Конспект урока "Диаграммы"
план-конспект занятия по алгебре (5 класс) по теме
Урок изучения и первичного закрепления материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_diagrammy.zip | 549.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Математические модели. Диаграммы.
Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний
• Цель урока: дать понятие о диаграммах, их видах, учить применять изученный материал к решению задач, применению в повседневной жизни
Задачи урока:
1. Образовательные:
• научить читать диаграммы;
• научить строить диаграммы на бумаге при помощи карандаша и линейки и на компьютере.
определять тип диаграммы в зависимости от ее назначения;
выделять и группировать данные, которые должны быть отражены на диаграмме;
интерпретировать количественную информацию, представленную в форме диаграмм.
2. Воспитательные:
• формирование системы взглядов на мир;
обучить эстетическому оформлению работ;
развивать коммуникативные навыки, учить работать в группе;
воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
расширить словарный запас;
совершенствовать навыки работы с компьютерной техникой и повышать интерес к современным компьютерным технологиям.
3. Развивающие:
• учить грамотно употреблять в речи термины: диаграмма, столбчатая, круговая, цилиндрическая, линейная, круговая;
• совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать и делать выводы, выделять существенные признаки.
развивать внимание;
учить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы.
Ход урока.
Сядьте, пожалуйста, по группам по 5 человек.
Учитель:
Давайте, мы начнем наш урок сегодня с небольшого социологического опроса. Возьмите в руки пульты беспроводного голосования и приступим к опросу.
1 вопрос: Во сколько вы сегодня проснулись?
Ответы: 1. в 6 часов
2. в 7 часов
3. в 8 часов
2 вопрос: Для чего вы сегодня пошли в школу?
Ответы: 1. Получить новые знания
2. Встретиться с одноклассниками
3 Сделали так, как хотела мама.
3 вопрос: Сколько сегодня у вас уроков по расписанию?
Ответ: 1. 5 уроков
2. 6 уроков
3. 7 уроков
4 вопрос: Какое у вас сейчас настроение?
Ответ: 1. Отличное
2. Хорошее
3. Плохое
5 вопрос: Что вы ждете от урока математики?
Ответ: 1. Узнать много нового и интересного
2. Игры
3. Ничего, устали и хотите домой.
А теперь посмотрите ребята, в виде чего нам представлен результат теста. Как вы считаете, что изображено на экране?
ДЕТИ: ДИАГРАММА.
Учитель: А как вы считаете, для чего она нужна?
- чтобы представить информацию наглядно…..
Учитель: Какую информацию мы можем с нее прочитать?
- сколько человек и как ответили на заданный вопрос…..
Учитель: Очень важно не просто иметь представление о диаграммах, но и уметь читать и строить их.
Итак, как вы считаете, какая будет тема сегодняшнего урока?
ДЕТИ: «Диаграмма». (слайд№1)
Учитель: Эта тема актуальна для современных людей, живущих в информационном, быстро меняющемся мире. Как вы думаете, что конкретно вы узнаете сегодня на уроке??
ДЕТИ: какие бывают, как строить…
( О различных типах диаграмм, научитесь читать их и строить при помощи линейки, карандаша и циркуля, а также овладеете современным способом построения диаграмм – на компьютере.)
1 ЗАДАНИЕ: На слайде отображаются 2 способа представления информации, таблица и диаграмма. Также по группам предлагается либо таблица, либо диаграмма. Затем задаются вопросы, на которые дети смогут ответить с помощью данных таблицы либо диаграммы. ( слайд №2)
- На сколько банок меда больше съел медвежонок в четверг, чем во вторник? (на 6)
- В какой день недели, медвежонок не ел мед? (пятн)
- В какие дни недели медвежонок съел одинаковое количество меда? ( сред + суб)
- В какой день недели медвежонок съел больше всего меда? (чет)
- На сколько банок меда меньше съел медвежонок в понедельник, чем в воскресенье? (на 2)
- Сколько всего банок меда съел медвежонок за всю неделю? (38)
Как только у вас будут готовы ответы, один из команды поднимает руку и держит ее. Пока все остальные группы не поднимут руки.
Спрашиваю по 1 вопросу с группы.
Скажите, почему группы у которых были диаграммы быстрее справились с заданиями?
ДЕТИ: т.к. диаграмма – более удобный, читаемый способ представления информации
Диаграмма – это один из видов математической модели. Она дает наглядное представление о соотношении размеров тех или иных величин.
- Какую информацию можно получить из рассмотренной диаграммы?
- Какие виды диаграмм вы знаете?
