Приемы быстрого умножения
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Материал для проведения нестандартного урока для повышения интереса к математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_bystrogo_umnozheniya.doc | 41.5 КБ |
priemy.ppt | 542 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Приемы быстрого умножения
Тип урока: нестандартный
Класс: 5
Цель урока: изучение некоторых приемов быстрого умножения
Задачи урока:
1. изучить правила умножения двузначных чисел на 11, 22, 33, …, 99, 101, 1001;
2. формировать интерес к предмету;
3. воспитать внимательность, уверенность в своих силах.
Оборудование: компьютер, проектор
Ход урока:
1) Постановка цели урока. Выполнение устного упражнения.
- Добрый день, ребята! Садитесь. Прежде чем начать сегодняшний урок, мне хотелось бы узнать, готовы ли вы к уроку, какое у вас настроение, есть ли у вас желание узнать что-то новое на этом уроке? Как сказал древнегреческий философ Саади: “Ученик, который учится без желания - это птица без крыльев”. И мне бы хотелось, чтобы у вас всегда было желание учиться, узнавать что-то новое, неопознанное, не только на сегодняшнем уроке, а всегда, и только в этом случае своими “крыльями” вы будете “взлетать” все выше и выше. А также мне очень хочется обратиться к словам известного российского математика А.И. Мордковича: “Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели”. Именно это нам потребуется на сегодняшнем уроке: внимание, настойчивость и упорство, чтобы достичь поставленных целей.
Итак, откроем тетради и запишем тему нашего урока.
А цель нашего урока – научиться пользоваться некоторыми приемами устного счета. Сначала мы будем выполнять устные упражнения. Выполнив правильно все примеры, мы сможем помочь одному известному сказочному герою. (Слайд 2-11).
2) Изучение нового материала
Итак, как вы думаете, кто же этот сказочный герой?
Правильно, это колобок. Подскажите, ребята, что же с ним случилось?
Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц.
Давайте мы постараемся помочь нашему колобку избежать зубов зайца. Для этого мы должны ответить на вопросы. (Слайд 14)
Мы отлично справились с заданием. Наш колобок покатился дальше. Кого он встретит на своем пути?
Правильно! Волка.(Слайд 15)
Тема , которую нам предложил волк - это «Умножение двузначных чисел на 11». Сначала я вам открою секрет. Оказывается, двузначные числа можно умножить на 11 в уме.
Чтобы двузначное число, сумма цифр которого не превышает 10, умножить на 11, надо цифры этого числа раздвинуть и поставить между ними сумму этих цифр.
Примеры:
71х11=7(7+1)1=781;
33х11=3(3+3)3=363.
Чтобы умножить на 11 двузначное число, сумма цифр которого 10 или больше 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа , поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить единицу, а вторую и последнюю оставить без изменения.
Пример:
92х11=9(9+2)4=9(11)4=(9+1)14=1014.
А теперь вы самостоятельно в тетрадях попробуйте решить примеры:
23·11; 93·11.
Теперь выполним задание волка:
К доске пригласим троих : один будет умножать столбиком, второй – калькулятором, третий- новым способом.
Физкультминутка.
Поднимает руки класс – это раз
Повернулась голова – это два
Руки вниз – вперед смотри – это три
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре
С силой их к плечам прижать
и немного повращать – это пять
А на шесть – в ладоши хлопнуть
И на семь – ногою топнуть
А на восемь – потянуться
И на девять – улыбнуться
Что ж заряд хороший есть?
Можно нам теперь и сесть
Мы справились с заданием волка, поэтому колобок может продолжить свой путь.
А теперь он с кем встретится? Правильно, с медведем.(Слайд 16)
Медведь хочет, чтобы мы знали правила умножения двузначных чисел на 22, 33, …,99.
Я вас познакомлю с ними.
Чтобы двузначное число умножить на 22, 33, …, 99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа (от 2 до 9) на 11, т.е. 44=4х11; 55=5х11 и т.д. Затем произведение первых чисел умножить на 11 :
24х22=24х2х11=48х11=528;
23х33=23х3х11=69х11=759;
18х44=18х4х11=72х11=792.
Выполним задание волка в тетрадях.
Молодцы! Справились и с заданием медведя. А теперь кого же повстречал колобок на своем пути?
(Слайд 17)
Колобок встретит лису.
Лиса хочет, чтобы вы узнали хитрый способ умножения чисел на 101 и на 1001.
Вот в чем заключается этот способ.
Чтобы двузначное число умножить на 101, надо к этому числу справа приписать это же число.
Примеры:
32х101=3232;
48х101=4848.
