжников)
3. Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3 внука)
4. Дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку и, наконец, вытянули. Сколько глаз смотрело на репку? (12 глаз)
5. Вдоль улицы стоят 100 домов. Мастера попросили изготовить номера для всех домов от 1 до 100. Чтобы выполнить заказ, он должен запастись цифрами. Не пользуясь карандашом и бумагой, подсчитайте в уме, сколько девяток потребуется мастеру? (20)
Ведущий 1: Для подведения итогов слово предоставляется жюри …
Ведущий 2: Мы благодарим Команды за участие.
Ведущий 1: Мы благодарим зрителей за поддержку.
Ведущий 2: Мы благодарим жюри за честный суд. До свидания, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математические игры для учащихся 5-6 классов
Математические игры, используемые на уроках и во внеурочной деятельности....
Математическая игра для учащихся 9 классов школы VIII вида
Игра разработана для учащихся 9 класса школы VIII вида. Содержит занимательный материал по предмету....
Методическая разработка интеллектуально-развлекательной математической игры для учащихся старшей школы "Счастливый случай"
Игра заключается в состязании двух команд, которые соревнуются в 7-ми геймах. Каждый гейм посвящен одному из разделов математики: алгебра, геометрия, тригонометрия, история математики,, арифметика, ло...
Математическая игра для учащихся 6-7 классов "Математическая регата"
Уважаемые коллеги.Предлагаю Вашему вниманию презентацию к игре "Математическая регата". Данная игра может быть проведена для учеников 6-7 классов в рамках декады математики. В игре принимают участие 3...
Математическая игра для учащихся 10-11 классов "Математик-бизнесмен"
Математическая игра для учащихся 10-11 кл.«Математик-бизнесмен»Одним из мероприятий недели естественно-математического цикла станло мероприятие, которое прошло в форме «бизнес-игры»....
Математическая игра для учащихся 9 класса «Своя игра»
Математическая иградля учащихся 9 классов«СВОЯ ИГРА»Подготовила: учитель математики Т. А. Белова Цель:· активи...
Математическая игра для 7 класса "Математика для всех"
Сценарий математической игры для 7 класса....