Рабочая программа
календарно-тематическое планирование по алгебре (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
2. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р «О государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы».
3. Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
5. Распоряжение Комитета по образования Правительства Санкт-Петербурга от 06.05.2015 № 2158-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующие основные общеобразовательные программы, в 2015-2016 учебном году».
6. Распоряжение Комитета по образования Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2015 № 2328-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015-2016 учебный год».
7. Инструктивно-методическое письмо «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующие основные общеобразовательные программы на 2015-2016 учебный год» (Приложение к письму Комитета по образования Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2015 № 03-20-2059/15-0-0 «О направлении инструктивно-методического письма»).
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
9. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ.
11. Учебный план ГБОУ на 2015-2016 учебный год.
12. Государственная программа по математике для общеобразовательных учреждений Министерства образования Российской Федерации (Москва, «Просвещение», 2011 г.), (планирование учебного материала Математика 5 – 6 классы / авт.-сост. В.И.Жохов (Москва. «Мнемозина», 2012г.)
Программа соответствует учебнику «Математика» для пятого класса образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд – М. Мнемозина, 2012.
Программа рассчитана на изучение математики по 5 часов в неделю, всего 170 часов в учебном году. Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, экспресс-контроля, тестов, графических и математических диктантов, само и взаимоконтроля; итоговая аттестация – контрольная и итоговая тестовая работа.
Математика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Задачи изучения математики
➢ овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин;
➢ развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики;
➢ формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники;
➢ преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
➢ для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Целями изучения курса математики является:
− систематическое развитие понятия числа;
− выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами;
− переводить практические задачи на язык математики;
− подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал излагается на интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Требования к уровню подготовки установлены Государственным стандартом основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания.
В результате изучения курса математики в 5 классе учащиеся должны
Знать и понимать:
− как используются математические формулы и уравнения при решении математических и практических задач;
− как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
− каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
− уравнения – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.
Уметь:
• выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
• переходить от одной записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
• выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
• округлять натуральные числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком;
• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
• решать текстовые задачи арифметическим способом, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
➢ решения несложных практических расчётных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
➢ устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приёмов;
➢ интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Результаты изучения учебного предмета
Изучение математики в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;
• понимание роли математических действий в жизни человека;
• интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
• ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
• понимание причин успеха в учебе;
• понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
✓ интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
✓ ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;
✓ общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;
✓ самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
✓ первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
✓ понимания чувств одноклассников, учителей;
✓ представления о значении математики для познания окружающего мира.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Ученик научится:
• принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
• планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
• выполнять действия в устной форме;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
• в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
• вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
• выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
• принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
✓ понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
✓ выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
✓ воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;
✓ в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
✓ на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
✓ выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
✓ самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные:
Ученик научится:
осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
• использовать рисуночные и символические варианты математической записи; кодировать информацию в знаково-символической форме;
• на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;
• строить небольшие математические сообщения в устной форме;
• проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
• выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
• проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
• в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;
• строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
Ученик получит возможность научиться:
✓ под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
✓ работать с дополнительными текстами и заданиями;
✓ соотносить содержание схематических изображений с математической записью;
✓ моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
✓ устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
✓ строить рассуждения о математических явлениях;
✓ пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.
Коммуникативные:
Ученик научится:
• принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
• допускать существование различных точек зрения;
• стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
• использовать в общении правила вежливости;
• использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
• контролировать свои действия в коллективной работе;
• понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
• следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
✓ строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
✓ использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
✓ корректно формулировать свою точку зрения;
✓ проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
✓ контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.
Предметные результаты:
Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа.
Ученик научится:
• понимать особенности десятичной системы счисления;
• сравнивать и упорядочивать натуральные числа;
• выполнять вычисления с натуральными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
• использовать понятия и умения, связанные процентами, в ходе решения математических задач, выполнять несложные практические расчёты.
Ученик получит возможность:
✓ познакомиться с позиционными системами счисленияс основаниями, отличными от 10;
✓ углубить и развить представления о натуральных числах;
✓ научиться использовать приёмы, рационализирующиевычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Измерения, приближения, оценки
Ученик научится:
• использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Ученик получит возможность:
• понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записиприближённых значений, содержащихся в информационныхисточниках, можно судить о погрешности приближения.
