Элективный курс "Алгебра плюс" 10-11 класс
рабочая программа по алгебре (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа элективных курсов по математике «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no_7_algebra_plyus.docx | 32.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Ягодненского сельского поселения Комсомольского района
«Согласовано» Руководитель ШМО _____________/Самар О.К./ Протокол № ____________ от « »___________2014 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УМР __________/Степанова Т.Н./ от « »___________2014 г. | «Согласовано» Директор _________/Сподобаева С.П./ Приказ № ____________ от « »___________2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс. Алгебра плюс.
10-11 класс.
Учитель: Козырева Л.В.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективных курсов по математике «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики. Рациональные алгебраические уравнения и неравенства» в 10 классе на 2014 - 2015 учебный год составлен на основе программы МОРФ, НФПК «Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Математика»» и авторской программы: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики. Рациональные алгебраические уравнения и неравенства», авторы: А.Н. Земляков, общая редакция: А.Г. Каспржаком, - М., Вита-пресс, 2004 г.
Для реализации программы использовано учебное пособие: А.Г.Мордкович. Алгебра и начала анализа, 10. Часть 1. Учебник. Мнемозина, 2008.
Курс рассчитан на 2 года обучения – 10-11 классы.
Количество часов на год по программе: 35.
Количество часов в неделю: 1, что соответствует школьному учебному плану.
Курс рассчитан на учащихся 10—11 классов профильной школы и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов математики.
Основные цели курса:
- развитие интереса к математике и решению задач;
- совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
- формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных математических задач;
- подготовка к ЕГЭ.
Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса математики профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов.
Содержание курса
10 класс
Тема 1. Логика алгебраических задач (15 часов)
- Элементарные алгебраические задачи как предложения с переменными.
- Множество решений задач. Следование и равносильность (эквивалентность) задач.
- Уравнения с переменными. Числовые неравенства и неравенства с переменной. Свойства числовых неравенств.
- Сложные (составные) алгебраические задачи. Конъюнкция и дизъюнкция предложений. Системы и совокупность задач.
- Алгебраические задачи с параметрами.
- Логические задачи с параметрами. Задачи на следование и равносильность.
- Интерпретация задач с параметрами на координатной плоскости.
Тема 2. Многочлены и алгебраические уравнения (10 часов)
- Представление о целых рациональных алгебраических выражениях. Многочлены над полями R, Q и над кольцом Z. Степень многочлена. Кольца многочленов.
- Делимость и деление многочленов с остатком. Алгоритмы деления с остатком.
- Теорема Безу. Корни многочленов. Следствия из теоремы Безу: теоремы о делимости на двучлен и о числе корней многочленов. Кратные корни.
- Полностью разложимые многочлены и система Виета. Общая теорема Виета.
- Квадратичные неравенства: метод интервалов и схема знаков квадратного трехчлена.
- Кубические многочлены. Теорема о существовании корня у полинома нечетной степени. Угадывание корней и разложение.
- Куб суммы/разности. Линейная замена и укороченное кубическое уравнение. Формула Кардано.
- Графический анализ кубического уравнения х3 + ах – b. Неприводимый случай (три корня) и необходимость комплексных чисел.
- Уравнения степени 4. Биквадратные уравнения. Представление о методе замены.
- Линейная замена, основанная на симметрии.
- Угадывание корней. Разложение. Метод неопределенных коэффициентов. Схема разложения Феррари.
- Полиномиальные уравнения высших степеней. Понижение степени заменой и разложением. Теоремы о рациональных корнях многочленов с целыми коэффициентами.
- Приемы установления иррациональности и рациональности чисел.
Тема 3. Рациональные алгебраические уравнения и неравенства (10 часов)
- Представление о рациональных алгебраических выражениях. Симметрические, кососимметрические и возвратные многочлены и уравнения.
- Дробно- рациональные алгебраические уравнения. Общая схема решения.
- Метод замены при решении дробно- рациональных уравнений.
- Дробно- рациональные алгебраические неравенства. Общая схема решения методом сведения к совокупностям систем.
- Метод интервалов решения дробно-рациональных алгебраических неравенств.
- Метод интервалов решения дробно-рациональных алгебраических неравенств.
- Метод оценки. Использование монотонности. Метод замены при решении неравенств.
- Неравенства с двумя переменными. Множества решений на координатной плоскости. Стандартные неравенства. Метод областей.
