Урок по теме: “Квадрат суммы и квадрат разности”
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему
Конспект урока, презентация и технологическая карта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_prezentatsiya_tehnologicheskaya_karta.zip | 808.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: урок изучения нового материала
Тема раздела: “Формулы сокращённого умножения”
Тема урока: “Квадрат суммы и квадрат разности”
Класс 7
Оборудование.
- видеопроектор,
- экран
Применяемая технология: деятельностный метод.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с формулами сокращенного умножения (a+b)2=a2+2ab+b2 и (a-b)2=a2-2ab+b2 и доказать их справедливость с помощью геометрической иллюстрации и аналитически, используя умножение многочлена на многочлен.
- Формировать умения и навыки самостоятельно проводить доказательства справедливости формул сокращенного умножения, правильно читать эти формулы, называть их компоненты; применять полученные формулы к преобразованию выражений.
- Развивать умение ставить перед собой задачу, находить ее решение, проверять правильность своих действий и объективно оценивать их.
- Развивать навыки коммуникативного общения и диалоговой деятельности.
Учащиеся должны знать:
- формулы квадрат суммы и разности, записанные буквами;
- словесные формулировки этих формул;
- доказательство формул (а +b)2 и (а – b)2.
Учащиеся должны уметь:
1 уровень
- записывать соответствующую формулу;
- читать ее, различать ее среди других;
- преобразовывать квадраты суммы и разности двух выражений в многочлен по формулам (а + b)2 и (а – b)2;
2 уровень
- уметь применять знания в стандартной и измененной ситуации;
3 уровень
- уметь доказывать формулы (а + b)2 и (а – b)2.
Структура урока
1. Организационный момент
- Проверка готовности учащихся к уроку, положительный эмоциональный настрой.
- Подготовка к восприятию.
- Беседа по теме “Формулы сокращенного умножения”
2. Ход урока
- Мотивация. Выработка целей урока, сообщение содержания учебной деятельности на уроке.
- Актуализация опорных знаний. Устная работа.
- Изучение нового материала.
- Работа в группах.
- Анализ полученных результатов работы в группах.
- Первичное закрепление знаний. Проверка уровня обучаемости.
- Коррекция
- Самостоятельная работа в группах, самоконтроль и взаимоконтроль.
3. Закрепление.
- Контроль.
- Коррекция.
- Подведение итогов урока.
4. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.
Ход урока
1. Мотивационно - ориентировочный этап
Учитель: «Математику называют «царицей наук», ей больше, чем какой- либо другой науке, свойственны красота, изящность и точность. Одно из замечательных качеств математики - любознательность. Мы продолжаем изучать тему “Умножение многочленов”. Ещё в глубокой древности было замечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем остальные. Так появились формулы сокращенного умножения. (слайд 1)
Их несколько. А сегодня на уроке нам предстоит сыграть роль исследователей и “открыть” две из них. Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока”.
Ученики: тема урока “Формулы сокращенного умножения”. (слайд 2)
- Учитель: «Давайте поставим перед собой цели урока»
- Ученики: «Узнаем формулы сокращённого умножения, научимся их записывать, читать, проговаривать и пользоваться ими.
- Учитель: «Правильно, на сегодняшнем уроке мы научимся умножать некоторые многочлены быстрее и короче, чем мы уже умеем делать. Продолжим работу над правильной математической речью, культурой общения друг с другом, умением работать в парах, в группе»
Для достижения целей урока мы:
- Выполним устную работу.
- Объединимся в группы и проведем два исследования, сравним полученные результаты, сделаем вывод и запишем получившиеся формулы.
- Научимся пользоваться этими формулами.
- Сделаем компьютерный тест, который позволит вам оценить, на каком уровне вы усвоили новую тему и поняли данный материал.
Начать наше занятие мне бы хотелось со слов замечательной женщины - великого математика Софьи Васильевны Ковалевской “ У математиков существует свой язык- это формулы”.
2. Подготовка к восприятию новой темы. Задача: выполнив устные задания, сделаем выводы о том, что надо знать и уметь для того, чтобы «открыть» формулы сокращённого умножения.
