Математическая дуэль.
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему
Внеурочное мероприятие "Математическая деталь" с активным использованием поэзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочное мероприятие по математике. | 40.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Математическая дуэль.
Конкурс теоретиков и практиков.
Сегодня прозвучит несколько стихов о математике и математиках. Чтецы будут оцениваться судьями по десятибальной шкале за знание текста и мастерство декламации.
(Из стихотворения Владимира Михановского "Мечта")
Это ложь, что в науке поэзии нет.
В отраженьях великого мира
Сотни красок со звуков уловит поэт
И повторит волшебная лира.
За чертогами формул, забыв о весне,
В мире чисел бродя, как лунатик,
Вдруг гармонию выводов дарит струне,
К звучной скрипке, прильнув, математик.
Настоящий учёный, он тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть.
Кто сказал, что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть.
Мы начинаем нашу математическую дуэль.
Участники – команды 15 и 11 групп.
Команды разделены на теоретиков и практиков.
- Разминка:
Математические загадки
(критерии оценивания: Первая попытка – 3 балла; вторая попытка – 2 балла; третья попытка – 1 балл)
Ещё в древней Руси люди решали разные задачи.
Например в XIX веке в деревнях загадывали:
1. «Шли семь старцев.
У каждого старца по семи костылей.
На каждом костыле по семи сучков.
На каждом сучке по семи кошелей.
В каждой кошеле по семи пирогов.
В каждом пироге по семи воробьев.
Сколько всего?» (76) = 117649
2. Летела стая гусей, а навстречу ему ещё гусь. Гусь говорит: «Здравствуйте, сто гусей». А ему отвечают: «Нас не сто гусей, а меньше. Если бы нас было столько еще столько же, да ещё полстолька, да ещё четверть столько, да ты, гусь, вот тогда было бы нас было сто гусей». Сколько гусей было бы в стае? ( 36 )
3. Семь старух отправились в Рим. У каждой старухи по семи ослов, каждый осел несёт по семи мешков, в каждом мешке по семи хлебов, в каждом хлебе по семи ножей, каждый нож в семи ножнах. Сколько всего предметов? (76 =117649)
4. Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (вилка)
5. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? ( мокрое)
6. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (один)
7. Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? (нисколько)
8. На четырёх ногах стою, ходить же вовсе не могу. ( стул)
9. Может ли дождь идти два дня подряд? (нет)
10. Двенадцать братьев друг за другом стоят, но друг друга не видят. (месяцы)
11. Первый Назар шёл на базар, Второй Назар с базара. Какой Назар купил товар,
Какой шёл без товара? ( 1-й без товара, 2-й с товаром. )
12. Какой знак надо поставить между написанным рядом цифрами 2 и 3, так чтобы получилось число, больше двух, но меньшее трёх? (запятая)
13. Половина – треть его. Какое это число? (3\2)
14. Когда моему отцу был 31 год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня вдвое. Сколько мне лет теперь? (23)
15. За книгу заплатили 100 рубль и ещё половину стоимости книги. Сколько стоит книга? (200)
16. У одного папы спросили: «Сколько у вас детей?» Он ответил: «У меня четыре сына и у каждого из них есть родная сестра.». Сколько же у него детей? ( 5)
17. Летела стая гусей. 1 гусь впереди, 2 позади, 1 гусь между двумя и 3 в ряду. Сколько всего гусей. ( 3)
18. Шли две матери с дочерьми, да бабушка с внучкой. Нашли полтора пирога. По сколько им достанется? ( По половинке).
19. Меня зовут Толей. У моей сестры только один брат, как зовут брата моей сестры? Толя
20. По улице идут два отца и два сына. Всего три человека. Может ли быть такое? Да
21. Шёл Кондрат в Ленинград, а навстречу ему семь ребят. Сколько ребят шли в Ленинград? Нисколько.
К барьеру приглашаются представители команд.
(критерии оценивания: Первая попытка – 3 балла; вторая попытка – 2 балла; третья попытка – 1 балл)
11 группа начинает с хвоста, вопрос для команды 15 группы.
По тропинке вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Сосчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было петухов?
И узнать я был бы рад
Сколько было поросят?
Ты сумел найти ответ?
До свиданья, всем привет! Н.Разговоров (4*4 и 7*2)
15 группа начинает с Разговора старой ивы с дождем, вопрос для команды 11 группы.
Разговор старой Ивы с Дождём
-Восемь - у дороги,
Девять - на лугу...
- Что ты, Дождь, считаешь?
Может, помогу?
- Две - под старой елью,
Возле стога -шесть...
-Что ты , Дождь, считаешь,
Да не можешь счесть?
- тороплюсь ромашки
Все пересчитать,
Десять - на опушке, Под осиной - пять...
Ну как просчитаюсь, Долго ль до беды!