Тема 4. Рациональные алгебраические уравнения и системы (18 часов)
- Уравнения с несколькими переменными. Рациональные уравнения с двумя переменными. Однородные уравнения с двумя переменными.
- Рациональные алгебраические системы. Метод подстановки. Метод исключения переменной. Равносильные линейные преобразования систем.
- Однородные системы уравнений с двумя переменными.
- Замена переменных в системах уравнений.
- Симметрические выражения от двух переменных. Теорема Варинга- Гаусса о представлении симметрических многочленов через элементарные. Рекуррентное представление сумм степеней через элементарные симметрические многочлены (от двух переменных).
- Системы Виета и симметрические системы с двумя переменными.
- Метод разложения при решении систем уравнений.
- Методы оценок и интераций при решении систем уравнений.
- Оценка значений переменных.
- Сведение уравнений к системам.
- Системы с тремя переменными. Основные методы.
- Системы Виета с тремя переменными.
Тема 5. Иррациональные алгебраические задачи (15 часов)
- Представление об иррациональных алгебраических функциях. Понятия арифметических и алгебраических корней. Иррациональные алгебраические выражения и уравнения.
- Уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной. Замена с ограничениями.
- Неэквивалентные преобразования. Сущность проверки.
- Метод эквивалентных преобразований уравнений с квадратными радикалами.
- Сведение иррациональных и рациональных уравнений к системам.
- Освобождение от кубических радикалов.
- Метод оценки. Использование монотонности. Использование однородности.
- Иррациональные алгебраические неравенства. Почему неравенства с радикалами сложных уравнений.
- Эквивалентные преобразования неравенств. Стандартные схемы освобождения от радикалов в неравенствах (сведение к системам и совокупностям систем).
- «Дробно-иррациональные» неравенства. Сведение к совокупностям систем.
- Теорема о промежуточном значении непрерывной функции. Определение промежутков знаков постоянства непрерывных функций. Метод интервалов при решении иррациональных неравенств.
- Замена при решении иррациональных неравенств.
- Использование монотонности и оценок при решении неравенств.
- Уравнения с модулями. Раскрытие модулей- стандартные схемы. Метод интервалов при раскрытии модулей.
- Неравенства с модулями. Простейшие неравенства. Схемы освобождения от модулей в неравенствах.
- Эквивалентные замены разностей модулей в разложенных и дробных неравенствах («правило знаков»).
- Иррациональные алгебраические системы. Основные приемы.
- Смешанные системы с двумя переменными.
Тематическое планирование
Тема | К-во ч. | |
10 класс | ||
| 15 | |
Элементарные алгебраические задачи как предложения с переменными | 1 | |
Множество решений задач | 1 | |
Следование и равносильность (эквивалентность) задач | 1 | |
Уравнения с переменными | 1 | |
Числовые неравенства и неравенства с переменной | 1 | |
Свойства числовых неравенств | 1 | |
Следование и равносильность (эквивалентность) задач | 1 | |
Сложные (составные) алгебраические задачи | 1 | |
Конъюнкция и дизъюнкция предложений | 1 | |
Системы и совокупность задач | 1 | |
Алгебраические задачи с параметрами | 4 | |
Интерпретация задач с параметрами на координатной плоскости | 1 | |
| 10 | |
Представление о целых рациональных алгебраических выражениях. Многочлены над полями R, Q и над кольцом Z. Степень многочлена. Кольца многочленов | 1 | |
Делимость и деление многочленов с остатком. Алгоритмы деления с остатком. | 1 | |
Теорема Безу. Корни многочленов | 1 | |
Квадратный трехчлен: линейная замена, график, корни, разложение теоремы Виета | 2 | |
Кубические многочлены графический анализ кубического многочлена. Уравнения х3 + ах – b | 1 | |
Уравнения степени 4. Представление о методе замены | 2 | |
Уравнение высших степеней. Понижение степени заменой и разложением | 2 | |
| 10 | |
Представление о рациональных алгебраических выражениях и неравенствах | 1 | |
Симметрические и возвратные многочлены и уравнения | 1 | |
Дробно-рациональные алгебраические уравнения. Общая схема уравнений | 1 | |
Метод замены при решении дробно-рациональных алгебраических неравенств. Общая схема решения. | 1 | |
Дробно-рациональные алгебраические неравенства. Общая схема решения. | 1 | |
Метод интервалов решения дробно-алгебраических неравенств. | 1 | |
