дистанционный урок по теме "Вычисление площади криволинейной трапеции"
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему
Урок предназначен для студентов СПО заочной формы обучения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Вычисление площади плоской фигуры
с помощью определенного интеграла.
Целью сегодняшнего нашего урока является:
- Научиться изображать плоские фигуры, заданные различными кривыми.
- Научиться составлять определенный интеграл, задающий площадь фигуры.
- Научиться вычислять площадь плоских фигур.
Для работы на уроке вам понадобится:
- таблица интегралов
- таблица производных
- распечатать листы с заданием №1
1. Изучение данной темы начнем с повторения общего вида графиков элементарных функций, т.к. эти знания потребуются для построения плоских фигур. Посмотрите презентацию графики элементарных функций.
Вопрос о вычислении площади криволинейной фигуры рассматривали древнегреческий математик и астроном Евдокс Книдский (408-355 г.до н.э.) и Архимед, т.е. он возник задолго до появления интегрального исчисления. При его решении ими был создан «метод исчерпывания», предвосхитивший понятие интеграла.
Площадь плоской фигуры можно вычислять с помощью определенного интеграла, так как эта задача всегда сводится к вычислению площадей криволинейных трапеций.
Площадь всякой плоской фигуры в прямоугольной системе координат может быть составлена из площадей криволинейных трапеций, прилегающих к оси ОX или к оси ОY.
Изучите презентацию «Вычисление площади плоской фигуры с помощью определенного интеграла», прочитайте план решения задач на нахождение площади плоской фигуры и выполните тренировочное задание№1.
Задачи на вычисление площадей плоских фигур удобно решать по следующему плану:
1. По условию задачи делают схематический чертеж.
2. Представляют искомую площадь как сумму или разность площадей криволинейных трапеций. Из условия задачи и чертежа определяют пределы интегрирования для каждой составляющей криволинейной трапеции.
3. Записывают каждую функцию в виде у=f(x).
4. Вычисляют площади каждой криволинейной трапеции и площадь искомой фигуры.
задание№1. Распечатайте это задание, выполните его и вышлите преподавателю по электронной почте.
- Начертить в системе координат криволинейные фигуры, ограниченные следующими линиями. Криволинейные фигуры выделить штриховкой.
Запишите интегралы, задающие площадь этих криволинейных трапеций.
А).
Б)
В).
- Написать интеграл, задающий площадь плоской фигуры, изображенной на рисунке.
Фигура задана кривой , осью OX и прямой х=2.
3. Вычислить площадь фигуры, изображенной на рисунке по шаблону
(кв.ед.)
Домашнее задание:
- Выполните задание №2 «Вычисление площади плоской фигуры с помощью определенного интеграла».
- Вышлите преподавателю по электронной почте распечатанные листы задания №1и №2 с решенными примерами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Площади фигур, расположенных над осью Ох Пусть на отрезке функция f(x) принимает неотрицательные значения, т.е. для любого . Тогда график функции y=f(x) расположен над осью Ох. Если фигура, расположенная над осью Ох, является криволинейной трапецией( рис 1), то ее площадь вычисляется по известной формуле или где у находится из уравнения корней.
a b y x y=f(x) Площадь криволинейной трапеции. Криволинейной трапецией называется фигура, ограниченная осью ОХ, прямыми х=а и х= b и кривой y=f(x) . (рис.1)
Дано: = 9 x, x= 16 , x= 25 и y= 0 Решение: Для любого функция принимает положительные значения; поэтому для вычисления площади данной криволинейной трапеции следует воспользоваться формулой: (кв.ед) Вычислим площади фигур, ограниченных заданными линиями:
Фигура, ограниченная различными кривыми . Найдем точку пересечения кривых y=f(x) и y=g(x) . Для этого решим систему уравнений: Пусть x=c , тогда a 0 c b y=f(x) y=g(x) x y Если рассматриваемая фигура не является криволинейной трапецией, то искомую площадь нужно представить как сумму нескольких криволинейных трапеций.
x y 0 y=f(x) y=g(x) a b Найдем точку пересечения кривых y=f(x) и y=g(x) . Для этого решим систему уравнений: Полученные значения переменной x являются пределами интегрирования . Площадь этой фигуры находим как разность площадей криволинейных трапеций , ограниченными кривыми y=f(x) и y=g(x) .
Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями x- 2 y +4=0, y+x- 5=0 и y =0 Решение: 1. Выполним построение фигуры. Построим прямую х -2 у +4=0; У =0, х =-47, А (-4, 0); х =0, у =2, В (0, 2). Построим прямую х + у -5=0; у =0, х =5, С (5,0); х =0, у =5, D (0,5) . 2. Найдем точку пересечения прямых, для чего решим систему Отсюда х =2, у =3, т.е. М (2;3). Для вычисления искомой площади разобьем треугольник AMC на два треугольника АМ N и NMC , так как при изменении х от N до С – прямой х+у -5=0.
