Открытый урок в 8 классе по теме «Решение квадратных уравнений»
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему
Цели урока:
Образовательные: отработка способов решения неполных квадратных уравнений;
формирование навыков решения квадратных уравнений по
формуле.
Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания;
развитие обще-учебных умений, умения сравнивать и обобщать.
Воспитательные: воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvadratnye_uravneniya_8_klass.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Алдан-Маадырская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок в 8 классе по теме
« Решение квадратных уравнений »
Подготовила
учитель математики
I квалификационной категории
Ооржак Урана Маадыр-ооловна
2012 – 2013 уч. год
Тема урока: «Решение квадратных уравнений»
Класс: 8
Цели урока:
Образовательные: отработка способов решения неполных квадратных уравнений;
формирование навыков решения квадратных уравнений по
формуле.
Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания;
развитие обще-учебных умений, умения сравнивать и обобщать.
Воспитательные: воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры.
Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.
Оборудование: компьютер, карточки, таблицы
Ход урока:
1 Организационный момент
Приветствие учащихся учителя
Учитель:
-- Здравствуйте ребята, присаживайтесь !!! (Сообщаю тему и цели урока !!! )
-- Тема нашего сегодняшнего урока «Решение квадратных уравнений».
1.2 . Мотивация.
Учитель:
-- Ребята, эта тема очень важная в курсе математики, она является первой ступенькой в изучении сложного материала. Знания по этой теме необходимы прежде всего на уроках алгебры, геометрии, физики, химии, алгебры и начала анализа, при решении практических задач с помощью квадратных уравнений.
-- Квадратные уравнения — это фундамент, на котором покоится величественное здание математики. Они находят широкое применение при решении различных тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных, трансцендентных уравнений и неравенств, большого количества разных типов задач.
1.3. Эмоциональный настрой.
Учитель:
-- Сегодня у нас не совсем обычный урок, к нам пришли гости. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им, посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь, ведь от улыбки станет всем теплей и поднимется настроение.
(На доске в разных местах прикреплены пословицы.)
(- Набирайся ума в ученье, храбрости в сраженье.)
(- Без муки нет науки.)
(- Была бы охота – заладится, всякая работа.)
(- Математика – гимнастика ума).
Учитель:
-- Ребята, прочитайте пословицы, которые у нас прикреплены на доске. И каждый для себя выберете ту которая, вам понравилась больше всего.
Учитель: (подводит итог)
-- Итак, ребята каждая из этих народных мудростей, как вы видите по своему, хороша.
А мне здесь больше всего нравится “ Математика – гимнастика ума”.
А что же такое сама по себе гимнастика?
Гимнастика – это система упражнений для физического развития человека;
гимнаст – человек ловкий, стройный, сильный, пластичный, красивый.
Также много даёт математика для умственного развития человека - заставляет думать, соображать, искать простые и красивые решения, помогает развивать логическое мышление, умение правильно и последовательно рассуждать, тренирует память, внимание, закаляет характер.
-- И поэтому я вам предлагаю взять эту пословицу как девиз нашего урока
(Прикрепляю табличку к доске «ДЕВИЗ» перед пословицей)
Учитель:
Итак, девиз нашего урока: « Математика – гимнастика ума ».
2. Работа по карточкам. (А в это время остальных опросить по определениям.)
Двое учащихся идут к доске
Карточка №1 | Карточка №2 |
Запишите формулы корней квадратного уравнения на доске: а) универсальную формулу; б) формулу с четным вторым коэффициентом b. | Решите уравнение: 14 x2 – 5 x – 1 = 0 |
Проверка
Ответы. Карточка №1 | Ответы. Карточка №1 |
а) ax2 + bx + c = 0 D = b2 – 4ac - b √ D x = ――― 2a б) ax2 + 2kx + c = 0 D = k2 – ac - k √ D1 x = ――― a где k =b / 2 | 14 x2 – 5 x – 1 = 0 a = 14 b = – 5 c = – 1 D = b2 – 4ac = ( - 5)2 – 4•14•(-1) = 25 + 56 = 81 - b √ D √D = 9 x = ――― 2a - b - √ D -(-5)-9 5 – 9 – 4 1 x = ――― = ――― = ――― = ― = – ― 2a 2•14 28 28 7 - b + √ D -(-5)+9 5 + 9 14 1 x = ――― = ――― = ――― = ― = ― 2a 2•14 28 28 2 |
3. Актуализация опорных знаний.