Уравнения
Ученик научится:
• решать простейшие уравнения с одной переменной;
• понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
Ученик получит возможность:
✓ овладеть специальными приёмами решения уравнений;
✓ уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики,смежных предметов, практики;
Неравенства
Ученик научится:
• понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства;
• применять аппарат неравенств, для решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
✓ уверенно применять аппарат неравенств, для решения разнообразных математических задач и задач из смежныхпредметов, практики;
Описательная статистика.
Ученик научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.
Ученик получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведенииопроса общественного мнения, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
Комбинаторика
Ученик научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Ученик получит возможность научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Наглядная геометрия
Ученик научится:
• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
• распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
• строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
• вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Ученик получит возможность:
✓ научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
✓ углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах.
Геометрические фигуры
Ученик научится:
• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
• находить значения длин линейных фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;
• решать несложные задачи на построение.
Ученик получит возможность:
✓ научится пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
✓ распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
✓ находить значения длин линейных фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;
✓ решать несложные задачи на построение.
Измерение геометрических величин
Ученик научится:
• использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
• вычислять площади прямоугольника, квадрата;
• вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, формулы площадей фигур;
• решать задачи на применение формулы площадипрямоугольника, квадрата.
Ученик получит возможность научиться:
✓ использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
✓ вычислять площади прямоугольника, квадрата;
✓ вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, формулы площадей фигур;
✓ решать задачи на применение формулы площади прямоугольника, квадрата.
Координаты
Ученик научится:
• находить координаты точки.
Ученик получит возможность:
✓ овладеть координатным методом решения задач.
Работа с информацией
Ученик научится:
• заполнять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы, по рисунку;
• выполнять действия по алгоритму;
• читать простейшие круговые диаграммы.
Ученик получит возможность научиться:
✓ устанавливать закономерность расположения данных в строках и столбцах таблицы, заполнять таблицу в соответствии с установленной закономерностью;
✓ понимать информацию, заключенную в таблице, схеме, диаграмме и представлять ее в виде текста (устного или письменного), числового выражения, уравнения;
✓ выполнять задания в тестовой форме с выбором ответа;
✓ выполнять действия по алгоритму; проверять правильность готового алгоритма, дополнять незавершенный алгоритм;
✓ строить простейшие высказывания с использованием логических связок «верно /неверно, что ...»;
✓ составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса.
Критерии оценки знаний и умений учащихся:
Учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой.
2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.
3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета.
Основная литература:
1. Математика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М., 2014.
Дополнительная литература:
1. Жохов, В. И. Математика. 5-6 классы. Программа. Планирование учебного материала /
B. И. Жохов. - М.: Мнемозина, 2011. 3. Жохов, В. И. Математика. 5 класс. Контрольные работы для учащихся / В. И. Жохов, JI. Б. Крайнева. - М.: Мнемозина, 2011.
4. Жохов, В. И. Математические диктанты. 5 класс : пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов, И. М. Митяева. М.: Мнемозина, 2011.
5. Жохов, В. Я Математический тренажер. 5 класс: пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов, В. Н. Погодин. - М: Мнемозина, 2011.
6. Рудницкая, В. Н. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 1 : учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М.: Мнемозина, 2011.
7. Рудницкая, В. Я Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 2 : учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М: Мнемозина, 2011.
8. Учебное интерактивное пособие к учебнику Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда «Математика. 5 класс»: тренажер по математике. М: Мнемозина, 2012.
Специфическое сопровождение (оборудование)
• классная доска с набором магнитов для крепления таблиц;
• персональный компьютер;
• демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки);
• демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.;
• демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел;
• демонстрационные таблицы.
•
Информационное сопровождение:
• Сайт ФИПИ;
• Сайт газеты «Первое сентября»;
• Сайт «uztzt».
• Сайт «юзтест»
• Сайт «инфоурок»
• Сайт «педсовет.орг»
Содержание рабочей программы
1. Натуральные числа и шкалы – 15 ч.
Обозначение натуральных чисел.
Отрезок, Длина отрезка. Треугольник.
Плоскость, прямая, луч.
Шкалы и координаты.
Меньше или больше.
Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы»
Знать и понимать:
- Понятия натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов.
- Таблицу классов и разрядов. Обозначение разрядов.
- Общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа.
- Понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка, значение отрезков.
- Единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы).
- Измерительные инструменты.
- Понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение.
- Понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение.
- Понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки.
- Понятия большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство.
Уметь:
- Читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные.
- Составлять числа из различных единиц.
- Строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам.
- Выражать длину (массу) в различных единицах.
- Показывать предметы, дающие представление о плоскости.
- Определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков.
- Чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам.
- Сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча.
- Читать и записывать неравенства, двойные неравенства.
(Владеть способами познавательной деятельности).
2. Сложение и вычитание натуральных чисел – 21ч.
Сложение и вычитание натуральных чисел и его свойства.
Вычитание.
Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»
Числовые и буквенные выражения.
Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
Уравнение.
Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнение»
Знать:
- Понятия действий сложения и вычитания.
- Компоненты сложения и вычитания.
- Свойства сложения и вычитания натуральных чисел.
- Понятие периметра многоугольника.
- Алгоритм арифметических действий над многозначными числами.
Уметь:
- Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча.
- Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания.
- Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений.
- Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания.
- Раскладывать число по разрядам и наоборот
3. Умножение и деление натуральных чисел – 24ч.
Умножение натуральных чисел и его свойства.
Деление.
Деление с остатком.
Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел».
Упрощение выражений.
Порядок выполнения действий.
Квадрат и куб числа.
Контрольная работа №5 по теме «Упрощение выражений».
Знать и понимать:
- Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).
- Понятия программы вычислений и команды.
- Таблицу умножения.
- Понятия действий умножения и деления.
- Компоненты умножения и деления.
- Свойства умножения и деления натуральных чисел.
- Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).
- Разложение числа на множители, приведение подобных слагаемых.
- Деление с остатком, неполное частное, остаток.
- Понятия квадрата и куба числа.
- Таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел
Уметь:
- Заменять действие умножения сложением и наоборот.
- Находить неизвестные компоненты умножения и деления.
- Умножать и делить многозначные числа столбиком.
- Выполнять деление с остатком.
- Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных членов выражения, используя свойства умножения.
- Решать уравнения, которые сначала надо упростить.
- Решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.).
- Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части).
- Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования.
- Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений.
- Вычислять квадраты и кубы чисел.
- Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление).
4. Площади и объёмы – 13ч.
Формулы.
Площадь. Формула площади прямоугольника, квадрата.
Единицы измерения площадей.
Прямоугольный параллелепипед.
Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.
Контрольная работа №6 по теме «Площади и объемы».
Знать и понимать:
- Понятие формулы.
- Формулу пути (скорости, времени)
- Понятия прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба.
- Измерения прямоугольного параллелепипеда.
- Формулу площади прямоугольника, квадрата, треугольника.
- Формулу объема прямоугольного параллелепипеда, куба.
- Равные фигуры. Свойства
- равных фигур.
- Единицы измерения площадей и объемов.
Уметь:
- Читать и записывать формулы.
- Вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника,
- квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
- Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней.
- Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней.
- Решать задачи, используя свойства равных фигур.
- Переходить от одних единиц площадей (объемов) к другим.
5. Обыкновенные дроби – 24ч.
Окружность и круг.
Доли. Обыкновенные дроби.
Сравнение дробей.
Правильные и неправильные дроби.
Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные дроби».
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Деление и дроби.
Смешанные числа.
Сложение и вычитание смешанных чисел.
Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Уметь:
- Понятия равных дробей, большей и меньшей дробей.
- Понятия правильной и неправильной дроби.
- Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
- Изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы.
- Читать и записывать обыкновенные дроби.
- Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают.
- Изображать дроби, в том числе равные на координатном луче.
- Распознавать и решать три основные задачи на дроби.
- Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.
- Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом.
- Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.
- Записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных
- дробей.
- Записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби.
- Выделять целую часть из неправильной дроби.
- Представлять смешанное число в виде неправильной дроби.
- Складывать и вычитать смешанные числа.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей – 15ч.
Десятичная запись дробных чисел.
Сравнение десятичных дробей.
Сложение и вычитание десятичных дробей.
Приближенные значения чисел.
Округление чисел.
Контрольная работа №9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Знать и понимать:
- Понятие десятичной дроби, его целой и дробной части.
- Правило сравнения десятичных дробей.
- Правило сравнения десятичных дробей по разрядам.
- Понятия равных, меньшей и большей десятичных дробей.
- Правило сложения и вычитания десятичных дробей .
- Свойства сложения и вычитания десятичных дробей.
- Понятия приближенного значения числа, приближенного значения числа с недостатком
- (с избытком).
- Понятие округления числа.
- Правило округления чисел,
- десятичных дробей до заданных разрядов.