Диаграммы бывают разных видов: столбчатые, круговые, линейные, конические, цилиндрические, в виде графика…( слайды № 3,4)
Сегодня на уроке мы подробно рассмотрим 2 вида диаграмм: столбчатую и круговую.
При построении столбчатой диаграммы можно выбрать любую ширину столбиков и любое расстояние между ними. Однако все столбики должны быть одинаковой ширины и на равном расстоянии друг от друга.
Разберем на примере. (Слайд№5)
Сейчас мы с вами потренируемся в построении столбчатых диаграмм. Для этого вам предлагается такое задание!
2 ЗАДАНИЕ:
Я засекаю 3 минуты времени. Вы за это время читаете свой текст.
Затем считаете, сколько у каждого в своем тексте встретилось математических слов, терминов, значений. И в группе полученный результат представляете в виде диаграммы. ( проверка на слайде № 6). Обратите внимание, что каждый текст относиться к одному из изучаемых вами предметов, постарайтесь определить к какому.
Биология 19, Литература 1, Математика 52, География 4, История 7
Ленивец – настоящий чемпион по медлительности в мире животных. В день ленивец спит на протяжении 15 часов, а ночью ест. По земле ленивец передвигается очень медленно и только при исключительных обстоятельствах. Удержаться на ногах он не может и падает на брюхо. Цепляясь за землю когтями и подтягивая таким образом свое тело, он ползет со скоростью 150 метров в час. За то же время черепаха преодолевает 700-800 метров. На земле ленивцы совершенно беспомощны. Шея у ленивца длинная и гибкая, она способна вращаться на 270 градусов. Животное может смотреть во всех направлениях и с легкостью доставать пищу, не перемещая своего тела. Сердце ленивца работает достаточно быстро – 80 ударов на минуту, а вот дыхание у него медленное. Температура тела может опускаться до 24 градусов. Желудок у ленивца очень большой. Еда переваривается долго, почти 90 часов. |
У крестьянина Суна был небольшой огород. Не жалея сил, Сун трудился на своём огороде. И потому раз в год, каждую осень собирал хороший урожай. Сунн продавал на базаре редьку, капусту, бобы, огурцы, горох и кое-как сводил концы с концами. Однажды, когда Сун пропалывал свои грядки, из кустов стремительно выскочил большой заяц, ударился с разбегу о дубок и замертво свалился к ногам Суна. - Вот удача! – обрадовался Сун. – Без всяких трудов получил и мясо и мех. Мясо съем, а мех продам и куплю себе рису. И, забыв о прополке грядок, Сунн побежал на базар продавать заячью шкуру. С этого дня, забыв об огороде, Сунн каждое утро усаживался под деревом и ждал зайца. Огород его зарос сорняком, овощи без поливки завяли, а Сун сидел и ждал зайца. Но зайцы больше не забегали на его огород. Осенью, когда соседи собирали богатый урожай, печальный Сунн выдёргивал из своих грядок бурьян и крапиву. И, глядя на урожай соседей, говорил сердито: - Несправедливо! Соседям боги послали удачу, а меня обошли! Не знал Сунн одного: кто не работает, к тому удача не приходит. |
Треуго́льник— это геометрическая фигура, образованная тремя отрезками, которые соединяют три не лежащие на одной прямой точки. Три точки, образующие треугольник, называются вершинами треугольника, а отрезки — сторонами треугольника. Стороны треугольника образуют в вершинах треугольника три угла. Другими словами, треугольник — это многоугольник, у которого имеется ровно три угла. Если три точки лежат на одной прямой, то «треугольник» с вершинами в трёх данных точках называется вырожденным. Все остальные треугольники невырожденные. Если все углы треугольника острые, то треугольник называется остроугольным; Если один из углов треугольника тупой , то треугольник называется тупоугольным; Если один из углов треугольника прямой , то треугольник называется прямоугольным. |
Берму́дский треуго́льник — район в Атлантическом океане, в котором якобы происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов. Район ограничен линиями от Флориды к Бермудским островам, далее к Пуэрто-Рико и назад к Флориде через Багамы. Аналогичный «треугольник» в Тихом океане называют Дьявольским. Район является очень сложным для навигации: здесь большое количество отмелей, часто зарождаются циклоны и штормы. Выдвигаются различные гипотезы для объяснения загадочных исчезновений в этой зоне: от необычных погодных явлений до похищений инопланетянами или жителями Атлантиды. Скептики утверждают, однако, что исчезновения судов в Бермудском треугольнике происходят не чаще, чем в других районах мирового океана, и объясняются естественными причинами. |
Впервые зачатки образования появились в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Ассирия, Вавилон и другие). Наибольшее распространение в этих странах получили три типа школ: жреческие, дворцовые и военные. Подлинного расцвета педагогическая практика достигли в Древней Греции и Риме. В Древней Греции особенно выделялись две системы воспитания: спартанская и афинская. Образование в спартанском государстве было привилегией рабовладельцев. Главной была общественная система воспитания. Дети рабовладельцев с 7 до 15 лет вне семьи учились чтению, письму, счету и очень много занимались военно-физической подготовкой. В возрасте с 15 до 20 лет юные спартанцы получали музыкальное воспитание (хоровое пение), не прекращая усиленную физическую и военную подготовку. Особое внимание в спартанских школах уделяли умению четко и кратко отвечать на заданные вопросы. По преданию, этим искусством особенно славились жители Лаконии , отсюда пошло известное выражение "лаконичный стиль". |
Сравните то, что получилось у вас и то, что получилось у меня. У вас конечно могут быть отличия по количеству найденных знаков, так как в силу вашего возраста вы можете не все знаки заметить. Но в общем у вас должна получиться похожая диаграмма.
