Творческие самостоятельные работы при изучении темы "Квадратные уравнения"
статья по алгебре (8 класс) на тему

Носкова Наталья Михайловна

Статья, в которой рассматривается возможность применения творческих самостоятельных работ при изучении темы "Квадратные уравнения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10.01.2017_statya.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческие самостоятельные работы при изучении темы

«Квадратные уравнения».

Носкова Н.М.,учитель высшей категории.

В толковом словаре великорусского языка Владимира Даля можно прочитать: «Творить что, давать бытие, сотворять, созидать, создавать. Творить умом, созидать научно или художественно». Соответственно и творческая познавательная деятельность учащихся есть самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта (в индивидуальном опыте ученика – нового, неизвестного для него научного знания или метода, но известного, как правило, в общественном опыте). А одним из средств организации такой деятельности являются творческие самостоятельные работы.

Важным элементом математического воспитания следует признать воспитание творческой активности учащихся. Творческая деятельность учащихся не ограничивается приобретением нового, она включает и создание нового. Работа будет творческой, если в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи вновь добываемых знаний. Учащиеся усваивают новые знания, если им понятна цель овладения ими, связь нового для них материала с уже известным. Тогда проявляется стремление сформулировать новое положение, самостоятельно найти способы его доказательства, его применение к решению задач. Помочь учащимся в этом можно различными путями. И один из них – правильно организованная самостоятельная работа.

Можно выделить 4 уровня самостоятельности:

воспроизводящая самостоятельность;

вариативная самостоятельность;

частично поисковая самостоятельность;

творческая самостоятельность.

Очевидно, что речь пойдёт о 4 уровне – творческой самостоятельности, когда школьник, зная некоторые факты, включается в поисковую деятельность, то есть, опираясь на известные многочисленные факты, делает выводы, приобретая таким образом новые знания, умения применять их в усложнённой ситуации.

Рассмотрим, как можно применить творческую самостоятельную работу при изучении темы «Квадратные уравнения».

Традиционно обучение теме «Квадратные уравнения» сводится к решению квадратных уравнений по формулам корней, а также с помощью теоремы Виета и обратной ей теоремы. Но существуют и другие способы решения квадратных уравнений, которые в большинстве случаев остаются учащимся неизвестными. Они основаны на знании свойств квадратных уравнений, устанавливающих зависимость между их коэффициентами и свободным членом и корнями. Использование этих свойств позволяет находить корни квадратных уравнений с любыми коэффициентами, не обращаясь к формулам корней.

Рассмотренные ниже проблемные задания направлены как на выявление и формулирование этих свойств, так и на их применение.

Задание 1. Установите общий вид квадратных уравнений, исследовав взаимоотношения между коэффициентами и свободным членом в каждом из уравнений, а затем сделайте вывод о том, каковы их корни:

x2+2х+1=0,                                 х2−2х+1=0,

2+5х+2=0,                               2х2−5х+2=0,

2+10х+3=0,                             3х2−10х+3=0,

2+17х+4=0,                             4х2−17х+4=0,

2+26х+5=0,                             5х2−26х+5=0.

Задание 2 . Известно, что корнями уравнений 26х2−677х+26=0,   −49х2−2402х−49=0,    31х2−962х+31=0,   300х2−90001х+300=0,   −87х2−7570х−87=0 являются положительные взаимно обратные числа, а корни уравнений 26х2+677х+26=0,

−49х2+2402х−49=0,   31х2+962х+31=0,   300х2+90001х+300=0,   −87х2+7570х−87=0 им противоположны. Найдите корни всех уравнений и установите их связь с коэффициента-

ми и свободным членом.

Задание 3. Известно, что при умножении суммы корней квадратного уравнения

−37х2+1370х−37=0 на их произведение получено число  . Найдите эти корни.

Задание 4. Дано квадратное уравнение   42х2+bx+c=0,     один из корней которого равен старшему коэффициенту и свободному члену, взятому с противоположным знаком. Найдите второй корень, неизвестный коэффициент и свободный член. Выразите их через старший коэффициент.

Задание 5. Известно, что в квадратном уравнении один из коэффициентов равен свободному члену и их значение совпадает со значением одного из корней  х1=122. Другой коэффициент равен квадрату этого числа, увеличенному на единицу. Запишите квадратное уравнение и найдите второй корень.

Задание 6. Известно, что в квадратном уравнении оба коэффициента и свободный член имеют одинаковые знаки, причем один из его коэффициентов равен свободному члену и их значение совпадает с абсолютным значением одного из корней  х1=−35. Другой коэффициент равен квадрату этого числа, увеличенному на единицу. Запишите квадратное уравнение и найдите второй корень.

Задание 7. Заполните пропуски в таблице 1 и сделайте выводы.

Таблица 1.

Уравнения

Корни уравнений

1) (…)х2 + 10001х + 100 = 0

х1=−100,  х2=−

2) −121х2 + 14642х − (… ) = 0

х1=…,      х2=

3) (…)х2 − (672+…)х … (…) = 0

х1=67,      х2=

4) −86х2 − (…)х − 86 = 0

х1=−86,    х2=…

5) 248х2 − (… + 1)х + (…) = 0

х1=…,      х2=

6) (…)х2 … (…)х + (…) = 0

х1=−470,    х2=−

Выполняя задания  1-7, учащиеся должны установить правило:

Если в квадратном уравнении  ax2 2+1)х+а=0  второй коэффициент отрицательный, то корнями уравнения являются числа , . Если второй коэффициент положительный, то корнями уравнения являются числа  −, −.

