Площадь криволинейной трапеции
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Тема нашего урока «Площадь криволинейной трапеции».
Вы знакомы с понятием «определенный интеграл» и научились его вычислять.
Сегодня мы сформулируем понятие «криволинейная трапеция» и научимся вычислять ее площадь с помощью определенного интеграла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 261.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский институт современного академического образования»
Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки
Факультет дополнительного профессионального образования
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Площадь криволинейной трапеции
Предмет: алгебра и начала анализа
Класс: 11
Выполнил:
Слушатель факультета ДПО
Годунова Н.В.
учитель математики
г. Москва, 2016 г.
Конспект урока
Тема: «Площадь криволинейной трапеции»
Цели:
- Воспитательные:
- воспитание положительного отношения к знаниям;
- воспитание дисциплинированности;
- воспитание эстетических взглядов.
- Развивающие:
- развитие психических качеств учащихся: мышления, умений применять полученные знания на практике;
- развитие познавательных умений (выделять главное, вести конспект);
- развитие общетрудовых и политехнических умений;
- развитие умений учебного труда (читать, писать);
- развитие воли, самостоятельности).
- Образовательные:
- закрепить навыки нахождения определенного интеграла;
- добиться усвоения учащимися понятия «криволинейная трапеция»;
- обеспечить усвоение учащимися различных способов нахождения площади криволинейной трапеции;
- отработать навыки нахождения площади криволинейной трапеции.
Тип: комбинированный
Оборудование: Компьютер, проектор, карточки-задания.
Демонстрационный материал: презентация PowerPoint.
План урока
Этап урока | Методы обучения | Время |
1. Самоопределение к деятельности (оргмомент) | 2 мин | |
2.Проверка домашнего задания | 3 мин. | |
3. Актуализация опорных знаний | - машинный программированный контроль; - фронтальный опрос; - практический метод. | 10 мин |
4. Формирование новых знаний и способов действий | - продуктивный метод; - практический метод. | 15 мин |
5. Применение знаний, формирование умений | - практический метод | 12 мин |
6. Подведение итогов урока. Задание на дом | 3 мин |
ХОД УРОКА:
I. Самоопределение к деятельности
Здравствуйте, садитесь. Дежурный, кто сегодня отсутствует?
Тема нашего урока «Площадь криволинейной трапеции».
Вы знакомы с понятием «определенный интеграл» и научились его вычислять.
Сегодня мы сформулируем понятие «криволинейная трапеция» и научимся вычислять ее площадь с помощью определенного интеграла.
II. Проверка домашнего задания
На дом было задание:
Вычислить: ( слайд 3)
III. Актуализация опорных знаний
Вспомним материал предыдущих уроков по теме «Первообразная. Определенный интеграл».
Контроль будет осуществляться с помощью тестирования с последующей взаимопроверкой. (слайд 4 ,5) Оценка «5» ставится за 10 правильных ответов, «4» - за 8-9 правильных ответов, «3» - за 6-7 правильных ответа.
Для прохождения тестирования выбираю 5-7 человек
Таблица правильных ответов на тест (слайд 6)
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
3 | 3 | 1 | 2 | 1 | 4 | 4 | 2 | 3 | 1 |
Тест
Первообразная. Определенный интеграл
А1. Выберите первообразную для функции .
1) 2) 3) 4)
А2. Какая из данных функций не является первообразной для функции ?
1) 2) 3) 4)
А3. Найдите общий вид первообразных для функции .
1) 2) 3) 4)
А4. Вычислите интеграл . 1) 2) 3) 4)
А5. Вычислите интеграл . 1) 2) 3) 4)
А6. Вычислите интеграл . 1) 2) 3) 4)
А7. Найдите площадь фигуры, ограниченной линиями .
1) 2) 3) 4)
А8. Найдите площадь фигуры, изображенной на рисунке 1.
1) 2) 3) 4) Рис. 1
А9. Найдите площадь фигуры, изображенной на рисунке 2.
1) 2) 3) 4)
Рис. 2
А10. Найдите площадь фигуры, изображенной на рисунке 3.
1) 2) 3) 4)
Рис. 3
Пока ребята отвечают на вопросы теста, мы ответим на вопросы у доски.
Найти первообразную (слайд 7):
IV. «Открытие» новых знаний
1) Итак, определенный интеграл – это площадь фигуры, ограниченной графиком положительной функции f(х), осью абсцисс и прямыми х=а, х=в. Такая фигура называется криволинейной трапецией.
Сегодня мы узнаем, что такое криволинейная трапеция и рассмотрим различные способы нахождения ее площади с помощью определенного интеграла.
Запишите в тетрадях тему урока: «Площадь криволинейной трапеции» (слайд 8).
2) Что же такое криволинейная трапеция?
Пусть на отрезке [a; b] оси абсцисс определена функция у=f(х)>0. Фигура, ограниченная графиком этой функции, отрезком [a; b] и прямыми х=а, х=b называется криволинейной трапецией (слайд 9). В тетрадях сделайте чертеж и запишите определение.
Какие из фигур являются криволинейными трапециями: (слайд 10)
3) Исходя из геометрического смысла определенного интеграла, площадь криволинейной трапеции равна: (слайд 11), где пределы интегрирования – это отрезок [a; b] оси абсцисс, на котором мы рассматриваем трапецию, а подинтегральная функция – та, график которой ограничивает трапецию сверху.
4) Рассмотрим следующие фигуры.