3. Для треугольника AMN имеем х-2у+4=0; , ; а=-4; b =2. Для треугольника NMC получим х+у-5=0; у=-х+5; f(x) =-х+5; а=2; b =5. 4. Вычислим площадь каждого из этих треугольников: (кв.ед.). (кв.ед.). Следовательно, (кв.ед.). Проверка: (кв.ед.).
Решение: Найдем абсциссы точек пересечения параболы и прямой . Для этого решим систему , откуда Найдем площадь фигуры, ограниченной параболой , прямыми и Получим: (кв.ед.) Найдем площадь фигуры, ограниченной прямыми (кв.ед.) Площадь искомой фигуры есть (кв.ед)
Вычислить площадь фигуры, ограниченной кривыми Решение: Как видно из рисунка, площадь фигуры ОВАМАО можно представить как разность площадей фигур ОВМРО и ОАМРО , где МР – перпендикуляр, опущенный из точки М на ось Ох . Найдем координаты точки М . Решив систему уравнений получим х= 4, у= 4, т.е. М (4,4). Следовательно, (кв.ед.)
Данную задачу можно решить и другим способом. Представим искомую площадь в виде разностей площадей фигур ОАМ NO и OBMNO ( MN – перпендикуляр, опущенный из точки М на ось Оу ), т.е. Тогда: (кв.ед.)
Площади фигур, расположенных полностью или частично под осью Ох Пусть на отрезке [ a,b ] задана неположительная непрерывная функция y=f(x) , т.е. для любого . Тогда график функции y=f(x) расположен под осью Ох . Если фигура, расположенная под осью Ох, является криволинейной трапецией, например, то ее площадь вычисляется по формуле или где у находится из уравнения кривой. y x 0 y=f(x)
у =-2 х , у =0 и х =3 Решение: На отрезке [ 0,3 ] функция f(x)=-2x отрицательна; поэтому для вычисления площади искомой фигуры воспользуемся приведенной выше формулой: (кв.ед)
Решение: Парабола пересекает ось абсцисс в точках х =0 и х =4. Фигура, площадь которой требуется найти, отмечена голубым цветом. Пусть и - площади частей этой фигуры, соответствующих отрезкам [ 0,4 ] и [ 4,5 ] а S – искомая площадь; тогда . Используя первую из рассмотренных формул, получим: (кв.ед.), а по второй формуле находим (кв.ед.)
a b 0 y=f(x) x y Симметрично расположенные плоские фигуры Если кривая расположена симметрично относительно оси координат или начала координат, то можно упростить вычисления, определив половину площади и затем удвоив результат.
Симметрично расположенные плоские фигуры Решение: (кв.ед.)
Если f(x) на отрезке [ a,b ] меняет знак конечное число раз, то этот отрезок следует разбить на части, на каждой из которых функция знакопостоянна. Интеграл по всему отрезку [ a,b ] разбивают на сумму интегралов по полученным частичным отрезкам. Для вычисления суммы площадей нужно найти сумму абсолютных величин интегралов по указанным выше отрезкам, т.е. где
Площади фигур, прилегающих к оси Оу Если криволинейная трапеция прилегает к оси ординат и ограниченна непрерывной кривой x=f(y), прямыми y=a, y=b и осью Оу , то ее площадь вычисляется по формуле
Решение: Данная фигура есть криволинейная трапеция, прилегающая к оси Оу. Пределами интегрирования по у являются значения a=4, b=9 . Запишем данную функцию в виде x=f(y) , т.е. . Теперь искомую площадь найдем по рассмотренной чуть ранее формуле (кв.ед.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Площадь криволинейной трапеции - урок алгебры в 11 классе
Площадь криволинейной трапеции - урок алгебры в 11 классе. Конспект урока и презентация....
Урок по математике в 11 классе по теме: "Площадь криволинейной трапеции"
Разработка включает:Конспект урокаПрезентацию к уроку Тест- программу...
Конспект урока по алгебре и началам анализа по теме: "Вычисление площади криволинейной трапеции"
Конспект урока позволяет проверить умения обучающихся находить первообразные элементарных функций по таблице. Также данный материал помогает объяснить, что называется криволинейной трапецией и как нах...
Методическая разработка урока в 10 классе по теме "Площадь криволинейной трапеции"
Урок «открытия» нового знания по математике для учащихся 11 класса по теме: «Площадь криволинейной трапеции» с учетом требований ФГОС....
Разработка урока алгебры в 11 классе по теме: "площадь криволинейной трапеции"
Урок проводится в профильном классе. Является частью темы "первообразная и интеграл", предшествует введению понятия интеграла. Разработан согласно ФГОС системно-деятельностного подхода в обучении. Кро...
Открытый урок в 11 классе "Площадь криволинейной трапеции"
На уроке обобщен материал по нахождению площади криволинейной трапеции через первообразную и интеграл..Материал полезен для формирования умений и навыков нахождения площади криволинейной трапеции при ...
План- конспект урока алгебры в 11 классе по теме "Площадь криволинейной трапеции" и презентация к нему.
План -конспект урока алгебры в 11 классе "Площадь криволинейной трапеции" и презентация кнему....