Обобщающий урок математики в 5 классе по теме "Проценты в нашей жизни"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Воронкова Ольга Павловна

Разработка обобщающего урока математики (УМК Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.) по теме "Проценты в нашей жизни" содержит подробный конспект и презентацию. Все этапы урока соответствуют ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(слайд 1)Тема: Проценты в нашей жизни

Цели урока:

Обучающие:

закрепить умение и навыки находить процент чисел и величин;                         переводить процент в десятичную дробь и обратно;                                                           решать задачи на проценты;

выявление закономерностей и обобщение учебного материала.

Развивающие:

развитие внимания, логического мышления, находчивости, сообразительности, памяти;

развитие математической речи, творческих способностей в поиске различных способов и методов решения практических задач;

развитие навыков самостоятельной и коллективной работы.

Воспитательные:

воспитание уважительного отношения друг к другу и умение коллективно работать;

формирование у учащихся познавательного интереса к математике;

воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;

самооценка своих знаний в сравнении со знаниями одноклассников.

Тип урока:

Обобщение и закрепление ранее изученного материала

Учебник: Н.Я. Виленкин,  В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика, 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  –  М.: Мнемозина, 2012 г.

Оборудование:

1.Презентация к уроку

2. Мультимедийный проектор

3. Компьютер (ноутбук)

4. Алгоритмы решения задач

5. Раздаточный материал

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте! Добрый день, ребята.  Меня зовут О.П., я учитель математики и сегодня я проведу у вас урок. А с вами я постараюсь познакомиться в течение урока.  Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок. Я желаю  хорошей активной работы каждого из вас.

Слайд 1 Девиз:         «Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь».   Владимир Мономах

        2. Актуализация знаний

Итак, мы начинаем наш урок. Вам предстоит сегодня выполнить немало интересных заданий, вас ждет математическое испытание. Тему нашего урока вы узнаете сами, после того как отгадаете ребусы. Слайд 2(Проценты и дроби)

        - Докажите эту связь? Найдите соответствие: (дробь, % и рисунок) на доске.

- Слайд 3 Дополните перечень: Итоги голосования,  всхожесть семян, распродажа,…( повышение зарплаты, пенсий, пособий, подоходный налог…)

- Чем объединены эти понятия? (Все величины выражаются в %) 

Проценты окружают нас везде, и необходимы во многих профессиях. Поэтому сегодня мы с вами будем решать практические задачи, с которыми вы сможете столкнуться в повседневной жизни. Кроме того, полученные знания на уроках математики по теме «Задачи на проценты»,  помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии  (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока)

   - Сформулируйте тему урока.

Тема   урока: Проценты в нашей жизни

Цель  урока: обобщить знания по теме "Проценты";

суметь применить их при решении реальных жизненных задач.

- Запишите тему урока.

- Что вы уже знаете по этой теме? Что умеете? (Прием КМ «Корзина идей») написать на листочках  и собрать в корзину.

- Выполнение следующего задания поможет  вспомнить  правила, которые необходимы при выполнении действий с процентами и дробями.

Под номерами с 1 по 6 даны начала правил. Вы их должны закончить, выбрав соответствующий ответ.

Начало правил

Ответы

  1. Процент – это …
  2. Чтобы перейти от десятичной дроби к процентам, надо …
  3. Чтобы умножить десятичную дробь на 100, надо …
  4. Промилле – это …
  5. Чтобы перейти от процентов к десятичной дроби, надо …
  6. Чтобы разделить десятичную дробь на 100, надо …

 n) перенести запятую на два знака вправо.

 

c) сотая часть числа.

 u) разделить количество процентов на 100.

 m) перенести запятую на два знака влево.

 e) умножить дробь на 100.

 

t) тысячная часть числа.

