Математическая игра для учащихся 10 класса «Математика и факты»
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему

Татьяна Александровна Белова

Математическая игра для учащихся 10 класса

«Математика и факты»

                                                                                  Подготовила: учитель математики Т. А. Белова

Цели проведения игры:

·         стимулировать интерес к математике;

  • способствовать развитию логического мышления, умения быстро думать и принимать правильное решение;
  • способствовать развитию сообразительности, интуиции и находчивости учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_i_fakty_igra_dlya_10_kl.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Математическая игра для 10 класса 

«Математика и факты»

                                                                                  Подготовила: учитель математики Т. А. Белова

Цели проведения игры: 

  • стимулировать интерес к математике;
  • способствовать развитию логического мышления, умения быстро думать и принимать правильное решение;
  • способствовать развитию сообразительности, интуиции и находчивости учащихся.

Ведущий 1: Внимание! Внимание! Приглашаем всех отправиться в веселую страну «МиФ». Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку!

Ведущий 2: Итак, встречайте, Наше жюри: (представление жюри)

Ведущий 1: Внимание… Команда "СИНУС", капитан команды…:

Ведущий 2: И команда "КОСИНУС", капитан команды… : 

Ведущий 1: Проведем жеребьёвку: из слова "ГИПОТЕНУЗА" по очереди составлять слова.                      Та команда, которая не сможет сказать слово, будет второй.) Одна минута на размышление…

Ведущий 2: Уважаемые игроки, ваши варианты…

Ведущий 1: Слово жюри…

Ведущий 2: А теперь следующий конкурс:

РАЗМИНКА.

Ведущий 1:В этом конкурсе надо как можно быстрее отвечать на мои вопросы (вам дается 1 минута). Каждый правильный ответ приносит вам 1 балл. Готовы? Внимание!

                                 Вопросы для первой команды:

  1. 1% от 1 000 рублей? (10 руб)
  2. Единица скорости на море? (узел)
  3. Большой любитель чужих секретов в Интернете? (хакер)
  4. Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения? (Виет)
  5. Книзу летит капельками, а кверху – невидимкою. (вода)
  6. Фигура, образующаяся при пересечении двух прямых? (угол)
  7. Результат математического действия? (ответ, решение)
  8. Я увидел свой портрет, отошел – портрета нет. (зеркало)
  9. Иногда эту глобальную систему называют Сетью … (Интернет)
  10. Как называется утверждение, принимаемое без доказательств? (аксиома)
  11. Дерево даешь – съедает, от воды же умирает. (огонь)
  12. Раздел геометрии, изучающий свойства фигур в пространстве? (стереометрия)

Ведущий 2: А теперь вопросы второй команде, готовы? Тогда начали:

  1. Как называется сотая часть числа? (процент)
  2. Назовите единицу массы драгоценных камней? (карат)
  3. Игрок-профессионал и ценитель компьютерных игр. (геймер)
  4. Основная часть Интернета – Всемирная … (паутина)
  5. Угол, на который поворачивается солдат по команде "кругом"? (180°)
  6. Над водою – ушко, под водою брюшко. (айсберг)
  7. Направленный отрезок? (вектор)
  8. Древнегреческий математик, астроном, философ, именем которого названа теорема об отрезках, лежащих на двух прямых, пересекаемых параллельными прямыми? (Фалес)
  9. К дальним селам, городам
    кто идет по проводам?
    Светлое величество!
    Это … (электричество)
  10. Как называется утверждение, требующее доказательств? (теорема)
  11. Ты за ней – она от тебя,
    Ты от неё – она за тобой. (тень)
  12. Раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости? (планиметрия)

Ведущий 1: Молодцы, разминка завершена, а с каким результатом, слово жюри.

Ведущий 2: Следующий конкурс    «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК».

Ведущий 1: За правильный ответ команда получает 4 балла.

Ведущий 2: Назовите предмет, лежащий в чёрном ящике.  Существует легенда о греческом изобретателе Дедале и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это он поплатился жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.