Уметь:
- Иметь представление о десятичных разрядах.
- Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби.
- Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей.
- Изображать десятичные дроби
- на координатном луче.
- Складывать и вычитать десятичные дроби.
- Раскладывать десятичные дроби по разрядам.
- Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
- Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда.
7. Умножение и деление десятичных дробей – 27ч.
Умножение десятичных дробей на натуральное число.
Деление десятичных дробей на натуральное число.
Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число».
Умножение десятичных дробей.
Контрольная работа № 11 по теме «Умножение десятичных дробей»
Деление десятичных дробей.
Контрольная работа № 12 по теме « Деление десятичных дробей»
Среднее арифметическое.
Контрольная работа №13 по теме «Среднее арифметическое».
Знать и понимать:
- Правило умножения двух десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия).
- Правило деления числа на десятичную дробь (правило постановки запятой в результате действия).
- Правило деления на 10, 100, 1000 и т.д.
- Правило деления на 0,1; 0,01; 0,001;и т.д.
- Свойства умножения и деления десятичных дробей.
- Понятие среднего арифметического нескольких чисел.
- Понятие средней скорости движения, средней урожайности, средней производительности.
Уметь:
- Умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь.
- Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
- Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений.
- Вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби.
- Решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями.
- Находить среднее арифметическое нескольких чисел.
- Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д.
8. Инструменты для вычисления и измерения – 17ч.
Микрокалькулятор.
Проценты.
Контрольная работа №14 по теме «Проценты».
Угол. Прямой и развернутый углы. Чертежный треугольник.
Измерение углов. Транспортир.
Круговые диаграммы.
Контрольная работа №15 по теме «Измерение углов».
9. Повторение – 14 ч.
Итоговое повторение.
Итоговая контрольная работа № 16.
Анализ итоговой контрольной работы.
Знать и понимать:
- Понятие процента. Знак, обозначающий «процент».
- Правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот.
- Основные виды задач на проценты.
- Понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов. Знак, обозначающий
- «угол».
- Свойство углов треугольника.
- Измерительные инструменты.
- Понятие биссектрисы угла.
- Алгоритм построения круговых диаграмм.
Уметь:
- Пользоваться калькуляторами при выполнении
отдельных арифметических действий с
натуральными числами и десятичными дробями.
- Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот.
- Вычислять проценты с помощью калькулятора.
- Распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой либо величины.
Требование к уровню подготовки учащихся
Учебно-тематическое планирование
(5 часов в неделю, всего 170 часов)
I четверть (45 часов)
№ урока | Содержание учебного материала | Количество часов | ||
§-1. Натуральные числа и шкалы (15 уроков) | ||||
1 – 3 | 1. Обозначение натуральных чисел. | 3 | ||
4 – 6 | 2. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. | 3 | ||
7 – 8 | 3. Плоскость, прямая, луч. | 2 | ||
9 – 11 | 4. Шкалы и координаты. | 3 | ||
12 – 14 | 5. Меньше или больше. | 3 | ||
15 | Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы» | 1 |
§-2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 урока) |
16 – 20 | 6. Сложение натуральных чисел и его свойства. | 5 |
21 – 24 | 7. Вычитание. | 4 |
25 | Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 1 |
26 – 28 | 8. Числовые и буквенные выражения. | 3 |
29 – 31 | 9. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. | 3 |
32 – 35 | 10. Уравнение. | 4 |
36 | Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнение» | 1 |
§-3. Умножение и деление натуральных чисел (24 уроков) |
37 – 40 | 11. Умножение натуральных чисел и его свойства. | 4 |
41 – 46 | 12. Деление. | 6 |
II четверть (35 часов)
№ урока | Содержание учебного материала | Количество часов | ||
47 – 49 | 13. Деление с остатком. | 3 | ||
50 | Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел». | 1 | ||
51 – 54 | 14. Упрощение выражений. | 4 | ||
55 – 57 | 15. Порядок выполнения действий. | 3 | ||
58 – 59 | 16. Квадрат и куб. | 2 | ||