а) (слайд 12) Фигура ограничена графиком функции у = f(x), отрезком [a, в] и прямыми х = а, х = в. Заштрихуйте фигуру, ограниченную этими линиями.
Как можно определить площадь этой фигуры? (Проинтегрировать функцию у = f(x) на отрезке [a, в]).
Но эта фигура находится «ниже» оси Ох и вычисляя интеграл мы получим отрицательное значение, чего не может быть при вычислении площади.
Следовательно, площадь равна: (прописать).
Запишите в тетрадях правило нахождения площади рассмотренной фигуры. (слайд 13)
б) (слайд 14). Покажите криволинейную трапецию, ограниченную графиками функций g(x) и f(x).
На каком отрезке рассматривается данная фигура?
Как найти концы этого отрезка? (Концы отрезка – это точки пересечения графиков. Чтобы найти абсциссы этих точек функции надо приравнять).
А как вычислить площадь этой фигуры? (Эта фигура является разностью фигур с площадями S1 и S2).
Следовательно, S=S1–S2 (прописать).
Запишите в тетрадях правило нахождения площади рассмотренной фигуры. (слайд 15)
в) (слайд 16). Заштрихуйте фигуру, ограниченную графиками функций g(x) и f(x) и осью абсцисс.
В чем особенность этой фигуры? (Она состоит из двух частей, одна сверху ограничена графиком функции f(x) и рассматривается на отрезке [а,0], другая – графиком g(x) на отрезке[0, в]).
Следовательно, S=S1+S2 (прописать).
г) Заштрихуем фигуру, ограниченную графиком функции f(x). Эта фигура состоит из 4-х одинаковых фигур. Если проинтегрировать функцию у=f(x) на отрезке [0; A] и умножить на 4, то получим искомую площадь.
Следовательно, S = 4S1 (прописать).
Запишите в тетрадях правило нахождения площади рассмотренных фигур. (слайд 17)
Назовите формулу для вычисления площади изображенных фигур (слайд 18), кроме S4 . К этой фигуре мы вернемся чуть позже
. Докажите, что площади криволинейных трапеций, заштрихованных на рисунке равны (слайд 19)
V. Применение знаний, формирование умений
Решение разноуровневых задач.
Задача 1. – базовый уровень (оценка «3»)
Задача 2. – средний уровень (оценка «4»)
Задача 3. – высокий уровень (оценка «5»)
Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями:
Задача 1. y = x 2 y = 0 x – 0 x = 2
Задача 2. y = sin x y = 0 x = π x = - π\2
Задача 3. y = x 2 -1 y = 2x + 2
VI. Самостоятельная работа
Работа в тетрадях. Ответы (краткие) сдать на листочках.
1. На каком рисунке изображена фигура, не являющаяся криволинейной трапецией?
2. С помощью формулы Ньютона-Лейбница вычисляют:
А. Первообразную функции; Б. Площадь криволинейной трапеции; В. Интеграл; Г. Производную.
3. Найдите площадь заштрихованной фигуры:
А. 0; Б. –2; В. 1; Г. 2.
4. Найдите площадь фигуры ограниченной осью Ох и параболой у = 9 – х2
А. 18; Б. 36; В. 72; Г. Нельзя вычислить.
5. Найдите площадь фигуры, ограниченной графиком функции у = sin x, прямыми х = 0, х = 2 и осью абсцисс.
А. 0; Б. 2; В. 4; Г. Нельзя вычислить.
Ответы: 1. Б;Г 2. Б,В; 3. Г 4. Б; 5. В.
VI. Подведение итогов урока, домашнее задание
Собрать выполненные самостоятельные работы.
Кто выполнял задание на «5», кто – на «4», кто – на «3»? Оценки за самостоятельную работу вы узнаете на следующем уроке, а сегодня на уроке получили оценки:
а) тест –
б) за ответ у доски –
Д/З: № 49.15(а) 49.11(б) 49.23(а)
Дополнительное задание:
Найти в Интернет примеры практического применения вычисления площади криволинейной трапеции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Площадь криволинейной трапеции - урок алгебры в 11 классе
Площадь криволинейной трапеции - урок алгебры в 11 классе. Конспект урока и презентация....
Примеры_задач_по теме_"Нахождение площади криволинейной трапеции"
Данный материал можно использовать как обучающий материал для практических занятий по теме "Вычисление неопределенного интеграла.Площади криволинейных трапеции", в помощь отстающим ученикам или как на...
Урок по математике в 11 классе по теме: "Площадь криволинейной трапеции"
Разработка включает:Конспект урокаПрезентацию к уроку Тест- программу...
Конспект урока по алгебре и началам анализа по теме: "Вычисление площади криволинейной трапеции"
Конспект урока позволяет проверить умения обучающихся находить первообразные элементарных функций по таблице. Также данный материал помогает объяснить, что называется криволинейной трапецией и как нах...
Площадь криволинейной трапеции
разработка урока с презентацией...
Методическая разработка урока в 10 классе по теме "Площадь криволинейной трапеции"
Урок «открытия» нового знания по математике для учащихся 11 класса по теме: «Площадь криволинейной трапеции» с учетом требований ФГОС....
Разработка урока алгебры в 11 классе по теме: "площадь криволинейной трапеции"
Урок проводится в профильном классе. Является частью темы "первообразная и интеграл", предшествует введению понятия интеграла. Разработан согласно ФГОС системно-деятельностного подхода в обучении. Кро...