2. Устная работа:
Прочитать выражения:
а) х + у
б) (а – b)2
в) с2 + р2
г) с2 – х2
д) (к + 1)2
е) 2ab
ж) р – у
Математический диктант
Запишите:
- квадрат а;
- удвоенное число b;
- сумму х и у:
- сумму квадрата х и куба у;
- удвоенное произведение а и b;
- утроенное произведение с и d;
- квадрат суммы а и b;
- квадрат разности х и у;
- произведение b и квадрата а;
- произведение куба а и удвоенного b;
Обмен тетрадями: проверяем и оцениваем товарища
Индивидуальное задание: Возведите в квадрат:
- (5+m)2;
- (х+у)2;
- (у-х)2;
- (с+d)2;
3. Изучение новой темы
Когда правая часть открылась, учитель привлекает учащихся к фронтальному обсуждению результатов.
Вопросы: Что общего в условиях? В ответах? Можно ли выражение в левом столбце записать короче?
Получив ответы, открывается средняя часть таблицы
Учитель обращает внимание детей на то, что они фактически уже приступили к исследованию темы урока, поскольку находили произведение двух одинаковых двучленов (левый столбик таблицы), то есть возводили в квадрат сумму двух выражений (средний столбик).
Класс переходит к обсуждению получившихся результатов в правом столбце.
Учитель задает вопросы:
- Что общего в полученных результатах? Как называются выражения, получившиеся в правой части таблицы (трехчлены)
- Что представляет первый, второй и третий члены трехчлена? (первый – квадрат первого слагаемого (выражения), второй – удвоенное произведение первого и второго слагаемых (первого и второго выражений), третий – квадрат второго слагаемого (выражения).
Задача: результаты умножения рассматриваются в пяти различных вариантах и каждый вариант “проговаривается”.
Итак, мы открыли формулу квадрат суммы двух выражений: (а + b)2 = а2 + 2аb + b2 (слайд 8)
Учащиеся записывают формулу и проговаривают вслух.
2) Учитель: «Продолжаем исследование. Изменится ли результат, если будем возводить в квадрат не (а + b), а выражение (а – b)? ».
Учащиеся выдвигают предположения, которые учитель предлагает проверить на практике.
Задача группам: замените в выражениях левого столбца плюс на минус, выполните вычисления.
Озвучьте и сравните ваши результаты с результатами на слайде
Учитель привлекает учащихся к совместному обсуждению результатов. В итоге выясняется, что новые произведения отличаются от ранее записанных - знаком перед удвоенным произведением.
Итак, мы открыли вторую формулу сокращенного умножения - формулу квадрат разности двух выражений: (а - b)2 = а2 - 2аb + b2. (слайд 13)
Учащиеся записывают формулу и проговаривают вслух. Учитель подчеркивает, что эта формула в дальнейшем будет применяться для возведения в квадрат разности двух выражений.
4) Применение формулы «квадрат разности двух выражений»
Физкультминутка.
5) Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику №786(а,б,в)
№788(а,б,в), №792(а,г)
Проверка изученной темы. Выполнение самостоятельной работы с самопроверкой.
(х + 1)2=
(a - 5)2 =
(y – 2)2 =
(c + 8)2 =
3. Подведение итога урока, рефлексия, выставление оценок.
Рефлексия. Учащимся можно предложить заполнить небольшую анкету (выбранный ответ учение подчеркивает). Можно попросить учеников аргументировать свой выбор.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
4. Домашнее задание. №786(г,д,е)
№788(г,д,е), №792(б,д,е,ж)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему: Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений.
Урок -объяснение на тему: Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. 7 класс....
Сценарий интегрированного урока математики и ОБЖ по теме «Квадрат суммы и квадрат разности. Некоторые экологические проблемы в жизни учащихся нашей школы».
Данный материал предназначен для закрепления темы "Формулы сокращенного умножения", а так же для воспитания нового экологического мышления у учащихся...
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД по теме “Квадрат суммы и квадрат разности”
Тип урока: урок изучения нового материала Тема раздела: “Формулы сокращённого умножения” Тема урока: “Квадрат суммы и квадрат разности” Класс 7 ...
урок алгебы 7 класс по теме Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений
Разработка урока алгебра в 7 классе по теме Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений...
Урок по теме «Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений»
Урок по теме «Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений»...
Урок алгебры в 7 классе по теме "Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений"
Первый урок при изучении темы "Формулы сокращенного умножения". Урок изучения нового материала....
Разработка урока по теме: "Квадрат суммы и квадрат разности". 7 класс.
Открытый урок в 7 классе. Автор учебника: С.М.Никольский....