План урока Решение комбинаторных задач
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №25
Открытый урок
«Решение комбинаторных задач»
в 5 классе
Подготовила: учитель математики
Шабаян Элина Сергеевна
ст.Ладожская
Дата:01.10.2015 г.
Тема: "Решение комбинаторных задач"
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока: начать формировать умение решать простейшие комбинаторные задачи с помощью «дерева возможных вариантов».
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация к уроку, раздаточные карточки с заданиями.
Задачи:
- Образовательные:
К концу урока учащиеся должны уметь:
- выделять комбинаторные задачи из ряда предложенных задач;
- решать простейшие комбинаторные задачи.
- Воспитательные:
Способствовать:
- формированию познавательного интереса к предмету; мировоззрения учащихся.
- воспитанию чувства патриотизма; ответственности за качество и результата выполняемой работы.
- Развивающие:
Способствовать:
- развитию: речи; творческого мышления;
- совершенствованию операций умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать и делать выводы, выделять существенные признаки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
– Здравствуйте, ребята! Садитесь.
(слайд 1)
- Девиз нашего урока:
Учитесь думать, объяснять,
Учитесь мыслить, рассуждать,
Ведь в математике, друзья,
Без логики никак нельзя!
II. Актуализация знаний.
(слайд 2)
- В старинных русских сказаниях повествуется, как богатырь или другой добрый молодец, доехав до распутья, читает на камне: “Вперед поедешь – голову сложишь, направо поедешь – коня потеряешь, налево поедешь – меча лишишься”. Ребята, с какой проблемой сталкивается добрый молодец на перепутье? (с проблемой выбора дальнейшего пути движения)
- Верно! А дальше уже говорится, как он выходит из того положения, в которое попал в результате выбора. Но выбирать разные пути или варианты приходится и современному человеку. Это сделать очень трудно не потому, что его нет или оно одно и поэтому его трудно найти, а приходится выбирать из множества возможных вариантов, различных способов, комбинаций. И нам всегда хочется, чтобы этот выбор был оптимальный.
- Оказывается, существует целый раздел математики, который занят поисками ответов на эти вопросы. А вот как он называется, мы узнаем, выполнив следующее задание.
- Устный счет. На партах перед вами лежат карточки с примерами. (слайд 3) Запишите ответ к каждому примеру во второй столбец. Время работы – 3 минуты. Как только закончите, поднимите руку, чтобы я видела. Начали.
- Проверим ответы. (учитель просит 1 ученика зачитать ответы)
- Кто не согласен?
- Проверим. (слайд 4)
- В третий столбец запишите букву, соответствующую числу. Числа и буквы отражены в таблице на слайде. (слайд 5) В итоге у вас должно получиться слово.
- Какое слово у вас получилось? (комбинаторика) (слайд 6)
- Верно! (слайд 7) А как вы понимаете, что такое комбинаторика? (ответы учащихся)
Комбинаторика – это раздел математики, в котором изучается, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.
- Тема нашего урока называется «Решение комбинаторных задач». Откройте тетради, запишите число и тему урока. (слайд 8)
II. Изучение нового материала.
- Задачи, которые мы сегодня будем решать, помогут вам творить, думать необычно, оригинально, смело, видеть то, мимо чего вы часто проходили не замечая, любить неизвестное, новое; преодолевать трудности.
- И еще сегодня в очередной раз убедимся, что наш мир полон математики, и продолжим исследование на предмет выявления математики вокруг нас.
- Придя в школу, повесив одежду, вы очень часто отправляетесь к расписанию, посмотреть порядок уроков на день. А представьте на миг, что бы стало в школе, если бы не было расписания. Трудно пришлось бы всем: и детям, и учителям.
В помощь тому, кто составляет расписание, решим задачу: (слайд 9)
Задача №1. В 5А классе во вторник 5 уроков: физкультура, русский язык, литература, история и математика. Сколько можно составить вариантов расписания на день, зная точно, что математика – первый урок?
Фронтальная работа
- Как бы вы предложили решить эту задачу? (ответы детей)
- Предлагаю вам закодировать названия предметов их начальной буквой: Ф – физкультура, Р – русский язык, Л – литература, И – история, М – математика.