Учитель:
-- Ребята, пока двое учащихся работают по карточкам, давайте с вами вспомним:
- А что такое уравнение?
(уравнение- равенство двух выражений с переменной)
- Что называется корнем уравнения?
(корень уравнения- значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство)
- Что значит решить уравнение?
(решить уравнение- это значит найти все его корни или доказать, что корней нет)
- Когда квадратное уравнение называют приведенным?
(Кв. уравнение приведённое, если старший коэффициент равен 1)
- Когда квадратное уравнение называют неприведенным?
(Кв. уравнение не приведённое, если старший коэффициент неравен 1)
-- Ребята, а теперь давайте проверим как двое учащихся справились с работой по карточкам.
(проверка работы по карточкам )
4. Устный счет. Устный счет (сайд 2)
Вычислить: √225 +3 √121 = 48
√16 + √100 = 14
√25 · √225 = 75
- 0,03 ·√10000 = -3
√36/121 = 6/11
√(-5)2 = 5
5. Кодовый диктант. ( см «Квадратные уравнения», 3 слайд )
Сейчас я вам буду вам зачитывать определения, а вы ищите на интерактивной доске уравнение, которому соответствует это определение и записывайте в тетрадь код этого уравнения. По окончанию диктанта у вас должен получиться четырехзначный код.
-- Ребята давайте запишем в тетрадь, «Кодовый диктант».
--- 1 вопрос. Неполное не приведенное квадратное уравнение.
(Дать немного времени на запись и на раздумье) (ответ 3)
--- 2 вопрос. Полное приведенное квадратное уравнение.
(Дать немного времени на запись и на раздумье) (ответ2)
--- 3 вопрос. Полное не приведенное квадратное уравнение.
(Дать немного времени на запись и на раздумье) (ответ 4)
--- Последний, 4 вопрос. Неполное приведенное
квадратное уравнение.
(Дать немного времени на запись и на раздумье) (ответ 1)
--- Итак, ребята в основном я смотрю все справились, Кто хочет назвать искомый код?
-- Давайте теперь проверим
( см. слайд 4 « Искомый код ! »)
Искомый код: 3241
6. Исторические сведения (слайд 5)
Учитель:
-- Ребята, по словам математика Лейбница, «кто хочется ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймет».
-- А сейчас ребята слушаем исторические сведения.
История математики уходит своими корнями в древние времена. Задачи, связанные с квадратными уравнениями решались ещё в Древнем Египте и Вавилоне. Теория уравнений интересовала и интересует математиков всех времён и народов.
Испанский математик Вальмес в 1486 году как-то в семейном кругу обмолвился о том, что нашел формулу для решения уравнения четвертой степени. В числе гостей оказался влиятельный инквизитор. Услышав слова Вальмеса, он заявил, что волей Божьей решать эти уравнения человеку не дано, а найти формулу можно было только с помощью дьявола.
В ту же ночь Вальмес был брошен в тюрьму, а через три недели сожжен на костре за связь с дьяволом. Лишь через 100 лет решение этих уравнений было найдено вторично.
В древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. Задачи часто представлялись в стихотворной форме.
Учитель:
-- А теперь решаем задачу знаменитого индийского математика 12 века Бхаскары:
7. Решение задач у доски (см. слайд 6 «Задача знаменитого индийского математика 12 века Бхаскары »)
Учитель: ( Читаю задачу )
Обезьянок резвых стая
Всласть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась,
А двенадцать по лианам
Стали прыгать, повисая…
Сколько ж было обезьянок.
