Приемы быстрого умножения
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Материал для проведения нестандартного урока для повышения интереса к математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_bystrogo_umnozheniya.doc41.5 КБ
Office presentation icon priemy.ppt542 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Приемы быстрого умножения

Тип урока: нестандартный

Класс: 5

Цель урока:  изучение некоторых приемов быстрого умножения

Задачи урока:

1. изучить правила  умножения двузначных чисел на 11, 22, 33, …, 99, 101, 1001;

2. формировать интерес к предмету;

3. воспитать внимательность, уверенность в своих силах.

Оборудование: компьютер, проектор

Ход урока:

1) Постановка цели урока. Выполнение устного упражнения.

- Добрый день, ребята! Садитесь. Прежде чем начать сегодняшний урок, мне хотелось бы узнать, готовы ли вы к уроку, какое у вас настроение, есть ли у вас желание узнать что-то новое на этом уроке?  Как сказал древнегреческий философ Саади: “Ученик, который учится без желания - это птица без крыльев”. И мне бы хотелось, чтобы  у вас всегда было желание учиться, узнавать что-то новое, неопознанное,  не только на сегодняшнем уроке, а всегда,  и только в этом случае своими “крыльями” вы будете “взлетать” все выше и выше. А также мне очень хочется обратиться к словам известного российского математика А.И. Мордковича: “Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели”. Именно это нам потребуется на сегодняшнем уроке: внимание, настойчивость и упорство, чтобы достичь поставленных целей.

Итак, откроем тетради и запишем тему нашего урока.

 А цель нашего урока – научиться пользоваться некоторыми приемами устного счета. Сначала мы будем выполнять устные упражнения. Выполнив правильно все примеры, мы сможем помочь одному известному сказочному герою. (Слайд 2-11).

2) Изучение нового материала

Итак, как вы думаете, кто же этот сказочный герой?

Правильно, это колобок. Подскажите, ребята, что же с ним случилось?

Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц.

Давайте мы постараемся помочь нашему колобку избежать зубов зайца. Для этого мы должны ответить на  вопросы. (Слайд 14)

Мы отлично справились с заданием. Наш колобок покатился дальше. Кого он встретит на своем пути?

Правильно! Волка.(Слайд 15)

Тема , которую нам предложил волк - это  «Умножение двузначных чисел на 11». Сначала я вам открою секрет. Оказывается,  двузначные числа можно умножить на 11 в уме.

Чтобы двузначное число, сумма цифр которого не превышает 10, умножить на 11, надо цифры этого числа раздвинуть и поставить между ними сумму этих цифр.

Примеры:

71х11=7(7+1)1=781;

33х11=3(3+3)3=363.

Чтобы умножить на 11 двузначное число, сумма цифр которого 10 или больше 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа , поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить единицу, а вторую и последнюю оставить без изменения.

Пример:

92х11=9(9+2)4=9(11)4=(9+1)14=1014.

А теперь вы самостоятельно в тетрадях попробуйте решить примеры:

23·11; 93·11.

Теперь выполним задание волка:

К доске пригласим троих : один будет умножать столбиком, второй – калькулятором, третий- новым способом.

Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это раз

Повернулась голова – это два

Руки вниз – вперед смотри – это три

Руки в стороны, пошире, развернули на четыре

С силой их к плечам прижать

и немного повращать – это пять

А на шесть – в ладоши хлопнуть

И на семь – ногою топнуть

А на восемь – потянуться

И на девять – улыбнуться

Что ж заряд хороший есть?

Можно нам теперь и сесть

Мы справились с заданием волка, поэтому колобок может продолжить свой путь.

А теперь он с  кем  встретится? Правильно, с медведем.(Слайд 16)

Медведь хочет, чтобы мы знали правила умножения двузначных чисел на 22, 33, …,99.

  Я вас познакомлю с ними.

 Чтобы двузначное число умножить на 22, 33, …, 99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа (от 2 до 9) на 11, т.е.  44=4х11; 55=5х11 и т.д. Затем произведение первых чисел умножить на 11 :

24х22=24х2х11=48х11=528;

23х33=23х3х11=69х11=759;

18х44=18х4х11=72х11=792.

Выполним задание волка в тетрадях.

Молодцы! Справились и с заданием медведя. А теперь кого же повстречал колобок на своем пути?

(Слайд 17)

Колобок встретит лису.

Лиса хочет, чтобы вы узнали хитрый способ умножения чисел на 101 и на 1001.

Вот в чем заключается этот способ.

Чтобы двузначное число умножить на 101, надо к этому числу справа приписать это же число.

Примеры:

32х101=3232;

48х101=4848.

Чтобы трехзначное число умножить на 1001, надо к этому числу справа приписать это же число.

Примеры:

324х1001=324324;

 648х1001=648648.

Задание лисы мы выполним устно.

