Конспект урока "Диаграммы"
план-конспект занятия по алгебре (5 класс) по теме

Урок изучения и первичного закрепления материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_po_teme_diagrammy.zip549.62 КБ

Предварительный просмотр:

Математические модели. Диаграммы.

Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 • Цель урока: дать понятие о диаграммах, их видах, учить применять изученный материал к решению задач, применению в повседневной жизни

 Задачи урока:

 1. Образовательные:

 • научить читать диаграммы;

 • научить строить диаграммы на бумаге при помощи карандаша и линейки и на компьютере.

определять тип диаграммы в зависимости от ее назначения;

выделять и группировать данные, которые должны быть отражены на диаграмме;

интерпретировать количественную информацию, представленную в форме диаграмм.

 2. Воспитательные:

 • формирование системы взглядов на мир;

обучить эстетическому оформлению работ;

развивать коммуникативные навыки, учить работать в группе;

воспитывать стремление к здоровому образу жизни;

расширить словарный запас;

совершенствовать навыки работы с компьютерной техникой и повышать интерес к современным компьютерным технологиям.

 3. Развивающие:

 • учить грамотно употреблять в речи термины: диаграмма, столбчатая, круговая, цилиндрическая, линейная, круговая;

 • совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать и делать выводы, выделять существенные признаки.

развивать внимание;

учить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы.

Ход урока.

Сядьте, пожалуйста, по группам по 5 человек.

Учитель:

Давайте, мы начнем наш урок сегодня с небольшого социологического опроса. Возьмите в руки пульты беспроводного голосования и приступим к опросу.

1 вопрос: Во сколько вы сегодня проснулись?

Ответы: 1. в 6 часов

               2. в 7 часов

               3. в 8 часов

2 вопрос: Для чего вы сегодня пошли в школу?

Ответы: 1. Получить новые знания

               2. Встретиться с одноклассниками

               3 Сделали так, как хотела мама.

3 вопрос: Сколько сегодня у вас уроков по расписанию?

 Ответ: 1. 5 уроков

             2. 6 уроков

             3. 7 уроков

4 вопрос: Какое у вас сейчас настроение?

Ответ: 1. Отличное

            2. Хорошее

            3. Плохое

5 вопрос: Что вы ждете от урока математики?

Ответ: 1. Узнать много нового и интересного

            2. Игры

            3. Ничего, устали и хотите домой.

А теперь посмотрите ребята, в виде чего нам представлен результат теста. Как вы считаете, что изображено на экране?

ДЕТИ: ДИАГРАММА.

Учитель: А как вы считаете, для чего она нужна?

- чтобы представить информацию наглядно…..

Учитель:  Какую информацию мы можем с нее прочитать?

- сколько человек и как ответили на заданный вопрос…..

Учитель: Очень  важно не просто иметь представление о диаграммах, но и уметь читать и строить их.

 Итак, как вы считаете, какая будет тема сегодняшнего урока?

ДЕТИ:  «Диаграмма». (слайд№1)

Учитель: Эта тема актуальна для современных людей, живущих в информационном, быстро меняющемся мире.  Как вы думаете, что конкретно вы узнаете сегодня на уроке??

ДЕТИ: какие бывают, как строить…

( О различных типах диаграмм, научитесь читать их и строить при помощи линейки, карандаша и циркуля, а также овладеете современным способом построения диаграмм – на компьютере.)

1 ЗАДАНИЕ: На слайде отображаются 2 способа представления информации, таблица и диаграмма. Также по группам предлагается либо таблица, либо диаграмма. Затем задаются вопросы, на которые дети смогут ответить с помощью данных таблицы либо диаграммы. ( слайд №2)

  1. На сколько банок меда больше съел медвежонок в четверг, чем во вторник? (на 6)
  2. В какой день недели, медвежонок не ел мед? (пятн)
  3. В какие дни недели медвежонок съел одинаковое количество меда? ( сред + суб)
  4. В какой день недели медвежонок съел больше всего меда? (чет)
  5. На сколько банок меда меньше съел медвежонок в понедельник, чем в воскресенье? (на 2)
  6. Сколько всего банок меда съел медвежонок за всю неделю? (38)

                  

Как только у вас будут готовы ответы, один из команды поднимает руку и держит ее. Пока все остальные группы не поднимут руки.

Спрашиваю по 1 вопросу с группы.

Скажите, почему группы у которых были диаграммы быстрее справились с заданиями?

ДЕТИ: т.к. диаграмма – более удобный, читаемый способ представления информации

Диаграмма – это один из видов математической модели. Она дает наглядное представление о соотношении размеров тех или иных величин.

  • Какую информацию можно получить из рассмотренной диаграммы?
  • Какие виды диаграмм вы знаете?

