проект "Деловая игра "Строитель"
проект по алгебре (8 класс) на тему

Чернятинская Галина Ивановна

Проектная работа по теме: «Площади многоугольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stroitel.doc254 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ЗЕРНОГРАДСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ № 3 Г. ЗЕРНОГРАДА

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

по теме: «ПЛОЩАДИ МНОГОУГОЛЬНИКОВ»

Деловая игра «Строитель»

8 класс

Учитель: Чернятинская Галина Ивановна,   высшая  квалификационная категория

г. Зерноград

2007 г.

Проектная работа по теме: «Площади многоугольников».

Учиться можно только весело…

Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.

А. Франс

Предмет: математика.

Класс: 8-«А».

Продолжительность проекта: 3 недели.

Форма работы: урочно-внеурочная.

Тип проекта: смешанный (практико-ориентированный и исследовательский).

Цели:

Образовательные:

  • проверить, как учащиеся усвоили формулы для вычисления площади параллелограмма, треугольника, трапеции;
  • создание условий для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся;
  • повышение мотивации к обучению.

Воспитательные:

  • активизация взаимодействия между учащимися, формирование навыков групповой работы;
  • активизация чувственного восприятия материала посредством решения задач с практическим содержанием;
  • ориентация учащихся на профессию строителя.

Развивающие:

  • развитие способности к целеустремленной работе, к самостоятельному труду;
  • развитие способности решать проблемы и проблемные ситуации.

Методы: проблемно-исследовательский, межгрупповой диалог.

Оборудование:

  1. слайды с условиями задач для устной работы и постановки задачи проекта;
  2. листы ватмана с написанными на них формулами площадей плоских фигур;
  3. таблички с названиями бригад;
  4. магниты;
  5. конверты с набором вырезанных из бумаги треугольников, трапеций, параллелограммов;
  6. музыкальное оформление.

I-й этап – погружение в проект.

  • Проблема: требуется выполнить работу по настилке полов спортивного и актового зала лицея, а также столовой. Необходимо произвести настилку паркетного пола. Что нужно знать, чтобы выполнить эту работу?
  • Цели и задачи проекта.

II-й этап – организация деятельности.

  • Разделение учащихся по бригадам.
  • Распределение ролевых обязанностей между членами бригад.
  • Планирование работы.
  • Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

III-й этап – осуществление деятельности.

Обучающиеся работают активно и самостоятельно.

  • Каждый индивидуально и сообща.
  • Консультируются по необходимости.
  • Добывают недостающие знания.
  • Подготавливают презентацию результатов.

Учитель при этом:

  • Ненавязчиво контролирует их.
  • Дает новые знания (формулы), когда у учащихся возникает в этом необходимость.
  • Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

IV-й этап – презентация результатов.

Защиту проекта представляю в форме деловой игры «Строитель».

Время выполнения: 2 спаренных урока.

I. Сообщение темы и целей проекта.

II. Защита проекта бригадами.

Обучающиеся демонстрируют:

  • понимание проблемы целей и задач;
  • умение планировать и осуществлять работу;
  • найденный способ решения проблемы;
  • дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

III. Постановка задачи – проблемы.

- Сегодня все вы будете выступать в роли строителей.

Требуется: выполнить работу по настилке полов строящегося детского сада. Необходимо произвести настилку паркетного пола в игровом зале 5,75  8 м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов, равнобедренных трапеций.

        Правила игры

Учащиеся разделены на три бригады: столяры, поставщики, паркетчики.

Есть бригадиры.

Бригадирам выдаются конверты с заданиями.

Столяры: изготовить паркетные плитки указанных размеров (слайд) в таком количестве, чтобы после настилки пола не осталось лишних плиток, и число треугольных плиток было минимальным, а плиток в форме параллелограммов и трапеций – одинаковое количество.

Поставщики: доставить необходимое количество плиток на строительную площадку. Рассчитать это количество.

Паркетчики: контролируют доставку. Для этого надо знать, сколько и каких паркетных плиток понадобится для покрытия пола.

- Итак, что нужно знать, чтобы выполнить эту работу?

- Необходимо знать формулы для вычисления площади треугольника, параллелограмма, трапеции.

IV Планерка (повторение изученного материала)

Каждая бригада выдвигает по 1-му представителю для ответа на поставленный вопрос.

1 ч – вывод формулы

2 ч – вывод формулы

3 ч – вывод формулы .

А мы с вами повторим изученный материал по теме «Площади многоугольников».