60 | Контрольная работа №5 по теме «Упрощение выражений». | 1 | ||
§-4. Площади и объемы (13 уроков) |
61 – 62 | 17. Формулы. | 2 |
63 – 64 | 18. Площадь. Формула площади прямоугольника. | 2 |
65 – 67 | 19. Единицы измерения площадей. | 3 |
68 - 69 | 20. Прямоугольный параллелепипед. | 2 |
70 – 72 | 21. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. | 3 |
73 | Контрольная работа №6 по теме «Площади и объемы». | 1 |
§-5. Обыкновенные дроби (24 урока) |
74 – 75 | 22. Окружность и круг. | 2 |
76 – 78 | 23. Доли. Обыкновенные дроби. | 3 |
III четверть (50 часов)
№ урока | Содержание учебного материала | Количество часов |
79 – 81 | 24. Сравнение дробей. | 3 |
82 – 84 | 25. Правильные и неправильные дроби. | 3 |
85 | Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные дроби». | 1 |
86 – 88 | 26. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 3 |
89 - 90 | 27. Деление и дроби. | 2 |
91 – 93 | 28. Смешанные числа. | 3 |
94 – 96 | 29. Сложение и вычитание смешанных чисел. | 3 |
97 | Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел». | 1 |
§-6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (15уроков) |
98 – 100 | 30. Десятичная запись дробных чисел. | 3 |
101 – 103 | 31. Сравнение десятичных дробей. | 3 |
104 – 108 | 32. Сложение и вычитание десятичных дробей. | 5 |
109 – 111 | 33. Приближенные значения чисел. Округление чисел. | 3 |
112 | Контрольная работа №9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». | 1 |
§-7. Умножение и деление десятичных дробей (27 уроков) |
113 – 116 | 34. Умножение десятичных дробей на натуральные числа. | 4 |
117 – 122 | 35. Деление десятичных дробей на натуральные числа. | 6 |
123 | Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число». | 1 |
124 – 129 | 36. Умножение десятичных дробей. | 6 |
IV четверть (40 часов)
№ урока | Содержание учебного материала | Количество часов | ||
130 – 135 | Деление десятичных дробей. | 6 | ||
136-138 | 37. Среднее арифметическое. | 3 | ||
139 | Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей». | 1 | ||
§-8. Инструменты для вычислений и измерений (17 уроков) | ||||
140 – 141 | 38. Микрокалькулятор. | 2 | ||
142 – 146 | 39. Проценты. | 5 |
147 | Контрольная работа №12 по теме «Проценты». | 1 |
148– 150 | 40. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. | 3 |
151– 154 | 41. Измерение углов. Транспортир. | 4 |
155 | 42. Круговые диаграммы. | 1 |
156 | Контрольная работа №13 по теме «Измерение углов». | 1 |
157– 164 165 166-169 170 | Итоговое повторение курса математики 5 класса. Итоговая контрольная работа №14. Защита проектов Заключительный урок | 8 1 4 1 |
Программное и учебно-методическое обеспечение
Учебная дисциплина | Программа, кем рекомендована и когда | Кол- во часов | Базовый учебник | Методическое обеспечение | Дидактическое обеспечение | Использование информационных ресурсов |
Математика, 5 | ✓ Государственной программой по математике для общеобразовательных учреждений Министерства образования Российской Федерации (Москва, «Просвещение», 2011 г.); ✓ программой планирование учебного материала Математика 5 – 6 классы / авт.-сост. В.И.Жохов (Москва. «Мнемозина», 2012г.) ✓ обязательным минимумом содержания образования и требованиями к уровню математической подготовки выпускников основной общеобразовательной школы (Москва, «Просвещение», 2012 г., «Мнемозина», 2012г.). | 5 часа в неделю 170 часа в год | Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чеснаков, С.И.Шварцбурд МАТЕМАТИКА – 5 М.: Мнемозина, 2014 | ✓ О.А.Холодова Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие Курс “РПС” – М.:Росткнига, 2012 ✓ Л.П.Попова В помощь школьному учителю – М.: ВАКО, 2013 ✓ Журнал “Математика в школе” | ✓ А.С.Чесноков, К.И.Нешков Дидактические материалы по математике для 5 класса средней школы. –М.: Просвещение, 2011. ✓ М.А.Попов Контрольные и самостоятельные работы по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я.Виленкина и др. –М.: Издательство “Экзамен”, 2011 ✓ С.С.Минаева, 30 тестов по математике: 5-7 классы.-М.: Издательство “Экзамен”, 2012 | ✓ CD-ROM «КиМ» Мир информатики; ✓ CD-ROM 5класс Математика. Тренажер к учебнику Н.Я.Виленкинва, В.И.Жохова, А.С.Чеснакова, С.И.Шварцбурга Новый учебный год ✓ CD-ROM 5 класс. Математика. Витаминный курс. Руссобит – М ✓ Приложение “Математика”, сайт www/prosv.ru (рубрика “Математика” |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...