Диаграммы бывают разных видов: столбчатые, круговые, линейные, конические, цилиндрические, в виде графика…( слайды № 3,4)

Сегодня на уроке мы подробно рассмотрим 2 вида диаграмм: столбчатую и круговую.

При построении столбчатой диаграммы можно выбрать любую ширину столбиков и любое расстояние между ними. Однако все столбики должны быть одинаковой ширины и на равном расстоянии друг от друга.

Разберем на примере. (Слайд№5)

Сейчас мы с вами потренируемся в построении столбчатых диаграмм. Для этого вам предлагается такое задание!

 2 ЗАДАНИЕ:

Я засекаю 3 минуты времени. Вы за это время читаете свой текст.

Затем считаете, сколько у каждого в своем тексте встретилось математических слов, терминов, значений. И в группе полученный результат представляете в виде диаграммы. ( проверка на слайде № 6). Обратите внимание, что каждый текст относиться к одному из изучаемых вами предметов, постарайтесь определить к какому.

Биология 19,  Литература 1,  Математика 52,  География 4,   История 7

Ленивец – настоящий чемпион по медлительности в мире животных. В день ленивец спит на протяжении 15 часов, а ночью ест.

По земле ленивец передвигается очень медленно и только при исключительных обстоятельствах. Удержаться на ногах он не может и падает на брюхо. Цепляясь за землю когтями и подтягивая таким образом свое тело, он ползет со скоростью 150 метров в час. За то же время черепаха преодолевает 700-800 метров. На земле ленивцы совершенно беспомощны.

Шея у ленивца длинная и гибкая, она способна вращаться на 270 градусов. Животное может смотреть во всех направлениях и с легкостью доставать пищу, не перемещая своего тела.

Сердце ленивца работает достаточно быстро – 80 ударов на минуту, а вот дыхание у него медленное. Температура тела может опускаться до 24 градусов. Желудок у ленивца очень большой. Еда переваривается долго, почти 90 часов.

У крестьянина Суна был небольшой огород. Не жалея сил, Сун трудился на своём огороде. И потому раз в год, каждую осень собирал хороший урожай. Сунн продавал на базаре редьку, капусту, бобы, огурцы, горох и кое-как сводил концы с концами. Однажды, когда Сун пропалывал свои грядки, из кустов стремительно выскочил большой заяц, ударился с разбегу о дубок и замертво свалился к ногам Суна.

- Вот удача! – обрадовался Сун. – Без всяких трудов получил и мясо и мех. Мясо съем, а мех продам и куплю себе  рису. И, забыв о прополке грядок, Сунн побежал на базар продавать заячью шкуру. С этого дня, забыв об огороде, Сунн каждое утро усаживался под деревом и ждал зайца. Огород его зарос сорняком, овощи без поливки завяли, а Сун сидел и ждал зайца. Но зайцы больше не забегали на его огород. Осенью, когда соседи собирали богатый урожай, печальный Сунн выдёргивал из своих грядок бурьян и крапиву. И, глядя на урожай соседей, говорил сердито: - Несправедливо! Соседям боги послали удачу, а меня обошли!

Не знал Сунн одного: кто не работает, к тому удача не приходит.

Треуго́льник— это геометрическая фигура, образованная тремя отрезками, которые соединяют три не лежащие на одной прямой точки. Три точки, образующие треугольник, называются вершинами треугольника, а отрезки — сторонами треугольника. Стороны треугольника образуют в вершинах треугольника три угла. Другими словами, треугольник — это многоугольник, у которого имеется ровно три угла. Если три точки лежат на одной прямой, то «треугольник» с вершинами в трёх данных точках называется вырожденным. Все остальные треугольники невырожденные.

Если все углы треугольника острые, то треугольник называется остроугольным;

Если один из углов треугольника тупой , то треугольник называется тупоугольным;

Если один из углов треугольника прямой , то треугольник называется прямоугольным. 

Берму́дский треуго́льник — район в Атлантическом океане, в котором якобы происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов. Район ограничен линиями от Флориды к Бермудским островам, далее к Пуэрто-Рико и назад к Флориде через Багамы. Аналогичный «треугольник» в Тихом океане называют Дьявольским.

Район является очень сложным для навигации: здесь большое количество отмелей, часто зарождаются циклоны и штормы.

Выдвигаются различные гипотезы для объяснения загадочных исчезновений в этой зоне: от необычных погодных явлений до похищений инопланетянами или жителями Атлантиды. Скептики утверждают, однако, что исчезновения судов в Бермудском треугольнике происходят не чаще, чем в других районах мирового океана, и объясняются естественными причинами.