Устно: (слайды).

1. Периметр прямоугольника равен 20 см, а одна из сторон в 4 раза больше другой. Найдите его .

Решение:

 см -

 см -                                         

2 см -         8 см -                  см2.

Назовите формулу:  (на доску) Ответ: 16 см2.

2. Площадь параллелограмма 24 см2. Вычислить расстояние между его сторонами равными 6 см.

Решение:

;        см.

Назовите формулу:  (на доску) Ответ: 4 см.

3. Вычислить площадь параллелограмма, если его стороны равны 4 см и 6 см, а угол между ними 30°.

Решение:

         см         см

 см2.

Ответ: 12 см2.

Назовите формулу, которую вы применяли для решения данной задачи. .

4. Площадь ромба 36 см2. Одна из его диагоналей 9 см. Найти вторую диагональ.

Решение:

         (см)

Ответ: 8 см.

5. В трапеции основания равны 10 см и 2 дм. Высота 5 см. Найти .

Решение:

2 дм = 20 см                         см2.

Ответ: 75 см2.

Назовите формулу: .

6. Найти высоту треугольника, если  дм2, и сторона, к которой проведена высота, 2 дм.

Решение:

                 дм.

Ответ: 2 дм.

Назовите формулу:

7. Найти  прямоугольного треугольника с катетами 10 см и 15 см.

Решение:

         (см2)

Ответ: 75 см2.

Назовите формулу: .

8. Найдите  со сторонами 5, 5, 8 см.

Решение:

, где

 см.         см2.

Назовите формулу: , где  - формула Герона.

9. Найдите площадь равностороннего треугольника со стороной 8 см.

Решение:

         (см2)

Ответ:  см2.

Назовите формулу: .

Далее идет прослушивание теорем.

V Практическая работа

- Итак, мы с вами повторили весь необходимый материал для того, чтобы заняться сейчас решением практической задачи.

На экран проецируются чертежи плиток.

- У вас в конвертах  находятся модели паркетных плиток. Попытайтесь из имеющегося набора моделей сложить часть паркета, - и вы поймете, в чем заключается принцип этой работы.

- Бригадиры ознакомьте еще раз свои бригады с заданиями. Приступайте к вычислениям.

Ход рассуждений и решения. Включить магнитофон.

1. Паркет укладывают в ряды так, что параллелограммы и трапеции чередуются, а треугольников в одном ряду всего два.

2. Найдем  одной полосы паркета: см2.

3. Так как в одной полосе укладывается всего 2 треугольника, то найдем их общую площадь.

 см2

 см2

4. Найдем, какая площадь останется на долю параллелограммов и трапеций.

 (см2)

5. Найдем  одного параллелограмма

 см2

6. Найдем  одной трапеции

 см2

Значит

7. Найдем, сколько одинаковых по площади многоугольников уложится в одной полосе. Для этого  разделим на  многоугольника:

Значит, многоугольников с одинаковой площадью будет всего 16, а так как параллелограммов и трапеций должно быть в одной полосе одинаковое количество, то их будет .

Вывод: в одной полосе укладывается по 2 треугольника, по 8 трапеций и по 8 параллелограммов.

8. Узнаем, сколько полос  уложится во всей длине зала.

9. Итак, так как полос всего будет 40, то

а)  треугольников

б)  трапеций

в)  параллелограммов.

10. Проверим правильность своих расчетов.

а) Найдем площадь  игрового зала:

 см2.

б) Найдем  паркетного пола

        1)  см2 –  одной полосы

        2)  см2 -  паркетного пола.

Вывод: наши расчеты оказались верными.

VI Подведение итогов работы

Побеждает в игре та команда, которая первой выполнила правильный расчет.

Задание бригаде, которая первой выполнит правильный расчет № 495 (а).

Далее представители команд докладывают о проделанной работе.

а) По какому принципу укладывали плитки в один ряд?

б) Как проводились вычисления площади одного ряда плиток? (подробно).

VII Домашнее задание: §3 № 490 (а,в) № 495 (б). Желающим № 518 (а).

- Итак, проект наш подходит к концу. Что же мы с вами делали на защите?

Повторили…

Решали…

Нам понравилось…

Оценки за проект…

Бригада победитель…

Спасибо за проект!

Литература

1. Гульчевская В.Г. Педагогические основы проектной деятельности // Практические советы учителю. 2003. №4.

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2003.

3. Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996 г.

4. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы // Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., 1998.