Ведущий 1: Этот самый древний предмет пролежал в земле 2 000 лет. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. За многие сотни лет конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько она совершенна.   ЧТО ЛЕЖИТ В ЧЁРНОМ ЯЩИКЕ?    (Ответ: циркуль)

Ведущий 2: Слово предоставляется жюри…

Конкурс "А знаете ли Вы его?"

Ведущий 1: А теперь проверим знания команд по истории математики и физики.

За каждый правильный ответ – 4 балла. Подсказка "отнимает" 1 балл. В первом вопросе для команд 2 подсказки, во втором – одна.

Вопрос 1: Задолго до нашей эры потребности счета привели человека к понятию натурального числа. Постепенно математики Вавилона, Египта, Китая, Греции ещё до нашей эры заложили основы науки – теории чисел. В России крупнейшими представителями теории чисел были Чебышев, Виноградов и человек, о котором далее пойдет речь.

Ведущий 2: По происхождению швейцарец. Однако более 30 лет прожил в России, где его избрали членом Петербургской Академии Наук. Он так описывает роль России в своем творчестве: "Его королевское величество (Фридрих II) недавно меня спрашивал, где я изучил то, что знаю. Я, согласно истине, ответил, что всем обязан моему пребыванию в Петербургской Академии Наук".

Ведущий 1: Назовите этого человека.

Ведущий 2: /подсказка 1/ С его именем связано обозначение отношения длины окружности к ее диаметру греческой буквой π (пи).

Ведущий 1: /подсказка 2/ Он написал учебник "Полное введение а алгебру", по образцу которого в дальнейшем писались другие учебники алгебры.

Ведущий 2: Ваш ответ?      (Ответ: Леонард Эйлер, комментарий жюри)

Ведущий 1: Вопрос 2. С 14 лет жизнь этого человека была связана с Казанским университетом. С 22 лет он преподает в университете: читает лекции по математике, физике, астрономии; заведует обсерваторией, возглавляет библиотеку.

Ведущий 2: Это о нем сказал поэт Фирсов:

Когда-то, здесь, на площади широкой,
По этой вот казанской мостовой,
Задумчивый, неторопливый, строгий,
Он шел на лекции – великий и живой.

Назовите имя и фамилию этого человека.

Ведущий 1: /подсказка 1/  В 35-летнем возрасте он становится ректором Казанского университета и возглавляет его 19 лет.

Ведущий 2: /подсказка 2/ Он выдвинул новую геометрии, является создателем неевклидовой геометрии, которую в его время почти никто не понял.                                                               (Ответ: Лобачевский Николай Иванович, комментарий жюри).

Ведущий 1: Вопрос 3. Эта женщина,  жившая в V в. до н.э., была профессором философии в Александрийском музее египетского города Александрия. В его библиотеке стояли миллионы свитков папируса, на которых были записаны сочинения по истории и географии, математике и физике, философии и поэзии. Женщина-математик древности занималась математическими исследованиями и была очень красноречива. Её советы ценили и поэты, и правители города. Назовите имя первой женщины-математика.

Ведущий 2: /Подсказка/ Некоторое время она жила в Афинах, неустанно совершенствуя свое образование. По возвращении на родину, приступает к работе в доме муз, где преподает математику и философию. Поэты слагали о ней стихи. Именно за то, что она хранила заветы древней науки, её ненавидел епископ Кирилл. В 415 году, науськанная епископом, толпа христианских монахов растерзала эту выдающуюся женщину.

 Ведущий 1: ваши варианты ответов?  (Ответ: Гипатия Александрийская)

Ведущий 2: Последний (четвертый) "исторический" вопрос:

Большая потребность в грамотных людях в военном деле, кораблестроении, в горной металлургической промышленности привела к созданию в России широкой сéти общеобразовательных и специальных школ и училищ. С этой целью в 1701 году Петром I была создана " Математических и навигационных наук школа". Это была первая в России школа, в которой преподавались основные разделы математики: арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия плоская и сферическая…

Ведущий 1: В 1702 году в школу был назначен преподавать арифметику, геометрию и тригонометрию. Математик, который затем стал старшим учителем и заведующим учебной частью школы. Ему было поручено с 1714 года набирать учителей в Цифирные школы, учрежденные Петром I по всей России. Назовите имя этого человека.

