"Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"
план-конспект урока по математике (7 класс) по теме

Куликова Лариса Алексеевна

Материал содержит план-конспект урока с приложениями, а также презентацию к этому уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kulikova_matem_s_ispravleniyami.zip1.58 МБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока математики в 7 классе
школы-интерната №18г. Рязани для детей с нарушением слуха

Куликова Лариса Алексеевна, учитель математики

Пояснительная записка

Учитывая то, что образовательный  процесс в коррекционной школе 1-2 вида, начиная с 5-го класса, ведется по учебникам основной школы, материал которых совершенно не адаптирован к особенностям глухих и слабослышащих учащихся, появляется необходимость составления конспектов уроков с учетом особенностей не слышащих детей (уровнем сохранности их слуха, развития психических функций, интеллектуальных особенностей, учебной мотивации и т.д.) Являясь учреждением 1-2 вида, школа ориентирована на коррекцию основного дефекта детей - нарушение слуха. Поэтому школьное обучение имеет свою специфику:

  • более медленный темп: пятилетний курс  математики (5-9 классы)  массовой школы растягивается на 7 лет;
  • усиливается значение прикладной направленности и наглядных методов обучения;
  • вся работа строится на принципе слияния учебного и коррекционно- развивающих процессов; идет активная работа над формированием и совершенствованием речи (слуховым восприятием и произношением, связанной речью), в том числе и на уроках математики. Словарь у детей с нарушением слуха, особенно терминологический, чрезвычайно беден. Пассивная лексика по объему равна активной: сколько слов учитель презентовал, столько ребёнок и использует;
  • так как у учащихся с нарушением слуха отстаёт в развитии символическое, вербологическое мышление, его необходимо развивать на уроках математики.

Тема урока: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»

Тип урока: обобщающий.

Педагогическая цель: организовать учебную деятельность по закреплению и обобщению знаний по теме: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».

Задачи:

  • организовать работу по закреплению умений выполнять действия сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел;
  • организовать процесс по развитию навыков устного счёта;
  • подвести учащихся к оценке своей деятельности на уроке.

Учебные цели:

  • Образовательная: закрепить навыки выполнения действий сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
  • Развивающие: развивать навыки устного счёта; развивать познавательный интерес; расширить кругозор учащихся посредством использования исторической справки; создать условия для развития слуха и речи учащихся.
  • Воспитательные: создать условия для воспитания аккуратности, дисциплины, настойчивости, умения оказывать взаимопомощь, внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников.

Формы работы: работа в парах, фронтальная работа, индивидуальная работа.

Учебное оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, таблички с заданиями.

Литература:

1. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. Математика, 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. — Москва: Мнемозина, 2010.
2. А.С. Чесноков и др. «Дидактические материалы по математике для 6 класса» - Москва: Просвещение, 2008.

 План урока

  1. Организационный момент.
  2. Словарная работа.
  3. Повторение правил.
  4. Устные упражнения.
  5. Физминутка.
  6. Решение упражнений у доски.
  7. Самостоятельная работа.
  8. Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент. На данном этапе урока ведётся работа по развитию слуха и речи учащихся. Фразы даются учителем за экраном на слух.

- Здравствуйте ребята!

- Какой сейчас урок?

- Какую тему мы изучаем?

- Что мы будем делать на уроке? Прочитайте план урока.

- Как мы будем говорить?

- Ребята, сегодня на уроке повторим всё, что мы узнали о сложении и вычитании положительных и отрицательных чисел. Я раздам вам листы, в которых вы будете оценивать свою работу и работу своих товарищей на различных этапах урока. В конце урока мы подведём с вами итоги и оценим работу каждого. (Приложение 2)

2. Словарная работа. На данном этапе идёт отработка произносительных навыков учащихся.

- Ребята! Прочитайте внятно слова и объясните, что они обозначают: положительные числа; отрицательные числа; противоположные числа; модуль числа; левее; правее.

3. Повторение правил (работа в парах). Повторение правил сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел, воспитание умения оказывать взаимопомощь.

На экране даны начала предложений, учащимся раздаются таблички с окончанием этих предложений (в произвольном порядке).

- Ребята! Сейчас вы должны правильно закончить правила, начало которых вы видите на экране. В помощь вы получили таблички с окончанием этих правил. Работать вы будете в парах, поэтому помогайте и прислушивайтесь к мнению друг друга. (Приложение 3)

1. Сумма двух противоположных чисел…..  

2. Чтобы сложить два отрицательных числа……

3. Чтобы сложить два числа с разными знаками…..

4. Чтобы из одного числа вычесть другое…….

5. Из двух чисел на координатной прямой больше то число…….

- Ребята, оцените свою работу и работу своих товарищей на данном этапе и поставьте оценки:

5 правильных ответов – «5»;

4 правильных ответа – «4»;

3 правильных ответа – «3»;

2 правильных ответа – «2»;

4. Устные упражнения. На данном этапе отрабатываются умения различать положительные и отрицательные числа, сравнивать их, выполнять сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел устно.