Прочитайте слово, которое получилось из букв ответов (centum). Знаете ли вы, что означает это слово? (как полагают ученые символ % произошел от латинского слова centum – сто)

- Предлагаю выполнить следующее задание (Слайд 4)

0,63        1,25          0,8           0,41            1

53%        15%        40%          7%            112%

_ Как вы думаете, что нужно сделать с данными числами?

(Уч-ся должны сами определить какое действие необходимо выполнить)

( в первой строке заменить десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты заменить десятичными дробями).

     Слайд 5 Задачи для устного решения. Определить тип решения задачи.

  1.  В книге 50 страниц. Витя прочитал 20% всей книги. Сколько страниц прочитал Витя? (50*0,2=10 стр)

(Нахождение % от числа.  Алгоритм на доске)

  1. Лена прочитала 30% книги, что составило 60 страниц.

Какой вопрос мы можем поставить по условию задачи? ( Сколько стр в книге? 60:0,3 =200)

(Нахождение числа по % Алгоритм на доске)

  1.   Посеяли 50 зерен, из них 40 дали всходы. Определите процент всхожести семян.

(Нахождение процентного отношения чисел. 40:50= 80%)

Алгоритм на доске

  1. Все учащиеся 5 класса занимаются в спортивных секциях. ½ учащихся класса занимаются легкой атлетикой, 30% - гимнастикой, 25% - футболом, а остальная часть учащихся – теннисом. Сколько процентов учащихся занимаются теннисом?

(Задача не имеет решения)

4. Применение знаний и умений

- Итак, приступаем к решению задач, которые часто вам придётся решать в жизни.

Слайд 6 Задание № 1

Менеджер

Праздничная распродажа.

Цены снижены на 10 %

     К товару прикреплен  ценник, в котором зачеркнута старая цена, нужно внести изменения в ценник. (8000 Р)

-Обсудите решение задачи в парах и запишите её решение.

Решение:

  1. 8000∙0,1 =800(руб) – снижена цена
  2. 8000-300=7200(руб)- новая цена
  1. способ: 8000∙0,9=7200(руб)

- Кто не справился с задачей? Какие возникли трудности?

Самопроверка по образцу на слайде.

Слайд 7 Задание № 2

(выполнить самостоятельно с взаимопроверкой)

Задача для программиста.

За 15 минут антивирусная программа установилась на 60% .Сколько минут осталось до конца загрузки?

Решение:

1)15: 0,6 = 25 (мин)- вся загрузка

2)25-15=10(мин) – осталось

Ответ: 10 мин

- Какие возникли трудности?

Слайд 8 Задание № 3

Здоровье – это правильное питание. Врачи рекомендуют дневную норму питания распределить на 4 приема: утренний завтрак- 25%, второй завтрак- 15%, обед- 45% и ужин- 15%. Закрасьте часть, которую выделяют на утренний завтрак, красным цветом, на второй завтрак - синим, на обед – зеленым и на ужин - желтым.

- Проверьте выполнение задания.

Чтобы быть здоровым нужно заниматься спортом

Физминутка

 Задание № 4

Бухгалтер – сотрудник фирмы.

Оклад  сотрудника – 12 000 рублей.

Доплата за совмещение обязанностей – 50 %

Доплата на транспортные расходы - 10%

Какова заработная плата сотрудника?

Прибавить к ней премию - 30% от начисленной суммы.

Вычеты -13%  (налоги).

Какую зарплату  получит сотрудник?

        

-  Проверим полученные результаты

-  Давайте обсудим: какие задачи вызвали у  

    вас затруднения и почему?

Задание № 5 Кроссворд

Обобщение знаний

  1. Какая часть числа называется 1 процент?
  2. Как называют 50% от числа?
  3. Найти 50% от 10
  4. Найти всё число, если 50% его составляют 10.
  5. Как называется 25% от числа?
  6. Найти 25 % от 8
  7. Найти все число, если 25% его составляют 10.

5 Рефлексия деятельности на уроке.

    - Какую цель мы поставили в начале урока?

    - По какой теме мы решали задачи?