Ведущий 2: Кто этот интересный человек? Ваш ответ…

/Подсказка/ Его учебник "Арифметика, сиречь наука численная" издан в 1703 году в Москве тиражом 2400 книг. Михаил Ломоносов высоко оценил эту книгу и назвал её "вратами учёности". Сам Ломоносов не только изучал "Арифметику", но и знал её наизусть.

(Ответ: Магницкий Леонтий Филиппович, комментарии жюри…)

Ведущий 2: Внимание, внимание!  ЧЁРНЫЙ ЯЩИК ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ!

Ведущий 1: История возникновения этого предмета насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. В древности этот предмет называли клепсидрами. Назовите этот предмет.

Ведущий 2: /подсказка 1/ Почти у каждого есть эта замечательная вещь.

Ведущий 1: /подсказка 2/ На протяжении веков эта вещь постоянно совершенствовалась и претерпевала изменения, уменьшалась в своих размерах, становясь унифицированной, В разное время в это внесли свою лепту Галилео Галилей, папа Римский, инженер Кулибин.

Ведущий 2: /подсказка 3/ В начале ХХ века поставщиком двора его величества этой важной вещи был владелец знаменитой фамилии. Спустя годы, его внук, знаменитый спортсмен, играющий в НХЛ, занялся наследственным бизнесом.

Ведущий 1: /подсказка 4/ Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, водяные, песочные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные.                                                                                                                         (Ответ: часы)

Ведущий 1: Следующий конкурс  "ТЕМНАЯ ЛОШАДКА". Правильный ответ – 2 балла.

Ведущий 2: Кому из известных русских писателей принадлежит это интересное, меткое арифметическое сравнение:

"Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что представляет собой человек, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит – меньше дробь".

Ведущий 1: (Ответ: Льву Толстому)

Ведущий 2: Следующий конкурс  «ЗАГАДКИ». Правильный ответ – 1 балл

1.Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8)

2. Около столовой, где обедали лыжники, пришедшие из похода, стояли 20 лыж, а в снег было воткнуто 20 палок. Сколько лыжников ходило в поход?  (10 лыжников)

3. Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки?  (3 внука)

4. Дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку и, наконец, вытянули. Сколько глаз смотрело на репку? (12 глаз)

5. Вдоль улицы стоят 100 домов. Мастера попросили изготовить номера для всех домов от 1 до 100. Чтобы выполнить заказ, он должен запастись цифрами. Не пользуясь карандашом и бумагой, подсчитайте в уме, сколько девяток потребуется мастеру? (20)

Ведущий 1: Для подведения итогов слово предоставляется жюри …

Ведущий 2: Мы благодарим Команды за участие.

Ведущий 1: Мы благодарим зрителей за поддержку.

Ведущий 2: Мы благодарим жюри за честный суд. До свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические игры для учащихся 5-6 классов

Математические игры, используемые на уроках и во внеурочной деятельности....

Математическая игра для учащихся 9 классов школы VIII вида

Игра разработана для учащихся 9 класса школы VIII вида. Содержит занимательный материал по предмету....

Методическая разработка интеллектуально-развлекательной математической игры для учащихся старшей школы "Счастливый случай"

Игра заключается в состязании двух команд, которые соревнуются в 7-ми геймах. Каждый гейм посвящен одному из разделов математики: алгебра, геометрия, тригонометрия, история математики,, арифметика, ло...

Математическая игра для учащихся 6-7 классов "Математическая регата"

Уважаемые коллеги.Предлагаю Вашему вниманию презентацию к игре "Математическая регата". Данная игра может быть проведена для учеников 6-7 классов в рамках декады математики. В игре принимают участие 3...

Математическая игра для учащихся 10-11 классов "Математик-бизнесмен"

Математическая игра для учащихся 10-11 кл.«Математик-бизнесмен»Одним из мероприятий недели естественно-математического цикла станло мероприятие, которое прошло в форме «бизнес-игры»....

Математическая игра для учащихся 9 класса «Своя игра»

Математическая иградля учащихся 9 классов«СВОЯ ИГРА»Подготовила: учитель математики Т. А. Белова         Цель:·        активи...

Математическая игра для 7 класса "Математика для всех"

Сценарий математической игры для 7 класса....