Вдруг на всех не хватит
У меня воды! И.Токмакова (40)
- Хвалебные слова математике.
Слово предоставляется 15 группе «Сегодня вспомнишь формулу Герона…»
Сегодня вспомнишь формулу Герона,
Какую ты не раз писал
Ты вспомнишь также и Ньютона,
Бином которого познал.
Пусть в памяти твоей воскреснет Архимед,
Сраженный за великие творенья,
Пусть вспомнится известный всем Виет,
Открывший формулу для уравненья.
Тебе знаком талантливый Декарт —
Систем координат создатель.
Ты знаешь Лобачевского, он русский брат,
Коперник геометрии, творец, ваятель.
Велик и ныне Чебышев титан,
А Софья Ковалевская — чудесная «русалка»!
Талант могучий им был дан,
Дана была им гениальная смекалка.
Творцы великих мыслей и идей,
Какие род людской вынашивал столетья,
Пройдя сквозь бури трудных дней,
Переживут теперь тысячелетья.
Запомни то, что Гаусс всем сказал:
«Наука математика — царица всех наук»,
Не зря поэтому он завещал —
Творить в огне трудов и мук.
Безмерна роль ее в открытии законов,
В создании машин, воздушных кораблей,
Пожалуй, тpyдно нам пришлось бы без Ньютонов,
Каких дала история до наших дней.
Слово предоставляется 11 группе «Баллада о математике»
БАЛЛАДА О МАТЕМАТИКЕ
Как воздух, математика нужна,
Самой отваги офицеру мало.
Расчеты! Залп! И цель поражена
Могучими ударами металла.
И воину припомнилось на миг,
Как школьником мечтал в часы ученья:
О подвиге, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступленья. .
Но строг учитель был,
И каждый раз он обрывал мальчишку грубовато:
— Мечтать довольно, повтори рассказ
О свойствах круга и углах квадрата.
И воином любовь сохранена
К учителю далекому, седому.
Как воздух, математика нужна
Сегодня офицеру молодому.
- Задание для практиков: решить систему линейных неравенств.
(критерии оценивания: верное решение -10 баллов; решение с поправками – 1-9 баллов)
- Сценки: 11 группа – Квадрат и треугольник;
Квадрат и треугольник
Жили два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший был квадратный,
Добродушный и приятный.
Младший - треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
< Почему ты злишься, брат?>
Тот кричит ему: < Смотри,
Ты полней меня и шире;
У меня углов лишь три,
У тебя их все четыре>.
Но Квадрат ответил: < Брат,
Я же старше, я - квадрат>.
И сказал еще нежней:
< Неизвестно, кто нужней!>
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: < Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратным,
А проснешься без углов!>
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад:
Поглядел он - нет квадрата…
Онемел, стоял без слов…
Вот так месть!
Теперь у брата
Восемь новеньких углов! Е. Паин
15 группа – Три девицы.
Высота, медиана и биссектриса треугольника
автор: Ольга Панишева
Три девицы, три сестрицы
В треугольнике живут.
Речь такую там ведут:
— Всех главнее высота!
Говорю вам неспроста.
Видят все, как сторонам
Нужен перпендикуляр.
Тогда они, сменив названья,
Зовутся гордо — основанья!
— Нет, — сказала медиана, —
Спорить я не перестану.
И на это есть причина:
Я треугольника вершину
Соединяю с серединой
Стороны. К тому же я
Делю всю площадь пополам!
В спор вступила биссектриса:
— Спорить не имеет смысла!
Если трое соберемся,
В точке мы пересечемся.
Эта точка непростая.
Серединка золотая;
Если циркулем владеешь,
Окружность ты списать сумеешь!
Значит, всех я вас главнее!
В спор вмешался треугольник:
— Что вы, знает каждый школьник,
Что для меня вы все равны.
Будьте же всегда дружны!
Но вас предупреждаю я:
У каждой миссия своя!
Знает каждый школьник,
Как меня построить.
К чему не проведут меня,
Всем перпендикулярна я.
Отгадай, вопрос простой,
Как зовусь я? (Высотой).
Вначале вы найти должны
Середину стороны.
Ее соединишь с вершиной, И меня уж получил ты.
Просто все и без обмана.
Как зовусь я? (Медиана).
- Задание для практиков: решить квадратное неравенство.
(критерии оценивания: верное решение -10 баллов; решение с поправками – 1-9 баллов)
- Стихи о Пифагоре: 15 группа – О теореме Пифагора;
О ТЕОРЕМЕ ПИФАГОРА
Пребудет вечной истина, как скоро
Ее познает слабый человек!
И ныне теорема Пифагора
Верна, как и в далекий век.
Обильно было жертвоприношенье
Богам от Пифагора: сто быков
Он отдал на закланье и сожженье
За света луч, пришедший с облаков.