- С какого урока мы начнем составлять расписание? (с математики) (слайд 10)
- Тогда что можно поставить вторым уроком? (физкультуру, русский, литературу или историю).
- Верно! Если вторым уроком будет физкультура, что может располагаться на третьем месте? (литература, русский или история).
- Если вторым – русский, тогда на третьем? (физ-ра, лит-ра, история)
- Если вторым – литература, то на третьем? (физ-ра, русский, история)
- Если вторым – история, то на третьем? (физ-ра, русский, лит-ра)
- Хорошо. Если третьим уроком будет стоять литература, что будет на четвертом месте? (русский или история).
- Если четвертым уроком будет русский, тогда на 5 месте – какой урок? (история)
- Если четвертым – история, то пятым? (русский)
- А если третий урок – русский, тогда? (четвертым уроком – история или литература) И т.д.
(далее разбираются ответы при условии, что третьим уроком в расписании будет история).
- Заполните до конца данную схему самостоятельно. Время работы – 2-3 минуты (самостоятельная работа)
- Ребята, посмотрите, что у вас должно было получиться. (смотрят на слайд)
- Сколько возможных вариантов расписания уроков у вас получилось? Подсчитайте. (24 варианта)
- На что похожа эта схема, если ее перевернуть? (на дерево)
- Верно! Это один из способов решения комбинаторных задач. А называется он «Дерево возможных вариантов».
- Ребята, напишите, какой из вариантов расписания вам больше нравится. (дети пишут в тетради свой вариант расписания уроков)
- А если бы в задаче не было условия, что математика – первый урок, что бы изменилось? (ответ, вариантов расписания было бы намного больше)
- Да, трудно придется тому, кто забудет порядок уроков и, не посмотрев в расписание, захочет правильно заполнить дневник.
- А теперь заглянем на некоторые из этих уроков. И по возможности отыщем на них математические задания.
- Начнем с истории.
Работа в парах
- Ребята, у вас на партах лежат три полоски разных цветов: красная, белая и синяя. Составьте из них флаг Российской Федерации.
- Проверьте, знаете ли вы флаг нашей страны. (сверяют с изображением на слайде). (слайд 11)
- А знаете ли вы, что означает каждый цвет на флаге?
Значение цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
- От перестановок цветных полосок можно получить другой флаг. Как подсчитать, сколько таких флагов мы можем составить из трех цветных полосок?
- Для этого решим следующую задачу: (слайд 12)
Задача №2. Несколько стран решили использовать для своего государственного флага символику в виде 3х горизонтальных полос разных цветов – белый (Б), синий (С), красный (К). Сколько стран могут использовать такую символику при условии, что у каждой страны свой флаг?
- Решите данную задачу с помощью дерева возможных вариантов. (слайд 13)
- Кто желает решить эту задачу на доске? (2 ученика решают с обратной стороны доски)
- Сколько вариантов у вас получилось? (6 вариантов)
- Проверим решения на доске. (ученики открывают доски, показывают свои схемы)
- Ребята, выделите другим цветом путь, в котором зашифрован Российский флаг. (дети у доски выделяют цветным мелом) (слайд 14)
- Какой он по счету на слайде? (четвертый)
- А если бы в условии задачи говорилось не о горизонтальных, а о вертикальных полосках, сколько было бы вариантов флага? (также 6 вариантов)
- Как бы изменился ответ, если в задаче говорилось и о горизонтальных, и о вертикальных полосках? (увеличился в 2 раза, 12 вариантов)
- Поэтому всегда нужно внимательно читать условие задачи.
- Оказывается, есть государства, где флаги имеют такие же цвета. (слайд 15) Посмотрите, два флага имеют горизонтальные полосы, а флаг Франции – вертикальные.
- Следующий урок – физкультура. (слайд 16)
III. Физминутка
Задание на повторение
(дети встают, если верное неравенство ученики кивают головой вперёд, если неверно – влево и вправо)
Учитель показывает неравенства на карточках:
а) 67,09>67,99 | б) 3,6 = 3,600 |
в) 51,7 < 51,7000 | г) 18,605 < 18,59 |
д) 0,0025 < 0,00247 | е) 4,85 > 3,192 |
з) 0,088 < 0,1 | ж) 1,782 = 1,786 |
и) 9,41< 9,306 | к) 27,09 < 28,02 |
IV. Закрепление изученного
- Настало время перекусить. Мы идем в школьную столовую. (слайд 17)
Задача №3. Сколько различных завтраков, состоящих из 1 напитка и 1 вида выпечки, можно составить из чая (ч), кофе (к), булочки (б), печенья (п) и вафель (в)?