Ответьте на вопрос, в каком тексте математических слов, терминов, значений встретилось больше всего, а в каком меньше, чем в остальных.
Сейчас, посмотрите, пожалуйста на остальные группы, в которых сидят ваши одноклассники. Поднимите вверх ваши листочки с текстом, и найдите среди остальных листочков, такой же по цвету, поменяйтесь местами с одноклассниками, сядьте так, чтобы в группе сидели все с одинаковым цветом листочка. Обратите внимание, что на листочках одного цвета одинаковый текст.
Прежде чем вы поменяетесь местами, посмотрите на кубики стоящие у вас на столах, вам нужно сесть за стол с листочками под цвет кубика.
Сейчас, закройте глазки и мысленно опишите ими в воздухе цифру 5, 7, 9.
Задание: посчитайте в 1 абзаце текста, количество предлогов, запятых, точек и результат отразите в виде столбчатой диаграммы. ( Проверка на слайде 7)
3 ЗАДАНИЕ:
Работа по группам.
Прочитать представленную диаграмму.
ЛЮБИМОЕ ВРЕМЯ ГОДА
- Сколько человек из всех опрошенных сказали, что их любимое время года осень?
- На сколько больше людей, считают своим любимым временем года лето, чем зиму?
- Сколько людей, из всех опрошенных, сказали, что их любимое время года весна?
- На сколько меньше людей, считают своим любимым временем года осень, чем весну?
- Сколько людей, из всех опрошенных, сказали, что их любимое время года лето.
- У скольких людей, из всех опрошенных, любимое время года зима.
Оцените затраты времени на построение диаграммы?
(Долго, возможны неточности)
Есть ли возможности и способы выполнения этой работы быстрее?
(на компьютере)
Существуют компьютерные программы, позволяющие строить различные диаграммы автоматически. Наиболее распространенная из них Microsoft Excel.
- 1)Заполнить таблицу данных:
Здесь вставить таблицу с данными. Распределение времени учеником 5 класса. Проверьте, можете ли вы сразу построить диаграмму, если нет, то почему и что нужно изменить.
Добавить 2 часа на спорт.
Вид занятости | Время |
Сон | 9ч |
Учеба в школе | 6ч |
Домашняя работа | 2ч |
Отдых | 3ч |
Работа с ПК | 1ч |
Просмотр ТВ | 1 час |
- 2) Выделить ее;
- 3) подвести указатель мышки к кнопке «Мастер диаграмм» и щелкнуть левой клавишей.
После этого появится окно, в котором можно выбрать тип диаграммы и оформить по своему вкусу.
Учащиеся в группах по 5 человек получают алгоритм построения диаграмм на отдельных листах.
Домашнее задание: (получают на листочках с обратной стороны алгоритма, построения диаграмм)
- Ребята, вы сможете выбрать для себя любой уровень трудности.
I уровень трудности «3» | II уровень трудности «4» | III уровень трудности «5» |
1) Вырежьте из газет информацию, представленную при помощи разных видов диаграмм; 2) Выполните из учебника № 540 (а,б) | 1) Используя программу Microsoft Excel и алгоритм, записанный в тетради, составьте круговую и столбчатую диаграммы по данным таблицы с медвежонком. | 1) Самостоятельно составьте таблицу «Расходы родителей на меня в месяц», постройте диаграмму любого вида и проанализируйте ее. 2) Разработать мини - проект «Диаграммы» (о своих результатах I и II четверти), используя программы Microsoft Excel. |
Рефлексия
Ребята, чем мы сегодня с Вами занимались на уроке?
- Что такое диаграмма?
- Где и для чего в жизни можно использовать диаграммы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...