Чтобы трехзначное число умножить на 1001, надо к этому числу справа приписать это же число.
Примеры:
324х1001=324324;
648х1001=648648.
Задание лисы мы выполним устно.
Мы с вами помогли сказочному герою пройти все испытания. Наш колобок перехитрил и зайца, и волка, и медведя, и даже лису.
3) Теперь мы проверим, как вы усвоили правила умножения.
Вариант 1
Ваши фамилия и имя:
1) Выполните умножение чисел:
а) 42·11=
б) 78·11=
в) 12·88=
г) 53·101=
д) 951·1001=
2) Найдите сумму результатов умножения в примерах а), б), в), г), д).
Вариант 2
1) Выполните умножение чисел:
а) 41 • 11 =
б) 79 • 11 =
в) 14 • 77 =
г) 58 • 101 =
д) 623 •1001 =
2) Найдите сумму результатов умножения в примерах а), б), в), г), д).
4) Задание на дом:
Можно ли первые 15 чисел натурального ряда представить цифрой 2, применяя ее только 5 раз и используя арифметические действия.
5) Итог урока. Выставление оценок.
Продолжите фразы:
Сегодня на уроке я повторил…
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…
5) Урок хочется закончить стихотворением:
Доску мою вы отложили,
Меня вы этим не смутили.
К чему теперь доска моя,
Когда в уме считаю я.
И как-то проще думать мне,
Яснее стало в голове,
Науки легче постигать.
Как хорошо в уме считать!
На этом мы закончим наш урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приемы быстрого умножения
Выберите правильный ответ 67 2 · 17 + 33 100
Выберите правильный ответ 7 3500 : 100 + 400 435
Выберите правильный ответ 900 200 – 20 · 5 100
Выберите правильный ответ 0 6 · 15 – 15 : 5 87
Выберите правильный ответ 38 68 : 17 + 17 · 2 4
Выберите правильный ответ 120 5 + 5 · 12 65
Выберите правильный ответ 44 48 – 12 : 3 12
Выберите правильный ответ 87 35 13 · 8 – 34 : 2
Выберите правильный ответ 22 6 · 4 – 4 : 2 10
М о л о д ц ы М о л о д ц ы ДАЛЬШЕ
Ошибка!
Как называют числа, которые перемножают? Как называют результат умножения? Сформулируйте признаки делимости.
Умножение двузначного числа на 11. 62 · 11; 84 · 11.
Умножение на 22, 33, …, 99. 14 · 22; 16 · 33; 21 · 44; 13 · 55; 25 · 22.
Умножение чисел на 101 и на 1001 57 · 101; 26 · 101; 341 · 1001; 894 · 1001.
1. а) 42 • 11 = 462; б) 78 • 11 = 858; в) 12 • 88 = 1056; г) 53 • 101 = 5353; д) 951 • 1001 = 951951. 2. 462+858+1056+5353+951951=959680 Вариант 1
а) 41 • 11 = 451; б) 79 • 11 = 869; в) 14 • 77 = 1078; г) 58 • 101 = 5858; д) 623 •1001 = 623623. 2. 451+869+1078+5858+623623=631879 Вариант 2
Можно ли первые 15 чисел натурального ряда представить цифрой 2 применяя ее только 5 раз и используя арифметические действия. Задание на дом
Сегодня на уроке я повторил… Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я научился… Продолжите фразы:
Доску мою вы отложили, Меня вы этим не смутили. К чему теперь доска моя, Когда в уме считаю я. И как-то проще думать мне, Яснее стало в голове, Науки легче постигать. Как хорошо в уме считать! Из книги «Введение в устный счет» Бирмана, изданной в 1795г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Секреты быстрого умножения и деления.
В помощь учителю на уроках математики в 5 - 6 классах...
Секреты быстрого умножения и деления
Секреты быстрого умножения и деления...
Материал для научно-практической конференции по математике на тему "Способы быстрого умножения"
Материал к конференции представляет собой презентацию, в которой представолены и описаны нетрадиционные способы умножения....
Проект "Приемы быстрого счета"
Целью проекта является овладение приемами устного счета. Дети потренируются в вычислениях и покажут свое умение считать в уме, например, умножая двузначные числа и применяя известные нам законы...
Приемы быстрого счета
Вопросы, направляющие проектОсновополагающий вопросУмею ли я быстро считать?Проблемные вопросыМожет ли человек считать быстро ?Какие приёмы вычислений существуют?Где пригодятся приёмы вычислений в жиз...
Способы быстрого умножения
Ссылки на сайты с различными способами умножения и деления чисел...
Секреты быстрого умножения и деления
Как научиться быстро умножать и делить...