Поэтому всегда с тех самых пор,
Чуть истина рождается на свет —
Быки ревут, ее почуя, вслед.
Они не в силах свету помешать,
А могут лишь, закрыв глаза, дрожать
От страха, что вселил в них Пифагор.
11 группа – Пифагорова теорема.
ПИФАГОРОВА ТЕОРЕМА
Не знаю, чем кончу поэму,
И как мне печаль избыть;
Древнейшую теорему
Никак я не в силах забыть.
Стоит треугольник, как ментор,
И угол прямой в нем есть.
И всем его элементам
Повсюду покой и честь.
Прелестная гипотенуза
Вознеслась так смело ввысь!
И с нею в вечном союзе
Два катета тоже взнеслись.
Она царит на квадратах
И песню поет она.
Та песня влечет куда-то
Геометров древних волна.
И все на торжищах света,
Как в огненном кольце,
И все повторяют это:
Ах, а, в, с!
И даже в холодной медузе
Огонь эта песня зажгла,
И все это гипотенузы
И катетов двух дела!
- Задания для практиков: решить дробно – линейное уравнение.
(критерии оценивания: верное решение -10 баллов; решение с поправками – 1-9 баллов)
- Стихи о числах: 11 группа – Цифра три;
Гармония нашего мира
Завязана с цифрой ТРИ.
Не бука я, не придира –
Ты фактам в лицо смотри! –
"Библейская троица" значит:
Отец, сын и дух святой.
(Отсюда возник, не иначе,
Одеколон тройной).
Кто прял под окном светлицы?
Не думай, а в корень зри:
Естественно – три сестрицы!
...А в поле богатыри -
В количестве трёх - сражались
С драконом о трёх главах!
Мужи* на земле рождались,
Стоящей на трёх слонах...**
А "Три Толстяка" Олеши?!
А царь? Он ведь, как-никак
Три сына плодил, не меньше!
(Два умных, один – дурак.)
А вспомни про трёх танкистов,
А также "Three Men In A Boat"!***
С собакой... Но тут всё чисто:
Собаки у них не в счёт.****
И три поросёнка тоже
В историю вклад внесли!
Воистину непреложен
Троичный закон земли.
Но вдруг я прочёл ТАКОЕ,
Что разум вскипел больной,
Я – в шоке! Мне нет покоя!!
А шок у меня тройной:
Статистику портят грубо
СЕМЬ ГНОМОВ плюс СЕМЬ КОЗЛЯТ!
В свой локоть вонзаю зубы,
Как лужа, мутнеет взгляд!
Усилила пик депрессий
Легенда про негритят:
Их даже не семь! Их ДЕСЯТЬ!!!
Гарсон, принеси мне яд...
15 группа – О нуле.
О НУЛЕ
Когда-то многие считали,
Что нуль не значит ничего.
И как ни странно, полагали,
Что нуль совсем не есть число.
Но на оси средь прочих чисел
Он все же место получил.
И все действительные числа
На два разряда разделил.
Коль нуль к числу ты прибавляешь,
Иль отнимаешь от него,
В ответе тотчас получаешь
Опять то самое число.
Попав, как множитель, средь чисел
Он сводит мигом все на нет.
И потому в произведеньи
Один за всех несет ответ.
А относительно деленья
Во-первых, нужно помнить то,
Что уж давно в научном мире
Делить на нуль запрещено.
Причина всем ведь очевидна,
А состоит причина в том,
Что смысла нет в таком делении,
Противоречье в нем само.
- Задания для практиков: Построить параболу.
(критерии оценивания: верное решение -10 баллов; решение с поправками – 1-9 баллов)
- Стихи о логарифмах и экспоненте:
15 группа – О логарифмах;
О логарифмах
Потому-то словно пена,
Опадают наши рифмы.
И величие степенно
Отступает в логарифмы.
Борис Слуцкий
Друзья, поверьте: самая интересная, полезная и лирическая
Это – функция логарифмическая.
Спросите вы: «А чем интересна?»
А тем, что обратна она показательной
И относительно прямой y = x, как известно,
Симметричны их графики обязательно.
Проходит график через точку (1;0)
И в том еще у графика соль,
Что в правой полуплоскости он «стелется»,
А в левую попасть и не надеется.
Но, если аргументы поменяем,
Тогда по правилам кривую мы сдвигаем,
Растягиваем, если надо, иль сжимаем
И относительно осей отображаем.
Сама же функция порою убывает,
Порою по команде возрастает.
А командиром служит ей значенье α,
И подчиняется она ему всегда.
11 группа – Ода экспоненте.
английский поэт Элмер Брил написал «Оду экспоненте»:
«…Ею порождено многое из того,
Что достойно упоминания»,
Как говорили наши
Англосаксонские предки.
