Урок алгебры и начала анлиза 11 класс
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Урок алгебры и начала анализа 11 класс. Мордкович А.Г. Тема: "Решение уравнений и неравенств с использовнием формулы перехода к новому основанию логарифма"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_11_klass_2.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА АЛГЕБРЫ И НАЧАЛ АНАЛИЗА 11 КЛАСС
МУХАМЕТШИНА Л.Р.
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОРМУЛЫ ПЕРЕХОДА
К НОВОМУ ОСНОВАНИЮ ЛОГАРИФМА
Цели: продолжить формировать умение осуществлять переход от одного логарифма к другому с новым основанием; формировать умения решать логарифмические уравнения с помощью формулы перехода к новому основанию логарифма.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Вычислите.
а) log 2 5 · log 5 2; б) ; в) log 25 125;
г) log 25 9 · log 3 5; д) log 3 2 + log 3 ; е) .
2. Решите уравнение.
а) log 2 x = log 2 2x; б) log 3 2x = 4; в) lg x2 = 0;
г) lg x + lg 15 = 2; д) = 16; е) log 3 3x = .
III. Объяснение нового материала.
Рассматриваем пример № 2 со с. 273 учебника. Учащиеся помнят, что любое логарифмическое уравнение сводится к решению уравнения вида log a f (x) = log a g (x). Иными словами, все логарифмы в уравнении должны быть с одинаковыми основаниями. Если это не так, то мы переходим во всех логарифмах к одному основанию, используя формулу перехода и следствия.
IV. Формирование умений и навыков.
1. № 46.7, № 46.8 (а).
Решение:
№ 46.7.
а) log 4 x + log 16 x + log 2 x = 7;
log 2 x + log 2 x + log 2 x = 7;
log 2 x = 7;
log 2 x = 4;
х = 16.
б) log 3 x + = 6;
log 3 x + 2 log 3 x – log 3 x = 6;
2 log 3 x = 6;
log 3 x = 3;
х = 27.
Ответ: а) 16; б) 27.
№ 46.8 (а).
+ 2; ОДЗ:
= 5 · log 3 x + 2;
– 5 · log 3 x – 2 = 0.
Пусть t = log 3 x, тогда 3t2 – 5t – 2 = 0.
D = (–5)2 – 4 · 3 · (–2) = 25 + 24 = 49.
t1 = = 2; t2 = .
Проведем обратную подстановку.
log 3 x = 2 или log 3 x =
х = 9 x =
Ответ: а) 9; .
2. № 46.11.
Решение:
lg 2 = a, lg 3 = b.
а) log 4 12 = ;
б) log 6 18 = log 6 6 + log 6 3 = 1 + = 1 + = 1 + =
= ;
в) log 0,5 3 = – log 2 3 = ;
г) 24 = – log 3 24 = – (log 3 3 + log 3 8) = – (1 + 3 log 3 2) =
= –1 – 3 · = –1 – .
Ответ: а) 1 + ; б) ; в) ; г) .
При решении этого упражнения ученики комбинируют различные формулы, выражающие свойства логарифмов.
3. № 46.13 (а; б), № 46.14*, № 46.15* (а), № 46.16* (а).
Основная трудность при решении данных упражнений это использование всех формул, выражающих свойства логарифма, формулы перехода к новому основанию и перехода к равносильной системе неравенств.
Решение:
№ 46.13
а) log 3 x + 1 = 2 log x 3; ОДЗ:
log 3 x + 1 = .
Пусть log 3 x = t, t ≠ 0, тогда имеем: t + 1 = ;
t2 + t – 2 = 0; t1 = 1; t2 = –2.
Проведем обратную подстановку.
log 3 x = 1 или log 3 x = –2
х = 3 x =
б) 2 log x 5 – 3 = – log 5 x; ОДЗ:
– 3 + log 5 x = 0.
Пусть t = log 5 x, t ≠ 0, тогда – 3 + t = 0;
t2 – 3t + 2 = 0; t1 = 1; t2 = 2.
Проведем обратную подстановку.
log 5 x = 1 или log 5 x = 2
х = 5 х = 25
Ответ: а) ; 3; б) 5; 25.
№ 46.14.
а) log 4 (x + 12) · log x 2 = 1; ОДЗ:
= 1;
log 2 (x + 12) = log 2 x;
log 2 (x + 12) = 2 log 2 x;
log 2 (x + 12) = log 2 x2;
x + 12 = x2;
x2 – x – 12 = 0;
х1 = –3; х2 = 4.
Корень х1 = –3 – не удовлетворяет ОДЗ, значит х2 = 2 – решение уравнения.
б) 1 + log x 5 · log 7 x = log 5 35 · log x 5; ОДЗ:
1 + log x 5 · log 7 x = (log 5 5 + log 5 7) · log x 5;
1 + log x 5 · log 7 x = log x 5 + log 5 7 · log x 5;
1 = log x 5 (1 + log 5 7 – log 7 x);
log 5 x = 1 + log 5 7 – ;
log 5 x · = 1 – log 5 7;
log 5 x = log 5 7;
х = 7.
Ответ: а) 4; б) 7.
№ 46.15 (а)
log 2x + 1 (5 + 8x – 4x2) + log 5 – 2x (1 + 4x + 4x2) = 4.