Заполните схему дерева возможных вариантов в соответствии с условием задачи. (слайд 18)
Напитки
Выпечка
- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте друг друга. Сколько завтраков у вас должно получиться? (6 завтраков) (слайд 19)
- Если ваш сосед выполнил задание верно, поставьте «плюс», иначе – «минус». Верните друг другу тетради.
- Ребята, а какой из завтраков вы с удовольствием бы съели? Выделите другим цветом путь наиболее понравившегося варианта.
- Следующий урок – математика.
Самостоятельная работа по учебнику.
- Откройте учебники на с.255. №974(б) (слайд 20)
Сколько трехзначных цифр можно составить из цифр 0, 2, 4 при условии, что цифры не должны повторяться?
Самопроверка. Ответ на слайде. (4 числа) (слайд 21)
- Следующий урок – литература. Внимание, перед вами лежат листочки с текстом отрывка из одного известного произведения. Прочитайте его.
Проказница Мартышка,
Осел,
Козел,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть в ...
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
………………..
«Стой, братцы, стой!» - кричит Мартышка.-
Погодите.
Как музыке идти? Ведь Вы не так сидите!
- Из какого произведения данный отрывок и кто автор? (басня Ивана Андреевича Крылова «Квартет») (слайд 22)
- Какую задачу можно решить в этой басне? (ответы детей)
V. Подведение итогов
- С чем вы познакомились сегодня на уроке? (с комбинаторными задачами)
- Каким способом вы научились решать такие задачи? («дерево возможных вариантов»)
(слайд 23)
- Итак, ученику приходится встречаться с математикой, практически, постоянно. В частности, вы просчитываете различные комбинации,
- когда выбираете меню в столовой,
- формулируете свой ответ на уроках,
- составляете график дежурства по классу,
- планируете, как провести свои выходные или каникулы и так далее.
VI. Домашнее задание
- Запишите в тетрадь домашнее задание: по карточке (слайд 24)
1. Сколькими различными способами могут сесть крыловские музыканты в один ряд?
2. №973(а,б)
3. Придумать свою комбинаторную задачу практического характера.
VII. Рефлексия
- Ребята, нарисуйте дерево возможных эмоций (слайд 25), которые можно испытывать во время урока, в виде различных смайликов. Закрасьте желтым цветом тот смайлик, который соответствовал вашему настроению на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение комбинаторных задач и задач по теории вероятности
Данную презентацию составил ученик 9 класса для проверки домашнего задания по изучаемой теме. Тексты задач взяты из сборника для подготовки к ГИА "Математика 9 класс" под редакцией Ф.Ф.Лысенко и С.Ю. ...
Презентация к уроку в 6 классе "решение комбинаторных задач"
Данная презентация может использоваться учителем при изложении нового материала по теме "Решение комбинаторных задач"....
Обобщение опыта "Развитие логического мышления у учащихся 6 класса через решение комбинаторных задач на уроках математики"
Данный материал представляет обобщение опыта по решению комбинаторных задач в 6 классе. Также представлены разработки уроков по теме "Решение комбинаторных задач"...
Открытый урок "Решение комбинаторных задач"
Данный урок был проведен 6 февраля 2014 года...
Методическая разработка урока по теме: «Элементы комбинаторики. Способы решения комбинаторных задач»
Предлагаемый мною урок по теме: «Элементы комбинаторики. Способы решения комбинаторных задач» проведен в 9 классе и направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся и формированию у них с...
Сценарий проведения урока математики в 5-м классе по теме: "Решение комбинаторных задач"
Урок проводится в быстром темпе и на высоком уровне сложности. Он знакомит учащихся с деревом возможных вариантов, правилом перемножения возможностей, перестановками, размещениями, сочетаниями, формул...
Конспект урока по алгебре в 9 классе по теме "Решение комбинаторных задач"
Урок обобщения по теме "Решение задач на использование формул перестановок, размещений"...