Могущество ее порождений
Заранее обусловлено ее
Собственной красотой и силой,
Ибо они суть физическое воплощение
Абстрактной идеи ее.
Английские моряки любят и знают ее
Под именем «Гунтер».
Две шкалы Гунтера –
Вот чудо изобретательности.
Экспонентой порождена
Логарифмическая линейка:
У инженера и астронома не было
Инструмента полезнее, чем она.
Даже изящные искусства питаются ею.
Разве музыкальная гамма не сеть
Набор передовых логарифмов?
И таким образом абстрактно красивое
Стало предком одного из величайших
Человеческих достижений».
- Решить логарифмическое уравнение.
- Финал: 15 группа – Жизнь через математическую призму;
Жизнь через математическую призму
Вся наша жизнь сплошная математика,
А мы лишь переменные бинома.
Родились все мы по закону Линника,
И все уйдем когда-нибудь. Смерь – аксиома.
И вот в начале своего пути
Не набирай ты скорость слишком быстро,
А то судьба поделит их
И время станется огрызком.
У жизни есть координаты,
Задать их можешь только ты.
И точка максимума пусть
Достигнет запредельной высоты.
Кого-то жизнь ударит треугольником
Другого биссектрисой одарит.
Всю жизнь себя ты ощущаешь школьником,
И не сойти с тернистой колеи.
Как интеграл стремится к бесконечности,
Стремись и ты,
Доверяя искренности и человечности,
И помни математика в тебе, внутри.
11 группа – Математика души
Математика души
Когда б учиться, не спеша,
Нам позволяло время,
Была бы каждая душа
Подобна теореме.
Любой бы смог её решить,
Исчислив и измерив,
Но, право, стало б скучно жить
Средь чисел и примеров.
Математический расчёт
Тут вовсе неуместен, -
Душа, как правило, живёт
С конкретным телом вместе.
Сквозь амальгаму бытия
Из тесной оболочки
Она на склоне ноября
Выпархивает, точно
Переродившийся птенец,
В глубины зазеркалья,
Где математике - конец,
Где оба полушарья
Земли сливаются в пятно,
Где ни черта не видно,
Поскольку в космосе темно,
Как в недрах антрацитных …
- Подведение итогов.
Подведение итогов Математической дуэли.
Конкурсы | 11 группа | 15 группа |
Разминка (Математические загадки) | ||
Стихи-задачи | ||
Хвалебные слова математике | ||
Решение систем линейных уравнений | ||
Сценки | ||
Решение квадратных неравенств | ||
Стихи о Пифагоре | ||
Решение дробно-линейных уравнений | ||
Стихи о числах | ||
Построение параболы | ||
Стихи о логарифмах и экспоненте | ||
Решение логарифмического уравнения | ||
Финальные стихи | ||
Итого (сумма баллов) | ||
Самые активные и яркие участники: Лучший чтец: Лучший математик: |
Ответы на математические загадки | 10. месяцы |
| 10. месяцы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дуэль Грибоедова"
В данной презентации рассказывается об особенностях русской дуэли первой четверти 19 века. Причины, поводы к дуэли. Рассказ о Фёдоре Толстом - "Американце", реальном человеке, являющимся прототипом мн...
Внеклассное мероприятие, посвящённое празднику 8 Марта «Дуэль в честь милых дам!».
Внеклассное мероприятие, посвящённое празднику 8 Марта «Дуэль в честь милых дам!» проводится в форме игрового дуэльного поединка....
урок литературы в 9-м классе "Литературная дуэль" по произведениям А.С.Пушкина
Викторина по произведениям А.С.Пушкина«Евгений Онегин», «Сказка о царе Салтане», Сказка о рыбаке и рыбке», «Бородинская годовщина», «Я помню чудное мгновенье», «Где наша роза?"...
Литературная дуэль: «Скажи мне,кто твой друг…»
ПРЕДМЕТЫ: русская литература; английский язык....
Конспект урока по литературе в 9 классе «Две дуэли»
Урок по творчеству М. Ю. Лермонтова....
А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин». 6 глава. Урок «Психологизм А.С.Пушкина в изображении дуэли Онегина и Ленского. Скрытые мотивы и истинные причины. Последствия дуэли».
Разработка данного урока, на мой взгляд, была удачной благодаря необычному для учеников подходу к проблеме. Мы вообразили себя Шерлоками и вели расследование. И хотя во всем остальном урок остался обы...
Сценарий театральной зарисовки "Дуэль" и подборка художественных текстов по теме "Дуэль" для заний внеурочной деятельности в старших классах
Сценарий театральной зарисовки "Дуэль" и подборка художественных текстов по данной теме предназначены для заний внеурочной деятельности в старших классах.На основе данных материалов был пост...