Ты скажи мне, в этой стае?
Учитель:
(Усвоение условия задачи)
-- Еще раз про себя прочитайте внимательно задачу
(Дать немного времени на раздумье)
-- Сколько обезьян забавлялась на поляне ? Ответ:
(Дать немного времени на раздумье) (Восьмая часть в квадрате)
-- Сколько обезьян прыгали по лианам ? Ответ:
(Дать немного времени на раздумье) ( 12 обезьян )
-- Что нужно узнать в задаче? Ответ:
(Дать немного времени на раздумье) ( Сколько всего обезьян )
Решение:
Всего - х
Забавлялись -
Прыгали – 12
+ 12 = х,
+ 12 = х,
х2 – 64х + 768 = 0, где k =b / 2
D = k2 – ac = 322 – 1 •768 =1024 - 768 =16, √ D =4
- k + √ D
X1 = ―――
a
x1 = 32 – 16 = 16
x2 = 32 + 16 = 48
х1=16, х2=48.
16 или 48 обезьян (Оба корня подходят)
Ответ: 16или 48.
8. Математика и биология
Учитель:
-- Угадайте, что в ящике. Даю три определения этому предмету:
- Непроизводная основа слова.
- Число, которое после постановки его в уравнение обращает уравнение в тождество.
- Один из основных органов растений.
/Корень/
Учитель:
-- Вы должны определить, какого растения это корень, найдя дискриминант по I формуле ( по универсальной формуле)
( см. слайд7 « Корень ? »
Вычислите дискриминант по I формуле ( по универсальной формуле) | |
|
|
|
|
Учитель:
-- А теперь найдите полученный ответ на экране. Проверить результат.
(Дать немного времени на раздумье)
Учитель: Что это за растение?
Ответ: Роза. (сайд 8)
Учитель:
-- Значит, в черном ящике лежал корень розы, о которой в народе говорят: «Цветы ангельские, а когти дьявольские». О розе существует интересная легенда: по словам Анакреона, родилась роза из белоснежной пены, покрывающей тело Афродиты, когда богиня любви выходила из моря. Поначалу роза была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стала алой.
Учитель:
Видите, ребята, все в этом мире взаимосвязано: математика, русский язык и литература, биология. Мы увидели, что слово «корень» встречается на уроках биологии и математики. И не только.
Учитель :
--- И кстати о любви, какой у нас скоро будет праздник, 14 февраля?
/День Святого Валентина/
И сейчас мы проведем с вами физминутку для глаз, посвященную этому празднику
9. Физминутка для глаз !!! ( сайд 9 « День Святого Валентина »)
Цель: здоровьесбережение, снятие усталости глаз.
10. Итог урока
Учитель:
-- Наш урок подходит к концу, подумайте о том с какой пользой для вас прошёл этот урок, в этом я вам помогу, начните свой ответ с любого из предложений
Я знаю, что ...
Я хорошо знаю, что ...
Я должен знать, что ..
Учитель:
-- Спасибо, и наконец, поднимите руку кто свою работу на уроке
-- оценивает на “5”,
( поднимают руки )
-- кто оценивает на “4”,
( поднимают руки )
-- кто оценивает свою работу на “3”.
( поднимают руки )
И закончить сегодняшний урок хотелось бы словами великого математика У. Сойера: «Человеку, изучающему математику, часто полезнее решить одну и ту же задачу тремя различными способами, чем решить три-четыре различные задачи. Решая одну задачу различными методами, можно путем сравнений выяснить, какой из них короче и эффективнее. Так вырабатывается опыт»
11. Выставление оценок
( Выставляю оценки и комментирую их)
.
12. Домашнее задание (см. на 10 слайде появляется « Домашнее задание »)
Домашнее задание дифференцировано
- Если вы получите (получили) «5» или «4»:
№551, №563, №565.
- Если вы получите (получили) «3» или «2»:
№543, №562 .