Задание 8. В квадратном уравнении второй коэффициент является суммой квадратов чисел 4 и 5. Один из корней равен отношению этих чисел, взятому с противопо-

ложным знаком, а второй корень является обратным ему числом. Выразите старший коэффициент и свободный член через эти числа.

Задание 9. Корни квадратного уравнения представляют собой несократимые дроби, числители и знаменатели которых являются делителями числа 56. Сумма корней равна числу −. Найдите эти корни и запишите соответствующее квадратное уравнение. Выразите его коэффициенты и свободный член через значения числителей и знаменателей дробей, являющихся корнями уравнения.

Задание 10. Даны два числа − и . Определите, корнями каких из приведен-ных уравнений они являются, и найдите для них недостающие корни:

851х2+1898х+851=0,   −851х2−1898х+851=0,  851х2−1898х−851=0,

851х2−840х−851=0,   851х2+840х−851=0,  851х2−840х+851=0

Установите связь между корнями уравнений и их коэффициентами и свободным членом.

Задание 11. Даны уравнения (таблица 2).

Таблица 2.

1

2

3

2 + 5х + 2 = 0,

−6х2 + 13х − 6 = 0.

2 + 13х + 6 = 0,

2 + 37х + 6 = 0,

2 + х + 7 = 0,

2 + х + 2 = 0,

2 + 10х + 3 = 0.

−4х2 + 17х − 4 = 0,

−5х2 + 26х − 5 = 0,

2 + х + 5 = 0.

2 − 3х − 2 = 0,

−6х2 − 5х + 6 = 0,

2 − 35х − 6 = 0,

2 + х − 7 = 0,

−2х2 + х + 2 = 0,

2 − 8х − 3 = 0,

−4х2 − 15х + 4 = 0,

−5х2 − 24х + 5 = 0,

2 − х − 5 = 0,

2 + х − 5 = 0.

2 + 3х − 2 = 0,

−6х2 + 5х + 6 = 0,

2 + 35х − 6 = 0,

2 х − 7 = 0,

−2х2 − х + 2 = 0,

2 + 8х − 3 = 0,

−5х2 + 24х + 5 = 0,

2 + х − 5 = 0,

2 х − 5 = 0.

Исследуйте взаимосвязь между коэффициентами и свободным членом квадратных уравнений в каждом столбце. Установите общий вид квадратных уравнений. Допишите в каждом столбце по 5 уравнений соответствующего вида и решите их. Сделайте вывод.

Решая задачи 8-11, учащиеся выявляют новое свойство квадратных уравнений:

Если в квадратном уравнении  2 +b +c = 0,  а0,     а = с =  m∙n,   b = m2+n2,  m,nR , то     х1 = −,   x2 = −.

Если в квадратном уравнении  2 +b +c = 0, а0,     а = − с =  m∙n,   b = m2 − n2,  m,nR , то     х1 = ,   x2 = −.

Задание 12. Даны квадратные уравнения:

101х2+10202х+101=0,                   

Исследовав значения коэффициентов и свободных членов квадратных уравнений, разделите их на группы. Для каждой группы установите общий вид. Сделайте вывод о корнях уравнений и их связи с коэффициентами и свободным членом.

Выполнение последнего задания позволяет учащимся установить четыре свойства квадратных уравнений, использование которых даёт возможность быстро находить корни уравнений, не обращаясь к формулам корней:

  1. Если в квадратном уравнении , ,  , то

   

2.   Если в квадратном уравнении , ,  , то

   

3. Если в квадратном уравнении  ax2 2+1)х+а=0  второй коэффициент отрицательный, то корнями уравнения являются числа , . Если второй коэффициент положительный, то корнями уравнения являются числа  −, −.

4. Если в квадратном уравнении  2 +b +c = 0,  а0,     а = с =  m∙n,   b = m2+n2,  m,nR , то     х1 = −,   x2 = −.

Если в квадратном уравнении  2 +b +c = 0, а0,     а = − с =  m∙n,   b = m2 − n2,  m,nR , то     х1 = ,   x2 = −.

Организация уроков алгебры посредством использования творческих самостоя-

тельных работ способствует развитию активности и самостоятельности учащихся, так как центральным звеном всей учебной деятельности является поисково-познавательная деятельность.

В заключение хочется привести слова Николая Гавриловича Чернышевского:

«Если наши дети хотят быть людьми, в самом деле образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой самостоятельности учащихся при изучении русской словесности

Из опыта работы учителя по элективному курсу "Русская словесность". Учитель делится своими наработками по развитию творческих способностей учащихся при изучении этого предмета....

Самостоятельная работа по теме "Показательные уравнения" (база)

Работа предназначается для гуманитарных классов...

Самостоятельная работа по теме "Тригонометрические уравнения", содержит 32 варианта базового уровня , рассчитана на 15 мин урока.

Самостоятельная  работа  по теме "Тригонометрические уравнения " содержит 32 варианта базового уровня, рассчитана на 15 минут урока,Проверяет компетенции: 1)работу с тригонометрическим круго...

Самостоятельная работа 7 класс "Решение уравнений"

Самостоятельная работа по алгебре составлена для 7 класса по УМК Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др  В  данной работе подобраны задания на преобразование выражений, что необходимо при решении...

Самостоятельная работа по теме "Показательные уравнения"

Самостоятельная работа содержит четыре варианта по три уравнения различной степени сложности....

Варианты самостоятельных работ по теме: «Иррациональные уравнения и неравенства» (Алгебра 10 класс)

Варианты самостоятельных работ по теме: «Иррациональные уравнения и неравенства»...

Самостоятельная работа по алгебре "Системы уравнений"

самостоятельная работа 9 класс, "Системы уравнений"...