Мы с вами помогли сказочному герою пройти все испытания. Наш колобок перехитрил и зайца, и волка, и медведя, и даже лису.

3) Теперь мы проверим, как вы усвоили правила умножения.

Вариант 1

Ваши фамилия и имя:

1) Выполните умножение чисел:

а) 42·11=

б) 78·11=

в) 12·88=

г) 53·101=

д) 951·1001=

2) Найдите сумму результатов умножения в примерах а), б), в), г), д).

Вариант 2

1) Выполните умножение чисел:

 а) 41 • 11 =

 б) 79 • 11 =

  в) 14 • 77 =

  г) 58 • 101 =

  д) 623 •1001 =

2) Найдите сумму результатов умножения в примерах а), б), в), г), д).

4) Задание на дом:

Можно ли первые 15 чисел натурального ряда представить цифрой 2,  применяя ее только 5 раз и используя арифметические действия.

5) Итог урока. Выставление оценок.

Продолжите фразы:

Сегодня на уроке я повторил…

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

5) Урок хочется закончить стихотворением:

Доску мою вы отложили,

Меня вы этим не смутили.

К чему теперь доска моя,

Когда в уме считаю я.

И как-то проще думать мне,

Яснее стало в голове,

Науки легче постигать.

Как хорошо в уме считать!

                На этом мы закончим наш урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели”. Мордкович А.И.

Слайд 2

Приемы быстрого умножения

Слайд 3

Выберите правильный ответ 67 2 · 17 + 33 100

Слайд 4

Выберите правильный ответ 7 3500 : 100 + 400 435

Слайд 5

Выберите правильный ответ 900 200 – 20 · 5 100

Слайд 6

Выберите правильный ответ 0 6 · 15 – 15 : 5 87

Слайд 7

Выберите правильный ответ 38 68 : 17 + 17 · 2 4

Слайд 8

Выберите правильный ответ 120 5 + 5 · 12 65

Слайд 9

Выберите правильный ответ 44 48 – 12 : 3 12

Слайд 10

Выберите правильный ответ 87 35 13 · 8 – 34 : 2

Слайд 11

Выберите правильный ответ 22 6 · 4 – 4 : 2 10

Слайд 12

М о л о д ц ы М о л о д ц ы ДАЛЬШЕ

Слайд 13

Ошибка!

Слайд 15

Как называют числа, которые перемножают? Как называют результат умножения? Сформулируйте признаки делимости.

Слайд 16

Умножение двузначного числа на 11. 62 · 11; 84 · 11.

Слайд 17

Умножение на 22, 33, …, 99. 14 · 22; 16 · 33; 21 · 44; 13 · 55; 25 · 22.

Слайд 18

Умножение чисел на 101 и на 1001 57 · 101; 26 · 101; 341 · 1001; 894 · 1001.

Слайд 20

1. а) 42 • 11 = 462; б) 78 • 11 = 858; в) 12 • 88 = 1056; г) 53 • 101 = 5353; д) 951 • 1001 = 951951. 2. 462+858+1056+5353+951951=959680 Вариант 1

Слайд 21

а) 41 • 11 = 451; б) 79 • 11 = 869; в) 14 • 77 = 1078; г) 58 • 101 = 5858; д) 623 •1001 = 623623. 2. 451+869+1078+5858+623623=631879 Вариант 2

Слайд 22

Можно ли первые 15 чисел натурального ряда представить цифрой 2 применяя ее только 5 раз и используя арифметические действия. Задание на дом

Слайд 23

Сегодня на уроке я повторил… Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я научился… Продолжите фразы:

Слайд 24

Доску мою вы отложили, Меня вы этим не смутили. К чему теперь доска моя, Когда в уме считаю я. И как-то проще думать мне, Яснее стало в голове, Науки легче постигать. Как хорошо в уме считать! Из книги «Введение в устный счет» Бирмана, изданной в 1795г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секреты быстрого умножения и деления.

В помощь учителю на уроках математики в 5 - 6 классах...

Секреты быстрого умножения и деления

Секреты быстрого умножения и деления...

Материал для научно-практической конференции по математике на тему "Способы быстрого умножения"

Материал к конференции представляет собой презентацию, в которой представолены и описаны нетрадиционные способы умножения....

Проект "Приемы быстрого счета"

Целью проекта является овладение приемами устного счета. Дети потренируются в вычислениях и покажут свое умение считать в уме, например, умножая двузначные числа и применяя известные нам законы...

Приемы быстрого счета

Вопросы, направляющие проектОсновополагающий вопросУмею ли я быстро считать?Проблемные вопросыМожет ли человек считать быстро ?Какие приёмы вычислений существуют?Где пригодятся приёмы вычислений в жиз...

Способы быстрого умножения

Ссылки на сайты с различными способами умножения и деления чисел...

Секреты быстрого умножения и деления

Как научиться быстро умножать и делить...