- А сейчас мы будем выполнять устные упражнения. Постарайтесь быстро считать и быть очень внимательными.

      1) Разделите числа -7,8; 0; 2.3; -4; 56; 7,8; -56; 0,36;-0,4;-0,6 на две группы: (карточки с числами прикреплены с помощью магнитов на доске)

а) положительные числа; б) отрицательные числа;

       2)   Расположите положительные числа в порядке убывания, а отрицательные – в порядке      возрастания;

       3)   Выберите противоположные числа;

       4)  Вычислите:

        а) -22+35;    б) -3,7+2,8;    в) 1,5+(-6,3);    г) 8,2+(-8,2);    д) 22-27; е) -13-8;     ж) 19-(-2);

Выполняя задания 1-3, учащиеся по очереди выходят к доске, при выполнении 4 задания - фронтальная работа.

- Ребята, поставьте, пожалуйста, оценки за этот этап работы, учитывая правильность ответов и активность каждого.

5. Физминутка

- А сейчас немного отдохнём и сделаем зарядку.

6. Решение упражнений у доски. На данном этапе идёт закрепление навыков выполнения действий сложения и вычитания чисел с разными знаками, повторение алгоритмов решения уравнений, развитие познавательного интереса учащихся.

- Ребята! Сейчас мы будем решать уравнения и собирать картинку. Если все уравнения будут решены верно, мы увидим портрет очень известного математика.

Задание. Решите уравнение и соберите пазл.

а) х+1,2= - 0,17;

б) а-14= - 2,8;

в) 7-х= - 3,5;

г) – 8,3+у= 6,7.

(Учащиеся по очереди выходят к доске и, решив уравнение, прикрепляют с помощью магнитов часть картинки в ячейку с получившимся ответом. После решения всех уравнений и сбора пазла на доске портрет Рене Декарта).

- Ребята, не забудьте заполнить оценочные листы.

7. Самостоятельная работа. Развитие навыков самостоятельной работы, расширение кругозора учащихся посредством использования исторической справки.

- Хотите узнать, чей это портрет? Для этого вам нужно правильно решить все примеры. Давайте попробуем.

 Учащимся раздаются карточки с заданием и ключом. (Приложение 1).

После выполнения задания - проверка друг у друга и выставление оценок (ответы и правильное слово-на экране).

- По данным  критериям оцените свою работу и работу товарищей:

«5» - все примеры выполнены правильно и угадано слово;

«4» - допущена одна ошибка;

«3» - допущено две ошибки;

«2» - допущено более двух ошибок.

- Это портрет знаменитого французского математика, физика и философа XVII века Рене Декарта. Он предложил откладывать отрицательные числа на координатной прямой слева от нуля.

8. Итог урока. Организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке, а также деятельности своих товарищей; фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели.

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги урока.

- Закончите предложение:

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • мне захотелось…

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их.

- Что мы делали сегодня на уроке? (нужно перечислить основные этапы урока).

- Оцените, как работали вы и ваши товарищи. Какую оценку вы бы поставили себе и им, исходя из ваших оценочных листов?

- Оценки за урок (объявляются оценки, учитывая работу на каждом этапе урока, а также мнение учащихся о своей работе и работе своих товарищей).

- А теперь запишите домашнее задание:
К-10, вариант 4, № 1; 3; 4 (дидактические материалы).

- Урок окончен. Всем спасибо. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел(презентация к уроку)

Материал  презентации хорошо подойдет при обобщении знаний учащихся по данной теме. В нее включены тренировочные упражнения, дающие возможность применить свои знания и умения при решении различны...

Разработка урока по теме: " Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел" и презентация к уроку.

«Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».Урок для учащихся шестого класса. Урок-турнир. Эта форма проведения урока предполагает сочетание групповой и индивидуальной работы на у...

Презентация для интерактивной доски "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел" 6 класс

Презентация для интерактивной доски "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел" 6 класс.Задания для обучения и развития учащихся. Данный материал может быть использован для уроков закре...

Урок с применением ЦОР по математике по теме: "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

Урок- обобщение с применением ЦОР содержит:Конспект урокаПрезентацию к урокуЦОР...

Конспект нестандартного урока по математике для 6 класса на тему: «Сложение и вычитание Положительных и отрицательных чисел».

Конспект нестандартного урока по математике  для 6 класса на тему: «Сложение и вычитаниеПоложительных и отрицательных чисел»....

Конспект урока "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

Урок закрепления изучаемого материала. На уроке используется ИКТ, элементы здоровьесберегающей технологии. На уроке ислоьзуются различные формы организации деятельности обучающихся - работа в паре с с...

Презентация по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел".

Данная презентация составлена для применения на уроках математики в 6 классе  общеобразовательной школы по теме  "Сложение и  вычитание ...