Метод оценки. Использование монотонности | 1 | |
Неравенства с двумя переменными. Множества решений на координатной плоскости. | 1 | |
Итоговое занятие. Презентация ИДЗ. | 2 | |
11 класс | ||
| 18 | |
Уравнения с несколькими переменными. | 1 | |
Рациональные уравнения с двумя переменными. | 1 | |
Однородные рациональные уравнения с двумя переменными | 1 | |
Рациональные алгебраические системы | 1 | |
Метод подстановки | 1 | |
Равносильные уравнения с двумя переменными | 1 | |
Метод замены переменных уравнений | 1 | |
Однородные системы переменных | 1 | |
Система Виета | 1 | |
Общие симметрические системы | 1 | |
Решение систем методом разложения | 1 | |
Метод оценки и интераций | 2 | |
Оценка значений переменных | 1 | |
Решение систем с тремя переменными. Основные методы | 2 | |
Система Виета с тремя переменными | 2 | |
| 16 | |
Представление об иррациональных алгебраических функциях. | 1 | |
Иррациональные алгебраические выражения и уравнения | 1 | |
Уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной. Замена с ограничениями. | 1 | |
Освобождение от кубических радикалов. | 1 | |
Метод оценки. Использование монотонности. Использование однородности. | 1 | |
Иррациональные алгебраические неравенства. | 1 | |
Эквивалентные преобразования неравенств. | 1 | |
Дробно-иррациональные неравенства | 1 | |
Метод интегралов при решении иррациональных неравенств. | 1 | |
Метод оценки при решении иррациональных неравенств | 1 | |
Уравнения с модулями | 1 | |
Стандартные схемы раскрытия модулей | 1 | |
Неравенства с модулями | 1 | |
Модули в дробных неравенствах (правило знаков) | 1 | |
Смешанные системы с двумя переменными | 1 | |
Итоговое занятие | 1 |
Литература для учащихся:
- Виленкин. Алгебра и математический анализ. 10, 11 кл. Просвещение. Москва, 1995, 1996
- Горнштейн. Задачи с параметрами. Киев, Текст, 1992
- Галицкий, Мордкович. Углубленное изучение курса алг. и мат. анализа. Просвещение, 1990
- Фаддеев и Соминский. Алгебра. Наука, Москва, 1964
Литература для учителя:
- Высшая математика под ред. Яковлева. Просвещение, 1968
- Математика. Решение задач с модулями. Фельдман. «Оракул». С-Петербург, 1997
Используемая литература
- Говоров В.М. Сборник конкурсных задач по математике для поступающих в ВУЗы/ В.М. Говоров, П.Т. Дыбов, Н.В.Мирошин, С.Ф. Смирнова. – М.: ООО» Издательский дом «Оникс 21 век». – 2003 г.;
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов/http://school-collection.edu.ru.
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа, 10. Часть 1. Учебник для учащихся общеобразовательных заведений (профильный уровень)./ А.Г.Мордкович, П.В. Семенов - Мнемозина, 2008.
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа, 10. Часть 2. Задачник для учащихся общеобразовательных заведений (профильный уровень)./ А.Г.Мордкович, Л.О. Денищева, Л.И. Звавич, Т.А. Корешкова, Т.Н. Мишустина, А.Р. Рязановский, П.В. Семенов. - Мнемозина, 2008
- МОРФ. Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике. 10-11 классы; составители. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. – М.: Дрофа, 2006;
- Федеральный институт педагогических измерений. Контрольные измерите http://school-collection.edu.ru/catalog/ru.
- Цыпкин А.Г., Пинский А.И. Справочное пособие по методам решения задач по математике для средней школы. А.Г. Цыпкин, А.И. Пинский / под ред. В.И.. Благодатских. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1983 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытое занятие по элективному курсу 9 класс
Элективный курс "Дети и молодежь в англоязычных странах"...
Элективный курс 9 класс Решение нестандартных задач
Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению....
Элективный курс. 10 класс
Элективный курс для 10 класса по английскому языку рассчитан на 34 часа....
Элективный курс 11 класс "Физика человека"
Элективный курс для 11класса по теме "Физика человека". В данном курсе представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование, рас читанное на 34 часа....
Элективный курс 9 класс русский язык
Научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи. ...
элективный курс 8 класс
Элеективный курс для 8 класса по английскому языку...
Программа элективного курса 9 класса
Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...