Разложим на множители выражения, стоящие под знаками логарифмов.
4x2 – 8x – 5 = 0.
D1 = 16 + 20 = 36;
x1 = ; x2 = .
Значит, 5 + 8x – 4x2 = –4 = (5 – 2x)(2x + 1);
1 + 4x + 4x2 = (1 + 2x)2 = (2x + 1)2.
Имеем: log 2x + 1 ((2x + 1)(5 – 2x) + log 5 – 2x (2x + 1)2 = 4;
log 2x + 1 ((2x + 1) + log 2x + 1 (5 – 2x) + 2 log 5 – 2x (2x + 1) = 4;
1 + log 2x + 1 (5 – 2x) + – 4 = 0.
Пусть t = log 2x + 1 (5 – 2x), t ≠ 0, тогда 1 + t + – 4 = 0;
t2 – 3t + 2 = 0; t1 = 1; t2 = 2.
Проведем обратную подстановку.
log 2x + 1 (5 – 2x) = 1 или log 2x + 1 (5 – 2x) = 2
2x + 1 = 5 – 2x; (2x + 1)2 = 5 – 2x;
4x = 4; 4x2 + 4x + 1 – 5 + 2x = 0;
х = 1, 4x2 + 6x – 4 = 0;
2x2 + 3x – 2 = 0;
D = 9 – 4 · 2 · (–2) = 25;
x1 = ;
x2 = = –2.
Проверим полученные решения на принадлежность ОДЗ:
х2 = –2 – не удовлетворяет ОДЗ, значит х = 1 и х = – корни уравнения.
Ответ: а) ; 1.
№ 46.16 (а).
log 9 x2 + (–x) < 2; ОДЗ: x < 0;
log 3 | x | + (–x) – 2 < 0.
Так как x < 0, то | x | = –x, значит, имеем:
(–x) + log 3 (–x) – 2 < 0.
Пусть t = log 3 (–x), тогда t2 + t – 2 < 0;
(t – 1)(t + 2) < 0; –2 < t < 1; –2 < log 3 (–x) < 1; |
log 3 < log 3 (–x) < log 3 3;
< (–x) < 3;
–3 < x < –.
Ответ: а) –3 < x < –.
При решении этого неравенства учащиеся сталкиваются с двойной трудностью: сперва необходимо «навесить» модуль на х в первом логарифме (по формуле log a x2n = 2n log a | x | (n ∈ Z)), а затем «раскрыть» его с учетом ОДЗ (| x | = –x, если x < 0).
V. Проверочная работа.
Вариант 1
1. Найдите значение выражения – – log 2 14.
2. Известно, что log 2 5 = a. Найдите log 25 0,5.
3. Решите уравнение log 5 x – 3 log x 5 = 2.
Вариант 2
1. Найдите значение выражения .
2. Известно, что log 3 2 = a. Найдите log 0,5 81.
3. Решите уравнение x + 2 = 3 log x .
Вариант 3
1. Найдите значение выражения 3.
2. Известно, что lg 3 = a, lg 5 = b. Найдите log 25 375.
3. Решите уравнение log 4 (3x + 7) + log (3x + 7) 4 = 2,5.
Вариант 4
1. Найдите значение выражения 200.
2. Известно, что lg 3 = a, lg 4 = b. Найдите log 9 192.
3. Решите уравнение log 8 (27x – 1) + log (27x – 1) 8 = .
VI. Итоги урока.
Вопросы учащимся:
– Назовите формулу перехода к новому основанию логарифма.
– Какие следствия из этой формулы существуют?
– Как используется формула перехода к новому основанию логарифма и её следствия при решении уравнений и неравенств?
Домашнее задание: № 46.8 (б), № 46.12, № 46.13 (в; г), № 46.15* (б), № 46.16* (б).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры и начал анализа в 11 классе с использованием ЦОР и ЭОР по теме "Иррациональные уравнения"
Данный урок с использованием цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Алгебра и начала анализа», 11 класс, Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др.Перед работой с объе...
Первообразная. Математический диктант к уроку алгебры и начал анализа в 11 классе
Математический диктант к уроку алгебры и начал анализа в 11 классе...
Урок алгебры и начал анализа в 10 классе по теме «Формулы двойного аргумента»
Урок изучения новой темы...
Методические разработки к уроку "Алгебра и начала анализа" по теме: "Исследования функции с помощью производной" 11 класс
Урок-практикум с использованием компьютера (презентация).Цели: Совершенствовать умения в исследовании функции, построение ее графика;Развивать навыки самоконтроля....
Урок алгебры и начала анализа в 10 классе на тему "Деление многочленов" с применением Дальтон - лаборатории учитель математики Копылова Т.Ю.
Урок алгебры и начала анализа в 10 классе на тему "Деление многочленов"с применением Дальтон - лаборатории...
Методическая разработка урока алгебры и начал анализа в 11 классе по теме "решение нестандартных показательных уравнений"
Урок способствует формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию; развитию творческих способностей учеников при решении заданий, содержащих параметры; углу...
План – конспект урока алгебры и начала анализа в 11 классе по теме "Применения производной".
Обобщить и закрепить материал по теме "Производная и ее применение»....