    - Какие знания, полученные ранее, мы сегодня использовали в своей работе?

    - Проанализируйте результат своей работы, ответив на вопросы (карточка самооценки).

Ф. И учащегося

Вопрос

Ответ обведите

1

На уроке я работал

активно

пассивно

2

Было интересно

да

нет

3

Было трудно

да

нет

4

За урок я

не устал

устал

5

Материал урока мне был

понятен

не понятен

6

Решать задачи на % я

могу

не могу

       6 Домашнее задание.

Ф. И учащегося

Тест.

1 Вариант.

1. Найдите 20% от 55.

А. 11. Б. 20. С. 27,5.

2. Найдите число, если 1% его равен 8,5.

А. 0,85. Б. 85. С. 850.

3. Школьник прочитал 72 страницы книги, что составляет 24% страниц всей книги. Сколько страниц в книге.

А.300. Б. 240. В. 320.

4. В магазине идет распродажа товаров со скидкой 15%. Найдите новые цены товаров, которые стоили 600 руб.

А. 585 руб. Б.515 руб. С. 510 руб.

5. В банке по некоторому вкладу начисляют 11% годовых. Через год сумма увеличилась на 990 руб. Какая сумма была внесена в банк.

А.9000руб. Б.9900руб. С.10000 руб.

Ф. И учащегося

2 Вариант.

1. Найдите число, если 1% его равен 0,75

А.75. Б. 7,5. В. 0,075

2. Найдите 25% от числа 5,6

А. 22,4. Б. 0,56 В.1,4

3. Какую заработную плату начисляют работнику, если после уплаты 13% налогов он получает 8700р.

А.8713р. Б. 9000р. С.10000р.

4. Цены снижены на 10%. Сколько надо заплатить за товар, который раньше стоил 500р.

А.490р. Б. 450р. С.480р.

5. Виноград пи сушке теряет 65% своей массы. Сколько изюма( сушеного винограда) получится из 40кг. свежего.

А.14кг. Б.26кг. С.11,8кг.

Дополнительная задача: 

Сон школьника должен составлять 1/3 суток. На отдых, занятие спортом, различные увлечения – 25% суток. На прием пищи и личную гигиену школьник должен отводить на 6 часов меньше, чем на сон. Сколько времени приходится на учебу в школе и выполнение домашнего задания?

Кроссворд «Проценты»

                                  2                     3             5

                         

                          1

           

           7

                                                         6

                                                         

                   4

  1. Какая часть числа называется 1 процент?
  2. Как называют 50% от числа?
  3. Найти 50% от 10
  4. Найти всё число, если 50% его составляют 10.
  5. Как называется 25% от числа?
  6. Найти 25 % от 8
  7. Найти все число, если 25% его составляют 10.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок в 5 классе по теме "Жизнь первобытных людей"

Повторительно-обобщающий урок в 5 классе (А.А.Вигасин) по теме "Жизнь первобытных людей" проводится с целью обобщения и систематизации материала по данной теме. Урок проводится в виде игры, класс дели...

Урок английского языка 6 класс "Роль животных в нашей жизни"

Автор: учитель английского языка МКОУ Соляновская СОШ Рыбина Светлана Петровна...

Урок математики в 11 классе "Случайные события в нашей жизни"

Урок  математики в 11 классе "Случайные события в нашей жизни"...

контрольно-обобщающий урок в 5 классе по теме "Жизнь первобытных людей"

Этот урок позволяет обучающимся самим выставить себе оценки, повысить мотивацию к изучению истории...

Разработка урока английского языка по теме "Книги в нашей жизни" для 7 класса

Разработка урока английского языкадля учащихся 7-х классов( с использованием личностно-ориентированной технологии и технологии коммуникативного общения) Тема: «Книги в нашей жизни»...

Урок английского языка в 6 классе. Цикл: «Животные в нашей жизни».

Тема урока: Новые факты из истории Лондонского и Белгородского зоопарков....

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...