Впервые зачатки образования появились в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Ассирия, Вавилон и другие). Наибольшее распространение в этих странах получили три типа школ: жреческие, дворцовые и военные.

Подлинного расцвета педагогическая практика достигли в Древней Греции и Риме.

В Древней Греции особенно выделялись две системы воспитания: спартанская и афинская. Образование в спартанском государстве было привилегией рабовладельцев. Главной была общественная система воспитания. Дети рабовладельцев с 7 до 15 лет вне семьи учились чтению, письму, счету и очень много занимались военно-физической подготовкой. В возрасте с 15 до 20 лет юные спартанцы получали музыкальное воспитание (хоровое пение), не прекращая усиленную физическую и военную подготовку. Особое внимание в спартанских школах уделяли умению четко и кратко отвечать на заданные вопросы. По преданию, этим искусством особенно славились жители Лаконии , отсюда пошло известное выражение "лаконичный стиль".

Сравните то, что получилось у вас и то, что получилось у меня. У вас конечно могут быть отличия по количеству найденных знаков, так как в силу вашего возраста вы можете не все знаки заметить. Но в общем у вас должна получиться похожая диаграмма.

Ответьте на вопрос, в каком тексте математических слов, терминов, значений встретилось больше всего, а в каком меньше, чем в остальных.

Сейчас, посмотрите, пожалуйста на остальные группы, в которых сидят ваши одноклассники. Поднимите вверх ваши листочки с текстом, и найдите среди остальных листочков, такой же по цвету, поменяйтесь местами с одноклассниками, сядьте так, чтобы в группе сидели все с одинаковым цветом листочка. Обратите внимание, что на листочках одного цвета одинаковый текст.

 Прежде чем вы поменяетесь местами, посмотрите  на кубики стоящие у вас на столах, вам нужно сесть за стол с листочками под цвет кубика.

Сейчас, закройте глазки и  мысленно опишите ими в воздухе цифру 5, 7, 9.

Задание: посчитайте в 1 абзаце текста, количество предлогов, запятых, точек и результат отразите в виде столбчатой диаграммы. ( Проверка на слайде 7)

3 ЗАДАНИЕ:

Работа по группам.

Прочитать представленную диаграмму.

ЛЮБИМОЕ ВРЕМЯ ГОДА

  1. Сколько человек из всех опрошенных сказали, что их любимое время года осень?
  2. На сколько больше людей, считают своим любимым временем года лето, чем зиму?
  3. Сколько людей, из всех опрошенных, сказали, что их любимое время года весна?
  4. На сколько меньше людей, считают своим любимым временем года осень, чем весну?
  5. Сколько людей, из всех опрошенных, сказали, что их любимое время года лето.
  6. У скольких людей, из всех опрошенных, любимое время года  зима.

Оцените затраты времени на построение диаграммы?

  (Долго, возможны неточности)

Есть ли возможности и способы выполнения этой работы быстрее?

(на компьютере)

Существуют компьютерные программы, позволяющие строить различные диаграммы автоматически. Наиболее распространенная из них Microsoft Excel.

  • 1)Заполнить таблицу данных:

Здесь вставить таблицу с данными. Распределение времени учеником 5 класса. Проверьте, можете ли вы сразу построить диаграмму, если нет, то почему и что нужно изменить.

Добавить 2 часа на спорт.

Вид занятости

Время

Сон

Учеба в школе

Домашняя работа

Отдых

Работа с ПК

Просмотр ТВ

1 час

  • 2) Выделить ее;
  • 3) подвести указатель мышки к кнопке «Мастер диаграмм» и щелкнуть левой клавишей.

 После этого появится окно, в котором можно выбрать тип диаграммы и оформить по своему вкусу.

Учащиеся в группах по 5 человек  получают  алгоритм построения диаграмм на отдельных листах.

Домашнее задание: (получают на листочках с обратной стороны алгоритма, построения диаграмм)

- Ребята, вы сможете выбрать для себя любой уровень трудности.

I уровень трудности «3»

II  уровень трудности «4»

III уровень трудности «5»

1) Вырежьте из газет информацию, представленную при помощи разных видов диаграмм;

2) Выполните из учебника № 540 (а,б)

1) Используя программу Microsoft Excel и алгоритм, записанный в тетради, составьте круговую и столбчатую диаграммы по данным таблицы с медвежонком.

1) Самостоятельно составьте таблицу «Расходы родителей на меня в месяц», постройте диаграмму любого вида и проанализируйте ее.

2)  Разработать мини - проект «Диаграммы»

 (о своих результатах I  и II четверти), используя программы Microsoft Excel.

Рефлексия

Ребята, чем мы сегодня с Вами занимались на уроке?

- Что такое диаграмма?

- Где  и для чего в жизни можно использовать диаграммы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...